Новруз

Новруз (Международный день Новруз, перс. «новый день») - праздник, знаменующий начало нового года по астрономическому солнечному календарю у тюркских и иранских народов. Является национальным, а не религиозным праздником. Новруз празднуют в день весеннего равноденствия 21 марта.

Новруз начали отмечать еще в дописьменный период развития человечества. Праздник официально был признан во времена Ахеменидской империи и стал одним из религиозных праздников Зороастризма. Новруз отмечается и сегодня, даже принятие Ислама не искоренило его.

На Ближнем Востоке празднуют Новруз те народы, которые населяли территорию до прихода мусульманской религии. В календаре арабов этого праздника нет. На сегодняшний день в Сирии Новруз под запретом, как и в Турции с 1925 по 1991 год.

30 сентября 2009 году Новруз был внесен в Репрезентативный список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.

Современное значение

В Средней и Передней Азии сохранились традиции празднования Новруза. У разных народов этот праздник получил свое название.

Азербайджанцы называют его Novruz, персы‎ - Now ruz, у народов пушту - Naw wraz, таджики именуют его Навруз, узбеки - Навруз, Navroʻz, от представителей крымско-татарских народностей можно услышать Navrez/Наврез, турки именуют Nevruz, киргизы - Нооруз.

В Афганистане и Иране 21 марта считается официальным началом нового года по астрономическому солнечному календарю. В Азербайджане, Албании, Киргизии, Македонии, Таджикистане, Туркменистане и Турции 21 марта - государственный праздник.

В Казахстане Новруз отмечают с 21 по 23 марта. Раньше жители Казахстана называли этот праздник Великим днем улуса.

Считается, что чем щедрее Новруз, тем благополучнее будет весь год. В некоторых регионах России (Башкортостан, Дагестан, Татарстан и другие) 21 марта - красный день календаря. Новруз имеет статус официального праздника в некоторых регионах Индии, Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая, а также в Курдистане (Ирак).

В календаре бахаи Новруз считается началом года.

В Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО было включено 76 элементов нематериального наследия (вместе с Новрузом). Решение о добавлении этих 76 элементов было принято 24 государствами-участниками Межправительственного комитета по сохранению нематериального наследия.

На 64-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, которая прошла 19 февраля 2010 года, была принята резолюция о «Международном дне Новруз», в соответствии с которой:

  • 21 марта считается Международным днем Новруз;
  • приветствуются все действия, направленные на сохранение и развитие культуры празднования Новруз;
  • всячески оказывается поддержка государствам-участникам в популяризации праздника и организации ежегодных мероприятий;
  • страны, в которых отмечается Новруз на государственном уровне, призваны изучать и распространять традиции и знания о наследии Новруза в международном сообществе;
  • все заинтересованные страны-члены ООН принимают участие в мероприятиях, связанных с проведением праздника.
  • История

    В иранском календаре Новруз является первым листом, началом весны и соответствует дню Ормазд месяца Фарвардин, который приходится примерно на 21 марта. Новруз - это день равноденствия, то есть равенства дня и ночи, начала роста и процветания всего живого.

    В Иране гуляние затягивается на 13 дней, причем первые 5 дней отводятся для встречи Новруза и визитов к родным и близким людям. 9-й день праздника называют Шахръяран-Навруз («шахский Навруз»), а 13-й получил название Сенздах-бедар («13-е вне дома»).

    История Новруза уходит своими корнями в период правления Шаха Джамшида (что и объясняет еще одно название праздника - «Джамшиди Навруз», а также на этот день приходится коронация Шахов). Об этом говорится в поэме «Шахнамэ».

    Первое упоминание слова «Новруз» в письменных источниках датируется II веком новой эры, однако само событие отмечалось намного раньше (648—330 годы до нашей эры). Правителю преподносились дары.

    «...словно Солнце небесных высот,
    Сиял повелитель прославленный тот.
    Сходился народ на его торжество,
    Дивился величью царя своего.
    Джамшида, осыпав алмазным дождем,
    Назвали тот радостный день Новым днем.
    То день был Ормазд, месяц был - Фарвардин.
    Забыв о заботах, не помня кручин,
    Под говор струны, за ковшами вина,
    Вся знать пировала, веселья полна.
    И люди тот праздник святой сберегли,
    Как память о древних владыках земли».

    В Азербайджане существовала традиция зажигать костер («тонгал»), через который нужно было перепрыгнуть 7 раз.

    Празднование было проведено в 2010 году в городе Дангара (Таджикистан), в 2011 году - в Тегеране (Иран), а в 2013 году - в Ашхабаде (Туркмения).

    Новруз

    Происхождение праздника неизвестно. Если верить иранской легенде, в этот день был погребен герой по имени Сиявуш, убитый Афрасиябом. Эта легенда подробно описана в «Шах-Намэ» Фирдоуси. А. Набиев пишет: «Из дошедших до нас источников явствует, что день похорон Сиявуша был назван "Новруз" и ежегодно отмечается как праздничный...»

    Новруз – мистический праздник, ведь в этот день древние индоарии поклонялись душам своих усопших родственников. Со временем праздник становится одним из ключевых в религии Ирана. 1 из 7 самых важных праздников зороастрийцев «совпадал с концом зимы и преддверием весны и переходил в праздник поминания душ предков (Новруз). Он приходился на ночь накануне весеннего равноденствия».

    По мнению ученых, в частности М. Бойс, этот праздник зороастрийцы называли днем огня. Древние предки поклонялись этой стихии и считали, что огонь придает им жизненную силу: «Зороастр приурочил этот праздник к весеннему равноденствию, использовав по-видимому, древнее празднование наступления весны, которое посвятил Аша-Вахишта ("Лучшей праведности") и огню. Этот праздник возвещает наступление ахуровского времени года - лета - и отмечает ежегодное поражение Злого Духа. По зороастрийским обычаям, в полдень Нового дня приветствовали возвращение из-под земли полуденного духа Рапитвина, несущего тепло и свет. После этого духу Рапитвина ежедневно поклоняются в отведенное ему полуденное время, которое сейчас называется "Рапитва" и призывают в молитвах Аша-Вахишта в течение всего лета».

    В Сасанидский и Ахменидский периоды в храмах совершалось поклонение огню. По традиции, древние иранские правители принимали от своего народа дары, а по всему поселению разводились праздничные костры (даже на крышах домов). Зажженные свечи расставляли по всему дому, после чего семья становилась вокруг костра и исполняла традиционные песни. Приготовление к празднику начинается задолго до его наступления.

    Похожие традиции сохранились среди народов Средней Азии и Ирана. Негмати А. Н. пишет, что среди жителей Самарканда и окрестных деревень принято торжественно отмечать последний вторник перед новым годом. В этот день исполняются фольклорные песни, зажигаются праздничные огни, люди собираются у костра и купаются в водоемах.

    Вечером зажиточные семьи приглашают в гости бедных людей и угощают их праздничным ужином. Прыжки через костры символизируют поиск защиты от злых духов, пожелание хорошего урожая и благополучия. Через костер прыгают все, даже женщины с грудными детьми, ведь, согласно верованиям, это сулит избавление от напастей и бед.

    В современном мире сохранились и другие признаки праздника. Зороастрийцы наполняли емкости пшеном вперемешку с водой, затем ставили их в укромное место для того, чтобы зерно проросло. Такую традицию соблюдают азербайджанцы, иракцы и среднеазиаты.

    Зороастрийцы обязательно ставили на стол яйца, которые символизировали собой зарождение новой жизни, и сладости. Так делают и сегодня.

    Новруз имеет доисламские корни. Историческое прошлое праздника полностью противоречит мусульманским традициям, так как имеет зороастрийские и языческие корни. У мусульман под строжайшим запретом находится поклонение кому-либо или чему-либо, кроме единого бога.

    Подготовка к празднованию

    В преддверии нового года надо убрать в доме и вокруг своего дома, а также вернуть все долги.

    Исполняются традиционные ритуалы, известные под названием хафт син и хафт шин. Они состоят из 7-ми элементов, которые начинаются буквами С (в ритуале хафт сина) и Ш (в хафт шина).

    Праздничный стол не обходился без круглых лепешек из пшеницы, кукурузы, ячменя, риса, гороха, чечевицы, бобов или кунжута. Одно из самых популярных блюд - сумаляк, приготовленный из пророщенных зерен пшеницы. Обязательны на столе блюда, приготовленные из 7-ми продуктов, преимущественно растительного происхождения.

    На праздничном столе в Казахстане можно увидеть блюдо «наурыз коже», приготовленное из 7-ми ингредиентов. Когда поздравляют, то обычно говорят такие слова: «Поздравляю с праздником Наурыз! Пусть будет много белого (молока)». А тот, кто принимает поздравления, должен ответить: «И тебе того же!»

    В казахском племени Младший жуз Наурыз начинают праздновать 14 марта. Называется он «амал», именно так, как в арабско-персидском наречии звучит название месяца марта. Традиционно в этот период принято пожимать друг другу руки и произносить: «Счастливого года!»

    В Азербайджане жители желают друг другу счастливого праздника. Стол обычно уставлен большим количеством сладостей, таких как пахлава, шекербура и прочее.

    Празднование Новруза у татар Астраханского края начинается с 14 марта, и называется он «амиль».

    Традиционным праздничным блюдом узбеков является сумалак. В поздравлениях звучат пожелания счастья.

    «Навруз муборак бод!», - такие слова говорят в Таджикистане, что означает: «С праздником Новруз!» На праздничном столе нет обычных блюд. Вся пища должна состоять из 7-ми блюд, название которых начинается буквой «с» (сирке, сипанд, суманак, сабзи, сэмени и другие). Кроме яств, на стол ставят зеркало, крашеные яйца и свечи. Свеча символизирует свет, огонь, который защищает человека, яйцо, поставленное на зеркало - символ завершения старого года и наступления нового.

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    *

    О проекте

    Самтулана - помощь в достижении долголетия, омоложения и самоосознания.

    Нам не интересно, что именно вы считаете важным в своей жизни и не собираемся менять ваши убеждения посредством какой либо проповеди или догм. Мы лишь заинтересованы в том, чтобы помочь вам достичь максимума счастья и полноты жизни. Для этого есть много разных путей и только вам выбирать по какому из них идти - лишь бы вы шли по нему как можно более эффективно!

    Подписка