Почему так важен энтузиазм в саморазвитии?

Почему так важен энтузиазм в саморазвитии?

Вирактас чентрийа-ратау
Бхакти-йогена бхуйаса
Там нирантара-бхавена
Бхаджетаддха вимуктайе

«Если человек искренне стремится к освобождению, он должен посвятить себя трансцендентному любовному служению и, достигнув высшей стадии экстаза, постоянно пребывать в этом состоянии. Само собой разумеется, что он должен воздерживаться от любых чувственных наслаждений».
Шримад-Бхагаватам 4.8.61.

Энтузиазм приводит к успеху

Изучая врагов ума, мы должны определить, каким образом они нападают и как нам уберечься от их атак. Еще важнее определить, как погасить атаку в корне, когда она еще не началась. Утсаха, энтузиазм, играет важную роль в нашей защите и освобождении от препятствий, которые вредят нашему уму в процессе преданного служения. Рассмотрим эту тему со всех точек зрения, чтобы понять, что пробуждает энтузиазм, что препятствует его развитию, что происходит, когда он есть, и что происходит, когда его нет.

Какой бы успех мы не взяли, будь то духовный или мирской, мы увидим определенную связь между энтузиазмом, терпением, убежденностью и решимостью. Все эти качества, безусловно, духовны по природе. И наоборот, если мы рассмотрим духовную или мирскую неудачу, то заметим там постоянное отсутствие энтузиазма. Великие святые и преданные, такие как Шрила Рупа Госвами, называют энтузиазм одним из первых принципов, которые помогут нам предаться Господу. Почему энтузиазм играет столь важную роль? Ответ напрашивается сам собой, ибо всем нам известно, что происходит, когда нет энтузиазма. Чувства начинают требовать большего, и враги ума, такие как кама (похоть), кродха (гнев), лобха (жадность), моха (иллюзия), матсарйа (зависть) и мада (безумие) начинают нападать на нас. Но не только эти шесть врагов разрушают нас – их близкие товарищи приходят им на помощь: мана (гордыня), бхайа (страх), шока (сетования) и вишада (депрессии). Каждый из этих врагов может проникнуть в наш ум и захватить наше сознание, особенно когда у нас не хватает энтузиазма. Это должно помочь нам увидеть силу энтузиазма, поскольку энтузиазм укрепляет нашу духовную имунную систему и дает единственную в своем роде защиту. Когда мы горим энтузиазмом, нам легче быть внимательными и благодарными; у нас появляется больше краткосрочных и долгосрочных задач и, что самое важное, у нас развивается мощный внутренний диалог. Когда энтузиазм угасает, нарушается наш душевный покой, поскольку у нас уже нет сил противостоять этим атакам.

[…]

Цитаты из писаний и изречения мудрецов о Вегетарианстве. Индуизм

Цитаты из писаний и изречения мудрецов о Вегетарианстве. Индуизм

«Величие нации и степень ее духовного развития можно определить по тому, как эта нация обращается с животными».
Махатма Ганди

«Все на свете взаимосвязано. Все, что случается с животными, может произойти и с человеком».
Индира Ганди

«Жестокий грешник, который поддерживает собственное существование ценой жизни других тварей, заслуживает смерти ради его же собственной вечной жизни, иначе ему придется пожать плоды своих прегрешений».
«Шримад-Бхагаватам» 1.7.37

[…]

Какое значение Дзэн имеет в современном мире?

В настоящее время Дзэн нашел неожиданный отклик в различных сферах западной культуры: в музыке, живописи, литературе, языкознании, религии, философии и психоанализе. Но в связи с тем, что в большинстве случаев он представлен в ложном свете или неверно истолкован, я попытаюсь вкратце объяснить, насколько позволяет язык, к чему стремится Дзэн и какое значение он имеет в современном мире, и, надеюсь, спасти Дзэн от слишком абсурдной карикатуризации. В начале я хотел бы упомянуть о некоем литературном движении, зародившемся на Западном побережье Америки. Я не имею непосредственного контакта с его представителями, и поэтому у меня нет никакого права судить о нем. Но из того, что говорят о нем некоторые критики, можно отчасти понять, что происходит в умах этих писателей. Восточная поговорка гласит: «Даже один опавший лист говорит нам о том, что наступила осень». Нельзя ли мне в таком случае принять литературное течение в Сан-Франциско за опавший лист, предвещающий возможную перемену в психологическом климате западной культуры? Может быть, я беру на себя слишком много, пусть читатель сам судит. Я приведу выдержку из лондонской газеты «Санди Таймс» от 15 июня 1958 г, где сообщается о собрании «Потерянного поколения» или «Сан-Францисской группы возрождения», состоявшемся в пригороде Сан-Франциско, и где, в частности, говорится, что группа писателей, поэтов, художников и музыкантов состоит, скорее, из интеллектуальных спекулянтов, чем из художников. Может быть, то предвестники нового духовного чувства, которое еще нуждается в определенном объяснении, а «может быть, это просто отбросы системы народного образования... Дзэн-Буддизм их настольная книга, их Библия». Некоторые американские газеты также упоминают об этой странной группе людей, считающих себя последователями Дзэна, хотя американцы, кажется, не так критичны, как англичане. Цитирую мнение другого английского органа печати: «Этих писателей повсюду преследуют видения Апокалипсиса, и они не знают, как на это реагировать... Они ищут убежища в бесконечном витализме... Сама жизнь сводится, в их понимании, к долгому путешествию, прерывающемуся вечеринками, получасовыми оргиями, мелкими правонарушениями, деланным отсутствием логики... Они носятся повсюду, как зайцы по аэродрому. Огромные машины повседневной жизни взлетают и приземляются, не обращая на них никакого внимания, а они, в свою очередь, ослепленные шумом и светом, больше озабочены беготней, чем стремлением прибежать куда-либо».

[…]

Руководство к поведению человека

Руководство к поведению человека

Нравственность - основа садханы (духовной практики). Необходимо, однако, помнить, что нравственность или хорошее поведение - не конечная точка духовного продвижения. Один моралист может показывать пример другим моралистам, но для садхака (духовного искателя) это даже не предмет, заслуживающий особого упоминания, поскольку это и так само собой разумеется. Садхана с самого начала требует душевного равновесия. Это состояние душевной гармонии может также быть названо нравственностью.

Люди часто говорят: «Я не следую ни религии, ни ритуалам; я привержен правде, я не причиняю никому вреда и не говорю лжи. Вот все, что нужно: не надо ничего больше делать и нечему больше учиться». Необходимо четко понимать, что нравственность - это всего лишь усилие вести добродетельную жизнь.

Правильнее будет определить нравственность как силу скорее динамическую, нежели статическую, ибо равновесие во внешних сферах жизни поддерживается беспрерывной борьбой со всеми противоположными идеями. Это не просто равновесие между внутренним и внешним. Если разум выходит из равновесия под давлением внешних искушений и если баланс разума в данный момент сильно нарушен, то, вероятно, сила внутреннего противодействия ослабнет; в результате внешнее равновесие, являющееся зримым проявлением нравственности человека, может исчезнуть в любой момент.

[…]

Зачем нужен личный духовный наставник?

Зачем нужен личный духовный наставник?

Гуру - кто это?

Гуру - это слово на санскрите, означающее «тот, кто просветляет». Того, кто предлагает просветление, называют гуру. Исходя из моего собственного внутреннего осознания я хочу сказать, что существует только один настоящий Гуру и это - Всевышний. Никакой человек не является настоящим гуру. Но, несмотря на то, что только Всевышний является подлинным Гуру, здесь, на Земле, мы дорожим временем. Если мы находим кого-нибудь, кто может помочь нам на пути к просветлению, мы принимаем его помощь и можем называть его своим гуру.

Духовный учитель, или гуру, подобен старшему ребенку в семье, а ищущие подобны его младшим духовным братьям и сестрам. Духовные учителя рассказывают и показывают своим младшим братьям и сестрам, где находится их Отец, Абсолютный Гуру. Настоящий Гуру - не в бескрайнем голубом небе. Он в самой глубине нашего сердца. Вы можете спросить: «Если Он в нашем сердце, тогда почему нам нужно обращаться к чьей-то помощи, чтобы найти Его?» Хотя это бесценное сокровище находится в нашем сердце, мы не можем увидеть или почувствовать его, поэтому мы нуждаемся в помощи. Один из наших друзей, которого мы называем своим гуру или духовным учителем, приходит к нам и учит нас, как отыскать наше собственное сокровище.

Не обязательно иметь живого гуру, но это, конечно, желательно. Вы знаете, что цель существует, и вы хотите достичь эту цель. Если вы мудры, вы примете помощь от того, кто может показать вам самый легкий, безопасный и эффективный путь к цели. Если вы хотите затратить сотни и тысячи лет на то, чтобы осознать Бога, вам не нужен духовный учитель. Но если вы хотите достичь цели как можно быстрое, тогда, естественно, он необходим.

[…]

8 основных качеств духовного учителя

8 основных качеств духовного учителя

«Духовный учитель никогда не скажет: "Я Бог". Духовный учитель говорит: "Я слуга Бога"». В выступлении перед студентами Стокгольмского университета в сентябре 1973 г. Шрила Прабхупада описывает 8 основных качеств, которыми, согласно ведическим писаниям, должен обладать истинный духовный учитель. Знакомство с ними позволит нам отличить святых от шарлатанов.

Чтобы встать на путь духовной жизни, необходимы два условия. Как учил Шри Чайтанья Махапрабху, мы нуждаемся, с одной стороны, в милости Верховного Господа, а с другой - в милости духовного учителя:

брахманда бхрамите кона бхагйаван джива
гуру-кршна-прасаде пайа бхакти-лата-биджа

Живые существа скитаются по вселенной, меняя свои тела, переселяясь из одного тела в другое, из одного места в другое, с одной планеты на другую. Брахманда бхрамите: они движутся по кругу в материальной вселенной. Наука о том, как вечная душа переселяется из одного тела в другое и как переносится с одной планеты на другую, неизвестна современным просветителям. Но мы объясняем ее в нашей книге «Легкое путешествие на другие планеты». Если у вас есть гуру, он сможет вам помочь перенестись с этой планеты прямо в духовное небо, Вайкунтхалоку, где находится бесчисленное множество духовных планет. Высшая планета в духовном небе - это планета Кришны, называемая Голокой Вриндаваной. И Движение сознания Кришны учит, как можно перенестись прямо на планету Голока Вриндавана, на Кришналоку. Это наша цель. В чем разница между материальным миром и духовным? В том, что в материальном мире, хотя вы сами вечны, вам приходится менять свое тело.

Аджо нитйах шашвато 'йам пурано на ханйате ханйамане шарире.

[…]

Медитация - практическое средство решения всех проблем

Медитация – практическое средство решения всех проблем

До тех пор, пока ваше сердце остается вечно-поднимающимся пламенем - устремленностью, не имеет значение, каковы ваши слабости.

Практична ли медитация?

Мы говорим, что кто-то практичен, если он поступает правильно в нужный момент в своей внешней жизни. Он думает и действует так, что другие не могут обмануть его и его внешняя жизнь проходит гладко. Но независимо от того, насколько умными, насколько искренними или насколько сознательными мы являемся, бывают моменты, когда мы теряемся во внешней жизни. Мы не знаем, что сказать. Мы не знаем, что делать. Мы не знаем, как себя вести. Или же, несмотря на то, что мы говорим и поступаем правильно, все идет не так, как надо. Мы не знаем, как справиться с нашим внешним бытием, мы не можем справиться с нашей жизнью. Мы искренне хотим что-то сделать или кем-то стать, но не можем это сделать.

Почему это происходит? Это происходит потому, что наши внешние возможности всегда ограничены нашим ограниченным внутренним знанием. Но если мы практичны во внутренней жизни, другими словами, если мы молимся и медитируем, то мы будем обладать безграничным внутренним знанием. Тот, кто обладает внутренним знанием, имеет свободный доступ к бесконечной истине и вечно длящейся радости и он может легко управлять своей внешней жизнью.

Внутренняя жизнь постоянно несет весть об истине и Боге. Где есть истина, есть семя. Давайте позволим семени расти и стать деревом. Когда дерево принесет плоды, мы увидим способности внутреннего мира проявляться во внешнем. Мы всегда растем изнутри, а не извне.

[…]

Дзэн-Буддизм указывает путь от рабства к свободе

Дзэн является искусством познания высшей природы человека, указывающим путь от рабства к свободе. Заставив нас пить прямо из родника жизни, он освобождает нас от всех оков, которые обычно связывают нас, смертных, в этом мире. Мы можем сказать, что Дзэн активизирует все силы, которыми естественно наделен каждый из нас и которые в обычных условиях подавлены и изуродованы до такой степени, что они не могут найти подходящего канала для своего проявления. Наше тело есть нечто, напоминающее электрическую батарею, в которой потенциально скрыта таинственная сила. Когда эта сила не находит должного применения, она либо грубеет и увядает, либо принимает уродливые формы выражения. Поэтому цель Дзэна - спасти нас от сумасшествия и уродства. Под свободой я подразумеваю свободную игру всех творческих и благородных импульсов, являющихся врожденными свойствами наших сердец. Обычно мы настолько слепы, что не видим того факта, что обладаем всеми необходимыми качествами, чтобы стать счастливыми и любить друг друга. Вся борьба, которую мы видим вокруг себя, является следствием такого неведения. Поэтому Дзэн желает, чтобы мы открыли «третий глаз», как его называют буддисты, и увидели новые горизонты, о которых мы раньше не могли мечтать и которые скрыты от нас вследствие нашего собственного неведения. Когда облако неведения рассеивается, открываются безграничные просторы неба, и мы впервые познаем природу своего собственного существа. Тогда нам становится ясным смысл жизни, она перестает быть слепым проявлением грубых сил. Несмотря на то что нам точно неизвестна конечная цель жизни, в ней появляется нечто такое, что приносит нам безграничное блаженство и совершенный покой на протяжении всей ее эволюции, причем отпадают все вопросы и пессимистические сомнения. Пока мы еще преисполнены жизненной энергии, но при этом не пробуждены для познания жизни, мы не осознаем всей серьезности жизненных конфликтов. Но рано или поздно настанет время, когда мы должны будем заглянуть ей прямо в лицо и решить ее самые неотложные и сложные задачи. Учитель Конфуций говорит: «В пятнадцать лет мой разум был направлен на изучение, а в тридцать знал, где искать истину». Это одно из мудрейших изречений китайского мыслителя. Психологи согласятся с этим утверждением, так как обычно приблизительно в пятнадцать лет юноша начинает серьезно наблюдать жизнь, пытаясь постичь ее. Все духовные силы, ранее скрывавшиеся в тайниках его подсознания, вырываются наружу почти одновременно.

[…]

Аюрведическое лечение болезней. Нарушения при практике кундалини

Аюрведическое лечение болезней. Нарушения при практике кундалини

Кундалини - это основная энергия астрального тела. У большинства из нас она пребывает в спящем состоянии у основания позвоночника. Лишь небольшая ее часть остается активной для поддержания нервной деятельности. Кундалини можно пробудить при помощи пранаямы, мантр, медитативных техник или наркотических веществ. На ее пробуждение влияют и кармические причины. Многие наркотические вещества стимулируют кундалини, но не могут пробудить ее в полной мере.

Способствуют поднятию кундалини многие из аюрведических средств, повышающих оджас, например гхи и ашваганда. Кундалини стимулируют аир и камфора (ее принимают внутрь в очень малых дозах). Хорошее действие оказывает также макарадхвадж, принимаемый с молоком.

Одна из ступеней на пути духовного развития состоит в пробуждении кундалини и поднятии ее вверх по позвоночнику, что способствует раскрытию космического сознания. Некоторые системы духовного развития обходят вопрос о кундалини стороной или рассматривают ее как силу иллюзии, взаимодействия с которой лучше избегать.

Пробуждение кундалини не всегда благотворно. Искусственное или преждевременное ее пробуждение может привести к «перегоранию» нервной системы и другим состояниям высокой ваты или питты, сопровождающимся галлюцинациями и ложными представлениями.

[…]

Как влияет на нас внутренний диалог?

Как влияет на нас внутренний диалог?

Тенасйа тадришам раджал
Лингино деха-самбхавам
Шраддхатсвананубхуто ртхо
На манах спраштум архати

«Итак, дорогой царь, всевозможные мысли и образы, которые возникают в уме живого существа, покрытого оболочкой тонкого тела, тянутся за ним из предыдущей жизни. Не сомневайся в истинности моих слов. В нашем уме не может возникнуть того, с чем мы не сталкивались в прошлых жизнях».
«Шримад-Бхагаватам», песнь четвертая

Не обманывайтесь внешними проявлениями

Все мы вовлечены в бесконечный внутренний диалог, который звучит у нас внутри. Источником его являются наши жизненные впечатления вкупе с определенным образом мыслей, который мы развили. Люди, которых мы встречаем в жизни, дают нам те или иные обозначения, которые мы с радостью подхватываем и даже не стесняемся выставить напоказ. В результате мы поддерживаем эти постоянные внутренние разговоры, которые все время диктуют нам, что говорить в ответ и как себя вести. Этот внутренний диалог играет очень важную роль в нашей жизни, поскольку внешнее поведение отражает лишь малую толику нашего истинного «Я». Как мы знаем, во время большинства бесед сами по себе слова нашего собеседника лишь на 7% доводят до нас его мысль. Большую роль (38%) играют его голос, интенсивность произносимых слов, а также эмоциональная окраска и прочие звуки, и 55% занимает невербальная связь: мимика и телодвижения.

[…]

О проекте

Самтулана - помощь в достижении долголетия, омоложения и самоосознания.

Нам не интересно, что именно вы считаете важным в своей жизни и не собираемся менять ваши убеждения посредством какой либо проповеди или догм. Мы лишь заинтересованы в том, чтобы помочь вам достичь максимума счастья и полноты жизни. Для этого есть много разных путей и только вам выбирать по какому из них идти - лишь бы вы шли по нему как можно более эффективно!

Подписка