Зачем принимать науку о внимательности ближе к сердцу? Мне хотелось бы поделиться несколькими строками из моей книги «Нищий», части второй, озаглавленной «Хорошо, мой милый, хорошо». Этим я хочу помочь вам принять науку о внимательности ближе к сердцу. Мы хотим теснее связаться с трансцендентным, чтобы нарастающая деградация и противоречия в мировых сообществах не так сильно беспокоили нас. Внимательность – это мощное оружие, которым мы хотим поделиться с вами; оно поможет вам выжить духовно и даже обеспечит материальную стабильность.

В этих молитвенных историях повествуется, как преданный старается быть внимательным и в награду слышит слова одобрения от объекта своей любви. Когда те, кто дорог нам, делают что-то хорошее, мы хотим, чтобы они увидели свои заслуги. Нам радостно, что своими поступками они делают свою жизнь светлей, что, в свою очередь, помогает нам стать частью их победы. Если кто-то нам безразличен, мы можем даже не заметить их замечательных дел и долго еще не решимся выразить свое восхищение. Но когда нам не все равно, мы порадуемся, что поступки наших любимых в конечном итоге благоприятно скажутся на их собственном благополучии. Мы чувствуем своего рода удовлетворение, зная, что их поведение принесет благоприятный результат.

Сегодня я старался внимательно дышать. Вдыхая, я представлял, что вместе с воздухом в меня входят любовь, безмятежность, знание и блаженство. Вместе с выдыхаемым воздухом я отпускал похоть, гнев, страх и печаль. Когда я возвратился в храм и взглянул на Твое изображение, я увидел, как Ты улыбнулся мне, и услышал Твои слова: «Хорошо, мой милый, хорошо».

Вдох - это то, что мы делаем каждый день, каждую секунду. Оцените, какого уровня внимательности мы можем достичь, если простой вдох станет стимулом для возвышения нашего сознания и наполнения его большей безмятежностью, любовью, знанием и блаженством. Более того, здесь мы можем отпустить все негативные моменты, которые часто носим с собой, такие как печаль, страхи, кошмары и тревоги. Несмотря на то, что они время от времени нападают на нас, мы можем, в действительности, избавиться от них. Обретая больше любви, безмятежности, знания и блаженства, мы можем в то же самое время избавляться от болезненных эмоций.

Сегодня, выйдя на улицу, я старался внимательно ходить. Я гулял несколько часов, я проходил мимо множества людей и видел столько разных вещей. Порой мне надо было пропустить машину, обойти злую собаку или препятствия на дороге. Несмотря на эти опасности, я чувствовал, как светит солнце, наполняя мое тело живительной энергией, и как птицы своим щебетом подбадривают меня и вдохновляют на продвижение к цели. Вечером, возвратившись в храм, я взглянул на Твое изображение и увидел, как Ты улыбаешься, и услышал Твой голос: «Хорошо, мой милый, хорошо».

Каждый день мы не только дышим, но и ходим. Конечно, бывают дни, когда мы больше ездим на машине или сидим за письменным столом, и не выходим даже для того, чтобы открыть ворота гаража, управляя ими с дистанционного пульта. Но, надеюсь, время от времени все вы вспоминаете о прогулках, польза от которых особенно заметна в нашу механизированную эпоху. Давайте превратим свои прогулки в своего рода медитацию и так укрепим свою преданность. Мы можем размышлять, как солнечные лучи оживляют тело и сознание, и пение птиц вдохновляет нас на пути к нашей цели. Мы можем так необычно взглянуть на окружающий мир, что он станет опорой нашей преданности и нашего сознания Бога.

Сегодня я старался внимательно говорить. Я тщательно следил за тем, чтобы ни одно мое слово никого не задело. Я представил, что каждое слово сбрасывает на другую душу либо цветочные лепестки, либо булыжники. Слова преданности подобны цветам, которые служат благополучию другого и прославляют его бытие. Грубые или неосторожные слова сродни булыжникам, которые я кидаю на головы других. С кем бы я ни встречался, я говорил только о том, что связано с преданностью. Поэтому я чувствовал бесконечную радость, размышляя о моих славных попутчиках в этой жизни. Позже, когда я вернулся в храм, Ты улыбнулся и снова промолвил: «Хорошо, мой милый, хорошо».

Мы все так много говорим, но иногда наши разговоры превращаются в бесконечные пересуды, и мы теряем ощущение осмысленности в своих жизнях. Праздные разговоры и сплетни кончаются бездумными поступками. Порой нам встречаются люди, которые стараются говорить обдуманно, а порой – те, кто просто хочет обрушить на нас поток бесполезной болтовни. Нам следует найти способы, как возвысить наши беседы, чтобы они не иссушили наше сознание.

Взгляните на влияние негативных или позитивных разговоров, в которых ваш собеседник, либо кидает в вас кирпичи, либо осыпает благоуханными цветами, прославляя таким образом само ваше существование. Наши грубые или необдуманные слова подобны острым кирпичам, которые наносят раны и вызывают неприятную тревогу. Поэтому, когда мы говорим, мы должны быть очень внимательны. Ласковые, правдивые, откровенные и сострадательные речи в действительности прославляют и воспевают существование другого человека. С другой стороны, когда мы говорим грубо или позволяем другим говорить грубо с нами, мы вовлекаемся в своего рода битву и используем эти тяжелые булыжники, как оружие.

Если нам не безразличен человек (а безразличных для нас быть не должно), мы захотим почтить его присутствие, не позволяя себе портить ему жизнь своими грубостями. Будьте внимательны, чтобы не обижать других своими словами. Слова обладают огромной силой и оказывают немалое влияние на окружение. Слова могут стать как источником вдохновения для других, так и разрушительным оружием. Только представьте себе яркое впечатление от речей, состоящих из добрых и сострадательных слов, исполненных преданности. Когда вы славите других и радуетесь их существованию, вам непременно передастся радость от тех удивительных людей, к которым вы проявили уважение и которые, тем самым, стали частью вашей жизни. Ваши добрые слова эхом отзовутся в вашем сознании и помогут вам стать еще более замечательным проводником божественности.

Сегодня я старался внимательно слушать. Я задумался над тем, как разговор является своего рода призывом заняться той или иной деятельностью или перенять то или иное умонастроение. Я решил участвовать только в деятельности, которой занимаются преданные, и размышлять только над темами, связанными с преданностью. Таким образом, когда начинались беседы, которые не побуждали меня заниматься деятельностью преданных или размышлять о преданности, я извинялся и уходил.

Я даже изменил привычный ритм жизни, чтобы откликнуться на зов тех, кто приглашал меня прославлять духовных учителей, святых людей и Божественную Чету. И я сознательно покинул тех, кто пытался увести меня от Их любви и покровительства. Когда я вернулся в храм, я увидел, как Ты улыбаешься с картинки и говоришь: «Хорошо, мой милый, хорошо».

Когда мы станем такими внимательными, нам удастся ослабить силу ума и оставаться в самадхи практически постоянно. Жизнь всегда в наших руках; это одно из ярких качеств воина. В некоторых видах искусств способность владеть умом определяет уровень мастерства. Лучшие спортсмены и просто люди, у которых есть шакти, сила и честность, не позволяют окружающей среде легко увлечь себя; напротив, они используют окружающую среду для того, чтобы упрочить свои достижения.

Внимательное слушание нужно нам для того, чтобы все время оставаться настороже и свести, таким образом, отвлекающие влияния к минимуму. Те, кто не может обуздывать свой ум, окажутся один на один со слабым интеллектом и станут рабами своих страстей и чувств. Они буквально станут жертвами общественных предрассудков. Нет необходимости в сложных догмах и ритуалах - просто оставаясь внимательными, мы достигнем более глубоких откровений и приключений в своих жизнях.

Если мы остаемся в греховном окружении, где люди лишены честности и принципиальности, такое негативное общение повлияет на человека и на грубом, и на тонком плане, поскольку мы не изолированы от остального мира. Мы являемся продуктом наследственности, окружения и общественных событий, которые формируют наши ощущения. Даже окружающая среда влияет на нас тонким образом, не останавливаясь ни на миг. Слушая богохульство, сплетни и грубости, мы наполняем этими речами свое сознание, а так нам становится еще сложнее прийти к божественности.

Разговор – это, на самом деле, одно из искушений: он никогда не бывает безобидным. В любом общении вы что-то отдаете и что-то принимаете. Лишь немногие понимают это, и, как следствие, просто отдаются во власть окружающей обстановки, не осознавая ее пагубных влияний. Каким бы ни было наше общение - деловым, общественным, политическим, образовательным или просто дружеским, - это всегда приглашение участвовать в определенном виде взаимоотношений. Ваши поступки и слова приглашают других взаимодействовать с вами в определенном ключе, и точно так же вы воспринимаете слова других.

Сегодня за завтраком я старался внимательно есть. Прежде всего, я подумал о своих замечательных учениках, которые добросовестно приготовили еду для удовольствия Господа и меня. Они всегда готовят во время, в чистом духовном сознании и благоприятной атмосфере. Ясно представив себе их служение, я стал размышлять о том, как эти блюда были с любовью и молитвами предложены Верховному Господу и как затем остатки со стола Господа раздавали всем.

Прожевывая каждый кусочек, я вспоминал, что все блюда теперь духовно заряжены, и мое тело, пока я ем, наполняется живительной духовной пищей. Затем я подумал, что каждое зернышко, каждая крошка наделяет меня силой, чтобы я смог увеличить качество и количество своих медитаций и служения. Отдав должное этому духовному пиру, я пошел в храм и увидел там Тебя. На Твоем лице снова играла улыбка, и Ты сказал мне: «Хорошо, мой милый, хорошо».

Развив в своей деятельности большую ментальную силу, мы увидим множество чудес, которые в обычном нашем состоянии остаются для нас незаметными. Внимательность позволит нам увеличить качество и иногда даже количество наших достижений. Разного рода недоразумения, которые мы привыкли принимать близко к сердцу, больше не станут отвлекать нас. В конце концов Мы не позволим этим изъянам подавлять нас. Стараясь быть внимательными, мы естественным образом будем чувствовать благодарность вопреки множеству обстоятельств в нашей жизни. Благодарность принесет больше благословений и поможет нам еще более искренне сказать этим благословениям «спасибо».

Благодаря внимательному принятию пищи, мы можем получить от еды больше пользы. Умонастроение, в котором мы едим, влияет на все тело. Чтобы получить наибольшее благо от еды, мы должны принимать правильную пищу, в правильном сознании, правильным образом и в правильном месте. И наоборот, когда люди едят неправильную пищу в спешке и в неправильном месте, их сознание и здоровье слабнут. Люди привыкли объедаться пищей быстрого приготовления в забегаловках в неблагоприятное время, что просто сводит их в могилу. Учитывая эти факты, не нужно удивляться распространенности таких заболеваний, как язва и диспепсия (несварение желудка). С другой стороны, развив внимательность, мы можем одухотворить весь процесс принятия пищи и использовать свои обеды и ужины для того, чтобы упрочить свою преданность.

Сегодня я старался внимательно смотреть. Я размышлял над тем, как все вокруг соткано из различных энергий Верховного Господа, а именно, из Его высшей, пограничной или отделенной энергии. Такие мысли позволили мне ощутить постоянное присутствие Господа Шри Кришны. Затем меня посетила мысль, что в действительности все, что я наблюдаю, исходит из Кришны и должно быть возвращено Ему.

Постепенно все разнообразие в творении предстало передо мной как части вселенской формы Господа. Таким образом, те вещи, что казались мне неинтересными, смешными или жуткими, стали приобретать иной смысл. Картины, которые раньше пробуждали во мне похоть или страх, больше не беспокоили меня. Вместо того, чтобы видеть в них объекты своего удовольствия, я увидел в них аспекты Божественного.

Наделенный таким новым видением, я осознал, что все привлекательные представители противоположного пола суть метаморфозы красоты Кришны, и их блеск уже не раздражал меня, и я не сердился, что так неуместно привлекаюсь к ним. Очень скоро я применил этот же метод ко всему, что соблазняло мои чувства. Вместо того, чтобы возбуждаться, пытаясь насладиться тем или иным ощущением, я увидел каждый предмет или обстановку, которая завораживала меня, как проявление сияния Кришны. Вечером, вернувшись в храм и внимательно разглядывая Твое изображение, я увидел, как Ты ослепительно улыбаешься и киваешь мне в знак одобрения: «Хорошо, мой милый, хорошо».

Когда в наше распоряжение попадает чья-то собственность, мы должны вести себя, как сторож. Сторож всегда следит за собственностью владельца, чтобы тот был доволен. В действительности, размышляя о Боге, как о Верховном Владельце, мы будем стараться заботиться обо всем так, чтобы Он остался доволен нами.
Однако порой, вместо того, чтобы почитать собственность Бога, мы хотим сами стать собственниками, и потому начинаем эксплуатировать, манипулировать и пытаться независимо наслаждаться всем, что нас окружает. Или мы начинаем использовать нашу философию, чтобы отвергнуть существование красоты в мире. Но это не принесет блага – постоянно заявлять право на собственность или отрицать красоту. Красота существует. Просто мы можем наблюдать ее подобающим образом - как аспект источника красоты. В этом случае мы сможем чтить красоту и восхищаться ею без желания использовать ее для себя.

Порой люди делают глупости, подражая неправильным поступкам других, которые волнуют и возбуждают их, заставляя терять душевное равновесие. Но при пристальном взгляде на то, что нас окружает, мы можем узреть связь всех объектов с божественным. Мы начнем божественно говорить, слушать о том, что связано с божественным и постоянно видеть божественное вокруг нас. В результате мы будем реагировать на внешние раздражители соответствующим образом и даже общаться и относиться к другим в этом особом настроении. Например, когда человек чего-то боится или чересчур встревожен, это переживание скажется на всем, что его окружает. Даже его поступки будут обусловлены тем или иным умонастроением. С другой стороны, тот, кто излучает любовь, будет увлекать других своим настроением, поскольку такое расположение духа будет прорываться сквозь его мысли и поступки, и ему захочется делиться этим с другими.

Сегодня я старался внимательно читать. Пытаясь разобраться в различных писаниях, я уже не читал их второпях, как повести или былины; также они перестали быть для меня просто философией или теологией. В каждой главе, в каждом абзаце я увидел окно в духовную реальность. Тогда я стал размышлять над прочитанным и следить мысленным взором за необыкновенными событиями, которые разворачиваются в духовном царстве.

Многие относятся к этим книгам легковесно, просто как к древним сказаниям. В лучшем случае они рассматривают священные писания, как своего рода философские изыски. Внимательность здесь означает подняться над философскими исследованиями, религиозным познанием, умствованием и даже традицией; внимательность здесь ведет к постижению глубинной духовной сущности, скрытой во всех писаниях. Глубокие, внимательные размышления далеко превосходят умственные или интеллектуальные забавы. Мы больше не собираемся читать писания, как роман или исторические хроники, наполненные философскими, гносеологическими и космологическими экскурсами. Священные книги должны стать своего рода катализатором чудесных откровений.

Не успел я заметить, как вдруг стал плакать навзрыд, ибо понял, что не достоин еще общаться с этими великими личностями, сколько бы я о них ни читал. Я не могу до конца понять их, разговаривать с ними и участвовать в их играх ради удовольствия Верховного Господа.

От таких мыслей я опечалился и подумал, как нелепо было подойти так близко к духовному миру и так и не приблизиться к его обитателям. В отчаянии я воскликнул:
«Почему я дошел до стола,
Но отведать не смог ничего?
Почему был допущен к окну,
Но остался стоять за стеклом?
Что за прок в этих бденьях земных,
Если, в грубое тело одет,
Я стою, как и прежде, один,
Окруженный ста тысячью бед?». Так плакал я.

Иногда, взрослея духовно, мы переживаем так называемую «непроглядную ночь души», или периоды становления, когда определенные события нашей жизни заставляют нас желать большего. Нас могут посетить такие мысли: «Я подошел так близко, почему же я не могу подойти еще ближе?». Такова природа духовного развития. Когда вас поощряют, вы хотите еще, и когда вас что-то поразило, вы хотите видеть это снова и снова. Вы не можете жить без этого и жаждете новых ощущений. С другой стороны, если ничего не происходит, вы теряете веру, вам становится скучно, и вы бросаетесь то к одному делу, то к другому, поскольку энергия ищет выхода. На этом уровне человек остается поверхностным и не способен ничем заняться всерьез. Как результат, он или она лишены ярких ощущений или откровений.

Те, кто испытывают такого рода переживания, готовы делать самые невообразимые вещи, чтобы испытывать это снова и снова. Такова природа души, сат-чит-ананда, что значит «исполненная знания, блаженства и вечности». Кришна говорит в Бхагавад-гите:

Апарейам итас тв анйам
Пракритим виддхи ме парам
Джива-бхутам маха-бахо
Йайедам дхарйате джагат

«Помимо этой низшей энергии, о могучерукий Арджуна, существует другая, Моя высшая энергия, состоящая из живых существ, которые пользуются тем, что создано материальной, низшей энергией».
Бхагавад-гита 7.5

Хотя из Господа исходит множество аспектов Его различных энергий, Он упоминает Свою высшую природу и ее отношения с атмой, душой. Высшая цель души - это духовное царство. В этой медитации человек подходит очень близко к откровению, но желает все больше и больше.

Достигнув высших пределов развития, живое существо вовсе не должно покидать свое материальное тело, чтобы ощутить трансцендентное. Следуя авторитетным духовным технологиям, мы можем узреть прошлое, настоящее и будущее и ощутить то, что находится за пределами грубой материальной реальности. Наши ощущения будут связаны с духовными измерениями, что будет все больше вдохновлять и стимулировать наше сознание, поскольку такие ощущения суть изначальная природа души. Душа, стряхнув с себя покров сна, будет очень счастлива от соприкосновения с этими стимулами. Вдохновившись один раз, душа больше не сможет жить без них и постепенно восстановит свое вечное счастье и свои ощущения. У человека разовьется естественное отвращение к материальному телу, которое с его ограниченностью и несвободой являет собой тюрьму для души.

Я вернулся в храм и снова взглянул на Твое изображение. На этот раз Ты не улыбался, Ты плакал вместе со мной, что заставило меня рыдать еще больше. Но вдруг, к моему великому изумлению, Ты спрыгнул со своей картинки и нежно обнял меня. С состраданием заглянув мне в глаза, Ты промолвил:
- Пока ты старательно дышал, ходил, говорил, слушал, ел и видел, Я всегда был с тобой. Когда ты приходил в храм, Я всегда улыбался тебе, зная, что ты избавляешься от всех оков, которые держат тебя в материи. Но это была не единственная причина Моей улыбки; Я улыбался еще и потому, что Мне очень нравилось общаться с тобой, когда ты занимался своими медитациями на развитие внимательности. Как ты заметил, в те минуты наше общение было более глубоким и удивительным.

Некоторые люди могут общаться с ангелами, архангелами и другими тонкими существами. Человек же, достигший глубокого уровня духовного сознания, может обрести чудесное общение с Божеством, иконой или духовной личностью. Порой могущественные духовные существа проявляют себя через свой голос, атрибуты и даже изображения. Например, у нас дома есть изображения гуру или святых, которые выполняют не просто чисто эстетическую функцию. Эти изображения на самом деле создают ощущение присутствия этих личностей. Все, что связано с духовно развитыми существами, также излучает духовность.

Медитация таким образом, человек возвращается в храм и, глядя на лик прославленного представителя Бога, начинает по-настоящему разговаривать с ним. Только на этот раз разговором все не ограничивается – представитель Бога сходит со своего изображения, чтобы ближе общаться, свободнее разговаривать и еще больше вдохновить человека. Эта великая божественная личность говорит человеку, что во всех его внимательных медитациях он находился рядом с ним. Если и нам удастся развить должную внимательность в своем сознании, мы сможем от теории перейти к практике и ощутить реальность, описываемую в священных книгах. После этого, придя в храм, церковь, мечеть или синагогу, мы сможем ощутить больший прилив духовной силы, чем обычно. Если мы будем сохранять внимательность, то услышим слова святого или гуру прямо сейчас и тут же обретем их благословения.

«Итак, мой милый, нет причин для твоей печали. Не позволяй себе так легко отступать. До тех пор, пока ты будешь поддерживать свою внимательность, Я буду внимателен к тебе! И, что еще важнее, - если ты научишься внимательно спать – ты сможешь наиболее полно связаться со мной, поскольку тогда ты обретешь ключ к самой сокровенной тайне вселенной. Днем, когда твое тело активно, ты сам, в действительности, пребываешь в глубокой дреме. Но ночью, когда твое тело отдыхает, пробуждается твое "Я". Сейчас, занятый повседневными делами, ты почти не выходишь из сна. Однако постепенно ты пробуждаешься. Пожалуйста, мой милый, иди и засни глубоким и внимательным сном, ибо в таком сне мы сможем встретиться и общаться, как никогда ранее».

Во сне приходит множество озарений. Говорят, что человек проводит во сне одну треть своей жизни, но для святого человека сон – это не просто забытье. Сон не только восстанавливает наши силы, но и дает возможность вступить в контакт со множеством миров и испытать себя во множестве видов служения. Скажем больше, интенсивность наших упражнений на внимательность наяву повлияет на то, что мы увидим во сне. Внимательность также может соединить нас с благословениями и знанием, которые мы получим во сне, что поможет нам, когда мы бодрствуем. Духовному учителю бывает легче помочь ученику, когда грубое тело ученика не так активно. Во сне он может посадить семена духовного роста, предупредить об опасности, вдохновить или дать совет, что повлияет на ученика в его повседневной деятельности, неважно, помнит он о своих снах или нет.

«Мне нужно так много рассказать тебе, так много показать и поделиться еще большим. Вытри слезы и прогони печаль. Очень скоро у тебя будет время и повод для океана слез. Но то не будут слезы боли. То будут слезы чистой восторженной радости».

С этими словами Ты вновь очутился на своей картинке, только на этот раз улыбка у Тебя была ослепительная, как никогда. Обратившись ко мне, ты сказал: «Никогда не забывай о внимательном сне, ибо в таком внимательном состоянии ты освободишься от оков иллюзии и темноты. Будь отныне вечно внимательным и знай, что Я с нетерпением жду тебя, поскольку ты хорошо потрудился, мой милый, очень хорошо!»

Несколько минут я не отрывал взгляда от Твоего лика. Позже, этой ночью, сквозь дрему я услышал твой голос: «В любой своей деятельности старайся быть внимательным. Особенно старайся быть внимательным во сне».

Автор: Бхакти Тиртха Свами
Источник: книга «Духовный воин 5: Превращение ума в своего лучшего друга»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

О проекте

Самтулана - помощь в достижении долголетия, омоложения и самоосознания.

Нам не интересно, что именно вы считаете важным в своей жизни и не собираемся менять ваши убеждения посредством какой либо проповеди или догм. Мы лишь заинтересованы в том, чтобы помочь вам достичь максимума счастья и полноты жизни. Для этого есть много разных путей и только вам выбирать по какому из них идти - лишь бы вы шли по нему как можно более эффективно!

Подписка