«Совершенный путь» - это высшая истина любой религии или философии

«Совершенный путь» – это высшая истина любой религии или философии

Дзесю Дзюсин, живший во времена династии Тан, нередко говорил следующее: «Совершенный Путь не сложен, просто на нем нет отбора и выбора. Как только вы начнете что-либо утверждать, имеет место отбор и выбор. Существует прозрачная пустота, но я не пребываю в этой прозрачной пустоте. Достаточно ли вы, однако, уделяете ей внимания?»

Эта проповедь основывается на хорошо известной поэме Сосана «Слова доверия сердцу». Сосан – Третий патриарх Дзэн-Буддизма в Китае. Его поэма начинается следующими строчками:

Великий Путь не сложен,
следует лишь избегать предпочтений.
Когда нет ни приязни, ни неприязни,
все становится ясным и очевидным.

(далее…)

Это может быть вам интересно

Сатори: что это и 8 выводов

[Дзэн] Сатори: что это и 8 выводов

Сатори составляет сущность Дзэна и, являясь величайшим событием в жизни человека, открывает новый мир: даже самый тривиальный случай в повседневной жизни может явиться толчком для него. В статье представлены несколько общих выводов относительно переживания, известного в Буддизме как сатори.

Читать далее

4 метода Эно, которые демонстрируют истину Дзэна

4 метода Эно, которые демонстрируют истину Дзэна

Некоторые проповеди Шестого патриарха сохранились в книге, известной под названием «Сутра помоста о сокровище закона» (Фа-бао-тань-цын). Название «сутра» обычно давалось трудам, приписываемым Будде или тем, кто тем или иным образом был лично связан с ним, и тот факт, что собрание проповедей Хуэй-нэна так высоко ценилось, показывает, какую большую роль он сыграл в истории китайского Буддизма. «Сутра помоста» своим названием обязана знаменитому помосту для посвящения сооруженному Гунабхадрой, первым переводчиком Ланкаватары (династия Лю-сун, 420-479 г.). Во времена династии Лиан, когда сооружался этот помост, а также и в более позднее время, Тияку (согласно другим авторитетам – Парамартха) предсказал, что через несколько лет Бодхидхари-саттва во плоти будет посвящен в духовный сан на этом помосте и прочтет проповедь о «духовной печати» Будды. Таким образом, «Сутра помоста» означает ортодоксальное учение Дзэн, переданное с этого помоста.

(далее…)

Это может быть вам интересно

С чего начинался Дзэн-Буддизм?

С чего начинался Дзэн-Буддизм?

Из того, что мы можем прочесть в литературе о происхождении Дзэна в Индии до его появления в Китае, очень многое настолько перемешано с легендами, что установить какие-либо действительные факты вообще невозможно. Ничего другого нельзя было и ожидать, потому что в те далекие времена еще не было критического подхода к изучению чего бы то ни было, а все, что было связано с религией, принималось большинством людей на веру. Теперь, вероятно, уже слишком поздно пытаться разгадать тайны происхождения Дзэна в Индии, разве что ограничиться простыми логическими выводами из уже известных исторических фактов, касающихся развития махаяна-буддизма. Фактически Дзэн-Буддизм, как уже говорилось, является продуктом китайского ума или, скорее, развитием доктрины просветления. Поэтому, если мы хотим передать историю Дзэна, нам, может быть, не следует, исходя из некоторых соображений, отправляться в Индию, а лучше остаться в Китае и изучить психологию и философию его народа, а также окружающие условия, позволившие Дзэну достичь такого расцвета в Поднебесной, при этом мы всегда должны помнить, что Дзэн – это практическая интерпретация доктрины просветления.

Некоторые ученые могут, однако, отвергать такой подход к вопросу на том основании, что Дзэн – если таковой вообще может быть назван некоей формой Буддизма или даже, по утверждению его последователей, сущностью последнего – не может стоять в стороне от основной истории индийского Буддизма. Это абсолютно верно, но что касается действительных фактов, то Дзэн, как таковой, в Индии не существовал, то есть не существовал в той форме, какую он имеет теперь.

(далее…)

Это может быть вам интересно

Дзэн-Буддизм учит принимать вещи, такими, как они есть

Дзэн-Буддизм учит принимать вещи такими, как они есть

Постичь реальность в свете Дзэна – это, попросту говоря, пойти наперекор всем традициям, как современным, так и древним, встречающимся на протяжении всей истории человеческого мышления, и добраться до их источника или отправного пункта. Это нечто более радикальное, чем даже революция Коперника. Дзэн стремится во всем добраться до истоков и найти там начало нового пути. Как видите, Дзэн – это нечто совершенно противоположное тому что вы, может быть, ожидали. Я надеюсь поэтому, что вы последуете моему совету и оставите весь свой умственный багаж, так как на пути к Дзэну он вас будет только обременять. Это напоминает «Божественную комедию» Данте: «Мы должны расстаться со всеми своими надеждами, желаниями и всякого рода стремлениями, когда мы входим в ворота ада». Мы должны снять свой парадный мундир который мы носим с самого начала творения, и предстать во всей своей наготе перед лицом истины, или Дзэна.

(далее…)

Это может быть вам интересно

Почему Дзэн игнорирует мышление?

Почему Дзэн игнорирует мышление?

Строго говоря, «мысль» – это не совсем удачный термин для того, что я хочу выразить этим тезисом, но так как я не знаю никакого другого, то я использую его здесь условно и надеюсь, что по окончании этой краткой статьи читатели поймут, что я пытался им передать.

I. «Мышление есть бытие» или «Бытие есть мышление»

«Мышление есть бытие» – это изречение принадлежит Декарту и, насколько я понимаю, вся современная философия в Европе начинается с этого.

Но в действительности обратное также верно: «Бытие есть мышление». Когда человек произносит «я есть», он уже думает. Он не может утверждать своего существования, не прибегая к процессу мышления. Мышление предшествует бытию, но как может человек думать, если его нет? Бытие должно предшествовать мышлению. Без яйца не может быть курицы, а без курицы не может быть яйца.

(далее…)

Это может быть вам интересно

Почему Дзэн обвиняют в нигилизме?

Почему Дзэн обвиняют в нигилизме?

Наиболее значительной фигурой в истории Дзэна является Эно, которого по традиции называют Шестым патриархом Дзэна в Китае. Он действительно создал Дзэн-Буддизм, в отличие от других буддийских сект, существовавших в то время в Китае. В следующем четверостишии отражен установленный им стандарт истинного выражения веры в Дзэне:

Нет древа мудрости (Бодхи),
И нет зеркальной глади;
С начала самого нет ничего,
Так что же может пылью покрываться?

(далее…)

Это может быть вам интересно