Аюрведа - первая наука о повседневной жизни

Аюрведа и санкхья | Аюрвведа — первая наука жизни | Аюрведа и потенциал человека | Аюрведа, Йога, Тантра | Аюрведа и западное мышление

Аюрведа включает в себя не только науку, но также религию и философию. Мы употребляем слово «религия» для обозначения веры и дисциплины, способствующих такому состоянию бытия, в котором двери восприятия открыты всем планам жизни.

Все жизненное путешествие рассматривается Аюрведой, как священное. Слово «философия» означает любовь к истине; и по Аюрведе истина является бытием, чистым существованием, источником всей жизни. Аюрведа является наукой об истине, как она выражена в жизни.

Читайте. Аюрведа — искусство здоровой жизни

Аюрведа и санкхья

Вся аюрведическая литература основывается на философии творения санкхья (слово «санкхья» состоит из 2-х санскритских слов: «сат» — истина и «кхья» — знание). Мы просим читателя открыть ум и сердце философии санкхья, ибо она неразрывно связана с Аюрведой.

Древние риши (самореализованные личности) обнаружили истину путем религиозной практики и дисциплины. Посредством интенсивной медитации они проявили истину в своей жизни. Аюрведа — это наука о повседневной жизни, и эта система знания развивалась, благодаря философским и религиозным прозрениям риши.

Постигая связь между человеком и Вселенной, они познали, как космическая энергия проявляется во всех живых и неживых созданиях. Они также осознали, что источником всего сущего является Космическое Сознание, которое проявлено в виде мужской и женской энергии — Шивы и Шакти.

Риши Капила, постигший философию санкхья, обнаружил 24 принципа, или элемента, составляющих материальную природу; а Пуруша, Высший Дух — является 25 принципом.

Пуруша — это мужское начало, а Пракрити — женское начало. Пуруша входит в лоно Пракрити, материальной природы, благодаря Его божественной воле и сознанию формируется все многообразие Вселенной.

Высший Дух — Един, но, желая стать многим, Он умножает себя. Таким образом, Вселенная — это дитя, рожденное из лона Пракрити, Божественной Матери.

Пракрити творит все формы во Вселенной, в то время как Пуруша наблюдает за этим творением. Эта изначальная физическая энергия содержит 3 характерных признака, модуса — гуны, которые пронизывают всю природу:

  • саттва (равновесие, чистота)
  • раджас (движение)
  • тамас (инерция)

Эта триада — основа всего сущего, и в Пракрити гуны находятся в балансе. Когда этот баланс нарушается, возникает взаимодействие гун, порождающее эволюцию Вселенной.

Первым проявлением из Пракрити является Космический Разум, называемый махат, из которого формируется эго (аханкара). Затем, эго проявляется в 5 чувствах (танматра) и в 5 органах действия.

Таким образом, с помощью саттвы создается органическая вселенная. Затем, это же эго проявляется в 5 основных элементах (бхута), и с помощью тамаса создается неорганическая вселенная.

  • Саттва-гуна, будучи чище остальных, просветляет и освобождает от несчастий и болезней. Находящийся под влиянием этой гуны, обретает счастье и знание. Проявление гуны благости можно ощутить, когда все существо освещено знанием, чистотой и здоровьем. Саттва — это состояние гармонии. Саттва-гуну контролирует Вишну.
  • Раджас-гуна (гуна страсти) рождается из неограниченных желаний и вожделений; из-за влияния раджаса, человек привязан к действиям и результатам деяний. Гуна страсти ощущается по возрастанию привязанности, по не поддающимся контролю страстным желаниям и неодолимым стремлениям. Раджас — это кинетическая творящая энергия. Раджас-гуну контролирует Брахма.
  • Следствие влияния тама-гуны — безумие, леность и сон. Когда возрастает влияние тамаса, она несет с собой мрак, бездеятельность, безумие и иллюзию. Тамас — разрушительная или потенциальная энергия. Тамас-гуну контролирует Шива.

  • Пуруша — духовное начало вне причин и следствий, вне времени и пространства. Пуруша — чистое бытие.
  • Пракрити — творящая сила в действии, источник формы, проявлений и качеств природы.
  • Махат — Космический Разум или Буддхи.
  • Аханкара — ложное эго, сознание «Я есть».
  • Саттва — устойчивый чистый аспект, пробуждение, сущность и свет.
  • Раджас — динамическое движение.
  • Тамас — статика, потенциальная энергия, инерция, темнота, неведение и материя.

Философия творения санкхья

ОрганическоеНеорганическое
Органы чувств восприятия и познания: уши, кожа, глаза, язык, нос.Осязание — гуна воздуха.
5 моторных органов (органы действия): рот, руки, ноги, гениталии, анус.Зрение — гуна огня.
Ум — орган действия и восприятия.Вкус — гуна воды.
Звук — гуна эфира.Запах — гуна земли.

Аюрвведа — первая наука жизни

Аюрведа является холистической системой медицины, широко практикуемой в Индии. Слово «аюрведа» — санскритское, означающее «наука о жизни». «Аю» означает «жизнь» или «повседневная жизнь», а «веда» означает «знания». Аюрведа была впервые записана в Ведах — древнейших из сохранившихся писаний. Эта система оздоровления практикуется в повседневной жизни Индии в течение, более чем 5000 лет.

Аюрведа и потенциал человека

Аюрведа учит, что человек — это микрокосмос, Вселенная. Человек — дитя космических сил внешнего окружения, макрокосмоса. Его индивидуальное существование неотделимо от общего космического проявления.

В холистическом смысле, взгляды Аюрведы на здоровье и болезнь принимают во внимание присущую человеку связь между индивидуальным и космическим духом, индивидуальным и космическим сознанием, энергией и материей.

Согласно учению Аюрведы, человеку присущи 4 биологических и духовных устремления:

  1. Религиозное.
  2. Финансовое преуспевание.
  3. Воспроизведение.
  4. Свобода.

Хорошее здоровье необходимо для осуществления этих запросов.

Аюрведа помогает здоровому поддержать здоровье, а больному восстановить его. Это – медико-метафизическая наука оздоровления жизни, мать искусства врачевания. Практиковать Аюрведу — значит содействовать благополучию, здоровью и творческому росту.

Практическое знание самооздоровления может быть постигнуто каждым через изучение истин Аюрведы. Можно существенно увеличить срок жизни и избавиться от страданий путем надлежащего сбалансирования всех энергий в теле. Способность индивидуума к самооздоровлению — основная концепция аюрведической науки.

Аюрведа, Йога, Тантра

Аюрведа, Йога и Тантра являются древнейшими науками о жизни, практикуемыми в Индии на протяжении многих веков. Эти науки упомянуты в Ведах и Упанишадах (индийских священных писаниях).

  • Йога — это наука о соединении с Божеством, с Истиной.
  • Тантра — наиболее прямой метод контроля энергии, которая помогает вернуться к изначальному единению человека с Истиной.
  • Аюрведа — наука о жизни.

Целью каждого из этих методов является помощь в достижении долголетия, омоложении и самоосознании. Цель Йоги и Тантры — освобождение, хотя только некоторые дисциплинированные люди могут, практикуя данные методы, достичь этого.

В духовной эволюции человека Аюрведа является основой сознания. Йога — телом и Тантра — головой. Чтобы осуществлять практику Йоги и Тантры, необходимо вначале понять Аюрведу. Таким образом, Аюрведа, Йога и Тантра — это взаимозависимая триада.

Ни одна из этих 3-х форм не существует обособленно от 2-х других. Здоровье тела, сознания и ума, зависит от знания и практики трех этих учений в повседневной жизни.

Аюрведа и западное мышление

Западная медицина и мышление направлены к обобщению и разделению индивидуальности. Например, согласно западным понятиям о норме, большинство людей по своей конституции нормальны.

Аюрведа говорит, что нормальное состояние человека должно быть достигнуто в процессе индивидуальной эволюции, ибо конституция каждого проявляется в его собственном особом темпераменте и предназначении.

На Востоке ключом к пониманию является признание авторитета исследования и практического применения, на Западе — это постановка вопроса, анализы и логическое заключение. Западный ум обычно доверяет объективному, а восточный большее значение придает субъективному.

Восточная наука учит человека продвигаться вне различий между субъективным и объективным. Эта разница в подходах может объяснить, почему иногда западный опыт труден для восприятия методологии Аюрведы.

Многие положения, высказанные в этом вступлении к Аюрведе, могут вызвать вопросы «как?» и «почему?» Такие вопросы, хотя и неизбежны, не всегда имеют ответы.

Даже в современной западной медицине некоторые концепции признаны «действующими» без доказательств, без полного понимания. Например, антибиотики употребляются для разрушения бактерий, которые формируют токсины в теле, без надлежащего объяснения, как и почему токсины формируются из бактерий.

Кроме того, Аюрведа является истинно холистической наукой, особенностью которой считается суммирование многих элементов, содержащих Истину. Детальное и пристрастное рассмотрение Аюрведы строгим наблюдателем может привести к неудовлетворенности и разочарованию.

Поэтому почтительно советуем читателю временно принять те положения, которые вначале могут показаться неадекватно объясненными, до тех пор, пока он не начнет изучать науку Аюрведы, как единое целое.

Автор: Васант Лад
Источник: книга «Аюрведа для начинающих»

Поделитесь своим мнением, опытом или просто задайте вопрос

avatar