Как управлять капхой?

Капха, поскольку в ней преобладает элемент воды,- холодная, влажная, медленная и тяжелая. Поэтому она лечится согревающей, осушающей, облегчающей и стимулирующей терапией. Вкусы, которые излечивают капху, – острый, горький и вяжущий; все они являются осушающими и облегчающими, обладают катаболическим действием. Острый вкус, будучи сухим и согревающим, представляет собой прямую противоположность капхе, поэтому он особенно подходит для ее лечения.

Методы терапии, которые лечат капху, оказывают уменьшающее действие. Обычно их сочетают с голоданием или легкой диетой. Их действие направлено на уменьшение веса, через уменьшение в теле элемента земли и рассеивание воды.

Воду можно вывести из тела различными путями. Самый прямой – через почки, посредством мочеиспускания (диурез). Поэтому мочегонная терапия, стимулирующая функцию почек, считается главной для капхи. Она помогает устранить отеки, застой воды в теле и излишний жир, который также относится к элементу воды. Однако мочегонные травы не затрагивают сам корень нарушений, связанных с капхой. Основным местом скопления капхи в организме являются легкие и желудок, а диуретики, воздействуя на почки, не могут оказать на них непосредственного влияния.

[…]

Как управлять своей конституцией?

В Аюрведе пациенты получают лечение в соответствии со своей конституцией. Аюрведическое лечение не является симптоматическим, оно проникает в глубины физиологической и психической сущности человека. Целью Аюрведы является не лечение определенной болезни, а восстановление природной гармонии внутри человека. Такой подход проникает в самую суть всех проявившихся у человека заболеваний, в отличие от обычного «лечения болезни», при котором врач применяет ко всем пациентам один и тот же общий симптоматический подход.

Знание конституции человека служит ключом для целостного подхода к лечению и первоосновой всякой профилактики. Рассматривая болезни в зависимости от конституции, мы приходим к пониманию того, почему различные травы воздействуют на одну и ту же болезнь и как одна трава может излечивать многие заболевания.

Согласно Аюрведе, мы воздействуем на преобладающую в индивидуальной конституции дошу с помощью трав и методов лечения, обычно имеющих природу, противоположную ее качествам. Согревающие и осушающие методы терапии применяются для конституции капхи, имеющей тенденцию к холоду и влажности. Согревающие и увлажняющие методы используются для ваты, которая тяготеет к холоду и сухости. Охлаждающие и осушающие методы используются для питты, обладающей горячими и влажными свойствами.

[…]

Описание шести вкусов в Аюрведе

Описание шести вкусов в Аюрведе

(Цитаты из «Чарак Самхиты» XVI. 43)

I. Сладкий

«Сладкий вкус имеет ту же природу, что и человеческое тело, ткани которого имеют сладкий вкус, и поэтому способствует росту всех тканей тела и оджаса. Помогая достичь долголетия, он действует успокаивающе на пять органов чувств и ум, дает силу и хороший цвет лица. Сладкий вкус ослабляет питту, вату и действие ядов. Он уменьшает жажду и ощущение жжения, способствует здоровью, росту волос и кожи, благоприятно воздействует на голос и энергетику человека.

Сладкий вкус питателен, действует оживляюще, вызывает чувство удовлетворения, укрепляет тело и увеличивает его вес. Устраняет слабость и истощение, помогает преодолеть болезнь. Действует освежающе на носовую и ротовую полости, горло, губы и язык, облегчает приступы и обмороки. Любимый вкус насекомых, особенно пчел и муравьев, этот вкус влажен, прохладен и тяжел.

Однако если его использовать в избытке, сладкий вкус вызывает ожирение, вялость, лень, сонливость, чувство тяжести, потерю аппетита, ослабление пищеварения, нарушает нормальное развитие мышц горла и рта, затрудняет дыхание и мочеиспускание, вызывает кашель, тормозит кишечную активность, способствует проявлению лихорадки, вызванной холодом, вызывает вздутие живота, чрезмерное слюноотделение, потерю чувствительности и голоса, зоб, опухание лимфатических узлов, ног и шеи, различные отложения в мочевом пузыре и кровеносных сосудах, слизистые образования в горле и глазах, а также другие болезненные состояния, обусловленные капхой».

[…]

Энергетика растений: раса, вирья, випак, прабхава

Энергетика растений: раса, вирья, випак, прабхава

Аюрведа подходит к растениям с позиций энергетики. Свойства растений рассматриваются системно, с учетом присущих им элементов, вкусов, оказываемого ими согревающего либо охлаждающего действия, воздействия на организм после переваривания и других особых качеств, которыми они могут обладать. В отличие от сложного химического анализа, при котором можно потеряться в лабиринте многочисленных деталей, эта простая энергетическая система проясняет основные качества растений. Она построена таким образом, что с ее помощью можно легко определять и понимать действие растений, благодаря чему они могут использоваться применительно к индивидуальной конституции и конкретным условиям.

Система энергетики является стержнем аюрведического учения о травах. Подобный же подход, основанный на систематизации по вкусу и энергии, лежит и в основе китайского траволечения. Отсутствие такой системы в западной фитотерапии является ее существенным недостатком.

Понимание принципов энергетики весьма важно в процессе лечения.

Вкус (Раса)

Аюрведа утверждает, что вкус каждой травы не является чем-то случайным, а отражает ее свойства. Разные вкусы оказывают разное воздействие.

Обычно мы не связываем вкус с терапевтическими свойствами. В продуктах питания мы рассматриваем вкус лишь с точки зрения наслаждения. В западной системе траволечения мы отмечаем вкус травы скорее для ее правильного распознавания, нежели для того, чтобы понять ее действие.

Хотя известно, например, что пряные, острые травы действуют согревающе и стимулирующе, а горькие травы уменьшают лихорадку, это не стало основанием для классификации трав по вкусу.

[…]

Растения, агни и ама

Аюрведа рассматривает здоровье тела как следствие действия управляющего обменом веществ биологического огня. Он именуется «агни». Агни – это не просто символ пищеварительной функции, в более широком смысле это – созидательный огонь, лежащий в основе всей жизни, созидающий всю Вселенную путем поэтапного раскрытия самого себя и, таким образом, содержащий в себе ключ ко всем преобразованиям.

Агни присутствует не только в человеческих существах, но и во всей природе. Например, в растениях агни проявляется в процессе фотосинтеза.

При сильном агни пища переваривается хорошо, а при слабом – различного рода токсины, образующиеся главным образом из непереваренных пищевых частиц и именуемые в Аюрведе «амой», постепенно накапливаются и вызывают болезнь.

[…]

Шроты - энергетические каналы в Аюрведе

Шроты – энергетические каналы в Аюрведе

Аюрведа рассматривает человеческое тело как состоящее из бесчисленного множества каналов. Они поддерживают обмен веществ в различных тканях, управляют процессами усвоения и выделения. Болезнь с этой точки зрения представляет собой нарушение течения энергии в каналах: избыточное или недостаточное течение, течение в неверном направлении или не по тому каналу, препятствия течению.

Основным болезнетворным фактором являются препятствия течению энергии по каналам. Они могут быть созданы биологическими соками, принадлежащими соответствующим дошам, или скоплением токсинов – амой. Поддержание непрерывного течения энергии в каналах очень важно для сохранения здоровья и предотвращения болезней.

[…]

5 видов праны

5 видов праны

Понятие жизненной силы является центральным во всех древних целительных системах, подобно понятию ци в китайской медицине. В Аюрведе эта жизненная сила именуется «праной» и имеет 5 функциональных разновидностей. Травы классифицируются согласно тому, на какую разновидность праны они влияют.

  • Прана – локализуется в мозге, движется вниз, управляет вдохом и глотанием. Соотносится с рассудком, силой сенсорных и моторных функций, в особенности с нервной и дыхательной системами.
  • Вьяна – локализуется в сердце, действует во всем теле, управляет циркуляцией крови, движением суставов и мышц.
  • Самана – локализуется в тонком кишечнике, управляет пищеварительной системой.
  • Удана – локализуется в горле, управляет речью, энергичностью, волей, усилием, памятью, выдохом.
  • Апана – локализуется в нижней части брюшной полости, управляет выделением мочи, кала, семени, менструальной жидкости, а также выходом плода из утробы.
  • […]

    7 дхату и оджас

    7 дхату и оджас

    Аюрведа классифицирует травы в соответствии с дхату – тканями, на которые они воздействуют. Она также располагает знанием об особых травах и веществах (минералах и металлах), которые воздействуют на тонкие ткани, включая нервную и репродуктивную.

    Семя (репродуктивная ткань) является квинтэссенцией всех тканей тела и содержит в себе не только силу размножения, но и силу омоложения. Квинтэссенция репродуктивной ткани именуется оджас, что означает «то, что дает жизненные силы». Оджас, таким образом,- это квинтэссенция всех гормональных секретов, поддерживающая иммунную систему.

    […]

    Три доши, растения и болезни

    Три доши, растения и болезни

    Три доши и растения

    Три доши присутствуют во всей природе, в том числе и в растениях. Растения капхи – пышные, плотные, тяжелые, сочные, они хорошо растут, богаты листвой и соком, содержат много воды.

    У растений ваты листья редкие, кора шершавая, потрескавшаяся, ветви изогнутые, сучковатые, сами растения – тонкие и длинные, содержащие мало сока. Растения питты имеют яркую окраску и яркие цветы, сила и содержание сока у них умеренны, сок может быть ядовитым или иметь обжигающее действие.

    Типы почвы, климат, географические зоны и отдельные страны могут быть классифицированы по дошам подобным же образом. Зная это, мы можем понять присущие им формы жизни и то, как приспособиться к ним.

    Корень и кора растений (соответствующие элементам земли и воды) в большей степени воздействуют на состояния капхи. Цветы (элемент огня) склонны оказывать воздействие на питту, а листья и плоды (элементы воздуха и эфира) – соответственно, на вату.

    […]

    Как определить индивидуальную конституцию в Аюрведе?

    Как определить индивидуальную конституцию в Аюрведе?

    Индивидуальная конституция является врожденной и остается неизменной всю жизнь. Наряду с тремя общими типами, у которых преобладает какая-либо одна доша, выделяются также различные их сочетания. Например, две доши могут быть представлены в равной степени. Поэтому приводимые ниже описания не должны создавать жестких стереотипов, их нужно использовать лишь для распознавания характерных состояний и доминирующих тенденций.

    […]

    О проекте

    Самтулана - помощь в достижении долголетия, омоложения и самоосознания.

    Нам не интересно, что именно вы считаете важным в своей жизни и не собираемся менять ваши убеждения посредством какой либо проповеди или догм. Мы лишь заинтересованы в том, чтобы помочь вам достичь максимума счастья и полноты жизни. Для этого есть много разных путей и только вам выбирать по какому из них идти - лишь бы вы шли по нему как можно более эффективно!

    Подписка