Аюрведа: 8 частей

Весь безбрежный океан аюрведического знания изначально был разделен на 8 частей, поэтому Аюрведа описывается, как состоя­щая из 8-ми отделов, о которых говорят все, без исключения, древние авторы:

Несмотря на такое разделение по категориям болезней, Аюрведа относится к организму человека как к единому целому, поэтому все ее разделы переплетаются между собой, как волосы, заплетенные в одну косу, и подход к лечению того или иного пациента является по настоящему комплексным.

За последнее тысячелетие аюрведическое знание расширилось и углу­билось, обретя, с современной позиции, более «научный» подход к патоло­гическому процессу, фармакологии и терапии, поэтому современная Аюрведа состоит из 16 частей (Дг.С.1.2.). К ним отно­сятся:

  • Маулика-сиддханта (основная концепция)
  • Шарира (анатомия и физиология)
  • Дравьягуна (фармакология)
  • Бхайшаджьякальпана-вигьяна (фармацевтика)
  • Расашастра (наука о металлах и минералогия)
  • Нидана (нозология и диагностика)
  • Кая-чикитса (общая медицина и терапия)
  • Свастхавритта (социальная, профессиональная и профилакти­ческая медицина)
  • Манаса-рога и бхутавидья (психология, психиатрия и демоноло­гия)
  • Ваджикарана (наука о любви, половой жизни, увеличении сек­суаль­ной силы и т. д., а также о принципах рождения хо­рошего и здорового потомства)
  • Агада-тантра (токсикология)
  • Шалья-чикитса (хирургия)
  • Шалакья-тантра (лечение болезней органов, расположенных выше плеч)
  • Расаяна (иммунология, наука об омоложении организма и всевоз­можных тониках)
  • Каумарабхритья (педиатрия)
  • Прасути-тантра (акушерство и гинекология)

В своей практике аюрведический врач использует не только аюрведическую науку, но и знания смежных областей ведической науки – философии, астрологии и алхимии.

Кая-чикитса, или общая медицина

Кая-чикитса, или, как ее называют, панчакарма-чикитса, считается основной и самой главной ветвью аюрведического знания. Данную ветвь Аюрведы можно сравнить с современной не специализированной терапией, ведь кая-чикитса – это общая нозология болезней, описывающая их симптомы, причины, локализацию в теле, а также методы их лечения, как медикаментозные, так и физиотерапевтические. Ни один аюрведический врач, будь он хирург или педиатр, не обходится без знаний этой ветви Аюрведы. Чарака пишет (Ч.С.1.11.54.):

«Есть три вида терапии – духовная (мистическая), рациональная и психотерапия. Духовная терапия включает в себя лечение с помощью рецитации мантр, мистических свойств растений и драгоценных камней, проведения определенных обрядов, жертвоприношений, раздача милостыни, следование религиозным обетам, аскезы, посты, молитвы, предание себя воле Бога и другие действия. Рациональная терапия включает в себя назначение рациональной диеты, лекарственных препаратов и терапевтических процедур. Психотерапия направлена на отвлечение ума от неблагоприятных (внутренних или внешних) объектов».

Чакрапани Дата и Гангадхара Сена называют кая-чикитсу антарагни-чикитсой – наукой о болезнях, вызванных дисбалансом агни, или, другими словами, расстройством пищеварения или питания тканей, ведь вне зависимости от того, вызвана болезнь внутренними или внешними причинами, она зачастую развивается именно из-за нарушения нормальных функций джатхарагни, огня пищеварения или межтканевых огней.

Тексты, относящиеся к этой ветви Аюрведы, самые доступные, например, Мадхава-ниданам-самхита, Чакрадатта-самхита или Бхайщаджьяратнавали, а самый главный из них – Чарака-самхита – еще в древние времена был широко известен среди врачей не только на территории Индии и Китая, но и всей Малой Азии. Из современных учебников для получения знаний кая-чикитсы наиболее важны Дравьягуна-виджнана, Шариракрия-виджнана, Йогачандрика, а также Падартха-виджнана.

Большинство текстов по остальным разделам аюрведического знания считаются утерянными, поэтому некоторые, особенно южноиндийские и американские авторы путают или смешивают понятия Панчакарма-чикитса и древнеиндийская медицина (Аюрведа).

Уртхванга-чикитса, или шалакья-тантра – наука о болезнях органов, расположенных выше ключиц

Врачи этой ветви Аюрведы имеют дело с этиологией, патологией и лечением болезней глаз, ушей, носа, горла, волос и головы. Основателем этой ветви считается мудрец Ними, поэтому ее иногда называют Ними-тантрой.

Основные процедуры, которые применяются в этой отрасли Аюрведы, это:

  • Насья – прием лекарств через нос
  • Карна и нетра-бинду – закапывание лекарств в уши и в глаза
  • Дхупа-карма – ингаляции
  • Широдхара – капельное лечение головы
  • Широлепа – нанесение на голову лечебных паст
  • Шировасти – промасливание головы
  • Широбхьянга – масляный массаж головы
  • Кешини – лечение волос

Тексты, посвященные непосредственно Уртхванга-чикитсе, считаются утерянными, скудные же крупицы этих знаний разбросаны практически по всем текстам Кая-чикитсы. Сушрута, например, выделяет около 70 болезней глаз, некоторые из которых предлагает лечить хирургически, а остальные – терапевтически.

Дамстра-чикитса, или агада-тантра – токсикология

Слово «агада» состоит из 2-х корней – корня «а», означающего отрицание и «гада», что значит болезнь, дискомфорт, боль и яд, а также болезненное состояние, вызванное отравлением, поэтому словосочетание агада-тантра можно перевести как наука об изгнании болезней, вызванных ядом. Эта ветвь Аюрведы имеет дело лечением отравлений, вызванных укусами змей, насекомых, скорпионов, пауков, грызунов и других живых существ, а также другими ядами, например, образующимися в результате неправильного приема лекарственных препаратов и пищевых продуктов. Врачи этой ветви хранят секреты ядов как минерального, так и растительного или животного происхождения, знают все о комплексных ядах и ядах искусственных, которых нет в природе в оригинальном виде. По виду или запаху пищи они могут безошибочно сказать, отравлена она или нет, а по виду раны – попал ли в нее яд. Когда возникают симптомы отравления, врач должен максимально быстро и очень точно установить степень повреждения организма и определить тип яда, дозу и продолжительность его влияния на организм больного, а также провести дифференциальную диагностику между отравлением и остальными болезнями, например, желудочно-кишечного тракта, ведь симптомы отравления, в частности, мышьяком, сходны с симптомами заболевания, называемого висучика 1Висучикой врачи называют заболевание, при котором пациент жалуется на колющие боли в теле, словно в него вонзаются иглы. Оно порождается несварением у больного, страдающего обжорством и пожирающего пищу безо всяких ограничений. Обмороки, диарея, рвота, жажда, боли в желудке, головокружение, выкручивание рук и ног, зевота, жжение в теле, снижение пигментации кожи, кала, мочи и т.д., тремор, боль в области сердца – другие симптомы этого заболевания..

Наиболее известный в настоящее время текст, относящийся к Дамстра-чикитсе, написанный Кашьяпой считается утерянным.

Кумара-тантра или кумара-бхритья – педиатрия

Ветвь, основоположником которой является Кашьяпа Муни, описывает нозологию и лечение болезней плода и детских болезней, распорядок дня ребенка, способы повышения иммунитета, а также обряды, проводимые для выбора пола ребенка, устранения токсикоза беременной, защиты беременной от влияния злых духов, облегчения родов, улучшения умственных и физических данных ребенка, а также надлежащих обрядов для детей младше 12 лет. Кумара-бхритья располагает не только собственными, педиатрическими препаратами, но и разъясняет, как можно использовать для лечения детей взрослые препараты.

Кашьяпа-самхита – единственный, и, к сожалению не полностью сохранившийся текст, относящийся к этой ветви Аюрведы.

Джара-чикитса, или расаяна-чикитса – омоложение организма

Джара-чикитса, или расаяна-чикитса (герантология – омоложе­ние организма и сохранение молодости) – вторая по значимости (с точки зрения пациентов) ветвь Аюрведы, включающая в себя не только знания о старении и умирании человеческого тела, но и информацию о мистическом воздействии трав, минералов или животных продуктов на организм человека с целью продления молодости. Основная цель расаяна-терапии не в том, чтобы старик вдруг стал молодым (этим, скорее, занимается бхутавидья), но чтобы по достижении среднего возраста затормозить или хотя бы приостановить процесс старения посредством правильной диеты, приема соответствующих препаратов, в том числе животного происхождения, специальных физических и дыхательных упражнений, медитации и поклонения богам. Принципы профилактики болезней также относится к знаниям, тщательно скрываемым адептами и врачами этой ветви. Многие расаяны являются иммуностимуляторами или иммуномодуляторами, предохраняющими от тех или иных болезней. К расаяна-чикитсе относится и рупавидья – наука о красоте тела, или аюрведическая косметология.

Манаса-рога и бхутавидья – демонология, психиатрия и психотерапия

Эта ветвь Аюрведы имеет дело с магическими, мистическими, духовными и психологическими аспектами болезней, а также способами их лечения, защитой от сглаза, порчи, демонов и духов, как божественной, так и демонической природы. Тексты, относящиеся к этой ветви, закрыты от непосвященных. Желающие подробнее узнать об этой ветви могут пользоваться Атхарваведой, Белой и Черной Яджурведой и Ригведой, скудные крупицы этих знаний разбросаны по явленным и доступным, а основные – по утерянным или хранимым вдали от посторонних и непосвященных умов текстам кая-чикитситы.

Одно из глобальнейших отличий аюрведической психопатологии от современной психиатрии заключается в параноидальном отрицании последней не только возможности влияния на психическое здоровье человека божественных или демонических сущностей, но и самой мысли о их существовании. Из за этого заблуждения определенная часть психиатрических больных, нуждающаяся не столько в медикаментозной или процедурной терапии, сколько в высококвалифицированных священнослужителях-экзорцистах, остаются без надлежащего лечения и вынуждены пожизненно страдать под домашним арестом или в психиатрических больницах без надежды не только на излечение, но даже на постановку правильного диагноза.

Несомненно, история западной психиатрии помнит времена мракобесия, когда людей с психическими расстройствами обвиняли в сделке с нечистым духом и сжигали на костре, с другой стороны, перекоса в сторону ненаучного «научного материализма» тоже быть не должно – и одна, и другая сторона медали – крайности, зачастую ведущие к пагубным для пациента последствиям.

Аюрведа является упаведой (частью, разделом) Атхарваведы, по­этому очень широко использует для лечения болезней гимны, заговоры и заклинания, ее составляющие. Вагбхата в своей Аштанга-хридаям-самхите (А.Х.1.4.32-34.) пишет, что человек должен знать обряды и мантры, описанные в Атхарваведе для предотвращения и ле­чения болезней, вызываемых колдовством, сглазом, пор­чей и вселением духов. В Аштанга-хридаям есть несколько глав, посвященных описанию человека, в которого вселился тот или иной дух – добрый или злой. Вселение доброго духа ненамного лучше вселения злого – так или иначе происходит частичное или полное подавление и подчинение личности. По большому счету, все тонкоматериальные, не имеющие физической оболочки живые существа, будь то ангелы или демоны, могут вселяться в человека, вызывая те или иные изменения личности, мешающие адекватному существованию души в теле.

Причинами вселения демонов является греховная или непра­вильная деятельность либо в этой, либо в прошлой жизни, которая возникает из-за преследования кармы или желаний, и именно это приводит к совершению ошибок в выполнении правил поведения, обетов, праведного образа жизни и уважения вещей и людей, дос­тойных поклонения. Грешник и разрушитель своей души будет по­гублен злыми духами или демонами, принадлежащими к категории тонких существ, которые вселяются в тот момент, когда происходит нарушение правил и предписаний или совершается греховная дея­тельность. Этот момент называется чхидра. Чхидра – это время на­чала совершения греховных действий – действий, вступающих в противоречие со всеми правилами хорошего поведения и религиозными заповедями, описанными в Диначарья-адхьяя, Ману Самхите и других Дхарма-шастрах. К ним относятся:

  • не соблюдение чистоты, особенно не совершение омовения после посещения туалета;
  • проживание в мес­тах, покинутых другими людьми или выдача себя за другого чело­века;
  • пребывание ночью в местах кремации и захоронений, в нечистых или запрещенных для посещения мес­тах;
  • членовредительство или попытки к самоубийству, ранения, ожоги;
  • полное обнажение тела;
  • оскорбление Учителя, святого человека, священнослужителя, ребенка, старика или гостя;
  • поведение, оскорбляющее чьи-либо религиозные или моральные чувства;
  • нарушение семейных традиций;
  • страх, вызванный угрозами, побоями, внезапный испуг;
  • убийство животных, особенно коровы, козла и змеи;
  • вступление в незаконные половые отношения;
  • недостойное поведение при совершении жертвоприношения, распевании священных гимнов или молитв, предложения жертвы;
  • обжорство, похотливость, лень, злоба, зависть, алчность, непостоянство, предательство, эгоизм;
  • осуществление вредоносных действий по отношению к другому человеку, особенно близкому, родственнику или другу;
  • прием пищи из грязного, нечистого или колотого сосуда.

Стоит отметить, что чаще всего подвержены влиянию демонов беременные женщины и маленькие дети, именно поэтому Кашьяпа-самхита уделяет этому вопросу очень пристальное внимание. Вагбхата пишет (А.Х.6.3.1-3.):

«В незапамятные времена Шулапани (Шива), ради защиты Гухи (Санмукхи, или Картикеи) сотворил духов, пять в мужском обличии и семь в женском – Сканду, Вишакху, Мешакхью, Сваграху, Шакуни, Путану, Шитапутану, Адрищтипутану, Мукхамандитику, Ревати и Шушкаревати. Продолжительная высокая температура тела ребенка, лихорадка и непрекращающийся плач – признаки готовящегося вселения одного из этих духов».

Кашьяпа также пишет, что начальными симптомами, характеризующими вселение духа или его влияние на ребенка, являются лихорадочное состояние и постоянный плач; постепенно патологические симптомы воздействия духа распространяются на все тело. Кашьяпа выделяет 6 основных типов симптомов, которые могут проявляться как все вместе, так и по отдельности:

  1. Общие симптомы: лихорадка, раздражительность, непрерывный плачь, зевота, вой, лай или подражание крику других животных, всхлипывание, беспокойство, скрежет зубами, сжимание пальцев в кулак, царапание матери или своего тела ногтями, отказ от еды, страдающий взгляд, анемичное состояние, кахексия, потливость, гиперсаливация, слезотечение, припухлость глаз, ребенок трет глаза, нос и рот; нарушения протекания беременности или формирования грудного молока.
  2. Нервная система: страхи, смех без причины, волосы дыбом, напряженный или дрожащий язык, блуждающий взгляд, бессознательное состояние, гипотония, сонливость, головокружение, галлюцинации, раздражительность, вращение глазами, бессонница, изменения голоса или манеры речи, нарушения мимики, тики, паралич, обморок, птоз, конвульсии, эпилептические приступы, головная боль, недержание мочи.
  3. Органы чувств: слепота, гноетечение из глаз, носа, ушей, изменение или нарушение функций органов чувств.
  4. Желудочно-кишечный тракт: вздутие живота, зловонный метеоризм, запор, патологическая жажда, диарея, рвота, стоматит, глоссит, спазмы кишечника, бурчание в животе.
  5. Органы дыхания: пена изо рта, икота, звуки при дыхании, астматические приступы.
  6. Кожа: нарушения пигментации, мурашки, крапивница, пузырчатка, пиодермия, нейродермит, появление сеточки вен, особенно на голове и животе, изменение цвета волос, резкая беспричинная седина; запах от тела напоминает запах жира, гноя, кала, мочи, птицы, животного, козла или трупа.

«Общими признаками вселения духа являются страх, скрип зубами, робость и чрезмерное беспокойство, очень частая зевота, судороги мимической мускулатуры, появление пены изо рта, закатывание глаз, бессонница, крики, стоны, отказ от груди, изменение голоса, беспричинное расцарапывание собственного тела или тела матери».
А.Х.6.3.4.

Вагбхата приводит не только общее, но и подробное описание симптомов воздействия каждого из духов на ребенка (А.Х.6.3.5-29.).

  • Описывая симптомы вселения демонов во взрослого человека, Вагбхата пишет (А.Х.6.4.1-44.):

«Когда в деятельности человека, в его общих и специальных знаниях (науке, искусстве, философии и т. д.), в его речи, поступках, силе и отваге прослеживаются черты, не характерные для человеческого существа, то в него вселился демон.

Человек, имеющий необычное рождение, облик, подражающий темпераменту, манере речи, движениям (походке, жестам и т. д.) и другим чертам конкретного демона, считается подверженным влиянию этого демона.

Существует 18 видов демонов, такие как дэва, данава и другие.

Причинами вселения демонов является праджнапарадха либо в настоящей, либо в прошлой жизни, которая возникают из-за преследования кармы (или желаний) и именно это приводит к совершению ошибок в выполнении правил поведения, обетов, праведного образа жизни и уважения вещей и людей, достойных поклонения. Грешник и разрушитель самого себя будет погублен злыми духами и демонами, принадлежащими к категории тонких существ, которые вселяются в момент времени, называемый чхидра.

  • Сура (Дэва-граха) вселяется в первый и 13-й лунный день светлой половины месяца. Черты человека, захваченного Дэва-граха, следующие:
    • лицо, напоминает распустившийся цветок лотоса;
    • добрый взгляд;
    • он не бывает злым, молчаливым;
    • пот, фекалии и моча выходят в очень небольшом количестве;
    • равнодушен к еде;
    • покланяется богам и брахманам;
    • чист телом;
    • глаза держит закрытыми в течение длительного времени;
    • тело его источает приятный аромат;
    • он совершает много хороших и добрых поступков, любит белые цветы и одежды, реки, горы и высокие здания;
    • не оскорбляет и не пугает других людей.
  • Данава-граха – на 13-й день светлой и на 12-й день темной половины месяца. Черты человека, захваченного Дайтья-граха следующие:
    • он неадекватно воспринимает реальность;
    • у него неправедные мысли и поступки;
    • ненавидит богов и брахманов;
    • бесстрашен, горд, смел и зол;
    • находится в постоянном действии;
    • выдает себя за Рудру, Вишакху и Индру;
    • любит пиво, вино и мясо.
  • Гандхарва-граха – на 14-й и 12-й день. Черты человека, захваченного Гандхарва-граха следующие:
    • он совершает добрые поступки;
    • от него исходит приятный аромат;
    • он любит веселиться, петь и танцевать, купаться;
    • любит сады, красные цветы и одежды;
    • пользуется духами;
    • всегда пребывает в хорошем настроении.
  • Урага (Нага) – на 5-й день. Черты человека, захваченного Урага (Нага) граха следующие:
    • у него красные глаза, злой, остановившийся взгляд;
    • неустойчивая походка;
    • дыхание тяжелое;
    • облизывает уголки рта;
    • любит молоко, неочищенный пальмовый сахар;
    • любит купание;
    • спит лицом вниз;
    • боится зонтика.
  • Дханешрара (Кубера) граха – на 7-й и 11-й день светлой половины месяца. Черты человека, захваченного Вакша-граха следующие:
    • у него слезящиеся красные глаза;
    • он очень раздражителен;
    • от тела исходит приятный аромат;
    • лицо имеет яркий цвет;
    • любит танцы, песни, рассказы, купание, гирлянды и духи;
    • в еде предпочитает рыбу и мясо;
    • веселый, довольный, сильный и спокойный, но его пальцы всегда дрожат;
    • любит повторять: «Что мне подарить, кому мне подарить» и т. д.;
    • говорит таинственно;
    • оскорбляет касту врачей и брахманов;
    • иногда сердится, быстро ходит.
  • Брахмаракшаса-граха – на 8-й и 5-й день светлой половины месяца, а также в дни полнолуния. Черты человека, захваченного Брахмаракшаса следующие:
    • он любит юмор и танцы;
    • вселяется во время совершения ошибок;
    • не злится;
    • быстро ходит;
    • ненавидит богов, брахманов и врачей;
    • истязает себя дубинкой, кнутом или другим оружием, наносит себе ранения;
    • произносит звуки типа «бхо» и т. д. (кричит о помощи);
    • очень заинтересован в изучении разных наук и ведических текстов.
  • Ракшаса и Пишача-граха – на 9-й, 12-й день темной половины месяца, а также на Парва (особые дни, такие как затмения и т. д.). Черты человека, захваченного Ракшаса-граха следующие:
    • у него злой взгляд, сдвинутые брови;
    • резкие движения;
    • он бегает, натыкаясь на других;
    • издает громкие звуки и делает страшное выражение лица;
    • сильный, хотя ничего не ест;
    • страдает потерей сна;
    • бесстыжий, грязный, жестокий;
    • говорит резко и зло;
    • любит гирлянды красного цвета, женщин, кровь, вино, мясо, при виде мяса или крови облизывает губы;
    • смеется во время еды.
  • Черты человека, захваченного Пишача-граха следующие:
    • он имеет нездоровый ум;
    • мечется с места на место;
    • подбирает остатки пищи и старой одежды;
    • любит танцы, музыку, юмор, вино и мясо;
    • у него застенчивое выражение лица из-за угроз со стороны других людей;
    • плачет без всякой причин;
    • расчесывает свое тело;
    • тело сухое и напряженное;
    • любит дрожащим голосом рассказывать о своих несчастьях;
    • страдает потерей памяти;
    • любит уединение, чувственность, обнаженность, грязные вещи, носит тряпье, найденное на улице, гирлянды из травы;
    • забирается на деревянных лошадей;
    • общается с недостойными людьми;
    • поглощает огромное количество пищи.
  • Пити-граха – на 10-й день и в новолуние;
  • Другие, такие как Гуру, Виддха и т. д. – на 8-й и 9-й дни, обычно по вечерам.
  • Черты человека, захваченного Прета-граха следующие:
    • он похож на труп и источает запах трупа;
    • запуганный, ненавидит еду;
    • любит собирать и выдергивать траву.
  • Черты человека, захваченного Кушманда-граха следующие:
    • он очень много говорит;
    • у него черный цвет лица;
    • ходит медленно, имеет опухшую обвислую мошонку.
  • Черты человека, захваченного Нишада-граха следующие:
    • он бродит с дубиной или камнем в руке;
    • носит тряпье;
    • бегает голым;
    • имеет блуждающий взгляд;
    • украшает себя травой;
    • подолгу сидит на кладбище, в пустых домах, на дорогах и под деревьями;
    • постоянно ищет еду, приготовленную из кунжута, вина и мяса;
    • резко разговаривает.
  • Черты человека, захваченного Аукирана-граха следующие:
    • он выпрашивает еду и воду;
    • имеет испуганные красные глаза;
    • его речь груба и оскорбительна.
  • Черты человека, захваченного Ветала-граха следующие:
    • он любит духи и гирлянды;
    • говорит правду;
    • дрожит;
    • много спит.
  • Черты человека, захваченного Питри-граха следующие:
    • у него неприятное лицо, униженный взгляд, сухое небо, он постоянно моргает;
    • страдает от плохого пищеварения, любит мясо и неочищенный банановый сахар;
    • заикается;
    • одевает одежду задом наперед или наизнанку.

Тот, кто проявляет в повседневной жизни те или иные отличительные особенности духов, кто проклинает наставников, старших, мудрецов и людей, наделенных духовной властью, находится под влиянием духа.

Врач должен отказать в экзорцизме тому, кто все время окружен группой дразнящих его детей, кто ходит голым, чьи волосы растрепаны и сбились в колтуны, у кого нездоровый ум и кто страдает от влияния духов в течение долгого времени».

Праджнапарадха бывает 3-х типов:

  • Айога-карма
  • Атийога-карма
  • Митхьяйога-карма

Праджнапарадха возникает при нарушениях психики, фрустрациях, спутанности ума и чувств, а также нарушениях общего физического состояния тела (Ч.С.1.11.39.). В середине своей Самхиты Чарака описывает праджнапарадху как негармоничное, вредное или нежелательное (неправильное) поведение того человека, кто потерял контроль над собой, своими чувствами, разумом и памятью (Ч.С.4.1.109.).

К сожалению, в настоящее время есть некоторые аюрведические врачи, считающие, что главы, посвященные демонологии всего лишь в иносказательной форме переда­ют симптомы обычных психических заболеваний, тяжелого течения малярии и других инфекционных болезней, а также религиозного фанатизма, и не воспринима­ют их всерьез. Одновременно с этим все меньше и меньше врачей используют в своей практике мантры и заговоры. Это можно объяснить не только снижением их духовной и мистической реализации, но и попыткой втиснуть Аюрведу в каноны современной европейской медицины.

Ваджикарана – сексология

Наиболее древний раздел Аюрведы – наука об афродизиаках, сексуальных тониках и половых расстройствах, о любовных играх и предохранении от нежелательной беременности, о средствах для изменения размера половых органов и способах увеличения сексуального удовольствия. Основные тексты – Анангаранга Кальянамалы и Камасутра Ватсаяны. Некоторые авторы приписывают этой ветви Аюрведы знания принципов евгеники, но это не соответствует действительности.

Автор: Матхура Мандала даса
Источник: книга «Фундаментальные основы Аюрведы»

Это может быть вам интересно
  • 1
    Висучикой врачи называют заболевание, при котором пациент жалуется на колющие боли в теле, словно в него вонзаются иглы. Оно порождается несварением у больного, страдающего обжорством и пожирающего пищу безо всяких ограничений. Обмороки, диарея, рвота, жажда, боли в желудке, головокружение, выкручивание рук и ног, зевота, жжение в теле, снижение пигментации кожи, кала, мочи и т.д., тремор, боль в области сердца – другие симптомы этого заболевания.
Подписаться
Уведомление о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии