Аюрведическая литература: история

Вся аюрведическая мудрость, которой в настоящее время располагает человечество, покоится на 2-х столпах – Шрути и Смрити, или письменных источниках и знаниях, изустно передаваемых от учителя к ученику. Большинство сохранившихся до настоящего времени аюрведических текстов открыты для всех желающих и не являются тайной за семью печатями, в отличие от опыта и знаний, передаваемых непосредственно учителями Аюрведы.

Как известно, изначально аюрведическая медицина состояла из 8 частей:

  • общая терапия
  • хирургия
  • лечения болезней головы
  • демонология
  • педиатрия
  • токсикология
  • герантология
  • сексология

Среди древних мудрецов, развивающих эти отрасли Аюрведы и оставивших после себя базовые аюрведические тексты, наиболее известны Атрея, Харита, Чарака, Бхела, Кашйапа и Агнивеша. Некоторые тексты, написанные ими в незапамятные времена, к сожалению, были утеряны, а многие – переведены на китайский, тибетский и персидский языки, положив основу тибетской медицины или дополнив китайскую и персидскую медицины.

Аюрведические тексты дошли до нашего времени в виде рукописей, написанных на санскрите на коре деревьев, пальмовых листьях или на древней бумаге. Так как со времени их написания в Индии появилось более 15 различных языков и алфавитов, то писцы, которые их переписывали с санскрита, пользуясь своим родным алфавитом записывали их на местном наречии, поэтому рукописи, найденные, например, в Бенгалии, будут написаны на бенгальском, а в Керале – на языке малайялама, однако, при прочтении вслух они будут звучать полностью идентично.

Первый перевод Сушрута-самхиты был сделан на персидский язык по указу калифа Мансера, жившего около 753-774 года н. э.. Учитывая, что Кашмир и Бенарес, центры индийской культуры и науки, остались не захваченными персидскими армиями, этим же указом он обязал привезти из индийской провинции Синд в Багдад вместе с посольским обозом индийских врачей и книги по медицине и другим наукам. Калиф Харан, живший около 786-808 года н. э., назначил индийских врачей работать в багдадских больницах и обязал их продолжить перевод на арабский язык медицинской, фармацевтической, токсикологической и астрологической литературы. Бируни, будучи членом халифского суда при калифе Махмуд Газни, жившем около 997-1030 года н. э., упоминает о начале перевода Чарака-самхиты, сетуя на ошибки переводчиков. Первый европейский перевод Сушрута-самхиты был сделан на латинский язык Хесслером в начале 19-ого столетия. Первый полный английский перевод был сделан Кавираджом Канджой Лалом Бхайшагратной. Он был издан в 3-х томах в 1907 в Калькутте.

Все аюрведические тексты подразделяются на 3 категории:

Основные тексты – Брихата-трая

Чарака-самхита
Сушрута-самхита
Аштанга-хридаям-самхита

Чарака-самхита

Чарака-самхита – основополагающий и самый главный из аюрведических текстов. Написанный в незапамятные времена, он открывает Брихата-траю – композицию из 3-х наиважнейших аюрведических текстов. В отличие от Аштанга-хридаям-самхиты или Бхела-самхиты, Чарака-самхита является достаточно сложным текстом – если Аштанга-хридаям-самхиту считают букварем аюрведической науки, то Чарака-самхиту – учебником высшей математики. Сложен и язык, которым Чарака раскрывает глубину аюрведических знаний.

Доподлинно известно, что Чарака, автор Чарака-самхиты – первый человек, который услышал и записал аюрведическое знание, поведанное Господом Атреей Пунарвасу. Бхавамишра, комментатор на Чарака-самхиту, пишет, что Чарака является воплощением Шеща Нага – Великого Змея. Точно установить даты жизни Чараки не представляется возможным, равно как и даты написания Самхиты. Некоторые исследователи утверждают, что он жил в третьем тысячелетии до рождества Христова, другие считают, что он родился во втором столетии нашей эры, а европейские исследователи древней Индии и санскритской литературы относят время жизни Чараки к периоду династии Гупты, мотивируя это тем, что Чарака-самхита крайне редко упоминается в более ранних трактатах. Единственное, что можно точно сказать – он был учеником мудреца Агнивеши – автора Агнивеша-тантры. В противовес этому, одни современные ученые, придерживающиеся атеистических настроений, считают, что Чарака как таковой не существовал, а текст был написан несколькими аюрведическими врачами, а другие проводят параллели между Чаракой и Патанджали, автором Йога-сутры. Достоверно можно сказать только то, что Чарака жил в незапамятные времена, был учеником Агнивеши и одним из первых учителей Атрея-парампары – цепи ученической преемственности, идущей от Господа Атреи. Так или иначе, единственным источником информации об авторе в самом тексте Самхиты является последняя шлока каждой главы, где указывается ее название и номер, а также имя автора трактата.

Чарака – не только великий врач, но и моралист, стремящийся поддержать духовное и нравственное здоровье людей. В своем трактате он дает множество морально-нравст­венных наставлений и объясняет связь между греховной деятельностью и болезнью.

В соответствии с собственным утверждением Чараки, его Самхита не является изначальным текстом, а адаптацией, комментарием на Агнивеша-тантру, и основу Чарака-самхиты составляет учение мудреца Атреи, обращенное непосредственно к своему ученику и учителю Чараки – Агнивеше. Агнивеша поведал Чараке древние знания после своего разгово­ра с Господом Атреей, поэтому Чарака-самхита написана в форме диалога между Ат­реей Пунарвасу и Агнивешей.

Текст Чарака-самхиты состоит из 8 глав, или стхан:

  • Сутрастхана, или общий раздел, посвященный общим и философским вопросам Аюрведы, диетологии, обязанностям врача и другим темам.
  • Ниданастхана – общая нозология главных 8-ми болезней.
  • Виманастхана – раздел, посвященный 6-ти вкусам, пище, общей патологии и обучению медицине.
  • Шарирастхана – анатомия и эмбриология.
  • Индриястхана – диагностика и прогноз течения заболевания.
  • Чикитсастхана – специальная терапия.
  • Кальпастхана и Сиддхастхана – разделы, посвященные общей терапии и очистительным процедурам.

Самый древний из сохранившихся комментариев на Чарака-самхиту выполнен Чакрапани Даттой около XI века н. э. и называется Аюрведадипика. Чаракататпраятика – второе произведение Чакрапани Датты, также являющееся собранием его комментариев на Чарака-самхиту. Врач Дридхабала, живший, скорее всего, между IV и V веками, многое добавил к первоначальному тексту, «завершив» работу над текстом, который, по-видимому, казался ему неполным.

Сушрута-самхита

Сушрута-самхита – самый известный древнеиндийский трактат по хирургии, написанный и в стихах, и в прозе. В настоящее время существует 2 редакции Сушрута-самхиты, практически не отличающиеся друг от друга.

Также как и Чарака-самхита, Сушрута-самхита начинается с истории происхождения аюрведической системы медицины. Учителем Сушруты является Махараджа Дэвадаса, правитель Бенареса, воплощение Господа Дханвантари, Божественного хирурга. О жизни Сушруты достоверной информации не имеется. В Махабхарате (М.Б.13.4.55.) говорится, что Сушрута является сыном мудреца Вишвамитры. С санскрита имя Сушрута можно перевести как «тот, кто хорошо слышит» или «тот, кто постиг услышанное».

  • Первый раздел Самхиты – Сутрастхана, или вводная часть, – рассматриваются общие вопросы Аюрведы.
  • Второй – Ниданастхана – посвящен проблемам нозологии и патогенеза.
  • Третий – Шарирастхана – анатомия и эмбриология.
  • Четвертый – Чикитсастхана, или общая терапия.
  • Пятый – Кальпастхана, или токсикология.
  • Шестой, заключительный раздел.
  • Уттаратантра, или дополнителнения, является более поздним добавлением в Самхиту и посвящен болезням глаз и вопросам, не освещенным в основном разделе.

Сушрута-самхита написана смешанным стилем – часть шлок в стихах, а часть – в прозе.

Самые первые комментарии на Сушрута-самхиту написаны Джаййатой (Джайджджатой или Джаджетой) и Гаядасом, к сожалению, не дошли до нашего времени. Из доступных комментариев самые ранние – Бханумати Чакрадатты и Нибандха Самграха Далханы, написанные в XI и XII столетии соответственно. Другие известные комментаторы Сушрута-самхиты – Гаядаса (X столетие н. э.) и Каннада (XII столетие н. э.). В VII-VIII в. н. э. Сушрута-самхита была известна не только на территории Индокитая, но во всей Аравии и даже в Европе. Первый перевод Сушрута-самхиты на иностранный язык был заказан калифом Мансером в середине VIII века.

Аштанга-хридаям-самхита

Аштанга-хридаям-самхита – сердце 8-ми частей Аюрведы – квинтэссенция всего аюрведического знания и один из наиболее авторитетных текстов по древнеиндийской медицине. Благодаря краткому, сжатому изложению аюрведической парадигмы, четко выдержанной последовательности расположения глав и разделов, прекрасному поэти­ческому слогу, Аштанга-хридаям-самхита занимает законное место среди Брихата-траи – 3-х главнейших аюрведических трактатов. Поистине, она – само воплощение Аюрведы, угождающее потребностям студентов, ученых, фармацевтов и практикующих врачей. Стиль изложения и легкость понимания материала делает Аштанга-хридаям-самхиту букварем аюрведической науки.

Автор Аштанга-хридаям-самхиты не оставил о себе никакой информации, кроме того, что его звали Вагбхата и что он был сыном аюрведического врача по имени Сим­хагупта; из древних комментаторов на Аштанга-хридаям-самхиту никто не написал биографии ее создателя, поэтому историки, как индийские, так и европейские, пытав­шиеся идентифицировать его личность, не смогли прийти к общему мнению и даже приблизительно описать историю его жизни. Некоторые авторы считают, что Вагбхата жил в Каши – Бенаресе, но эта информация не является полностью достоверной – она не может быть доказана или опровергнута.

Помимо Аштанга-хридаям-самхиты перу Вагбхаты приписывают еще несколько произведений, но подтвердить его авторство не представляется возможным.

Второстепенные тексты – Лагху-трая

Мадхава-ниданам-самхита
Бхавапракаша
Шарангадхара-самхита

Мадхава-ниданам-самхита

Рога-винишчая – текст, более известный под названием Мадхава-ниданам-самхита, считается самым лучшим и доступным для понимания вопросов этиологии и нозологии болезней среди древних аюрведических текстов. Написанный Мадхавакарой, точная дата жизни которого окончательно не установлена, он драгоценным камнем сияет среди текстов «Лагху-траи» – вторичных аюрведических текстов. Можно сказать, что Мадхава-ниданам-самхита состоит из обработанных Мадхавой шлок, посвященных этиологии болезней, взятых из основных аюрведических текстов, существующих на момент написания Самхиты и собранных в 70 глав.

Современные историки не смогли точно датировать момент написания Мадхава-ниданам-самхиты и составить жизнеописание ее автора. Известно только, что его звали Мадхавакара и он был сыном Индукары, врача-алхимика, одного из авторитетнейших комментаторов на Аштанга-самграха-самхиту. Из-под его пера вышли такие тексты, как Мадхава-чикитса и Йога-вьякхья, а также комментарии на Сушрута-самхиту под названием Сушрута-шлока-вартика. Косвенные данные говорят о том, что он жил в Бенгалии или на востоке индийского субконтинента. Так или иначе, работа Мадхавакары к IX веку уже была известна, ведь она была среди источников, цитируемых в арабском тексте об индийской медицине, написанном примерно в 850 г. аль-Табари «Фирдоус аль Хикма», или «Рай Мудрости». Благодаря этой работе Мадхава-ниданам-самхита стала известна и знаменитому аль-Рази, жившему в конце IX – начале X века.

На Мадхава-ниданам-самхиту существует множество комментариев (например, Мадхукоша (до главы «Нозология конкрементов»), написанный Виджаем Ракшитой, Мадхукоша (после главы «Нозология конкрементов»), написанный Шрикантха Даттой, Атанка Дарпана, написанный Вачаспати), его авторитетность и значимость даже с древних времен была признана не только аюрведическими врачами, но и врачами персидской медицины – первый иностранный перевод Мадхава-ниданам был выполнен именно на персидский язык во времена халифа Харун-аль-Рашида (около 790 года н. э.).

Бхавапракаша

Бхавапракаша, или «Разъяснение состояний» – трактат, написанный врачом Бхавамишрой, жившем в XVI веке, скорее всего в Магадхе или Бихаре, был очень популярным среди аюрведических врачей того времени. Бхавамишра был первым индийским автором, описавшим сифилис, которым, как он утверждал, можно было заразиться из-за половых связей с чужеземцами с Запада, которые считались греховными. Санскритское название, которое он выбрал для этого заболевания – Пхиранга-рога, напоминает название «французская болезнь», термин, используемый среди арабских врачей. Его способы лечения Пхиранга-роги включали использование ртутных и свинцовых препаратов, полового воздержания и гигиенических процедур, в частности, омовение половых органов насыщенным отваром Трипхалы. Другие важные новшества в работе Бхавамишры включают описание противозачаточных средств и первое четкое описание болезни латиризм, или паралич ног, вызванный поеданием в пищу чины посевной.

Текст состоит из 3 кханд, или частей, первая из которых включает в себя 2 раздела. Основных комментария два – Дэвала-локана, написанный Шри Ранавира Симхой и Садвайдья-сиддханта-ратнакара, написанный Джаядэвой.

Шарангадхара-самхита

Шарангадхара-самхита – аюрведический текст, описывающий приготовление аюрведических препаратов как для внутреннего применения (бати, чурны, ришты и т. д.), так и для проведения процедур очищения организма. Как и в большинстве аюрведических трактатов, в тексте Шарангадхара-самхиты встречается только косвенное упоминание об ее авторе – в конце каждой главы сказано, что она написана Шарангадхарой. Комментаторы Самхиты также не дают подробной информации об ее авторе, поэтому точной и достоверной информации о жизни Шарангадхары не сохранилось. Имя Шарангадхара было достаточно распространенным в средневековой Индии, и в тот промежуток времени, когда предположительно жил автор Шарангадхара-самхиты, творили около 8-ми врачей-кавираджей, написавших такие произведения, как Шарангадхара-тришати (текст, посвященный лихорадкам), Шарангадхара-паддхати (компиляция из более ранних трактатов обо всех разделах медицины – от токсикологии до магии и демонологии) и Сангита-ратнакара (текст о гармонии в музыке и в мире, включающий описание пульсов, тридоша и т. д.), поэтому идентификация личности автора Шарангадхара-самхиты еще более усложняется. Дата написания текста также рассчитана с большой натяжкой.

Текст Шарангадхара-самхиты состоит из 3 разделов:

  • Пратхама-кханда – посвящена общим вопросом сбора лекарственных растений, мерам и весам, общей диагностике, анатомии и нозологии.
  • Мадхьяма-кханда – посвящена технологии приготовления тех или иных лекарственных форм и рецептуре.
  • Уттара-кханда – описывает очистительные процедуры.

Общее количество глав в тексте – 32, число шлок – 2600. Основных комментариев – 4, самый ранний из которых написан Бопадэвой, сыном Кешава Пандита.

Дополнительные тексты

Бхела-самхита

Бхела-самхита, написанная мудрецом Бхелой, наравне с Чарака-самхитой, Кашьяпа-самхитой и Вангасена-самхитой является одним из самых древних аюрведических тек­стов. Чарака, упоминая Бхелу, пишет (Ч.С.1.1.32.), что он является одним из прямых учеников Атреи. Мало того, он один из шести его учеников, получивших благословение записать аюрведическое знание. Кашьяпа упоминает имя Бхелы в главе, посвященной уходу за ребенком и терапевтическим процедурам (К.С.7.1.18.).

Текст состоит из 120 глав, размещенных в 8-ми разделах. Бхела-самхита полностью не сохранилась – часть текста была утеряна, поэтому в оригинальном тексте встречаются пропуски и пробелы.

К сожалению, о жизни самого Бхелы доподлинно ничего неизвестно, приходится довольствоваться только упоминаниями о нем в ведических текстах.

Автор: Матхура Мандала даса
Источник: книга «Фундаментальные основы Аюрведы»

Это может быть вам интересно
Подписаться
Уведомление о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии