Вселенная дыхания

Вселенная дыхания

«Я сотворю человека из звучащей глины, облеченной в форму. А когда Я его выровняю и вдуну от Моего духа…»
Коран 15:28-29

Эти слова в очень сжатой форме раскрывают мистические взаимоотношения между Богом и сотворенными Им людьми. Он говорит, что сотворил человека из стихий, а затем вдохнул в его тело жизнь. Тут важно обратить внимание на конкретное использование слов в Коране.

Аллах называет свое дыхание словом «нафас», а свою душу – словом «руух». Те же самые слова обозначают человеческое дыхание и человеческую душу, и это лишний раз подтверждает, что мы происходим от Аллаха, созданы из Аллаха и в конце концов вернемся к Аллаху.

Из всех физических факторов, имеющих отношение к нашему здоровью, меньше всего внимания медики и целители уделяют дыханию. При этом между дыханием и здоровьем существуют следующие важные взаимосвязи:
1. Дыхание – носитель Божественного разрешения (изна).
2. Дыхание разносит Божественные атрибуты от сердца к различным центрам разума, тела и души.
3. Дыхание – источник равновесия и гармонии между субстанциями тела.
4. Дыхание переносит жизнетворящие частицы из внешней среды тела во внутреннюю среду психологических функций.

(далее…)

Роза - символ Суфизма, или как применять масла

Роза – символ Суфизма, или как применять масла

«Трем вещам в этом мире суждено мне было отдать предпочтение: молитве, женщинам и ароматам».
Пророк Мухаммад

Первым человеком, постигшим лечебные свойства трав и цветов, был Пророк Сулейман. Однажды, когда он молился в мечети, перед ним появился цветок и сказал: «Ас-салаам йалайкум, Хазрат Сулейман!» Хазрат Сулейман ответил на приветствие и спросил: «Что ты тут делаешь? Для чего ты?»

И цветок ответил, что он является лекарством от такой-то и такой-то болезни. На следующий день Хазрату Сулейману явился другой цветок и рассказал, от какой болезни лечит он. Со временем Пророку явились все лекарственные растения и рассказали о своих лечебных свойствах. Он был первым, к кому пришло это знание Божественного происхождения.

Абсолютная сущность, или эссенция Аллаха, называется «заат». Для обозначения этого непостижимого абсолюта мы используем местоимение «Хуу». Наш человеческий ум не в состоянии в полной мере объять или пережить сущность Аллаха. И, исследуя природу Бога, нам приходится глядеть лишь на неисчислимые грани Его творения и познавать Его по Его знакам.

(далее…)

Одна суфийская притча: «блаженство или страдание?»

[Притча] «Блаженство или страдание?»

Мастер Бахауддин всю свою жизнь был счастливым, улыбка никогда не сходила с его лица. Вся его жизнь была пропитана ароматом праздника! Даже умирая, он весело смеялся. Казалось, будто он наслаждается приходом смерти. Его ученики сидели вокруг, и один спросил:
– Почему вы смеетесь? Всю свою жизнь вы смеялись, и мы все не решались спросить, как вам это удается? И вот сейчас, в последние минуты, вы смеетесь! Что здесь смешного?

(далее…)

Одна суфийская притча: Черепаха и скорпион

[Притча] Черепаха и скорпион

Как-то раз черепаха, уступив просьбе скорпиона, повезла его на другой берег реки. Скорпион сидел смирно всю дорогу, но перед самым берегом все-таки взял и ужалил черепаху. Придя в полное негодование, она возмутилась:
– Моя природа такова, что я стремлюсь помочь каждому. Поэтому я помогала тебе. Как же ты мог ужалить меня?!
– Друг мой,- отвечал скорпион,- твоя природа – помогать, а моя – жалить. Так что же, свою природу ты превратишь теперь в добродетель, а мою назовешь подлостью?

(далее…)

Одна суфийская притча: Дервиш и «храбрец»

[Притча] Дервиш и «храбрец»

К одному дервишу пришел человек; почитавший себя храбрым.

– А что, почтенный,- сказал он,- я много сражался и обращал в бегство врагов моих. И мышцы мои, как скала. Ты же и ученики твои слабы и боязливы. Нет в вас храбрости, не много ее отпущено вам Богом. А научить ей нельзя.
– Стреляешь ли ты из лука?- спросил дервиш.
– Да, вот, смотри!

Человек натянул лук и выстрелил три раза подряд, так что вторая стрела догнала первую, а третья попала во вторую.

– Ты искусный стрелок,- сказал дервиш.- И все же это – не совершенное искусство, и храбрость твоя – не совершенная храбрость.
– Докажи, иначе поплатишься жизнью за свои слова!- взревел разъяренный «храбрец», хватаясь за рукоять меча.
– Что ж, пойдем со мной, и я покажу тебе разницу. Ты узнаешь, что такое совершенство без искусства.

(далее…)

Одна суфийская притча: Суфий и три его ученика

[Притча] Суфий и три его ученика

Повстречались как-то на дороге трое молодых людей, направлявшихся к суфийскому мастеру Килиди, потому что прослышали о его великой святости и чудесах. Путешествуя вместе, они делились друг с другом тем, что им было известно о пути и трудностях на нем.

– Исключительно важна искренность по отношению к учителю,- сказал первый юноша,- и, если меня примут в ученики, я сконцентрируюсь на том, чтобы избавиться от моего мелкого эгоизма.
– Искренность,- сказал второй,- конечно, означает полное подчинение, даже когда провоцируется сопротивление, и я, определенно, буду этого придерживаться. Но подчинение означает также отказ от лицемерия – внутреннего желания не подчиняться – и включает щедрость без гордости. Вот это я и попытаюсь практиковать.
– Искренность, устранение мелкого эгоизма, подчинение, отказ от лицемерия, щедрость,- сказал третий,- конечно необходимы. Но я слышал, что если ученик пытается насаждать все это поверх своего неизменного «я», оно становится механическим, ролевым, даже скрывая нежелательные черты, которые ждут, чтобы проявиться. Настоящий ученик – это, несомненно, тот, кто делает не просто противоположное тому, что, как он чувствует, является плохим, но и не носит одежды «добродетели». Говорят, что искателем истины является хозяин выбора: делать добро или делать то, что должно быть сделано.

(далее…)

Одна суфийская притча: Рассказ Хасана из Басры

[Притча] Рассказ Хасана из Басры

Я был убежден, что являюсь человеком смирения, и более чем скромен в мыслях и поведении по отношению к другим.

Однажды, стоя на берегу реки, я увидел сидящего там человека. Рядом с ним была женщина, перед ним – винная бутыль. Я подумал: «Только бы мне удалось исправить этого человека и из развращенного создания, каким он является, сделать его подобным мне!» В этот момент я заметил на реке лодку, начавшую тонуть. Этот человек сразу же бросился в воду, где выбивались из сил семь человек, и благополучно вытащил на берег шестерых из них. Затем он подошел ко мне и сказал:
– Хасан, если ты лучший человек, нежели я, во имя Бога, спаси того последнего оставшегося!

(далее…)

Одна суфийская притча: Ученый и суфий

[Притча] Ученый и суфий

Жил когда-то давно один ученый человек. Он посвятил всю свою жизнь поиску знаний, и прочел великое множество разнообразных книг, среди которых были и весьма редкие книги, посвященные тайным знаниям. И вот однажды этот человек в размышлениях прогуливался по берегу реки.

Вдруг чей-то громкий голос, донесшийся с реки, прервал его размышления. Он прислушался и услыхал, как кто-то кричит:
– А йа ха! А йа ха! А йа ха!
– О, это священная формула для хождения по воде!- сказал сам себе ученый.- Помнится, я читал ее в одной древней, очень секретной книге. Но этот человек занимается бесполезным занятием, потому что неправильно произносит формулу. Вместо того чтобы произносить «йа ха», он произносит «а йа ха».

Подумав немного, ученый решил, что как более знающий, внимательный и прилежный человек, он обязан научить этого несчастного, который, хотя, и, видимо, был лишен возможности получить правильное указание, все же изо всех сил, по-видимому, старается привести себя в созвучие с силой в этих звуках.

Итак, он нанял лодку и поплыл к острову, с которого доносился голос.

(далее…)

[Притча] Фатима делает шатер

[Притча] Фатима делает шатер

Некогда в одном городе на далеком Западе жила девочка по имени Фатима. Она была дочерью процветающего прядильщика. Однажды отец сказал ей:
– Дочь моя, собирайся в путь. Мы отправляемся в путешествие. У меня есть кое-какие дела на островах Средиземного моря. Может быть, там тебе встретится красивый юноша с хорошим будущим, который полюбит тебя и вы поженитесь.

Итак, они отправились в путешествие. Отец занимался своими торговыми делами, а Фатима проводила время в мечтах о будущем муже. Однажды, когда они плыли в сторону Крита, их застиг ужасный шторм, и корабль пошел ко дну. Фатиму, потерявшую сознание, волнами вынесло на берег недалеко от Александрии. Отец и все, кто был на корабле, погибли, и она осталась одна без всякой поддержки.

Сцена кораблекрушения и длительное пребывание в открытом море так на нее подействовали, что о прошлой жизни у нее остались только смутные воспоминания.

Очнувшись, она встала и побрела по берегу. Там она наткнулась на семью ткача. Это были бедные люди, но они прониклись состраданием к ее бедственному положению, взяли ее в свое убогое жилище и обучили своему ремеслу.

(далее…)

Одна суфийская притча: На одеяле или под одеялом?

[Притча] На одеяле или под одеялом?

Один ученый, который прославился своими знаниями и великолепной длинной седой бородой, шел однажды вечером по переулкам Шираза. Погруженный в свои мысли он проходил мимо толпы водоносов, которые потешались над ним. Самый смелый из них подошел к нему, низко поклонился и сказал:
– Великий мастер, мы с приятелями заключили пари. Скажи-ка нам, где лежит твоя борода, когда ты спишь ночью, на одеяле или под ним?

Ученый вздрогнул, оторвавшись от своих мыслей, посмотрел с удивлением, но приветливо ответил:
– Я и сам не знаю. Я никогда не думал об этом. Но я обязательно это исследую. Завтра в то же время приходи сюда опять, и я отвечу на твой вопрос.

(далее…)