Пищеварение: 2 фазы

[Аюрведа] Пищеварение: 2 фазы

Аюрведа уделяет столько внимания здоровому пищеварению не только потому, что оно является ключом к здоровью физического тела, но главным образом потому, что это необходимое условие для связывания всех частей жизни воедино с их основой. Любое нарушение в питании какой-либо дхату вызывает сбой в питании всех последующих дхату. В результате этого не только образуется ама, но и уменьшается количество и ухудшается качество оджаса.

Читать далее

Пищеварение: доши, агни и питта

[Аюрведа] Пищеварение: доши, агни и питта

Что отвечает за сильное и эффективное пищеварение? Ни дхату, ни малы не обладают специфической способностью выполнять сложные обменные функции. Только вайю, агни и яла, проявляющиеся в теле в виде дош — ваты, питты и капхи, обладают специфическим разумом, способным управлять этими процессами. В конечном итоге, все, что связано с обменными функциями и их влиянием на здоровье, можно свести к координированному взаимодействию 3-х дош.

Читать далее

Тридоша: возраст, времена года, время суток, роль и функции

[Аюрведа] Тридоша: возраст, времена года, время суток, роль и функции

Все живое, без исключения,- растения, животные и люди — рождаются, живут и умирают в естественной смене фаз — капха, питта, вата. Посмотрим на семя. По мере того как семя прорастает и становится ростком, оно поглощает все больше воды и питательных веществ, быстро увеличиваясь в размерах. Молодой росток — зеленый, мягкий и нежный. Достигнув зрелости, растение прекращает расти. Оно становится жестче, темнеет, приносит цветы, плоды и семена. На последней стадии жизни растение обезвоживается и вянет. И сколько бы его ни поливали и ни подкармливали теперь, оно все равно умрет.

Читать далее

Тридоша: взаимоотношения с первоэлементами (бхуты) и 3 зоны сосредоточения в теле

[Аюрведа] Тридоша: взаимоотношения с первоэлементами (бхуты) и 3 зоны сосредоточения в теле

Возникает вопрос: как 5 элементов превращаются в 3 доши? Ответ кроется в фундаментальной природе каждого элемента. Все 5 элементов отвечают за гармоничное устройство мироздания, но некоторые играют более активную роль, чем остальные. Акаш и притви, первый и последний элементы по порядку проявления, статичны и неизменны по своей природе. Акаш, например,- это всего лишь пустое пространство, в котором нечему меняться. Сам по себе этот элемент не оказывает сопротивления движению или изменению. Однако он является средой, в которой все происходит.

Читать далее

3 компонента тела: дхату, малы и доша

[Аюрведа] 3 компонента тела: дхату, малы и доша

Сила аюрведической парадигмы состоит в том, что она не ограничивается знанием физических субстанций, составляющих тело. Она также описывает организующие принципы, из которых возникают физиологические функции; принципы, которые этими функциями управляют. Она объясняет состав тела в терминах дош, дхату и мал. Это — 3 основных понятия, о которых мы сейчас поговорим.

Читать далее

Панчамахабхута (5 первоэлементов): акаш, вайю, агни, яла и притви

[Аюрведа] Панчамахабхута (5 первоэлементов): акаш, вайю, агни, яла и притви

Теория панчамахабхут служит основанием для всех разновидностей аюрведической диагностики и лечения; благодаря ей на протяжении тысячелетий аюрведические врачи имели возможность успешно обнаруживать и устранять дисгармонию во всех сферах человеческой жизни. В аюрведическом первоисточнике «Чарака Самхита» говорится: «Чтобы стать врачом, необходимо овладеть совершенным пониманием элементов». Безусловно, для превращения такого понимания в клинический навык требуется существенный практический опыт.

Читать далее

Шарира - четвертый аспект жизни

[Аюрведа] Шарира — четвертый аспект жизни

Теория панчамахабхут служит основанием для всех разновидностей аюрведической диагностики и лечения; благодаря ей на протяжении тысячелетий аюрведические врачи имели возможность успешно обнаруживать и устранять дисгармонию во всех сферах человеческой жизни. В аюрведическом первоисточнике «Чарака Самхита» говорится: «Чтобы стать врачом, необходимо овладеть совершенным пониманием элементов». Безусловно, для превращения такого понимания в клинический навык требуется существенный практический опыт.

Читать далее

Индрии - третий аспект жизни

[Аюрведа] Индрии — третий аспект жизни

Индрии, или внешние чувства, являются третьим из 4-х основных аспектов (компонентов) жизни, описанных в Аюрведе. Они формируются из базовых качеств 5-ти элементов природы. Индрии — это мост, соединяющий нематериальные аспекты жизни — атму и манас, с одной стороны, с материальными — то есть физическим телом и окружающей средой — с другой. Без органов чувств наша внутренняя реальность была бы совершенно отделенной от внешней действительности.

Читать далее

Манас - второй аспект жизни

[Аюрведа] Манас — второй аспект жизни

Если наша душа всегда направляет нас к совершенному здоровью, почему же мы часто выбираем то, что вредит нашему телу, затуманивает ум или ранит наши чувства? Почему бывают времена, когда мы легко контролируем, например, потребление сахара; иногда же не можем удержаться от лишних конфет, хотя осознаем, как это неумеренное потребление сладкого вредит здоровью, ведет к ожирению, аллергии, диабету? Как получается, что порой мы «забываем» о вреде рафинированной сладкой пищи и начинаем заглатывать сладости горстями? Можно переформулировать эти вопросы, и тогда они помогут увидеть разницу между людьми. Почему одни люди всегда чувствуют, что именно для них хорошо, и действуют соответственно? И почему другие поддаются своим желаниям и пристрастиям, несмотря на то что тоже обладают знанием? В конце концов, почему некоторые люди совершенно не задумываются над тем, что для них хорошо, а что — не очень?

Читать далее

Атма - первый аспект жизни

[Аюрведа] Атма — первый аспект жизни

В аюрведических текстах говорится, что для того, чтобы лучше понять свой организм, мы должны сначала постигнуть, что такое чувства, как работают органы чувств и какова их роль в защите и питании тела. Знание чувств, в свою очередь, достигается пониманием природы ума и того, как он контролирует чувственное восприятие. Однако мы не можем приблизиться к пониманию всей сложности человеческого ума, или, точнее, разума, пока мы не постигнем атму, тот Разум, который направляет и мотивирует нас и нашу жизнь. Каким же образом первые аюрведические ученые открыли для себя эту невидимую «направляющую» человеческой жизни?

Читать далее