Цитаты из писаний и изречения мудрецов о Вегетарианстве. Индуизм

Цитаты из писаний и изречения мудрецов о Вегетарианстве. Индуизм

«Величие нации и степень ее духовного развития можно определить по тому, как эта нация обращается с животными».
Махатма Ганди

«Все на свете взаимосвязано. Все, что случается с животными, может произойти и с человеком».
Индира Ганди

«Жестокий грешник, который поддерживает собственное существование ценой жизни других тварей, заслуживает смерти ради его же собственной вечной жизни, иначе ему придется пожать плоды своих прегрешений».
«Шримад-Бхагаватам» 1.7.37

[…]

Цитаты из писаний и изречения мудрецов о вегетарианстве. Буддизм

Цитаты из писаний и изречения мудрецов о вегетарианстве. Буддизм

Цитаты из писаний и изречения мудрецов о Вегетарианстве. Буддизм

«Чтобы не внушать ужас живым существам, пусть ученик воздерживается от мясной пищи... Пища мудреца - та, какую едят садху (святые), она не содержит мяса. В будущем некоторые глупцы могут сказать, что я дозволял есть мясо, не позволяю сейчас и не позволю никогда - ни в каком виде и ни в каком месте. Мясо запретно для всех, и никому не дано оспорить этот запрет».
«Дхаммапада»

«Тот, кто ради своего брата терзает или убивает живые существа, которые также ищут блага, не обретет блага после смерти».
«Дхаммапада»

[…]

Цитаты из писаний и изречения мудрецов о вегетарианстве. Иудаизм и Христианство

Цитаты из писаний и изречения мудрецов о вегетарианстве. Иудаизм и Христианство

«Господь добр и милосерден ко всем Своим созданиям».
Псалтирь 145:9

«Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивого жестоко».
Притчи 12:10

«Плоды деревьев будут употребляемы в пищу, а листья на врачевание».
Иезекииль 47:12

«...Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу».
Исаия 1:11

[…]

«Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой»

«Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой»

Сострадание к животным - неотъемлемая часть восточного мировоззрения, и оставалась таковой на протяжении многих веков. Кристофер Чаппл уточняет: «Отношение к животным, бытующее в индийской культуре, радикально отличается от того, к чему привыкли люди, живущие в технологизированном европейско-западном мире. Индуизм, Буддизм и Джайнизм разделяет общую систему ценностей, влияющую на восточное мировоззрение и предлагающую уникальное понимание роли животных в драме человеческой жизни».

Это особое понимание сформулировал хорошо известный лидер народов Тибета, Далай-лама XIV, политический изгнанник Тенцин Гиатсо, один из крупнейших религиозных деятелей нашего времени и яркий представитель всех восточных наций: «Каково бы ни было наше отношение к жизни, - будь оно прагматическим или нет - нам всегда и неизменно присуще желание мира, безопасности и счастья. Различные живые существа, стоящие на разных ступенях эволюции, все вместе образуют население нашей планеты. И те, кто принадлежит к высшим формам жизни, человеческие существа, и те, кто принадлежит к ее низшим формам, животные, равно стремятся к миру, спокойствию и безопасности. Бессловесная тварь дорожит жизнью не меньше, чем человек. Даже простейшие насекомые ищут защиты от опасностей, которые угрожают их жизни. Мы все жаждем счастья и боимся боли; точно также все мы хотим жить и не хотим умирать, и это можно сказать о любом существе». (Тенцин Гиатсо. «Вселенская ответственность и чуткое сердце», Индия, Дхармасала, Библиотека литературы и истории народов Тибета, 1980, с. 78).

[…]

Вегетарианство как первейший принцип духовности

Вегетарианство как первейший принцип духовности

Вегетарианство нужно рассматривать в определенной системе координат; это - только одно из многих требований религии. Несмотря на то, что оно основывается на первейшем принципе духовности - сопереживании и сострадании всем существам, оно должно быть средством, а не целью. Это часть религиозного процесса, дополняющая другие шаги к духовному совершенствованию: молитву, медитацию, доброту к ближним и служение Богу.

Воистину, те оголтелые борцы за права животных, что преследуют ученых занимающихся вивисекцией, и громят лаборатории, где над животными проводятся опыты, совершают преступления, вполне сравнимые с теми, в которых они обвиняют любителей мяса и мучителей братьев наших меньших. Говоря о мире и любви, они с готовностью бросаются разрушать и уничтожать. Они пытаются спасти животных, нанося ущерб людям. Поэтому неудивительно, что свидетели их акций считают их впавшими в заблуждение лицемерами.

Разумеется, такие активисты-радикалы составляют меньшинство среди тех, кто считает сострадание к животным высшей мудростью, а среди этих сторонников жестких мер, в свою очередь, лишь незначительная часть людей руководствуется религиозными соображениями. Но даже один такой человек - уже слишком много. Религиозный вегетарианец должен быть уравновешенным и беспристрастным и, сострадая животным, не должен забывать при этом о собственных ближних.

В каждой из основных мировых религий можно найти призывы к вегетарианству и доброму отношению к животным. Из-за нашего невежества в этом вопросе (я говорю прежде всего о западном мире) наши четвероногие, пернатые и чешуйчатые братья постоянно оказываются у нас на столе вместо того, чтобы пребывать в наших сердцах. К примеру, американец, принадлежащий к одному из современных иудейско-христианских вероисповеданий, столкнулся бы с большими трудностями при попытке заставить соотечественников и собратьев по вере серьезно задуматься о правах животных.

[…]

Духовность присуща не только человеку

Духовность присуща не только человеку

Задолго до того, как св. Франциск был провозглашен покровителем животных, мудрецы древней Индии признавали наличие духовности во всех живых существах. Ведические тексты даже описывают воплощения Бога в различных нечеловеческих телах, по образу которых созданы многие формы жизни на нашей планете. Наиболее известные воплощения, изображения которых часто встречаются в Индии: кабан, черепаха, рыба и даже получеловек-полулев. Веды не призывают к политеизму, напротив, они утверждают, что есть лишь один Бог, который является в разный обличьях.

Кроме того, с точки зрения Вед, даже самые обыкновенные животные - пусть только при особых обстоятельствах - способны испытывать высокие духовные порывы. Это объясняется тем, что в ведическом понимании духовность присуща не только человеку. Последователи ведического учения не отождествляют себя или другое живое существо с материальным телом. Они видят под каждой внешней оболочкой вечную душу, наделенную одинаковым духовным совершенством.

Лицемерие тех, кто объявляет себя верующим, не разделяя при этом вышеописанного мировоззрения, разоблачил Стивен Дж. Гельберг. Во время Первой ассамблеи мировых религий он произнес заслуживающую тщательного осмысления речь, где говорилось: «Человек, считающий себя религиозным, но на самом деле приверженный мирскому образу жизни, не ощущает собственной души и потому не ощущает души в других существах; он, не задумываясь, убивает их и поедает их останки. Утверждая, что у некоторых существ есть только жизнь, а не душа, он бездумно воспринимает идеологию материализма, где жизнь понимается как простая биологическая функция. Под воздействием этого заблуждения он ласкает одних животных и убивает других, одних балует как любимцев, а других пожирает за обедом. Лишенный даже зачаточных представлений о духовности, он остается в блаженном неведении относительно своих грехов. Не говоря уже о вере в душу животных, такому верующему не хватает нравственного чувства и простого сострадания, раз он не содрогается от кровавой жестокости, которую молчаливо поощряет, будучи хищником в человеческом облике. В силу нравственной слепоты, он не осознает, что животное, которое он ест с таким удовольствием, перенесло нестерпимые страдания на бойне,- страдания, в которых прежде всего повинен он сам, поскольку именно ему выгодно это убийство. Ему дана заповедь "не убий", но он убивает слепо, по привычке. "Что вы сделали одному из малых сих, то сделали мне",- говорит Иисус.»

[…]

Почему нужно защищать коров?

Из всех животных в индуистской религиозной традиции особое место занимают коровы. По словам Махатмы Ганди, «мать-корова во многом лучше, чем та мать, которая дала нам жизнь. Родные матери кормят нас молоком один-два года и ждут, что мы будем служить им, когда вырастем. Мать-корова не ждет от нас ничего, кроме зерна и травы. Наши матери часто болеют и ожидают от нас заботы и ухода. Мать-корова болеет редко. Когда наши матери умирают, они ждут от нас затрат на похороны и кремацию. Мать-корова и мертвая полезна нам как живая».

Традиционно корова также считается любимицей Господа Кришны, который прославляется в ведических и постведических текстах как Верховный Господь. Вайшнавизм, или поклонение Вишну или Кришне,- изначальная религия Вед, и любовь Кришны к коровам превозносится во всех ведических текстах. Поэтому неудивительно, что в ранних текстах ведического канона постоянно подчеркивается важность ахимсы и особенно защиты коров.

[…]

«Сарва-бхута-хита» - стремление делать добро всем существам

«Сарва-бхута-хита» – стремление делать добро всем существам

Несмотря на то, что в стихах древних текстов Индуизма содержатся однозначные призывы к вегетарианству, в ведической традиции существовало другое направление, где при некоторых обстоятельствах разрешалось приносить в жертву животных. Будда, как мы помним, реформировал Индуизм и осудил такие жертвоприношения. Эти жертвы должны были привлечь любителей мяса к более праведному образу жизни, заставляя их следовать предписанным правилам и законам. В отличие от других мировых религий, смягчавшихся в отношение мясной пищи, ведические учения настаивают на том, что кровавые жертвы – это низшая форма поклонения.

В некоторых ведических текстах можно найти описания ритуалов и церемоний, в ходе которых на особой площадке в жертву Богу приносилась лошадь. Этот обряд не имел целью освятить поедание конины. Скорее это делалось для того, чтобы доказать эффективность ведических мантр (мистических вибраций звука).

Старую лошадь возводили на жертвенный костер, опытные брахманы (жрецы) читали священные мантры, и лошадь выходила из костра с омоложенным телом. Животному не причиняли ни малейшего вреда, только омолаживали его. Сегодня, конечно, уже не существует достаточно искусных жрецов, которые могли бы совершить такое сложное мистическое жертвоприношение, да и сами Веды подчеркивают, что эти обряды могли быть выполнены только в древние времена.

[…]

Буддизм в Китае и Японии

Буддизм о поедании мяса в Китае и Японии

Согласно «Энциклопедии Буддизма», «в Китае и Японии поедание мяса считалось грехом и строго осуждалось... постепенно оно прекратилось (около V века н.э.), и отказ от мясной пищи стал общим правилом. В храмах и монастырях не допускались никакие мясные блюда». Даже те монахи, которые ели рыбу, носили унизительное прозвище - «нечистый монах, пахнущий сырой рыбой!»

Когда во время правления династии Хан (206 г. н.э. - 220 г. н.э.) Буддизм проник в Китай, там уже процветали Конфуцианство и Даосизм. В эту эпоху китайцы поклонялись в основном духам своих предков, отдавая им дань почтения в соответствии со строгими правилами приема пищи и сложнейшими религиозными церемониями. Блюда, в которые входила, например, свинина, делавшая дыхание человека «отвратительным для предков», считались нежелательными. Другими словами, в Китае тогда уже существовали вегетарианские или квазивегетарианские обычаи.

Буддизм быстро проник в Японию и, начиная с VI века, стал играть там доминирующую роль. Исторический момент благоприятствовал: к этому времени японский двор перенял многие черты китайской культуры. Классический китайский язык стал литературным в Японии, и традиционные китайские религии - в том числе Буддизм - также привились на японской культурной почве.

[…]

Будда и ведические тексты

Будда и ведические тексты

Огромное значение имеет тот факт, что за 2500 лет до рождения Будды его жизнь и служение были предсказаны в «Бхагавата Пуране», или «Шримад-Бхагаватам». Авторство этого текста принадлежит Вьясадеве, составителю Вед и автору их классического толкования, «Веданта Сутры». «Шримад-Бхагаватам» содержит свод всех воплощений Бога; «Бхагаватам» перечисляет все Его воплощения - прошлые, настоящие и будущие, вместе с их ярчайшими характерными чертами и целью их появления в этом мире. Относительно Будды это текст, которому уже пять тысяч лет, гласит:

татах калау самправитте
саммохая сура-двишам
буддхо наманаджана-сутах
кикатешу бхавишьяти

«В начале Кали-юги воплощение Господа явится в области Гайя под именем Господа Будды, сына Анджаны, чтобы поразить демонов, которые враждебно относятся к последователям религии.»
Бхаг., 1.3.24

Следовательно, тексты подтверждают, что Будда по справедливости считается воплощением (аватарой) Верховного Господа. Далее особенно значимо слово «бхавишьяти», «появляется», поскольку оно указывает, что данное событие произойдет в будущем. Будда действительно явился в мир как сын Анджаны приблизительно две с половиной тысячи лет спустя.

[…]

О проекте

Самтулана - помощь в достижении долголетия, омоложения и самоосознания.

Нам не интересно, что именно вы считаете важным в своей жизни и не собираемся менять ваши убеждения посредством какой либо проповеди или догм. Мы лишь заинтересованы в том, чтобы помочь вам достичь максимума счастья и полноты жизни. Для этого есть много разных путей и только вам выбирать по какому из них идти - лишь бы вы шли по нему как можно более эффективно!

Подписка