Почему нужно защищать коров?

Из всех животных в индуистской религиозной традиции особое место занимают коровы. По словам Махатмы Ганди, «мать-корова во многом лучше, чем та мать, которая дала нам жизнь. Родные матери кормят нас молоком один-два года и ждут, что мы будем служить им, когда вырастем. Мать-корова не ждет от нас ничего, кроме зерна и травы. Наши матери часто болеют и ожидают от нас заботы и ухода. Мать-корова болеет редко. Когда наши матери умирают, они ждут от нас затрат на похороны и кремацию. Мать-корова и мертвая полезна нам как живая».

Традиционно корова также считается любимицей Господа Кришны, который прославляется в ведических и постведических текстах как Верховный Господь. Вайшнавизм, или поклонение Вишну или Кришне,- изначальная религия Вед, и любовь Кришны к коровам превозносится во всех ведических текстах. Поэтому неудивительно, что в ранних текстах ведического канона постоянно подчеркивается важность ахимсы и особенно защиты коров.

[…]

«Сарва-бхута-хита» - стремление делать добро всем существам

«Сарва-бхута-хита» – стремление делать добро всем существам

Несмотря на то, что в стихах древних текстов Индуизма содержатся однозначные призывы к вегетарианству, в ведической традиции существовало другое направление, где при некоторых обстоятельствах разрешалось приносить в жертву животных. Будда, как мы помним, реформировал Индуизм и осудил такие жертвоприношения. Эти жертвы должны были привлечь любителей мяса к более праведному образу жизни, заставляя их следовать предписанным правилам и законам. В отличие от других мировых религий, смягчавшихся в отношение мясной пищи, ведические учения настаивают на том, что кровавые жертвы – это низшая форма поклонения.

В некоторых ведических текстах можно найти описания ритуалов и церемоний, в ходе которых на особой площадке в жертву Богу приносилась лошадь. Этот обряд не имел целью освятить поедание конины. Скорее это делалось для того, чтобы доказать эффективность ведических мантр (мистических вибраций звука).

Старую лошадь возводили на жертвенный костер, опытные брахманы (жрецы) читали священные мантры, и лошадь выходила из костра с омоложенным телом. Животному не причиняли ни малейшего вреда, только омолаживали его. Сегодня, конечно, уже не существует достаточно искусных жрецов, которые могли бы совершить такое сложное мистическое жертвоприношение, да и сами Веды подчеркивают, что эти обряды могли быть выполнены только в древние времена.

[…]

Буддизм в Китае и Японии

Буддизм о поедании мяса в Китае и Японии

Согласно «Энциклопедии Буддизма», «в Китае и Японии поедание мяса считалось грехом и строго осуждалось... постепенно оно прекратилось (около V века н.э.), и отказ от мясной пищи стал общим правилом. В храмах и монастырях не допускались никакие мясные блюда». Даже те монахи, которые ели рыбу, носили унизительное прозвище - «нечистый монах, пахнущий сырой рыбой!»

Когда во время правления династии Хан (206 г. н.э. - 220 г. н.э.) Буддизм проник в Китай, там уже процветали Конфуцианство и Даосизм. В эту эпоху китайцы поклонялись в основном духам своих предков, отдавая им дань почтения в соответствии со строгими правилами приема пищи и сложнейшими религиозными церемониями. Блюда, в которые входила, например, свинина, делавшая дыхание человека «отвратительным для предков», считались нежелательными. Другими словами, в Китае тогда уже существовали вегетарианские или квазивегетарианские обычаи.

Буддизм быстро проник в Японию и, начиная с VI века, стал играть там доминирующую роль. Исторический момент благоприятствовал: к этому времени японский двор перенял многие черты китайской культуры. Классический китайский язык стал литературным в Японии, и традиционные китайские религии - в том числе Буддизм - также привились на японской культурной почве.

[…]

Будда и ведические тексты

Будда и ведические тексты

Огромное значение имеет тот факт, что за 2500 лет до рождения Будды его жизнь и служение были предсказаны в «Бхагавата Пуране», или «Шримад-Бхагаватам». Авторство этого текста принадлежит Вьясадеве, составителю Вед и автору их классического толкования, «Веданта Сутры». «Шримад-Бхагаватам» содержит свод всех воплощений Бога; «Бхагаватам» перечисляет все Его воплощения - прошлые, настоящие и будущие, вместе с их ярчайшими характерными чертами и целью их появления в этом мире. Относительно Будды это текст, которому уже пять тысяч лет, гласит:

татах калау самправитте
саммохая сура-двишам
буддхо наманаджана-сутах
кикатешу бхавишьяти

«В начале Кали-юги воплощение Господа явится в области Гайя под именем Господа Будды, сына Анджаны, чтобы поразить демонов, которые враждебно относятся к последователям религии.»
Бхаг., 1.3.24

Следовательно, тексты подтверждают, что Будда по справедливости считается воплощением (аватарой) Верховного Господа. Далее особенно значимо слово «бхавишьяти», «появляется», поскольку оно указывает, что данное событие произойдет в будущем. Будда действительно явился в мир как сын Анджаны приблизительно две с половиной тысячи лет спустя.

[…]

Будда: «Я никому не дозволял есть мяса, не дозволял и никогда не дозволю»

Сохранилось одно древнее стихотворение, которое считается единственным текстом, написанным самим Буддой: «Для безногих тварей есть место в моем сердце. И для тех есть место, у кого две ноги, и для тех, у кого множество ног. Пусть никогда ни одно живое существо, каково бы оно ни было, не узнает горя. Пусть никогда его не коснется зло».

Интересно, что в том же столетии, когда Будда создал свое учение о созерцании и мирной жизни, те же самые идеи проповедовали Конфуций в Китае, Зороастр в Персии, Пифагор в Греции, Исайя в Иерусалиме, Махавира в другой части Индии.

В то время как на юге полуострова Индостан процветал Буддизм, на севере развивался Джайнизм, учение Махавиры. Джайны так строго придерживались закона о неприкосновенности любой жизни, что тщательно осматривали всю свою пищу, боясь случайно проглотить червя или насекомое,- не ради собственного здоровья, а ради безопасности этих существ. И джайнистские, и буддийские монахи, прежде чем пить процеживали воду, чтобы не проглотить какое-нибудь маленькое создание вместе с питьем.

Вообще джайны традиционно более строго, чем буддисты, придерживаются принципа ахимсы и непричинения зла живым существам; однако нужно знать, каким образом в буддийской традиции появились послабления на этот счет. После физической смерти Будды его первые последователи решили, что в учении важнее «намерения», а не «поступки». Практические исследования этого решения зашли очень далеко. Согласно этой трактовке, убежденный буддист может, к примеру, поесть мяса, если убил животное кто-то другой. Тем не менее, сам Будда недвусмысленно осуждал мясоедение,- его первые биографы утверждают, что он считал желание есть мясо «прихотью невежд» (trishna).

[…]

Будда учил вегетарианскому образу жизни

Будда учил вегетарианскому образу жизни

«Тот, кто ест мясо, губит семя великого сострадания».
Махапаринирвана Сутра

Современный Буддизм - система воззрений и обрядов выработанных последователями Сиддхартхи Гаутамы (563-483 до н.э.), более известного как Будда. Титул «Будда» происходит от санскритского корня, что значит «знать», «осознать» или «пробуждаться». Поэтому «Будда» означает «просветленный».

Нынешние буддисты нередко занимают разные позиции по отношению к учениям Будды; как и Христос, он ничего не записывал сам. Но ученики запоминали его слова и передавали другим людям. Многие аспекты его учения все еще вызывают споры в сообществе буддистов, но есть 2 постулата, безоговорочно принятых всеми: Будда достиг высочайшей степени просветления, а его милосердие простиралось на все живые существа.

Покойный Судзуки, выдающийся специалист по буддийским учениям, в своей книге «Сущность Буддизма» пояснил: «грандиозное здание Буддизма покоится на двух столпах: "великой мудрости" (махапраджна) и "великом сострадании" (махакаруна). Мудрость проистекает из сострадания, а сострадание - из мудрости, ибо они двое едины». Вероятно, именно доктор Судзуки имел в виду, когда писал в небольшой работе «Цепь сострадания»: «Буддисты должны стараться учить уважению и сочувствию ко всем созданиям - сострадание есть основа их религии...» Сама жизнь Будды служит олицетворенным примером этого великого сострадания, и вегетарианский образ жизни был существенной частью той мудрости, которой учил Будда.

[…]

Вселенская ахимса в Ведах

«Веды» учат, что всякая жизнь должна быть почитаема, ибо тело - только внешняя оболочка для духа, заключенного в нем. Это философское представление красной нитью проходит через большинство религий Востока. Тем не менее, Веды признают, что одни тела стоят на более высокой ступени развития, чем другие, как описано в следующих стихах:
Одушевленные создания (jiva) лучше, чем неодушевленные (ajiva), из одушевленных лучше те, что наделены дыханием (prana-bhrit), среди дышащих лучше те, у кого есть разум (sa-chitta). Среди наделенных разумом лучше всех те создания, которые могут чувствовать (indriavritti). Те, что чувствуют вкус (rasa-vedin), лучше тех, что чувствуют только прикосновения (sparsa-vedin). Те, что улавливают запахи (gandha-vid), лучше обоих предыдущих. Те, что слышат звуки (shabda-vid), лучше трех последних. Те, кто различает цвета (rupa-veda-vid), лучше всех вышеназванных. Еще лучше те, у кого зубы по обеим сторонам рта. Из них лучше те, у кого много ног (bahu-pada). Четвероногие еще лучше. Двуногие лучше четвероногих. Существа, принадлежащие к четырем кастам (chatur-varna) то есть человеческие существа - лучшие из двуногих. Среди четырех каст лучшие - ученые и жрецы (bramanas). Из жрецов лучше те, кто хорошо знает Веды. Среди этих лучше те, кто понимает тайный смысл (artha) Вед. Еще лучше те, что могут разъяснять спорные места (samsaya-ccheta). Среди этих лучшие те, что исполняют свои обязанности. Но наилучшие - те, что свободны от привязанностей (mukta-sanga) и не жаждут вкусить плодов от своих добрых дел (bhakta). Это и есть истинные служители Бога. (Бхаг., 3.29.28-32)

[…]

Ахимса - высочайший долг любого человека

Ахимса – высочайший долг любого человека

«Ахимса есть высочайший долг».
Падма Пурана, 1.31.27

Учение об ахимсе (непричинении вреда чувствующим существам) впервые было провозглашено в «Ведах», древнейших санскритских священных текстах, записанных на санскрите. Ахимса - неотъемлемая часть большинства восточных религий, в которых она считается одним из важнейших религиозных учений; вегетарианство, в свою очередь, считается основным следствием этого учения.

Чтобы понять ахимсу и ее роль в религиозной жизни Востока, следует обратиться к писаниям, которые излагают ее принципы, и к традиции, которая ее породила. Гипотезы о том, когда именно были составлены Веды, несколько противоречивы. Тем не менее, традиционно они датируются началом III тысячелетия до нашей эры - датировка, которой придерживаются Арнольд Тойнби и другие увлеченные исследователи религий Востока. До того, как быть записанными, Веды передавались устно от учителя к ученику, начиная, как говорит традиция, со времени сотворения Вселенной.

Ведическая литература была написана на санскрите – прародителе индоевропейских языков, например, латыни, греческого, немецкого, английского. Объем этих санскритских текстов очень велик. В одной только «Ригведе» насчитывается 1017 гимнов; «Махабхарата» (в которую входит знаменитая «Бхагават-гита») состоит из 110000 стихов. «Пураны», или ведические летописи, содержат сотни тысяч стихов; кроме этого, существует 108 Упанишад - текстов, которые суммируют философские учения Вед.

[…]

Сострадание и милосердие в Исламе

Сострадание и милосердие в Исламе

Сам Коран превозносит всеобщее сострадание и милосердие. Фактически, все 114 глав Корана, кроме одной, начинаются словами: «Bismillahir-rahmanir-rahim», то есть «Аллах милостив и милосерден». Нужно также отметить, что самое частое упоминаемое из имен Бога в Коране – Аль-Рахим, «сострадающий». Следующее по частоте - Аль-Рахам, «всемилостивый». Еще Аллах назван Архам Аль-Рахимин, «милосерднейший из милосердных». Везде подчеркивается всеобъемлющий характер Господней милости. Недостаток милосердия к низшим живым существам не соответствовал бы этой всеобщей любви. Как мы знаем, Магомет при жизни проявлял такое же милосердие. Тот, кто, в подражание Магомету, стал бы придерживаться этого же принципа, и был бы его истинным последователе, вегетарианство стало бы ощутимым сдвигом в этом направлении.

Если основывать наше представление об Исламе в Коране, исламской мистической традиции и особенно на житии и учения Магомета, становится ясно огромное значение вегетарианства и доброго отношения к животным. Это - известные переводы из арабских Хадисов (буквально «учений», текстов, столь же авторитетных, как сам Коран), собранные ученым-мусульманином М. Хафиз Сиедом:

  • Пророк проходил мимо учеников, которые стреляли в барана, и вознегодовал, и сказал: «Не калечьте бессловесных тварей».
  • Пророк вытирал морду коня полой своего одеяния, и, когда его увидели и спросили, почему он так делает, ответил: «Во сне я получил от Господа приказание заботиться о моем коне».
  • Однажды некий человек украл из птичьего гнезда несколько яиц, а Пророк вернул их туда. «Чтите Бога в этих неразумных тварях,- сказал Пророк.- Ездите на них, пока у них есть силы, и слезайте, когда они устали».
  • «Воистину, будет ли нам награда за нашу доброту к четвероногим и за то, что мы поим их?»- спросили ученики. Пророк ответил: «Вам будет награда за доброту к любому животному, у которого влажная печень (то есть к любому живому существу).
  • […]

    Как приготовить кошерное мясо?

    Как приготовить кошерное мясо?

    Четвертая заповедь, назначающая седьмой день (субботу) днем отдыха для иудеев, относится не только к людям, но и к животным. В Вавилонском Талмуде даже говорилось, что человек может браться за еду лишь после того, как накормит своих животных,- поскольку они не могут сами позаботиться о себе. Далее в Талмуде сказано, что, если нужно спасти жизнь животного или избавить его от страданий, человеку дозволяется нарушить святость субботнего отдыха (нужно вспомнить, что евреи считают субботу самым священным днем). Фактически, из иудейских обычаев ясно, что многочисленные указания, касающиеся ритуального убийства животных изначально основывались на требованиях гуманности: причинять животному как можно меньше боли. Поэтому вегетарианство - логическое продолжение еврейских законов о пище, которые существуют для того, чтобы облегчить муки животных. Очевидно, что меньше всего вреда животным причинит тот, кто вообще прекратит есть мясо.

    Для того, кто не желает отказываться от мясной пищи, были установлены правила кошера. Главным в этих правилах является процесс очистки мяса от крови. Так нужно для того, чтобы соблюсти библейскую заповедь, которая запрещает человеку есть кровь зверей и птиц. Эта заповедь несколько раз повторяется в Ветхом Завете (например, Быт. 9:4, Лев. 17:14, Втор. 12:16). Книги Талмуда даже утверждают, что сущность жизненной силы находится в крови. Сходное представление можно найти в раннем Иудаизме: убеждение, что, поскольку сердце гонит кровь по телу, оно также распространяет признак жизненной силы - сознание. Таким образом, кровь считается священной.

    […]

    О проекте

    Самтулана - помощь в достижении долголетия, омоложения и самоосознания.

    Нам не интересно, что именно вы считаете важным в своей жизни и не собираемся менять ваши убеждения посредством какой либо проповеди или догм. Мы лишь заинтересованы в том, чтобы помочь вам достичь максимума счастья и полноты жизни. Для этого есть много разных путей и только вам выбирать по какому из них идти - лишь бы вы шли по нему как можно более эффективно!

    Подписка