Монлам

Монлам (Монлам Чхемно, Большой молитвенный фестиваль) – большой религиозный фестиваль, принятый в тибетском Буддизме.

Праздник «Большой молитвы» приурочен к Новому году и длится 15 дней, с первого новолуния до полнолуния, каждый праздничный день посвящен одному из 15-ти чудес Будды Шакьямуни, которые он совершил в Индии (город Шравасти). Проводится 4—11 числа в первом тибетском месяце.

Первый фестиваль был проведен в 1409 году. Тогда, по приглашению Цзонкапы (1357-1419 годы; тибетский реформатор Буддизма и основатель традиции Гэлуг), съехались гости со всего Тибета. Он же разработал и правила проведения фестиваля. Позднее праздник проходил в присутствии тысяч людей. Службы совершались в храме Джоканге, в городе Лхасы.

15 чудес Будды – это победа над силами алчности, ярости и невежества. Согласно легенде, однажды ученики перешли от своих духовных наставников-аскетов к Будде. В свою очередь, те монахи затаили злобу на Учителя и стали чинить ему препятствия и насмехаться. Однако Будда не обращал на них никакого внимания. Ученики попросили Учителя наказать монахов, и в городе Шравасти Будда сотворил 15 чудес, по одному в день.

В этот праздник происходит обновление веры, а монахи, желающие повысить свой духовный сан, сдают специальный экзамен. Также в это время можно получить чин лхарампа геше (высшая степень буддийской философии).

Традиционно Монлам проводят в Джокханге – одном из старейших храмов в Лхасе. На время проведения праздника власть символически передается настоятелям 3-х монастырей школы гелуг-па: Ганден, Сэра и Дрепунг.

В Монлам монахи в специальных масках (чам) исполняют ритуальный танец, также совершается обряд подношения тормы (обрядовый пирог), в последний день фестиваля изготавливают красивые масляные фигурки, которые выставляются во всех монастырях, и устраивают кукольные спектакли.

На 15-й день фестиваля в храм Джоканг приходит Далай-лама, чтобы провести буддисткую службу. Во время его проведения на площади Бархор, перед храмом, во время фестиваля зажигается множество масляных ламп (Чунга Чопа) и выставляется огромное количество торм, которые после службы сжигаются. После окончания фестиваля проносят изображение Будды Майтрейи. На площади ведутся религиозные и философские диспуты.

Кроме города Лхасы Монлам Чхемно проводится и в других поселениях, но с меньшим размахом. В этом празднике принимают участие и простые жители Тибета: они присоединяются к молитвам и делают подношения духовным лицам.

В это время в Тибете принято играть свадьбы.

Во время культурной революции в Китае правительство запретило проведение праздника. Запрет отменили лишь в 1985 году, но спустя несколько лет, в 1990, он снова был запрещен.

15 чудес Будды

Повествование о 6-ти ложных учителях – советниках младшего брата царя Бимбисара, пытавшихся сбить с пути Учения его самого и жителей его страны. В истории рассказано о тщетных попытках посрамления Будды, бесполезных и непристойных нападках на него.

Как-то раз Будда и его ученики были удостоены чести быть во дворе царя в Раджагрихе. В числе гостей были и советники царя – 6 ложных учителей, сидевшие за столом на почетных местах. Будду и его учеников пригласили к столу. Когда все расселись, заметили, что ложные учителя оказались в конце стола. Трижды они пересаживались на свои почетные места, но по каким-то причинам опять оказывались в конце стола.

Пришло время подношений кувшинов с водой. Вода не хотела литься на руки ложных учителей, а на руки Будды и его учеников она текла беспрепятственно. Такая же история повторилась и с подносимыми кушаньями. Царь решил попросить у Будды наставления в Учении, Победоносный попросил его дать первое слово ученым советникам. Но ложные учителя как будто онемели и не могли пошевелить губами и знаками показывали царю, чтобы он обратился к Будде.

После этих событий Будда дал наставления в Дхарме всем присутствующим и все, кто внял этим наставлениям, обрели духовные плоды – многие вступили в монашескую общину, очистились от скверны и грехов, все остальные – ушли с вновь обретенными мыслями о духовном пробуждении.

Ложные учителя были посрамлены и разгневаны. Долгое время они обдумывали случившееся, не смогли победить гнев и злобу и идти по пути Дхармы, несмотря на то, что вместе со всеми слушали наставления из уст Будды. Сам Мара – демон, воплотившийся из безыскусности, овладел ими, принял облик старшего среди учителей-советников. Он демонстрировал свое губительное искусство магии, извергая огонь и воду и сверкая молниями. Склонил ложных учителей вызвать Будду на магическое состязание, преследуя скверные цели – посрамить Будду и отвратить от него царя и весь народ, дабы тем самым вернуть себе былую веру и уважение.

Учителя, поддавшись на греховные соблазны Мары, последовали к царю Бимбисара и убедили его пригласить Будду для того, чтобы бросить вызов и доказать свою правоту. Правитель передал Будде о настойчивой просьбе учителей и Будда ответил: «Я знаю время состязания, пусть подготовят площадку».

Слуги царя все тщательно подготовили для магического состязания. В назначенный день пришло почти все население Раджагриха. Будда же заявил, что время такого состязания еще не пришло и отправился в странствие со своими учениками в город Вайшали.

6 ложных учителей обрадовались отказу Будды от состязания, посчитав его слабым и трусливым. Они неотступно следовали за ним по пятам, требуя нового состязания.

Жители города Вайшали тоже хотели послушать Будду и присутствовать на диспуте. Собрались почти все жители города. Но Будда был неуловим и быстро покинул этот город, переместившись в другой – Каушамби.

Радости ложных учителей не было предела, они расценивали, что Будда избегает состязания, потому что не уверен в своих силах. Вновь отправились за ним, увлекая за собой жителей посещенных городов. Все больше росла уверенность ложных учителей от того, что люди шли за ними, чтобы узреть мистическое состязание.

Все случилось в городе Шравасти в первый день первого лунного месяца при большом количестве жаждущего духовного просветления народа. Это день сегодня почитается как первый день Белого месяца Сагаалган.

Царем города Шравасти все было подготовлено для состязания – предметы для жертвоприношения и угощения. Сам царь преподнес Будде и его ученикам дар – хадак – в знак дружеского и радушного отношения и уважения.

В этот прекрасный день Буддой было совершено первое чудо. Будда из простой деревянной палочки для чистки зубов на глазах у всех, за короткое время, вырастил благородное дерево. За несколько секунд дерево покрылось почками и распускающимися цветками. Стало усыпано плодами. Каждый плод был похож на большой кувшин. Неожиданно все увидели, что корни, ствол, ветви и листья дерева сверкают ярче солнца и луны и поняли, что сотворены они из 7-ми драгоценностей. Все хотели отведать плодов этого дерева и почувствовать их аромат, дабы стать сытыми и счастливыми. Пока люди вкушали чудесные поды, Будда читал проповеди Учения, чтобы все присутствующие почувствовали благодать и участь рождения на небесах.

Царь Утраяны. 2-ой день первого лунного месяца чудесных творений Будды, когда он создал 2 высокие горы из драгоценностей, сверкающие 5-ю цветами. На одной горе произрастали чудесные плоды с изумительным вкусом. Плоды эти были предназначены для людей. На 2-й горе росла нежная и питательная трава. Она стала пищей для животных, которые появлялись в мире. Сотворивши чудо, Будда проповедовал Учение всем людям.

Шунчита. На 3-й день Будда продолжал творить чудеса. Приняв дары и отведав угощения, он водой прополоскал рот и выплюнул воду. Из этой воды мгновенно появилось красивое и чистое озеро. Вода имела 8 чудесных лечебных свойств. На зеркально чистой глади озера распускались ароматные лотосы 5-ти цветов. После сотворения такого чуда Будда вновь проповедовал Учение всем собравшимся.

Индравама. 4-ый день ознаменовался сотворением 8-ми каналов на каждой стороне чудесного озера. По этим каналам вода из озера беспрепятственно втекала и вытекала, поддерживая его чистоту. Журчание воды в озере превращалось в человеческие голоса, которые проповедовали людям главные аспекты Учения. Голоса рассказывали о 5-ти способностях и 5-ти силах человеческого существа. Об этапах духовного пробуждения человеческого сознания. О восьмеричном пути, о 6-ти парамитах, приводящих к освобождению и просветлению, о великой силе сострадания и милосердия, о великой любви и доброте. Проповеди Будды услышало множество людей, благодаря этому они обрели блага, встали на путь бодхисатвы и стали жить благими деяниями.

Брамадана. Наступил 5-ый день 1-ого лунного месяца. Улыбающийся Будда испустил из своих уст луч цвета золота, который озарил весь мир и тысячи других миров. Этот луч коснулся каждого и подарил всем живым существам телесное и душевное спокойствие, избавил их от 3-х ядов и 5-ти омрачений. Все люди в округе, лицезревшие это ушли с новыми мыслями о пробуждении духовном и обрели всяческие блага.

Личави. В 6-ой день чудесных творений Будда дал возможность всем присутствующим ясно увидеть мысли друг друга. Все мысли всех людей вокруг – дурные и добрые – стали ясны как день. И снова люди славили чудотворные деяния Будды, а некоторые даже осознали истинность и суть Учения.

Род Шакьи. В 7-ой лунный день Будда занялся перевоплощением. Каждый, кто присутствовал, почувствовал себя почтенным и благородным чакравартином – правителем, который имел все 7 драгоценностей и все добро этого мира. Окружающие люди жадно внимали Учению Будды и ощущали себя повелителями всего земного, у которых есть все для благой жизни, тем самым все больше проникались сутью Дхармы.

Небожители Индра и Брама. Пришел 8-ой день чудес, когда Будда, сидевший на львином троне, надавил на одну из сторон трона и выпустил оттуда 5 ракшасов (демоны-людоеды). Они кинулись на 6-х ложных учителей, которые были обмануты Марой и до сих пор желали состязаться с Буддой. Появился и Ваджрапани – защитник Будды. Ваджра его извергала пламя и зависла над головами ложных учителей, повергая их в ужас.

Сильный страх охватил души учителей и они бежали прочь, бросившись в реку. Окружение бежавших учителей было многочисленно – 90000 человек. Все они немедля обратились на сторону Будды и попросили у него защиты. Будда принял всех в монашескую общину и сказал: «Придите во благе!». Головы и лица стали чисты от волос, все они стали монахами, и Будда проповедовал им Драхму.

Тут же Будда смог извлечь из своего тела 80000 лучей с раскрывающимися цветами лотоса на концах. Впоследствии из лотосов вышли Будды, которые помогали проповедовать учение Драхмы. Вера людей, видевших все это, укрепилась еще сильнее.

Цанби Жалбо. На 9-й день Будда увеличил свое тело настолько, чтобы его хватило проповедовать не только в бренном мире, но и в мирах богов. Это дало просветление не только земному миру, но и породило стремление к пробуждению духовности у обитателей высших миров.

У Махаранзы. На 10-ый день Будда распространил свои нирманические тела в странах царей, которые приехали к нему в Шравасти. Тела эти светились лучами света, и каждый лучик помогал исповедовать Учение людям. В этот день бесчисленное множество людей приняло светлое Учение Будды.

Мирянин Чинда. В 11-й день один из жителей города Шравасти, пригласивший Будду в гости, стал свидетелем медитации Будды. Во время медитации тело Будды стало невидимым, вместо тела образовался мощный луч света, раскрывший Учение. Опять собралось огромное количество людей, стремящихся к просветлению и получивших его.

Мирянин Гонмэд Сайжин. На 12-ый день произошло еще одно чудо. Случилось это в гостях другого простого жителя города Шравасти. Будда опять сумел создать множество золотых лучей, наполнивших пустоту тысячи других миров. Лучи касались всех живых существ и помогали им избавляться от дурных помыслов, порожденных 3-мя ядами, рождали в них мысли о милосердии и сострадании. Каждый человек, которого коснулись золотые лучи, лицезрел друг в друге отца, мать, детей и близких людей.

Царь Шунчита. 13-й лунный день помог Будде заполнить своим Учением все сферы иных миров. Восседая на львином престоле, Будда чудесным образом испустил из себя 2 золотых луча с распустившимися на концах лотосами. В этих лотосах зарождались нирманакаи – перерожденные тела восседающих Будд. Так Будда повторял Учение несчетное количество раз, пока не заполнил оставшееся пространство всех миров. Учение доносилось до всех живых существ и порождало мысли об истинном просветлении и обретении духовных плодов.

Царь Утраяны. В 14-ый лунный день Будда был приглашен в дом к одному из царей, который усыпал все полы в доме цветами. Будда из цветов сотворил 1250 колесниц, излучающих свет. Свет озарил всю землю и всю вселенную, состоящую их 3000 великих миров. После Будда неустанно проповедовал Учение и просветил еще большее количество людей.

День 15-ый стал апогеем свершения всех чудес Будды. Он и его ученики были приглашены в гости царем Бимбисара. Принимая приглашение, Будда предупредил царя, что угощений и яств готовить не нужно, а только позаботиться о посуде для них. Наступило время трапезы и расставленная на столах пустая посуда, сама заполнилась кушаньями, удивительными по своему вкусу. Все гости насытились изумительными яствами и почувствовали покой в душе и во всем теле.

Позднее Будда показал всем неожиданное зрелище. Ударив рукой по земле, открыл перед всеми присутствующими мучения и страдания всех живых существ, находящихся во всех 18-ти адах. Существа скорбно вопрошали: за какие грехи и злодеяния они терпят муки ада?
Присутствующих охватил великий страх, и Будда просветил их, рассказав Учение о 4-х Благородных Истинах, о причине и следствии, о Драхме. Люди, внимавшие каждое слово Будды как просветление, вступили в этот день на путь Драхмы. Все существа из 18-ти адов зародили в себе верные устремления и обрели плоды добра Учения Будды, души их переродились и возродились в лучших мирах.

Это может быть вам интересно
Подписаться
Уведомление о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии