Одна даосская притча: Отвлечь ум

Жил на свете даосский Мастер по имени Рибху. Среди его учеников выделялся Нигадха. Мастер возлагал на него большие надежды. Но однажды Нигадха объявил о своем уходе. Ему предложили должность в его родном городе, и он намеревался вести жизнь, посвященную обрядам официальной религии. Мудрец любил своего ученика и понимал, что работа в качестве священника не соответствует его способностям.

Однажды он, переодевшись в крестьянина и загримировавшись, отправился в город, где жил его ученик. В городе проходила ярмарка, люди высыпали на улицы наблюдать процессию императора. Мастер подошел к ученику и спросил:
— Что это за суматоха?
— Это едет процессия императора,- ответил Нигадха.
— О, император? Но где он?
— Ты что, деревенщина, не видишь, он на слоне!- ответил Нигадха.
— Да, я вижу двух,- сказал крестьянин,- но который из них император, а который слон?
— Что?- воскликнул Нигадха.- Вы видите двух и не знаете, что человек сверху — это император, а животное внизу — это слон? О чем можно еще говорить с таким человеком, как вы?
— Прошу вас, не сердитесь на такого невежду, как я,- взмолился крестьянин.- Но вы сказали «сверху» и «снизу». Что это значит?
— Если ты, деревенщина, не понимаешь слов, то я объясню тебе по-другому,- сказал Нигадха, не на шутку рассердившись.- Нагнись, сейчас все поймешь!

Крестьянин нагнулся, Нигадха взобрался ему на спину и сказал:
— Теперь знай. Я — сверху, как император, а ты — снизу, как слон. Ясно?
— Нет еще,- тихо сказал крестьянин.- Вы сказали, что вы сверху, как император, а я снизу, как слон. Император, слон, сверху, снизу — все это приблизительно ясно. Но прошу вас, скажите, что вы подразумеваете под «я» и «ты»?

Нигадха был поставлен в тупик. Как объяснить словами, что такое «я» и «ты»? Тут его осенило. Он в тот же миг упал на колени перед мастером со словами:
— Кто еще кроме моего достопочтенного мастера Рибху мог отвлечь мой ум от поверхностного физического существования к Истине бытия?

Это может быть вам интересно
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments