Почему шаолиньские монахи практикуют вайдань?

«Не чувствовал отвращения к пороку и злу,
Не гнался за удовлетворением желаний,
Не жертвовал мудростью ради общества глупцов,
Не отказывался от чуда для сохранения истины,
Стремился к великому Дао без чрезмерности,
Достигал сердца Будды без защищенности,
Не держался пути обыденной святости,
Превосходил собственное творение».

Сунский поэт Лу Ю о философии Да Мо

Вайдань – это практика улучшения циркуляции ци путем стимулирования отдельных частей тела. Накапливаемая в них мощная энергия затем направляется в систему каналов ци. Вайдань буквально означает «внешний (алхимический) эликсир (жизни)» (синоним – «цзиньдань», или «золотой эликсир»). Вероятнее всего, этот термин происходит из алхимии. Большинство китайских алхимических текстов написано даосами, и даосы же много сделали для развития Цигун. Поэтому вполне уместно именовать техники Цигун, способствующие здоровью, силе и долголетию, таким даосским названием.

Принципы вайдань-цигун

Упражнения вайдань делятся на подвижные (динамичные) и неподвижные (статичные). В подвижных упражнениях определенные мышцы поочередно расслабляются и напрягаются. Напряжение должно быть как можно меньшим, поскольку сильное напряжение сужает каналы ци и затрудняет поток энергии. Некоторые практикующие вообще не напрягают мышцы, но лишь мысленно представляют себе это напряжение. Другие напрягаются ровно настолько, чтобы помочь сосредоточению. Когда одна из частей тела упражняется таким образом несколько минут, в этой области накапливается ци, обычно ощущаемая как тепло. Такая накопившаяся под воздействием упражнений энергия ци считается более «высокой». Происходит также приток крови. Когда мышцы расслабляются, кровь и высокоэнергетичная ци оттекают в близлежащие «низкоэнергичные» области тела. Таким образом и улучшается циркуляция ци.

Согласно теории акупунктуры, каждый канал ци связан с каким-то внутренним органом. Если ци циркулирует плавно, то и органы функционируют нормально. Если же орган не в порядке, нужно усилить поток ци через соответствующий канал.

В динамичных упражнениях вайдань сознание сосредоточивается на дыхании. Одновременно вы визуализируете энергию ци, направляемую вами в определенную часть тела. Система каналов ци тесно связана с головным мозгом, поэтому сосредоточение и визуализация помогают управлять циркуляцией ци. Управляемая же циркуляция ци, в свою очередь, развивает способность мышц к сверхнормальному напряжению. Это и есть «внутренняя сила вайдань». Например, чтобы накопить ци в ладонях, представьте себе, что перед вами стоит препятствие и вы пытаетесь оттолкнуть его. При этом не надо сильно напрягать мышцы! Лучше, если усилие будет приложено, в основном, в вашем воображении. Чем лучше вы представите себе, как вы толкаете тяжелый предмет, тем сильнее будет приток ци к ладоням. Практикуя упражнения вайдань, надо быть спокойным, расслабленным и естественным. Сознание должно концентрироваться на дыхании через Даньтянь и на управлении потоком ци.

В подвижных упражнениях вайдань есть один недостаток. Поскольку во время тренировки вы поочередно напрягаете и расслабляете мышцы, у вас будет накапливаться не только внутренняя энергия, но и мышечная масса, а излишняя мускулатура может перекрывать каналы ци. Если переразвитые мышцы не получают регулярных нагрузок, на них накапливается жир, который еще больше сужает каналы, что приводит к застою ци и крови. Общие симптомы такого застоя: повышенное кровяное давление, локальные боли, плохая контролируемость мускулатуры. В китайских боевых искусствах это называется «саньгун», или «рассеивание энергии». Но если вы избежите чрезмерного развития мускулатуры, саньгун вам не грозит.

В неподвижном вайдань также происходит работа с определенными группами мышц, но без чередования напряжения и расслабления. Например, один из видов неподвижного вайдань заключается в вытягивании рук перед собой и удержании этой позы. Через несколько минут нервы рук и плеч переходят в более высокое энергетическое состояние и, когда вы опускаете руки и расслабляетесь, накопленная ци идет в области с более низким потенциалом. По такому же принципу движется электрический ток в замкнутой цепи. Поскольку мышцы не нагружаются, нет опасности их чрезмерного развития. При этом выносливость мышц повышается. Статичные упражнения вайдань эффективны только как оздоровительное средство и не используются в боевых искусствах, потому что они не тренируют координацию циркуляции энергии и мышечного напряжения.

Если сочетать практики вайдань и нэйдань (как, например, в тайцзицюане), то можно научиться накапливать ци в Даньтяне и произвольно выводить эту энергию в те места, где необходимо улучшить циркуляцию ци.

Пу Ти Да Мо

Пу Ти Да Мо из рода Чадили, на Западе более известный как Бодхидхарма, до принятия Буддизма был царевичем небольшого народа в Южной Индии. Из отрывочных исторических свидетельств известно, что он родился около 483 года н.э. В то время китайцы считали Индию важнейшим духовным центром, поскольку она была родиной и источником Буддизма – учения, приобретавшего в Китае все большую популярность. Китайские императоры отравляли послов в Индию – изучать Буддизм, приобретать буддийские книги и приглашать в Китай индийских учителей. Таким приглашенным учителем был и Бодхидхарма.

Многие считают его бодхисаттвой, то есть просветленным существом, отвергшим нирвану ради спасения остальных людей. Если говорить в самых общих чертах, Буддизм – это одна из мировых религий, основанная на вере в то, что Гаутама (Будда) достиг нирваны, то есть совершенного блаженства и свободы от цикла рождений и смертей, и сообщил всем о том, как можно войти в это состояние.

Есть 3 главные школы Буддизма, которые называются «Тремя колесницами» (по-китайски «сань шэн»). Первая из них – Махаяна, или да шэн, «Большая колесница». К ней относятся тибетский Буддизм и чань- (дзэн-) буддизм, очень хорошо известный на Западе. ВтораяПратьекаяна, или чжун шэнь, «Средняя колесница». Это учение буддийского действия, которое практикуют преимущественно странствующие проповедники. ТретьяХинаяна, или сяо шэн, «Малая колесница». Ее цель – достижение личного просветления, и практикуют ее монахи-аскеты.

Да Мо относился к школе Махаяна и прибыл в Китай в 526 или 527 году, в правление лянского императора У-ди. По рекомендации кантонского губернатора Сяо Ана был удостоен высочайшей аудиенции. Император, однако, оказался не в восторге от буддийской теории Да Мо, и учитель нашел пристанище в монастыре Шаолинь в провинции Хэнань, где и провел остаток жизни.

Монастырь Шаолинь был построен ок. 400 г. н.э. по приказу вэйского императора для буддиста по имени Бато, и предназначен он был первоначально лишь для проповеди и богослужения. Никаким боевым тренингом монахи не занимались.

Когда же в монастырь пришел Да Мо, он обратил внимание на физическую слабость монахов, и это его так расстроило, что он удалился в уединение на целых 9 лет. За это время он написал две книги, из которых до нас дошла только одна – Ицзиньцзин («Канон изменения мышц и сухожилий»). После возвращения из уединения Да Мо оставался в Шаолине до своей смерти в 540 года, в возрасте 57 лет.

Вот уже более 14-ти веков шаолиньские монахи практикуют упражнения вайдань, придуманные Да Мо. Эти упражнения, прежде секретные, были открыты широкой китайской публике только в XX веке. Они легки, но польза от них ощущается очень скоро. Шаолиньцы делали упражнения не только для улучшения круговорота ци и укрепления здоровья, но и для накопления внутренней силы путем концентрации ци в соответствующих мышцах. Поскольку эти упражнения динамичны, есть риск чрезмерного развития мышц, о котором говорилось выше. Поэтому монахи после выполнения упражнений Да Мо занимаются нэйдань – специальной медитацией для прочистки каналов.

Автор: Ян Цзюньмин
Источник: книга «Цигун для здоровья и боевых искусств»

Это может быть вам интересно
Подписаться
Уведомление о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии