Как улучшить память на числа, хронологию и цены?

У разных лиц бывает и различная память по отношению к числам, годам и ценам; различие это зависит от неодинаковой степени развития математических способностей. Лицо, широко развившее эти способности, будет неизменно сохранять ясное и прямое впечатление чисел и всего, связанного с ними, тогда как лицо со слабо развитыми способностями найдет трудным помнить что-либо подобное. Усиленно занимаясь умственными вычислениями, и последние, однако, могут развить эту способность. Лицам с такими слабыми способностями рекомендуется купить самую элементарную арифметику, употребляемую в начальных классах школ, и внимательно изучить ее, проделывая каждую предложенную задачу. Проходя в день по уроку, вы увидите чрез некоторое время, что у вас развивается интерес к числам и что вы помните их гораздо лучше, чем прежде. Такая практика приносит отличные результаты, и развитие, приобретенное указанным путем, устойчиво, а способность будет продолжать развиваться и в будущем, занося более ясные впечатления цифр и всего, связанного с ними.

Хронология

Тем, кто запоминает или припоминает года с трудом, полезно рисовать умственное изображение года, относящееся к какому-либо событию. Например, желая запомнить год открытия Колумбом Америки, для вас будет нетрудно представить Колумба, стоящего на берегу новооткрытой земли с числом 1492 над его головой. Или, запоминая год провозглашения независимости Соединенных Штатов, представьте себе колокол свободы с надписанным 1746 годом на нем. Чтобы запомнить год гражданской войны, воображайте форт Сумпер с числом 1861 сбоку. Год смерти Наполеона легко запоминается умственным представлением его могилы с вырезанным на ней 1821 годом. Рисуя умственную картину какого-нибудь события, вам будет полезно писать на бумаге жирным шрифтом и само число, внимательно всматриваясь в него. Затем, закрывая глаза или отвернувшись, оживлять это впечатление. При повторении этого несколько раз воспоминание о числах сильно закрепляется в уме.

Нам рассказывали об одном ученике, который помнил год избрания и год освобождения от должности каждого президента Соединенных Штатов лишь потому, что на лбу портрета каждого в своем учебнике он писал соответствующие числа; но мы такой способ не рекомендуем. Ясное умственное изображение может нарисовать всякий средний человек, а при сильном впечатлении числа, сопровождаемом изображением лица или предмета, последнее будет воспринято и удержится, так что их появление в поле сознания вызовет и ассоциированный с ними год.

Вышеуказанный способ применялся с большой пользой лишь теми, у кого хорошая «зрительная память». Лицам же с хорошей «слуховой памятью» год для его запоминания лучше повторять вслух. Некоторые находят легче запоминать года с помощью стихов, которые и выучивают наизусть. Средний ученик без труда может сочинить подобные стишки; многие важные года и события запоминались таким путем.

Но из всех вышеозначенных методов запоминания хронологии мы предпочитаем первый, то есть метод «зрительного созерцания» или формирования в уме изображения года в связи с лицом или предметом, имеющим к нему отношение. Это легче, чем кажется, и при небольшой практике делается автоматически. Каждому возможно нарисовать воображаемую картину почти всякого исторического события и портреты главнейших исторических лиц.

В том случае, когда изучающему надо запомнить много важных дат, хорошо связывать имена лиц или событий с данным числом, следуя закону ассоциации впечатлений. Говоря постоянно о «Ватерлоо 1815», «Бородино 1812» или «Гастингсе 1066», вы неразрывно свяжете года этих битв с самими событиями, причем оба впечатления сольются. Понятно, необходимо частое повторение событий и соответственных годов для запечатления их в уме. При ассоциировании года и события таким путем с самого начала ассоциация эта не доставит вам особенных затруднений. Точно так же можно ассоциировать фамилии и имена: «Вашингтон и Джордж; Наполеон и Бонапарт». Если бы мы услыхали спустя много лет имя Вашингтона или фамилию Наполеона, составив до этого ясное впечатление фамилии первого или имени второго, то мы иногда забывали бы выученные после слова, но, выучив их вместе, память наша будет рассматривать их как одно. Если бы учителя всегда говорили «Ватерлоо 1815», ученики никогда не забывали бы год битвы, пока помнили бы ее название.

Цены

Вышеуказанный способ образования воображаемой картины ассоциированием числа с предметом очень важен для конторщиков, продавцов и пр., чья работа требует запоминания цен товара. Во многих случаях конторщику действительно можно «видеть» цену товара, оживляя впечатления несколько раз взглядом на соответствующий товар. Мы слыхали про одного молодого человека, служившего на громадном колониальном складе и рисовавшего такого рода умственное изображение для каждого нового тюка товара, поступающего на склад. Мысль о товарах у него всегда связывалась с обозначенной на них ценой. Если кто-либо спрашивал у него цену «Беккерова шоколада», он припоминал пакет с обозначенной на нем ценой и знал таким путем цену сотни предметов, обращаясь к ним только мысленно. При перемене цен он «вынимал» старое умственное изображение, «вставляя» его снова с обозначением новой цены. Теперь, более двадцати лет спустя, он может усилием мысли вызвать изображение и цену большей части товаров, сложенных на старом складе, так как впечатление является умственным изображением предмета и цены на нем. Память на места имеет он изумительную, так что может восстановить в уме отделения старого склада, в которые помещает товары, как они были 20 лет тому назад, с соответствующими ценами. При желании ассоциировать цену с видом товара умственное представление последнего повлечет за собой воспоминание о первом, причем даже сами числа являются пред «умственными глазами».

Числа

Прочие числа, кроме хронологических и цен, могут ассоциироваться со всяким предметом, с которым они естественно связаны. Но раз такой подходящий предмет, с которым можно было бы связать число, отсутствует, то нужно ограничиться лишь методом простого «созерцания». Этот метод состоит в том, что данное число фотографируется в уме, пока последний не воспроизведет все детали и форму числа, как детали и общий вид какой-нибудь картины. Вам следует представить себе числа, написанные жирным белым шрифтом на черном поле. Не упускайте умственной картины, пока вы не будете полностью видеть ее своими «умственными очами». Искусство это возрастает с практикой. Но однако было бы лучше ассоциировать числа с какими-нибудь подходящими предметами. Теория такого «созерцательного» метода с ассоциацией или без нее основана на том факте, что, во-первых, многие умы воспринимают и удерживают зрительные впечатления гораздо скорее и лучше, чем простую абстрактную идею без конкретного изображения, и что, во-вторых, закон ассоциации дает умственной картине с числом возможность легко возвращаться в поле сознания, когда эту картину требует мысль о предмете.

Автор: Йог Раманантата, Йог Рамачарака
Источник: книга «Упражнения Йоги для развития памяти»

Комментарии (1)

  • Саша

    Не правда про связь мат.способностей и памяти. У меня по высшей математике в универе 12 баллов было, а памяти на числа абсолютно нет.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

О проекте

Самтулана - помощь в достижении долголетия, омоложения и самоосознания.

Нам не интересно, что именно вы считаете важным в своей жизни и не собираемся менять ваши убеждения посредством какой либо проповеди или догм. Мы лишь заинтересованы в том, чтобы помочь вам достичь максимума счастья и полноты жизни. Для этого есть много разных путей и только вам выбирать по какому из них идти - лишь бы вы шли по нему как можно более эффективно!

Подписка