Айкидо - это форма духовных и физических упражнений

После окончания войны, и особенно в последнее десятилетие, популярность старинного японского боевого искусства Айкидо не только быстро возросла в его родной стране, но и распространилась за границей, особенно в Америке, Европе и Юго-Восточной Азии.

Исходно боевые искусства были просто методами защиты и нападения, которые использовали для эффективной самообороны в рукопашной схватке или в схватке с применением палок. Случаи, когда относительно слабый и малорослый человек побеждал более крупного противника с помощью определенной техники, могли послужить основой нового направления. Так, в течение многих лет учителя и мастера этих методов боя, часто в условиях риска для собственной жизни, разработали и развили те направления, которые сегодня достигли уровня искусства.

Под влиянием буддийских концепций боевые искусства превратились из простого собрания приемов в философские «пути». Области их применения выросли от простой цели убить врага до комплекса элементов поведения, связанных с повседневной жизнью. Иными словами, пути убийства заменились путями жизни.

После исчезновения класса самураев боевые «искусства» стали боевыми «путями», и им было придано более важное значение - как способам повышения моральной устойчивости, необходимой для создания полноценного общества. Тем не менее в итоге боевые искусства остаются искусствами мужчин-бойцов - самураев. Но даже когда основная цель победы над врагом потеряет значение, они не должны будут прекратить свое существование. Соответственно, они не могут становиться чисто интеллектуальными упражнениями, поэтому не следует уменьшать значение основного «положения»: Будо и «пути развития техники» не должны исключаться как форма духовных и физических упражнений.

До сих пор еще нет достаточно полной информации об истории Айкидо, но хотя, без сомнения, когда-нибудь появятся новые данные.

Современное Айкидо основано на Дайто-Рю Айки-Дзюцу, которое, как считают, создал принц Тейдзин, 6-й сын императора Сэйва (850-880 гг.) Через его сына принца Цунемото оно было передано последующим поколениям семьи Минамото. Время, когда оно дошло до Синра Сабуро Есимицу, младшего брата Есииэ Минамото, можно считать периодом закладки основ современного Айкидо. Есимицу, очевидно, был исключительно тренированным и знающим человеком. Говорят, что он придумал большинство своих приемов, наблюдая, как паук ловко ловит большое насекомое тонкой сетью. Сохранились упоминания, что Есимицу изучал анатомию, вскрывая тела убитых на войне и преступников. А название его дома «дворец Дайто» и дало имя его системе Айки-Дзюцу.

2-й сын Есимицу, Есикие, жил в Такеде (провинция Кай), и получилось так, что он стал известен под этим именем. В дальнейшем техника передавалась от поколения к поколению как тайное искусство дома Такеда, и изучать ее могли только члены клана и их родственники. В 1574 году Такеда Куницугу переехал в Айдзу, и техника, перешедшая к его последователям, стала известна как техника Айдзу-Тодомэ.

Затем это искусство практиковалось исключительно самураями и сохранялось в семье до выхода Японии из состояния феодальной раздробленности в начале периода Мэйдзи в 1868 году. В это время бывший главой семьи Сэнсей Сокаку Такеда начал учить этому искусству за пределами владений Такеда. Он путешествовал по всей Японии и, наконец, остановился на острове Хоккайдо. Его сын, Сэнсей Токимунэ Такеда открыл школу Дайтокан Додзе в Абасири на острове Хоккайдо и продолжил дальше развивать Айкидо в качестве основоположника школы Дайто.

Самым выдающимся учеником Сокаку Такеды был Морихэи Уэсиба. Уэсиба-Сэнсей, человек редких способностей, добавил к школе Дайто основные элементы других древних боевых искусств и свои собственные приемы и по праву считается основателем современного Айкидо. Многие годы Уэсиба-Сэнсей учил и руководил школой в Вакамацу-те в Токио. В возрасте около 80 лет он все еще сохранял свою боевую активность. Школа Уэсибы Айкидо Хонбу сейчас работает под руководством его сына Киссемару Уэсибы, который достиг большого успеха в распространении Айкидо в Японии и за ее пределами.

Способный ученик Уэсибы-Сэнсея, Лудзи Томики из университета Васэда, очень активен как тренер и занимается в основном развитием спортивного Айкидо.

Одним из самых выдающихся учеников Уэсибы был Годзо Сиода (10-й Дан), руководитель школы Айкидо Есинкан, внесший большой вклад в увеличение популярности Айкидо после войны. Сиода поступил в школу Уэсибы-Сэнсея в возрасте 18 лет и жил там 8 лет, еще учеником показывая четкую красивую технику и ту исключительную энергию. Как Сокаку Такеда и Морихэи Уэсиба, Сиода-Сэнсей невелик ростом и весит всего около 50 кг. Тот факт, что, несмотря на это, он стал очень знаменитым, подтверждает, на мой взгляд, рациональность и эффективность Айкидо.

Огромный интерес к Айкидо после войны, вероятно, зародился в 1954 году, когда в рамках деятельности общества ветеранов было организовано представление японских боевых искусств в Токио. Принявший участие в показательных выступлениях Сиода-Сэнсей привлек большое внимание, и его выступление было высоко оценено. С этого времени популярность Айкидо росла настолько быстро, что в течение года группой финансистов был организован учебный центр Айкидо Есинкан (президент - Сесиро Кудо), в число учителей которого вошел и Сиода-Сэнсей.

Если учесть, что до войны Айкидо занимались лишь отдельные энтузиасты и специальные группы армии и флота, распространение и популярность этого искусства в настоящее время просто удивительны. Однако для столь быстрого развития требуются квалифицированные учителя, и дальнейшее развитие Айкидо будет определяться возможностями подготовки тренеров, способных поддержать высокие стандарты этого искусства.

В заключение я приношу свои извинения и благодарность всем учителям, имена которых здесь не упомянуты.

Автор: Хироси Такэути
Источник: книга «Динамика Айкидо»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

О проекте

Самтулана - помощь в достижении долголетия, омоложения и самоосознания.

Нам не интересно, что именно вы считаете важным в своей жизни и не собираемся менять ваши убеждения посредством какой либо проповеди или догм. Мы лишь заинтересованы в том, чтобы помочь вам достичь максимума счастья и полноты жизни. Для этого есть много разных путей и только вам выбирать по какому из них идти - лишь бы вы шли по нему как можно более эффективно!

Подписка