День святых Невинных Младенцев Вифлеемских

Избиение младенцев – это история из Нового Завета, описанная в Евангелии от Матфея, предание которой имеет переносное значение чрезмерной, неоправданной жестокости по отношению к беззащитным и беспомощным.

Убитые младенцы являются святыми мучениками в христианской церкви, а День святых Невинных Младенцев Вифлеемских отмечается по православной традиции 29 декабря (11 января), по католической – 28 декабря.

Повествование из Евангелия

Эпизод про избиение младенцев имеется только в Евангелии от Матфея. Согласно ему, когда родился Иисус к нему на поклон пришли волхвы. Ирод Великий, незаконный царь Иудеи, просил их рассказать о месте, где находится новорожденный Иисус, его соперник. Но они этого не сделали, так как по высшему откровению узнали про замысел Ирода. Ирод в ответ на это направил своих людей найти и избить всех младенцев мужского пола в Вифлееме и в его окрестностях, возраст которых не больше двух лет (Мф. 2:16). Однако, согласно еврейскому историку и военачальнику Иосифу Флавию, современнику Ирода, Ирод Великий умер через 34 года после смерти Антигона (после взятия Иерусалима) и 37 лет спустя после того, как стал царем по мнению римлян. Это описание историка может свидетельствовать о том, что реальная дата смерти Ирода примерно 2 год до н.э. или начало 1 года до н.э., то есть еще до момента рождения Иисуса Христа. Таким образом, историк явно что-то недоговаривает, замалчивает злодейство царя, так как ему было свойственно льстить и угождать.

«Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов».
(Мф. 2:16)

Матфей в своем Иевангелии пишет, что избиение младенцев было предсказано пророком Иеремией (Иер. 31:15). Благодаря этому, Иисус смог спастись, совершив побег в Египет. В то же время Иосифу Обручнику, мужу Девы Марии, во сне явился ангел и велел идти в Египет.

Апокрифические истории

Эпизод про избиение младенцев нашел отражение и в Апокрифах в «евангелия детства», не вошедших в официальный библейский канон. Речь идет о «Протоевангелие Иакова» и «Евангелие Псевдо-Матфея». В частности в протоевангелии, датируемым второй половиной II века. повторяется повествование евангелиста Матфея и в дополнение к нему рассказывается о спасении Иоанна Крестителя своей матерью Елизаветой и смерти его отца, священника Захария, который не стал рассказывать, где прячется его малолетний сын. Объяснение причин убийства Захария есть и в Евангелии от Матфея (Мф. 23:35).

«Елизавета, услышав, что ищут Иоанна (сына ее), взяла его и пошла на гору. И искала места, где спрятать его, но не нашла. И воскликнула громким голосом, говоря: гора Бога, впусти мать с сыном, и гора раскрылась и впустила её. И свет светил им, и ангел Господен был вместе с ними, охраняя их»?

Вторая апокрифическая история не содержит новой информации об эпизоде, а лишь только полностью его копирует.

Богословское толкование

Архиепископ и крупный византийский писатель и богослов Феофилакт Болгарский, толкуя Евангелия от Матфея, написал, что жестокое обращение с младенцами было дозволено по промыслу Божьему, в подтверждение чего имеется пророчество Иеремии. Это произошло чтобы все увидели злобу и жестокость царя Ирода. Феофилакт Болгарский пишет: «Притом младенцы не погибли, но сподобились великих даров. Ибо всякий, терпящий здесь зло, терпит или для оставления грехов или для умножения венцев. Так и сии дети больше увенчаны будут».

В церковном предании нет точного числа убитых младенцев. Так, в византийской традиции указывается цифра 14 тысяч, в сирийской традиции – 64 тысячи. Есть упоминание о 144 тысячах убитых, что расшифровывается как 12 в квадрате и означает в соответствии с Апокалипсисом 12 тысяч от каждого из 12-ти колен Израиля.

Такие расхождения в количестве мертвых младенцев появились в результате сомнений многих историков и богословов, основанных на простой арифметике. В то время все население Вифлеема насчитывало не более 1000 человек. Если учесть, что в год могло родиться около 30 детей-мальчиков, то насчитывалось бы не более 20 малышей в возрасте до 2-х лет. Однако некоторых толкователей Евангелия смущают слова Иеремии о «вопле великом», что, по их мнению, говорит о достаточно большом количестве жертв.

В изобразительном искусстве

Интерес художников к данной сцене практически отсутствовал в раннехристианский период. Первые дошедшие до нас изображения этого акта кровожадного деспотизма относятся к V веку. Известна мозаика римской церкви Санта Мария Маджоре, на которой изображен царь Ирод, который сидит на троне и имеет над головой нимб (знак царского величия). Ирод подает своим воинам знак убить младенцев. Рядом с Иродом стоит толпа матерей с распущенными волосами (знак печали и скорби) с детьми на руках. Таким образом, не показывая откровенной сцены убийства, мозаика только намекает на этот эпизод.

И только художники эпохи Возрождения стали драматично и красочно описывать это предание. Они, не смягчая красок, делали акцент на самом факте убийства и эмоционально показывали горе матерей. Показано, как вооруженные воины со злобой выхватывают из рук плачущих женщин детей, многие из которых уже мертвые и окровавленные лежат на земле. Джотто на своей фреске в капелле Скровеньи изобразил и Ирода, который наблюдает за происходящим с балкона. Маттео ди Джованни поместил Ирода на трон, установленный на возвышении.

Праведная Елизавета также изображается у многих художников Возрождения. Она бежит от воинов, а в складках ее платья прячется сын Иоанн Креститель. У художника Гвидо Рени (1611-1612 гг.) появляются ангелы с пальмовыми ветвями как символ мученичества младенцев.

День Избиения младенцев

День Избиения младенцев стал церковным праздником только в V веке. Он считался одним из самых несчастных дней в году, так как невинные младенцы первыми пострадали ради Христа. В связи с этим мертвых младенцев почитают как святых мучеников.

Это может быть вам интересно
Подписаться
Уведомление о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии