День святого Стефана Первомученика

Святой Стефан – первый христианский мученик из диаспоры евреев, проповедовавший Христианство в Иерусалиме, архидиакон и апостол от 70-ти. Он погиб за христианскую веру от камней, которыми его забили по решению Синедриона около 33—36 года. Жизнь первомученика Стефана описана в Деяниях святых апостолов.

К моменту гибели святому Стефану было всего 30 лет. Астерия по этому поводу сказал, что это был «начаток мучеников, учитель страданий за Христа, основание доброго исповедания, ибо прежде Стефана никто не изливал крови своей за Евангелие».

Память в Православной церкви отмечается – 27 декабря (9 января), а в западной традиции – 26 декабря.

Жизнь и мученическая смерть

Согласно книге Деяний, в Иерусалиме распространялась христианская вера, увеличивалось число приверженцев Христа. Среди верующих было много вдов, сирот и нищих, которые нуждались в опеке. Апостол Петр организовал «ежедневное раздаяние потребностей» (Деян 6:1). Евреи, прибывшие в Иерусалим из диаспоры – «эллинисты» (употребляли греческий язык), возмутились тем, что раздача даров была несправедлива. После этого апостол Петр нашел себе 7 помощников-единоверцев, или диаконов, чтобы восстановить справедливость, одним из которых был Стефан, говоривший на греческом языке.

Однако деятельность Стефана не ограничивалась служением (Деян 6:8). Прежде всего он проповедовал слово Божие. Кроме того, при жизни Стефан обладал даром исцеления. Наложение его рук приводило к избавлению от болезни. Он был полон силы, как все молодые люди. Вера, крепкая и милосердная, позволяла ему помогать людям. Он был любим народом, помогал всегда искренне и бескорыстно. Верных, честных и открытых людей он поддерживал словом и делом, укрепляя их веру рассказами о Христе.

Святой Стефан имел острый ум и выходил победителем в спорах с иудейскими законоучителями по вопросам веры. Знания Стефана были более обширными, а вера более крепкой, чем у местных проповедников. Представителям синагоги (или синагог) евреев диаспоры он часто указывал, что они убили Христа из зависти и по недомыслию. Все это сильно раздражало их, и они оклеветали Стефана перед первосвященником за богохульство, и он был привлечен к суду (Деян 6:9).

Святой Стефан предстал перед судом Синедриона, где произнес длинную пламенную речь (Деян 7:2-53), в которой пересказал историю Израиля, рассказывал о жизни Авраама, от которого произошел весь еврейский народ и говорил о Моисее и Иосифе. Он вспоминал Соломона, возведшего первый в Иерусалиме храм. Однако слова Стефана описывали истинное положение вещей и во многом противоречили тем взглядам, которые были распространены в Иерусалиме в то время.

Стефан считал, что настоящий лидер еврейского народа должен быть Моисей, а не Аарон, сделавший золотого тельца (Деян 7:39-41). Стефан вспоминает тот факт, что во время нахождения Моисея на горе оставленный им народ впал в недовольство. Аарон собрал все золотые украшения, которые были у людей, и изготовил золотого тельца, назвав его «Богом Израиля». Он вспоминает то, что вернувшийся Моисей уничтожил золотого тельца и с помощью сынов Левия пролил много крови. Первая жертва золотому тельцу составила около трех тысяч человек.

Стефан говорит также о том, что Иерусалимский храм возвел Давид (2 Цар 7), а не Соломон, как это принято считать. Кроме того, Стефан считал, что истинный храм – это не красивое здание, а скиния, то есть походный храм, возведенный наспех, или куст, дающий собравшимся тень, и ничем не отличаются от специально предназначенного для молитв помещения.

Речь о храме привела в неистовство иудеев. Стефан говорил о сути веры, приводя слова пророка Исайи (Ис 66:1-2, Деян 7:49—50), дабы доказать, что «Всевышний не в рукотворенных храмах живет» (Деян 7:48). Само слово «рукотворенный» могло быть применено в те времена только к язычеству. Стефан говорил о том, что привязываться именно к храму и Иерусалиму не имеет никакого смысла. Христос несет свет всем живущим на земле, а Иерусалим – только малая часть мира. Иудеи посчитали, что Стефан лишает величия их главные символы веры. Именно критика храмового культа и стала причиной «великого гонения на церковь в Иерусалиме» (Деян 8:1), начавшегося с ареста Стефана. Они не поняли главного посыла этой великой речи: смысл веры не в месте и здании, а в душе человека.

Иудеи возненавидели Стефана с первой минуты за то, что он был любим и почитаем народом и сразу отринули его слова. Они думали только о себе и своей выгоде, своих благах и храмах, а Стефан осмелился говорить об истинном добре, о служении людям, о терпении к их порокам и слабостям. Слова Стефана шли вразрез со всем тем, чему была подчинена жизнь местных иудеев. Стефан призывал иудеев перебороть свой эгоизм, перестать кланяться придуманным идолам, а вместо этого открыть сердце и жизнь людям.

Нашлись лжесвидетели, обвинившие Стефана в хуле на веру и Христа, однако гнев и ложь не изменили ни речи, ни внешнего облика Стефана. Он стал подобен ангелу, сияющему своей внутренней чистотой. Чем больше на него кричали и обвиняли, тем спокойнее становился Стефан. Святой Дух заполнил сердце и душу святого, а упреки и ярость иудеев не трогали его.

Под конец речи Стефан обвиняет иудеев в убийстве Иисуса Христа, который пришел согласно предсказаниям Моисея (Деян 7:37) и пророков (Деян 7:52) и в том, что они притесняют и изгоняют истинных пророков веры. Творец предназначил евреям особую миссию – нести людям правду, но их больше манила земная жизнь, ее дары и соблазны. Ложь была обычным делом. Стефан с жаром говорил о том, что еврейский народ избран Богом и должен выполнять предначертанную ему миссию. Иудеи должны оставить земные дела и проповедовать высшую правду. Иудеи того времени испытывали к Иисусу ненависть, и само упоминание казни наполнило злобой их сердца

Речь Стефания была настолько точна и выразительная, что по рассказу книги Деяний, испытал теофанию. Стефан имел силу открывать и преображать сердце человека, и чудесное явление Спасителя подтвердило это. Он увидел Господа, готового принять его чистую душу и объявил о том, что видит: «вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога». Наполнившись радостью и благодатью, невозможными для земной жизни, святой Стефан объяснил, что верящим в Христа открыта прямая дорога к Спасителю.

Присутствующие на суде иудеи расценили речь Стефана как невероятное богохульство и оскорбление всех своих святынь, а уже в конце речи слушатели затыкали уши и заглушали речь его криком, их возмущению не было предела. Явление Спасителя Стефану стало для них невыносимым испытанием, которого они не выдержали; ярость, гнев и ненависть наполнили их души, они желали только одного – немедленной смерти Стефана. Иудеи «устремились на него, и, выведши за город, стали побивать камнями» (Деян 7:55-57)

Но даже во время своей мученической казни Стефан просит Иисуса принять его дух и помиловать тех, кто его убивал, так как хотел спасти грешные души. Одним из убийц Стефана был Савл – человек, впоследствии ставшим апостолом Павлом. Святой Стефан молча принимал муки, понимая, что происходящее изменит людей. Так и случилось – именно после этой казни возник из вчерашнего убийцы апостол Павел, без которого дальнейшее развитие Христианства было невозможным. Стефан и Савл приходились друг другу дальними родственниками и жили когда-то в одной местности.

Казнь Стефана проходила на глазах Матери Божьей, которую сопровождал Иоанн Богослов. Они стояли далеко на возвышенности и все события были хорошо видны. Дева Мария молилась за мученика, призывая Иисуса облегчить его муки. Чувствуя приближение кончины, Стефан произнес: «Господи Иисусе, приими дух мой, Господи, не вмени им это во грех» и предал свою безгрешную душу Иисусу Христу.

Убийцы Стефана даже не озаботились погребением. Тело растерзанного человека просто бросили на съедение зверям. Но известный еврейский учитель Гамалиил со своим сыном Авивом взяли тело и тайно похоронили в земле. Над Стефаном был «великий плач» (Деян 8:2). Они оба пришли к истинной вере и были крещены. В святых книгах обоих евреев назвали «мужами благоговейными».

Церковное почитание святого Стефана

День памяти
Впервые официальное упоминание о памяти святого Стефана относится к 381 году в Надгробном Слове в память Василия Великого – «Апостольские установления» и сирийском месяцеслове конца IV века, который рекомендуется праздновать 26 декабря, то есть следующий день после Рождества Христова: «Мы, один праздник совершаем вслед за другим. Вчера Владыка Мира призывал нас на свой пир, а сегодня последователь Господа — Стефан. Вчера Христос облекся в человеческую плоть ради нас людей, а сегодня Стефан оставил землю ради Христа». День Рождества считается днем воплощения Святого Духа в человеческую плоть, а день памяти святого Стефана – первым почитанием Господа на земле. В религиозных источниках многих древних народов – латинских, сирийских, армянских – упоминается также эта дата.

В Византии в VII веке почтение памяти святого Стефана отмечают на день позже, 27 декабря, так как 26 декабря стало днем чествования Собора Пресвятой Богородицы. Так с тех пор и повелось – западные церкви празднуют День святого Стефана 26 декабря, а в византийской традиции – 27 декабря.

В Австрии принято 26 декабря посещать друзей и родню, приносить им подарки и проводить время за приятным общением в дружеском кругу. В этой стране много лет подряд именно в этот день освящали лошадей. До наших времен этот святой считается покровителем этих благородных животных. В столице Австрии – Вене есть собор этого святого, прошедший чин освящения еще в 1147 году. Для собора это престольный праздник и в этот день все богослужения посвящены памяти святого, а вся страна празднует Stefanstag – местное название праздника.

Весьма своеобразно день памяти святого отмечают в Великобритании. Здесь этот день несет много отпечатков великих событий прошлых дней. Всегда, с самого начала празднования памяти, в церкви приносили коробки с пожертвованиями. Традиционным пожертвованием считалась еда. Эти коробки открывали церковные служители и раздавали еду бедным людям. Домашнюю прислугу в этот день отпускают со службы в первой половине дня, чтобы люди успели на праздничный семейный обед. В народе этот день считается дополнительным выходным.

В период Средневековья животным делали кровопускание. Считалось, что эта процедура предохранит скот от болезней и придаст сил для тяжелых работ. Часто к этому прибегали и люди. В основном кровопусканием занимались пожилые, надеясь на сохранение здоровья в течение всего последующего года. В провинции Уэльс еще каких-нибудь 150 лет назад мужчины били женщин по ногам и рукам колючками падуба до тех пор, пока на коже не проступала кровь. Этой же процедуре мог быть подвергнут тот, кто просыпался в семье последним.

В Германии этот день празднуют более мирно: вспоминают жизнь и поступки святого, ходят в гости, развлекаются, дарят друзьям пряничные домики, одаривают сладостями детей. Приняты семейные обеды, милые разговоры, тихие вечера. Особая приподнятая атмосфера царит в Германии до 1 января. В течение всей рождественской недели вспоминают Святое Семейство, освящают вино, печалятся о Невинных Младенцев Вифлеемских. Детей ждет особенное праздничное благословение церкви.

В Ирландии праздник окрашен особым местным колоритом. В этой красочной католической стране время словно поворачивает вспять. Мальчишки надевают наряд трубочистов, радостно возятся в саже и обходят все попадающиеся на пути дома. Они поют песни и гимны родной страны, изображают работу настоящих трубочистов. Взрослые дают мальчикам деньги, а те собранные средства передают на благотворительность. Всем преподносятся зримые уроки добра. Ирландцы помнят о том, что святой Стефан покровительствует лошадям. В столице Ирландии – Дублине проводят обязательные скачки, посвященные Рождеству. С конца XIX века скачки в этот день проводятся ежегодно.

Мощи святого Стефана

  • 15 (28) сентября – обретение мощей первомученика архидиакона Стефана (православие);
  • 2 (15) августа – перенесение из Иерусалима в Константинополь мощей первомученика архидиакона Стефана (православие);
  • 3 августа – обретение мощей первомученика (католичество).
  • После смерти святого о его мощах ничего не было известно целых 4 века. Затем, согласно «Посланию ко всем Церквам об открытии мощей мученика Стефана», в 415 году палестинскому священнику Лукиану приснился Гамалиил, похоронивший на своем участке земли тело святого Стефана после казни под названием Кафар-Гамал («веси Гамалиила») недалеко от Иерусалимом. Во сне Гамалиил указал священнику место захоронения Стефана.

    Когда могилу открыли вместо трупного запаха все почувствовали райское благоухание, и в этой местности исцелились от болезней и одержимости 73 человека. Мощи с почестями перенесли в Сионскую церковь в Иерусалиме, а часть праха и несколько костей Лукиан отдал Авиту, священнику из Испании, который отправил их епископу Балхонию в Брагу. Доставку мощей поручили теологу Павлу Орозию, однако, он не доехал до Браги из-за шедшей войны в Испании. В результате, часть реликвий оказалась на острове Менорке, другая – в Северной Африке, в городе Узалисе.

    Север – епископ Балеарского острова Менорка – опубликовал «Послание ко всем церквам», в котором описывается, что в начале февраля 418 года Орозий высадился на острове Менорка и, не сумев перебраться в Испанию, отправился в Северную Африку. Орозий оставил реликвии в одном из меноркских храмов, что одно только прибытие мощей подвигло к обращению к вере более 500 человек. Примечательно, что все обращенные были иудеями. После прибытия мощей между христианами и иудеями началось противостояние, в конфликте сожгли даже местную синагогу. Однако христианство получило большую поддержку, и многие иудеи обратились в другую веру. Весь остров Менорка стал считаться патронатом святого Стефана.

    Часть привезенных реликвий оказались в Северной Африке в 418 году и сотворили огромное количество чудесных исцелений. Епископ Эводий даже приказал собрать все свидетельства чудес в одну книгу – «О Чудесах св. Стефана Первомученика». В ней описывается нерукотворный образ, запечатлевший прижизненный облик святого. Раки со святыми частями мощей были обнаружены даже в Карфагене. Епископ Гиппона Августин, куда тоже добрались частички мощей, приказал записывать и оглашать чудеса, производимые ними. Епископ Августин посвятил жизни и подвигу Стефана много проповедей, а в своей книге «О Граде Божием» посвятил им целую главу. В Северной Африке археологами были обнаружены еще множество маленьких рак с частичками мощей, и всегда находки сопровождала молва о чудесах, происходивших в этих местах.

    Теологи отмечают, что та часть мощей, что оказалась на Менорке и в Африке, произвела больше чудес, чем оказавшиеся в Сионской церкови в Иерусалиме.

    439 году из Сионской церкви часть мощи перевезли в Константинополь императрицей Евдокией (супруга Феодосия II), которая на месте гибели святого возле Иерусалима возвела Базилику святого Стефана, где также хранятся часть реликвий. Из «Житие св. Мелании младшей» следует, что в 438 году Евдокия часть мощей также поместила в построенном ей мартирии на Масличной горе.

    С периода Средних веков обнаружено множество письменных свидетельств распространения мощей:

  • Базилика Св. Лаврентия в Риме (Сан-Лоренцо-фуори-ле-Мура). Останки вятого Стефана, лежащие вместе с мощами святого Лаврентия под алтарем этой церкви, были привезены из Константинополя папой Пелагием II в конце VI века.
  • Анкона, где, согласно Августину, хранился локоть святого.
  • Часовня Святого Стефана в Меце. Григорий Турский сообщает, что в 451 году в разрушенном гуннами городе лишь эта часовня осталась нетронутой благодаря заступничеству святого.
  • В Испании: город Оссет рядом с Севильей; епископат Медина Сидония.
  • В Крестовоздвиженской церкви на Ближних пещерах Киево-Печерской лавры (Украина) хранится большой палец правой руки святого Стефана, который был привезен в монастырь в 1717 году из Нямецкого монастыря (Румыния) и первоначально хранился в Успенском соборе лавры. В XIX веке для него была изготовлена серебряная рака весом в 150 кг. На ее крышке было изображение святого Стефана в полный рост, а на месте руки была помещена реликвия. Раку установили в Стефаниевском пределе Успенского собора. Сейчас эта рака находится в коллекции Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника. В 1990-е годы с нее сделана копия из кипариса, в которой и хранится теперь перст святого.
  • В Серапионовой палате Троице-Сергиевой Лавры хранится десница первомученика (до локтя).
  • В афонских монастырях Зограф, Ставроникита, Кастамонит хранятся небольшие частицы мощей.
  • Чудеса приносят не только мощи, но и контактные реликвии, то есть предметы, связанные с жизнью и смертью святого. Так, в Сионской церкви в Иерусалиме, Арле, Флоренции, Соборе Парижской Богоматери есть камни, которыми избивали святого. Во французском Бордо явление святого связано с платком, который был освещен явлением святого.

    Некоторые храмы, посвященные святому Стефану

  • Базилика Святого Стефана в Иерусалиме
  • Монастырь в Бейт-Джамале
  • Мартирий на Масличной горе, находившийся на территории основанного в 435 году святой Меланией младшей мужского монастыря
  • Собор Святого Стефана (Мец)
  • Базилика Св. Стефана в Риме (Санто-Стефано-Ротондо) (V век)
  • Три церкви Св. Стефана в Константинополе, одна из которых на территории императорского дворца
  • Церковь св. Стефана в Эдессе
  • Собор Парижской Богоматери, который возник в результате объединения церквей святого Стефана и церкви Богоматери
  • Кафедральный собор Буржа, который хранит алтарь, а под ним сосуд с кровью святого
  • Церковь Св. Стефана в Несебыре
  • Монастырь и часовня Св. Стефана в Метеорах
  • Кафедральный собор Вены (Stephansdom)
  • Базилика Святого Иштвана в Будапеште
  • Кафедральный собор Пассау
  • Церковь святого Стефана, Феодосия (старый город), XIV век. В храме сохранились фрагменты более древних фресок, выполненных в стиле Феофана Грека.
  • Церковь святого первомученика архидиакона Стефана в Ростове-Великом
  • Христианская литература о святом Стефане

  • Деяния святых апостолов;
  • Евсевий Кесарийский в описании секты николаитов, получившей свое название по имени одного из шестерых товарищей Стефана («Церковная история», 3.29.1), и в сохраненном Евсевием рассказе о мучениках Лиона и Вены, бравших за образец поведение первомученика перед лицом насильственой смерти («Церковная история», 5.2.5);
  • Ириней Лионский («Опровержение ересей», 3.12.10, 3.12.13, 4.15.1), чей рассказ целиком основан на книге Деяний;
  • Тертуллиан, приводящий Стефана как образец терпения («О терпении», 14.1);
  • Ефрем Сирин составил комментарий на книгу Деяний, который сохранился в армянском переводе и в целом опирается на новозаветный текст. Содержит 2 утверждения, свидетельствующие о знакомстве Ефрема с преданием о Стефане, который не вошел в канонический библейский текст и что святого Стефана опасались из-за его знаний, упоминает о тесной дружбе первомученика с Гамалиилом;
  • Дидим Слепец, александрийский богослов IV века, оставил комментарий на книгу Деяний, дошедший до нас в отрывках;
  • Григорий Нисский написал две проповеди-энкомия, которые посвятил святому Стефану;
  • Иоанн Златоуст в «Беседах на книгу Деяний апостолов»;
  • Исихий Иерусалимский сочинил панегирик святому Стефану;
  • Яков Ворагинский в «Золотой легенде».
  • Влияние святого Стефана на искусство

    Лик святого изображен на мозаичном украшении стен некоторых церквей Рима и Ватикана. Посетители могут видеть молодого человека без растительности на лице. Черты его лица отличаются тонкостью и благородством. Святой облачен в тунику, у которой белый верх. На некоторых изображениях он в расшитой ризе, иногда в хитоне или стихаре. Иногда на нем присутствует орарь – деталь одежды, отличающая диакона. На многих мозаиках святой держит в руках пальмовую ветвь или Евангелие, а также кадило. Часто к изображению святого прибавляли окрашенные кровью камни – на одежде, у ног или на голове.

    Это может быть вам интересно
    Подписаться
    Уведомление о
    guest

    0 комментариев
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии