Зачем принимать науку о внимательности ближе к сердцу?

Мне хотелось бы поделиться несколькими строками из моей книги «Нищий», части второй, озаглавленной «Хорошо, мой милый, хорошо». Этим я хочу помочь вам принять науку о внимательности ближе к сердцу. Мы хотим теснее связаться с трансцендентным, чтобы нарастающая деградация и противоречия в мировых сообществах не так сильно беспокоили нас. Внимательность – это мощное оружие, которым мы хотим поделиться с вами; оно поможет вам выжить духовно и даже обеспечит материальную стабильность.

В этих молитвенных историях повествуется, как преданный старается быть внимательным и в награду слышит слова одобрения от объекта своей любви. Когда те, кто дорог нам, делают что-то хорошее, мы хотим, чтобы они увидели свои заслуги. Нам радостно, что своими поступками они делают свою жизнь светлей, что, в свою очередь, помогает нам стать частью их победы. Если кто-то нам безразличен, мы можем даже не заметить их замечательных дел и долго еще не решимся выразить свое восхищение. Но когда нам не все равно, мы порадуемся, что поступки наших любимых в конечном итоге благоприятно скажутся на их собственном благополучии. Мы чувствуем своего рода удовлетворение, зная, что их поведение принесет благоприятный результат.

Сегодня я старался внимательно дышать. Вдыхая, я представлял, что вместе с воздухом в меня входят любовь, безмятежность, знание и блаженство. Вместе с выдыхаемым воздухом я отпускал похоть, гнев, страх и печаль. Когда я возвратился в храм и взглянул на Твое изображение, я увидел, как Ты улыбнулся мне, и услышал Твои слова: «Хорошо, мой милый, хорошо».

(далее…)

Как исполняются древние пророчества?

Как исполняются древние пророчества?

Немногие знают, что написанная более пяти тысяч лет назад книга — «Шримад-Бхагаватам» — с поразительной точностью предсказала многие сегодняшние тенденции и события. В лекции, прочитанной 24 декабря 1973 г. в лос-анджелесском храме Общества сознания Кришны, Шрила Прабхупада привел много цитат из этого древнего санскритского текста. В Двенадцатой песни «Шримад-Бхагаватам» описано многое из того, что мы видим в современном обществе: «Что считать религиозными принципами и справедливостью, будет определять тот, кто сильнее. Религиозность будет измеряться материальным достатком». И далее: «Те, у кого нет денег, будут не в состоянии добиться справедливости, и всякий краснобай будет почитаться ученым».

таташ чанудинам дхармах
сатйам шаучам кшама дайа
калена балина раджан
нанкшйатй айур балам смртих

«О царь, с каждым днем под воздействием могучей силы времени религия, правдивость, чистота, всепрощение, милосердие, продолжительность жизни, физическая сила и память — все будет идти на убыль».
Бхаг., 12.2.1

Такое описание Кали-юги (нынешней эпохи раздоров и лицемерия) приводится в Двенадцатой песни «Шримад-Бхагаватам». «Шримад-Бхагаватам» был написан пять тысяч лет назад, перед самым началом Кали-юги, и многое из того, о чем в нем говорится, еще только должно произойти. Поэтому мы считаем «Шримад-Бхагаватам» шастрой (богооткровенным писанием). Автор шастры (шастра-кара) обязательно должен быть освобожденной личностью, способной описывать прошлое, настоящее и будущее.

(далее…)

Духовный совет бизнесменам

30 января 1973 г. в Калькутте Шрила Прабхупада выступил перед членами Индийской торговой палаты — ведущими бизнесменами города. «Мы не должны довольствоваться тем, что стали крупными бизнесменами. Мы должны знать, какова будет наша следующая жизнь. Если вы будете искать этого знания и в то же время продолжать исполнять свои обязанности, ваша жизнь увенчается успехом».

Господин председатель, дамы и господа, весьма вам признателен за ваше любезное приглашение выступить здесь. Я постараюсь, насколько возможно, быть вам полезным.

Тема сегодняшнего моего выступления — «Культура и бизнес». Под словом «бизнес» мы подразумеваем ту или иную профессиональную деятельность. Ведической культуре известны различные виды деятельности. Как сказано в «Бхагавад-гите» (4.13), чатур-варнйам майа срштам гуна-карма-вибхагашах. На основе качеств людей и разных видов их деятельности общество делится на четыре сословия: брахманов (жрецов и учителей), кшатриев (воинов и правителей), вайшьев (земледельцев и торговцев) и шудр (рабочих). Прежде чем начать какой-нибудь бизнес, надо знать, какого рода работу предстоит выполнить и есть ли кто-то способный к этой работе. У всех людей разные способности, работа тоже бывает разной, однако мы создали общество, где каждый занимается не своим делом. Этот подход нельзя назвать научным.

Общество естественным образом делится на разные слои, соответствующие уровню культуры, и такое же естественное деление имеет человеческое тело. Все тело составляет единое целое, но у него есть разные части — голова, руки, живот и ноги. Это вполне научно. В обществе голову представляют брахманы, руки — кшатрии, живот — вайшьи, и ноги — шудры. Таким же образом должна быть научно поделена и сфера деятельности.

(далее…)

4 истории из ведических писаний о проявлении энтузиазма

В писаниях приводится множество историй о великих людях, познавших 9 стадии экстаза. Они могли постоянно испытывать духовный энтузиазм благодаря випраламбхе (чувству разлуки) и самбхоге (чувству, испытываемому при встрече). Эти чувства находят свое высшее выражение в природной деятельности души, когда душа с энтузиазмом вовлекается во всевозможные приключения, встречи и переживания. Духовная жизнь немыслима без счастья и энтузиазма. В царстве Бога нет места тоске, подавленности, тревогам или унынию. Если мы по-прежнему испытываем все эти переживания, навязанные нам врагами ума, следует понимать, что мы еще не готовы постучаться в дверь премы. Ключом к этой двери будет бхава, поскольку она исполнена энтузиазма и экстаза, причиной которых становится освобождение от всех нежелательных анартх. В таком состоянии человек наконец может ощущать свое изначальное «Я». Сейчас мы расскажем несколько историй из ведических писаний, в которых говорится о проявлении энтузиазма.

1. Самое вкусное угощение

Видура, один из чистых преданных Господа, пригласил Кришну, направляющегося в Хастинапур, отдохнуть в его маленькой хижине. Господь с радостью согласился пожить в небольшом доме Своего дорогого преданного, хотя Духшасана предлагал Ему свой огромный дворец. Усадив Кришну, Видура почувствовал такое воодушевление и радость от того, что Кришна здесь, рядом с ним, что стал вместо очищенных бананов кормить Кришну кожурой от них. Он просто забылся в любви и экстазе и не заметил своей ошибки. Что же сделал Кришна? Он стал жадно поедать кожуру и нахваливать угощение, так Он был поражен столь сильным проявлением любви Видуры и его желанием послужить Ему. Он с энтузиазмом принял подношение своего шуддха-бхакты, чистого преданного. Когда у нас будет такой уровень энтузиазма, Кришна ответит нам тем же. Даже если наше подношение не будет самым правильным или совершенным, мы достигнем успеха — в силу нашей любви.

(далее…)

Почему так важен энтузиазм в саморазвитии?

Почему так важен энтузиазм в саморазвитии?

Вирактас чентрийа-ратау
Бхакти-йогена бхуйаса
Там нирантара-бхавена
Бхаджетаддха вимуктайе

«Если человек искренне стремится к освобождению, он должен посвятить себя трансцендентному любовному служению и, достигнув высшей стадии экстаза, постоянно пребывать в этом состоянии. Само собой разумеется, что он должен воздерживаться от любых чувственных наслаждений».
Шримад-Бхагаватам 4.8.61.

Энтузиазм приводит к успеху

Изучая врагов ума, мы должны определить, каким образом они нападают и как нам уберечься от их атак. Еще важнее определить, как погасить атаку в корне, когда она еще не началась. Утсаха, энтузиазм, играет важную роль в нашей защите и освобождении от препятствий, которые вредят нашему уму в процессе преданного служения. Рассмотрим эту тему со всех точек зрения, чтобы понять, что пробуждает энтузиазм, что препятствует его развитию, что происходит, когда он есть, и что происходит, когда его нет.

Какой бы успех мы не взяли, будь то духовный или мирской, мы увидим определенную связь между энтузиазмом, терпением, убежденностью и решимостью. Все эти качества, безусловно, духовны по природе. И наоборот, если мы рассмотрим духовную или мирскую неудачу, то заметим там постоянное отсутствие энтузиазма. Великие святые и преданные, такие как Шрила Рупа Госвами, называют энтузиазм одним из первых принципов, которые помогут нам предаться Господу. Почему энтузиазм играет столь важную роль? Ответ напрашивается сам собой, ибо всем нам известно, что происходит, когда нет энтузиазма. Чувства начинают требовать большего, и враги ума, такие как кама (похоть), кродха (гнев), лобха (жадность), моха (иллюзия), матсарйа (зависть) и мада (безумие) начинают нападать на нас. Но не только эти шесть врагов разрушают нас – их близкие товарищи приходят им на помощь: мана (гордыня), бхайа (страх), шока (сетования) и вишада (депрессии). Каждый из этих врагов может проникнуть в наш ум и захватить наше сознание, особенно когда у нас не хватает энтузиазма. Это должно помочь нам увидеть силу энтузиазма, поскольку энтузиазм укрепляет нашу духовную имунную систему и дает единственную в своем роде защиту. Когда мы горим энтузиазмом, нам легче быть внимательными и благодарными; у нас появляется больше краткосрочных и долгосрочных задач и, что самое важное, у нас развивается мощный внутренний диалог. Когда энтузиазм угасает, нарушается наш душевный покой, поскольку у нас уже нет сил противостоять этим атакам.

(далее…)

Миф о нехватке продовольствия

Миф о нехватке продовольствия

Вопреки распространенному убеждению, статистические данные показывают, что земля производит достаточно продовольствия, чтобы можно было легко прокормить все ее население. Однако из-за человеческой алчности и эксплуатации природных ресурсов четверть населения земного шара страдает от недоедания или даже голода. Шрила Прабхупада осуждает чрезмерную индустриализацию, которая обостряет проблемы голода, безработицы, загрязнения окружающей среды, а также создает множество других проблем. В лекции, прочитанной 2 мая 1973 г в Лос-Анджелесе, он призывает жить более простой, более естественной жизнью, жизнью, в центре которой стоит Бог.

име джана-падах сврддхах
супакваушадхи-вирудхах
ванадри-надй-уданванто
хй эдханте тава викшитаих

Царица Кунти сказала: «Все эти города и деревни процветают, потому что злаки и травы растут в изобилии, деревья усыпаны плодами, реки полноводны, горы изобилуют минералами, а океан полон богатств. И все это благодаря тому, что их коснулся Твой взгляд» Бхаг., 1.8.40.

Благополучие людей зависит от даров природы, а не от гигантских промышленных предприятий. Гигантские промышленные предприятия — порождение безбожной цивилизации. Они уничтожают в людях стремление к возвышенным целям. Чем больше мы будем строить таких предприятий, приносящих одни беспокойства и выжимающих из человека жизненную энергию, тем несчастнее будут становиться люди, и лишь немногие смогут жить в роскоши за счет эксплуатации других.

Такие дары природы, как зерно, овощи, фрукты, а также реки, горы, изобилующие минералами и драгоценными камнями, и моря, где много жемчуга, создаются по велению Всевышнего, и по Его желанию материальная природа либо создает их в изобилии, либо не производит вовсе. По закону природы человек может пользоваться божественными дарами природы и благоденствовать, не попадаясь при этом в ловушку желания эксплуатировать материальную природу.

(далее…)

«Оставь все и предайся Мне»

«Оставь все и предайся Мне»

Декабрь 1969 года. Выступая в Бостоне перед членами Международного общества студентов, Шрила Прабхупада предложил практичное, простое и в то же время мудрое решение проблемы мира и гармонии во всем мире. Он сказал, что, хотя перед зданием Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке появляется все больше новых флагов, интернационализм терпит неудачу, потому что «ваше интернациональное чувство и мое интернациональное чувство сталкиваются, и возникает конфликт. Необходимо отыскать подлинный центр нашей любви. Этот центр — Кришна».

Благодарю вас за то, что вы пришли на эту программу, организованную нашим Движением сознания Кришны. Насколько мне известно, ваше общество называется Международным обществом студентов. Сейчас есть много других международных обществ, как, например, Организация Объединенных Наций. Сама идея международного общества заслуживает всяческих похвал, однако надо понять, что должно быть в центре любого международного общества.

Если вы бросите камень в середину лужи, круги разойдутся до самых ее краев. Точно так же, кругами, распространяются радиоволны, и, когда вы ловите эти волны на своем приемнике, вы можете слушать какую-нибудь передачу. Аналогичным образом может распространяться и наша любовь.

В начале жизни единственное наше желание — это поесть. Что бы ни схватил малыш, он хочет это съесть. У него нет других интересов, кроме личных. Затем, когда он подрастает, он пробует делиться с братьями и сестрами. «Ну хорошо. Возьми себе немножко». Это уже шаг вперед в развитии чувства общности. Вырастая, он начинает ощущать любовь к своим родителям, затем к своим землякам, затем к своей стране и, наконец, ко всем народам. Но пока не найден истинный центр этой любви, она, даже если будет направлена на целую нацию или весь мир, не будет совершенной.

(далее…)

В чем сущность Буддизма?

В чем сущность Буддизма?

Прежде чем говорить о Буддизме, я хочу несколько слов сказать о религии вообще, так как Буддизм — это религия, и как все религии, его часто рассматривают как нечто, не имеющее прямого контакта с самой жизнью. Многие считают, что они могут великолепно обойтись без религии. Некоторые идут дальше и заявляют, что это сущий предрассудок и что их совершенно не беспокоит, существуют ли рай и ад, или нет. Другие идут еще дальше и называют религию опиумом для масс, средством, которым пользуются капиталисты и бюрократы с целью превращения народа в слепое орудие своей воли. Если так думать о Буддизме как о религии, то невозможно понять той роли, которую религия играет или должна играть в нашей повседневной жизни. Ведя обычный образ жизни, большинство из нас имеют смутное представление о том, что существует мир чувств и разума и мир духа и что мир, в котором мы в действительности живем, представляет собой первое, а не второе. Поэтому мы считаем, что реальнее всего и ближе нам первый мир, тогда как второй — это нечто воображаемое, если оно вообще существует. Мир духа, таким образом, предается забвению, хотя мы можем допустить, что он существует. Он становится сферой деятельности воображения поэтов, провидцев и так называемых «спиритуалистов», но, с точки зрения истинной религии, мир чувств есть умственное или концептуальное осознание того, что непосредственно раскрывается самому духу. Поэтому духовный мир более реален, чем мир чувственный. Эта истина нам открывается после трудных и отчаянных умственных поисков, то есть после многих тщетных попыток достичь высшей реальности, которую мы не можем обнаружить в мире чувств. Чувственный мир — это царство множественности, где все подвержено постоянному изменению, которое нас всегда не удовлетворяет. Мы хотим каким-то образом вырваться за пределы вечно изменяющегося мира. Так называемая «реальность» и «близость» чувственного мира, кажется, постоянно удаляет нас от него, вместо того, чтобы привлекать к нему, так как он не отвечает нашим внутренним чаяниям, которые, очевидно, порождаются так называемыми «фантастическими видениями» мира, совершенно скрытого от наших чувств. То, что считается фантастическим, нельзя, в конце концов, назвать фантастическим: это самая конкретная, реальная и осязаемая вещь, и именно ее, и ничего иного, мы так страстно жаждем. Чувственный мир — это поле действия умственного анализа, или, наоборот, можно сказать, что не что иное, как разум создает чувственный мир.

(далее…)

Бхакти Йога — Высшая Йога

В этой лекции, прочитанной в 1969 г., Шрила Прабхупада подробно описывает высшую форму Йоги. Как учат древние ведические писания, Йога начинается с Хатха Йоги, пранаямы (физических и дыхательных упражнений) и Карма Йоги и находит свое высшее выражение в Бхакти Йоге, Йоге преданного служения Личности Бога. «Если кому-то посчастливилось достичь Бхакти Йоги, это означает, что он превзошел все другие ступени Йоги»,- говорит Шрила Прабхупада.

йогинам апи сарвешам
мад-гатенантаратмана
шраддхаван бхаджате йо мам
са ме йуктатамо матах

«Из всех йогов тот, кто всегда с великой верой пребывает во Мне, думает обо Мне и преданно служит Мне с трансцендентной любовью,- тот связан со Мной в Йоге самыми тесными узами и стоит выше всех остальных. Таково Мое мнение».
Б.-г., 6.47

Здесь ясно сказано, что из всех йогов: аштанга-йогов, хатха-йогов, гьяна-йогов, карма-йогов и бхакти-йогов — на высшей ступени находятся бхакти-йоги. Кришна говорит прямо: «Из всех йогов тот, что всегда с великой верой пребывает во Мне — связан со Мной в Йоге самыми тесными узами и стоит выше всех остальных». Поскольку это говорит Кришна, слова «во Мне» означают «в Кришне». Другими словами, если кто-нибудь хочет стать совершенным, достигшим самого высокого уровня йогом, он должен обрести сознание Кришны.

(далее…)

Цитаты из писаний и изречения мудрецов о вегетарианстве. Буддизм

Цитаты из писаний и изречения мудрецов о вегетарианстве. Буддизм

Цитаты из писаний и изречения мудрецов о Вегетарианстве. Буддизм

«Чтобы не внушать ужас живым существам, пусть ученик воздерживается от мясной пищи… Пища мудреца — та, какую едят садху (святые), она не содержит мяса. В будущем некоторые глупцы могут сказать, что я дозволял есть мясо, не позволяю сейчас и не позволю никогда — ни в каком виде и ни в каком месте. Мясо запретно для всех, и никому не дано оспорить этот запрет».
«Дхаммапада»

«Тот, кто ради своего брата терзает или убивает живые существа, которые также ищут блага, не обретет блага после смерти».
«Дхаммапада»

(далее…)