Как освободиться из плена кармы?

В материальной жизни мы совершаем грехи на каждом шагу, даже не отдавая себе отчета. Мы не сознаем, что грешим, потому что с самого рождения пребываем в невежестве. Это невежество бросается в глаза, несмотря на то что у нас столько учебных заведений. Почему так? А потому, что ни в одном из этих многочисленных больших университетов не преподается атма-таттва, наука о душе. Именно поэтому люди пребывают в невежестве, продолжают грешить и пожинать плоды своих грехов. Об этом говорится в «Шримад-Бхагаватам» (5.5.5): парабхавас тавад абодха-джато йаван на джиджнасата атма-таттвам. Человек не избавится от этой глупости, пока не поймет необходимость самоосознания. Иначе все эти университеты и прочие учебные заведения будут только продолжать распространять глупость и невежество. Пока человек не спросит себя: «Кто такой я? Кто такой Бог? Что представляет собой этот мир? В каких отношениях я нахожусь с Богом и этим миром?» – и пока не найдет ответы на эти вопросы, он останется таким же неразумным, как животное, и будет переселяться из одного тела в другое, проходя через различные виды жизни. Таковы плоды невежества.

Итак, современная цивилизация несет в себе большую опасность. Преуспевающий бизнесмен или политик может ощущать спокойствие и уверенность; подобное же чувство может быть у тех, кто родился в такой богатой стране, как Америка, однако это положение временно. Мы неминуемо должны будем поменять свое положение, и мы не знаем, какие невзгоды нам придется перенести в следующей жизни в расплату за совершенные нами грехи. Поэтому, если мы не стремимся к духовному знанию, наше положение очень опасно. Представьте себе, что здоровый человек живет в рассаднике заразы. Разве его жизнь не подвергается большому риску? Он может заразиться в любой момент. Поэтому мы должны стремиться к трансцендентному знанию, чтобы с его помощью рассеять наше невежество.

Примером того, как мы неосознанно грешим, может служить приготовление пищи. В «Бхагавад-гите» (3.13) Кришна говорит, что Его преданные очищаются от всех грехов, так как питаются только остатками пищи, которая была сначала предложена Господу. Те же, кто готовит пищу только для себя, воистину вкушают один лишь грех. Разница между приготовлением пищи здесь, в этом храме, и в каком-нибудь обычном доме заключается в том, что в первом случае, принимая приготовленную нами пищу, мы освобождаемся от греха, тогда как во втором случае, когда пищу готовит и ест тот, кто не предан Господу, это только сильнее связывает его путами греха. Казалось бы, и та и другая пища готовится одинаково, но между ними есть большая разница. Здесь, в храме, в пище нет греха, потому что ее готовят для Кришны.

Любая деятельность, не связанная с сознанием Кришны, лишь помогает вам запутаться в сетях гун природы. Большинство людей погрязает таким образом в греховной деятельности. Те, кто поосторожнее, избегают грехов и стараются совершать благочестивые поступки. Но эти поступки также связывают их. Благочестивый человек может родиться в очень богатой или знатной семье, он может быть очень красив или образован. Это все плоды благочестивой деятельности. Но независимо от того, благочестивы вы или нет, вам все равно предстоит снова очутиться во чреве матери. Родимся мы в очень богатой или знатной семье или же нашей матерью будет самка животного, муки рождения, старости, болезней и смерти будут продолжаться.

Движение сознания Кришны дает вам возможность навсегда избавиться от страданий, связанных с рождением, старостью, болезнями и смертью. Но, если вы будете продолжать совершать грехи и принимать греховную пищу, все эти муки будут продолжаться. Вы можете свести на нет последствия ваших грехов, предавшись Кришне, как Он советует в «Бхагавад-гите» (18.66): «Оставь все так называемые религии и предайся Мне. Я избавлю тебя от всех последствий твоих грехов». Чтобы предаться Кришне, помимо прочего, необходимо есть только пищу, предложенную Ему. Мы должны твердо решить придерживаться этого правила. Даже если мы совершили какой-то грех, мы можем его искупить, принимая прасад – пищу, предложенную Кришне. Если мы последуем совету Кришны и предадимся Ему, Он спасет нас от последствий наших грехов. Он обещает это.

И куда же после смерти отправляется человек, безраздельно преданный Кришне? Уходит ли он в небытие, о котором рассуждают приверженцы философии пустоты? Нет, Кришна говорит: мам эти – «Он возвращается ко Мне». И что же нам дает это возвращение? Мам упетйа пунар джанма духкхалайам ашашватам напнуванти: «Тому, кто вернулся ко Мне, уже не придется снова рождаться в этом полном страданий материальном мире». Это и есть высшее совершенство.

«Ишопанишад» гласит: «Убийце души, кем бы он ни был, уготованы планеты, известные как миры безверия, погруженные в темноту и невежество». С демонами Кришна подобен льву, а с преданными – агнцу. Неверующие говорят: «Мы не видели Кришну». Но вы обязательно Его увидите: вы увидите Его в образе льва смерти, когда Он явится, чтобы растерзать вас. Атеист видит Кришну в облике смерти. Преданный же видит Кришну в образе кроткого, как агнец, любящего друга.

В сущности, Кришне служат все, но кто-то делает это из любви, а кто-то по принуждению. Человек, привязанный к материальной жизни, тоже служит Кришне, ибо вынужден служить Его внешней, материальной энергии. То же самое происходит с гражданами любого государства: и законопослушные, и преступники – все вынуждены подчиняться государственной власти. Преступник может заявлять, что ему нет никакого дела до государства, но полиция, заключив его в тюрьму, вынудит его признать власть государства.

Так что, принимаете ли вы философию Чайтаньи Махапрабху, согласно которой каждое живое существо является вечным слугой Кришны, или отрицаете ее, вы все равно останетесь слугой Господа. Единственная разница состоит в том, что атеиста заставляют признать верховную власть Кришны, тогда как преданный предлагает Ему свое служение добровольно. Движение сознания Кришны учит людей, что все они являются вечными слугами Господа и должны служить Ему по доброй воле. «Не провозглашайте себя Богом,- говорим мы.- У вас нет на то никаких оснований. Вы говорите, что вам нет никакого дела до Бога? Напрасно». Великий демон Хираньякашипу тоже заявлял, что ему нет дела до Бога, и тогда Бог явился и убил его. Для атеиста Бог – это смерть, а для преданного – любящий друг. Вот в чем разница.

Если вы преданный Господа и если вы понимаете эту философию духовной жизни, не имеет значения, сколько времени вы проживете – всего мгновение или сто лет. А если вы не преданы Богу, то в чем смысл вашей жизни? Некоторые деревья живут по пятьсот или даже по пять тысяч лет, но какой смысл в подобной жизни, ведь они лишены высшего, духовного сознания.

Если вы знаете, что вы слуга Кришны и что все принадлежит Кришне, вы можете жить сотни лет, исполняя свой долг, и ваша деятельность не будет иметь никаких кармических последствий. Это подтверждается в «Бхагавад-гите» (3.9): йаджнартхат кармано ‘нйатра локо ‘йам карма-бандханахза исключением деятельности ради Кришны, любая другая деятельность, хорошая или плохая, лишь прочнее привязывает вас к материальному миру. Если вы совершаете благочестивые поступки, в следующей жизни вы испытаете так называемое наслаждение, но не сможете вырваться из круговорота рождений и смертей. Если же ваша деятельность греховна, вы испытаете на себе последствия своих грехов и также останетесь связанным путами рождения и смерти. Но, если вы действуете только ради Кришны, такая деятельность не повлечет за собой ни хороших, ни дурных последствий, и после смерти вы возвратитесь к Кришне. Это единственный способ освободиться из плена кармы.

Автор: Абхай Чаранаравинда Бхактиведанта Свами Прабхупада
Источник: книга «Путешествие вглубь себя»

Это может быть вам интересно
Подписаться
Уведомление о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии