Иоанн (Иван) Русский (Иоаннис Россос, родился около 1690 года, Малороссия — умер 9 июня (27 мая) 1730 года, Ургюп, Турция) — святой Русской и Греческой православной церкви, исповедник, праведный.
Жизнеописание
Молодость
В 1711 году, при Петре I, Иоанн был рекрутирован в армию, когда шла русско-турецкая война 1710-1713 года. Он доблестно участвовал во многих сражениях, а после был взят в плен татарами (Прутский поход), союзниками турков, в битве при Азове.
Жизнь в рабстве
Иоанна переправили в Константинополь, а после в Малую Азию, в городок Прокопио, где его отдали в подчинение начальнику турецкой кавалерии, Аге (в житие святого этот человек фигурирует под этим именем, но вполне возможно, что это лишь звание).
Иоанн отказывался принять Ислам, продолжая быть верным Христианству и своему Богу. Он не отказывался прислуживать новому хозяину, но, на все требования турков изменить своей вере, отвечал твердым отказом. За это турки называли его «кяфир» («неверный»). Начальник кавалерии не привык к неподчинению, тем более от пленных, и он подвергал Иоанна жестоким пыткам. Святого избивали толстой деревянной палкой, били ногами, душили. Даже когда его жгли раскаленным железом, он не отступал от своей веры, вызывая уважение у своих палачей своей непоколебимостью и непреклонностью.
Ночью он тайком выбирался в пещерную церковь святого Георгия, читал молитвы Всенощного бдения и причащался по субботам.
Истязания Иоанна продолжались много дней, на ночь его бросали в хлев к животным. Однако, Иоанн лишь больше молился и укреплялся в православной вере. Постепенно весь городок проникался благородством и мужеством русского пленного, а вскоре слухи о православном узнике поползли и дальше по окрестным селениям, где жили греки православной веры, точно также притесняемые турецкими захватчиками.
Даже до грозного турецкого паши дошла весть о непокорном русском, и пленного привезли к нему. Паша спросил его: «Почему ты не хочешь принять нашу истинную веру в Аллаха?» «Я верую в Иисуса Христа, нашего Бога. И от пыток и мучений моя вера в него только крепнет»,- отвечал Иоанн. Паша тоже, как и Ага вначале, был поражен такой упорности неверного и велел продолжать пытки. Русского вернули в дом к Аге, где он трудился на конюшне, там же и жил. Он искренне и с любовью выполнял свою работу, что вызывало насмешки других рабов. Но пленный солдат не серчал на них, не держал злобы, наоборот стараясь помочь им в беде. Постепенно Ага и все его домочадцы прониклись любовью и уважением к Иоанну, ему было предложено жить как свободному человеку и проживать в отдельном помещении. Но он отказался, объяснив, что ему судил Бог жить на чужбине и в рабстве, и не пойдет он против воли его. Таков его путь и так надо для его спасения.
Ага, разбогатев, скоро стал одним из самых почитаемых и влиятельных людей в Ургюпе, районе центральной Турции. Он, чтобы восславить Аллаха, отправился в хадж. Жена же, пока он был в путешествии, как-то созвала его родных и друзей на обед. Она приготовила вкусный плов, а Иоанн прислуживал за столом гостям. Когда он ставил на стол яства и угощение, она сказала о том, что как бы хорошо было, если бы Ага мог попробовать с ними за этим столом этот вкуснейший плов. Тогда Иоанн, попросив у нее это блюдо, сказал, что отправит его в Мекку. Гости развеселились, думая, что он просто хочет съесть его сам или раздать по доброте всем беднякам. Но когда Ага вернулся из паломничества, он поведал о чудном случае: в запертой на ключ комнате, в которой он жил, на столе невероятным образом оказалась тарелка с выгравированным его именем, как и на всей посуде в доме. На тарелке был еще дымящийся плов, приготовленный хозяйкой дома.
Начало почитания
Об этом чуде весть распространилась по всем окрестностям. Иоанна стали называть «святым» («вели») даже турки-мусульмане. Но Иоанн не возгордился, он по-прежнему жил бедно, а время проводил за тяжким трудом и молитвой. Иоанн тяжело заболел перед смертью, он даже не мог встать с постели, чтобы пригласить священника, и послал за ним. Тот побоялся идти открыто в дом турка-мусульманина и поэтому Святые дары он прислал, очень хитро спрятав их в обыкновенном яблоке. 27 мая 1730 года, как только святой причастился, он умер.
Тело святого передали священникам, чтобы они его похоронили с почестями и традициями, которые приняты у православных. Тело Иоанна в последний путь провожали все жители деревни, и мусульмане, и православные — такой любовью прониклись к нему все обитатели этих мест. Похоронили святого в местной церкви, куда он при жизни любил ходить молиться.
История мощей святого
«Турецкий» период
К месту захоронения сразу же начались паломничества верующих людей. Спустя 3 года, 30 ноября 1733 года, священнику этой церкви приснился сон, в котором ему явился Иоанн — он поведал, что его тело осталось нетленным. Над могилой многим явился «огненный столп», после чего, ее все же вскрыли — и действительно, тело оставалось абсолютно неподвластно естественному процессу разложения.
По другой версии, христиане выпросили тело у турок для захоронения по своим обычаям. Через 3 года они открыли по тамошнему обычаю могилу и были поражены тому, что тело не разложилось и обладало приятным запахом.
В 1832 году, во время нападения на Турцию хедива Египта Ибрагима-паши, мощи святого, до этого хранившиеся в раке церкви, были сожжены войсками султана Махмуда II. Он хотел наказать бунтующих христиан, жители же деревни не хотели пропускать войска через нее. Вот как описываются эти события в житии святого:
«Набрав дров, они разожгли костер, но, к их удивлению, мощи опять оказались в церкви. Не вразумившись этим чудом, они вынесли их во второой раз и положили на костер, но огонь не коснулся святыни. И тут воины увидели Иоанна живым, с грозным видом стоявшим среди огня, жестом руки и словами угрожавшим им за их дерзость. Тут уже турки больше не выдержали и в ужасе разбежались, оставив не только мощи святого, но и все награбленное в Прокопионе.
На другой день несколько стариков-христиан пришли к церкви и нашли тело святого в целости среди обгоревших углей и пепла. Оно почернело от дыма и копоти, но было таким же благоуханным и нетленным. Верующие положили мощи святого обратно в его раку».
В 1845 году мощи поместили в церковь Василия Великого.
В конце 1880-х годов в селении начали возводить храма в честь святого (на средства Русского монастыря святого великомученика и целителя Пантелеимона на Святой Горе Афон). В 1881 году в монастырь, в качестве благодарности, посылается десница Иоанна. Строительство было завершено в 1898 году, и мощи переместили туда.
«Греческий» период
В 1924 году греки потерпели поражение в войне. Греческое население, в обмен на турецкое, покидает Анатолию (Греко-турецкий обмен населением). Они переехали на остров Эвбея, забрав с собой и тело святого. Село Ахмед-Ага они переименовывают в Нео-Прокопион. Вначале мощи находились в церкви святых равноапостольных Константина и Елены. Затем, 27 мая 1951 года мощи перенесли в новый каменный храм, строительство которого длилось около 20 лет. С тех пор мощи Иоанна находятся там.
В Греции в 1962 году, на основании закона Церкви и Греческого государства, было создано Общество Святого Иоанна, для которого было построено 2 пансионата, а также 2 приюта для детей и 2 богадельни (в Халкиде и в Нео-Артаки), общежитие и детский лагерь на 1000 мест.
И по сей день память Иоанна Русского чтит вся Эллада. О нем написано множество книг, и каждый год в день смерти Иоанна к его мощам стекаются тысячи паломников. На Эвбее говорят: «Все дороги ведут к святому Иоанну Русскому».
Почитание в России
Иоанн Русский в 1962 году был включен в календарь Русской Православной церкви, а в 2003-2004 годах в честь святого в Кунцево возвели малый деревянный храм по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Его архитектурная форма («корабелец») символизирует прибежище в бурном море и характерна для церквей Древней Руси. Главной святыней является икона с частицей мощей святого. Храм органично сочетает в себе элементы византийского стиля и потолочную роспись. Этот храм стал частью программы по строительству 200 православных храмов в Москве.
Нижний придел храма, построенного в 1990 годах в честь иконы Божией Матери «Знамение Абалацкая» в Новосибирске, посвящен Иоанну Русскому.
Почитание на Украине
В Новограде-Волынском (Житомирская область) в настоящее время возводится первый храм святого Иоанна Русского, Житомирская Епархия Украинской православной церкви.
…и президент РФ посещает сегодня Афон…