Как трудиться: упорно или разумно

«Если бы мы делали все, на что способны, то буквально удивили бы сами себя».
Томас Эдисон

Существует одно широко распространенное заблуждение насчет работы, которое является причиной большой путаницы, а также чрезмерных и совершенно неуместных тягот, а именно: чем упорнее вы работаете, тем больше преуспеете.

Если и вы тоже верите этому, то вам, чтобы в большей мере преуспеть, придется работать упорнее и интенсивнее. Именно этим и занимается всю жизнь большинство людей. Они ввязываются во все большее количество проектов и проводят за работой все больше часов, пренебрегая в итоге своими семьями и здоровьем, а также зарабатывая стресс. Фактически они трудятся настолько тяжко и упорно, что не имеют шансов преуспеть. Да и откуда им взяться? Ведь исходная предпосылка абсолютно неверна.

Остановитесь на минутку и подумайте вот о чем. Если верна мысль, что чем упорнее вы трудитесь, тем более процветаете, то из нее со всей непреложностью должно вытекать: самые упорные трудяги – наиболее благополучные и преуспевающие люди. Но взгляните вокруг – ведь часто в нашем обществе хуже всего оплачивают как раз тех, кто работает интенсивнее и тяжелее всех. Как это может быть?

Разве литератор, написавший 20 книг, обязательно заработает больше денег, чем тот, кто написал две? А что, если ни одна из этих 20 будет не издана? Или если обе книги того автора, который и написал-то всего две, станут бестселлерами? Разве издателя, читателя или рецензента заботит, насколько много и упорно потрудился писатель? Действительно ли затраченный труд является хоть каким-то фактором или мерилом? Неужто книга, писавшаяся 10 лет, всегда окажется лучше той, которая была в порыве вдохновения написана без всяких видимых усилий за 3 месяца? Если я работаю упорнее, чем Билл Гейтс, то буду ли я и преуспевать больше него? Коль вы работаете упорнее, интенсивнее и дольше меня, обязательно ли вы и преуспеете тоже больше меня? Действительно ли упорный труд является залогом и волшебной формулой успеха?

Самое время проснуться и стряхнуть с себя оковы этого невероятно вредного убеждения. Самое время понять, что важно вовсе не то, насколько упорно вы работаете, а насколько вы работаете разумно и толково!

Никогда не используйте в качестве мерила степень интенсивности своего труда. Подобная мерка бессмысленна. Если вы трудитесь упорно, это может убаюкивать и вселять в вас веру в эффективность вашего труда. Измерять нужно тем, насколько разумно вы работаете. Спросите себя: «Использую ли я свое время и ресурсы в такой степени, что на лучшее просто неспособен?», «Работаю ли я разумно или только упорно вкалываю?» И нужно знать, в чем состоит разница между этими двумя подходами. Никогда не путайте их между собой.

  • Притча

Вот еще одна история из Дзэн-буддизма – про ученика, который пришел к знатоку Дзэна и спросил:

– Что есть Дзэн?

Старый наставник ответил:
– Когда мы работаем, то работаем. Когда едим, то едим. Когда сидим, то сидим. Когда мы спим, то спим. Это и есть Дзэн.
– Но разве каждый человек не делает этого? – спросил юный адепт.
– Нет, – ответил учитель. – Чтобы так делать, нужна практика.

Для разумной работы тоже нужна практика. Никогда не путайте вложение времени с эффективной работой. Если мы проводим в офисе 12 часов, то думаем, что отработали 12 часов. Мы чувствуем себя или удовлетворенными, или выжатыми, как лимон, – в зависимости от того, через какую призму смотрим, – но вот работали ли мы разумно? Возможно, если бы мы были организованными, отдохнувшими и на подъеме, то смогли бы сделать ту же самую работу за 6 часов. Такое вполне возможно.

Впрямь ли торговый агент, который делает больше всего звонков и обращений к клиентам, действует лучше всех или вообще хорошо? Разве все зависит от числа сделанных вами личных обращений и телефонных звонков? Разве сделать 20 коммерческих предложений по поводу продажи всегда более эффективно, чем сделать 15? А как насчет качества подачи материала? Сколько времени вы проводите с клиенткой, выслушивая то, что ее беспокоит, и сколько объясняете преимущества своего изделия или услуги? Вы спокойны, уверенны, на подъеме – или только повторяете заученные движения и действия? Насколько хорошо вы разобрались в ситуации и подготовились? Быть может, вы были слишком заняты каким-то личным вопросом и не смогли по-настоящему погрузиться в свою работу? А, возможно, вы просто трудились упорно, но отнюдь не разумно?

Заканчивая свою рабочую неделю и подводя итоги, никогда не задавайтесь вопросом, насколько упорно и интенсивно вы работали. Это неуместно и не относится к делу. Спросите себя, насколько разумно вы работали. Использовал ли я свое время наилучшим возможным способом? Проявлял ли творческий подход? Был ли продуктивен? Вот вопросы, на которые вы должны себе ответить.
Любая работа всегда растягивается и заполняет все время, которое вы на нее отвели.

Артур Ч. Кларк, плодовитый автор, более всего известный своим романом «2001: Космическая одиссея», на основе которого был создан пользовавшийся огромным успехом кинофильм, испытал это на себе, когда врач сказал, что ему осталось жить меньше года. После того как Кларк вышел из его кабинета на оживленные улицы Лондона, перед ним встало несколько серьезных вопросов, достойных рассмотрения. Его беспокоила не столько собственная жизнь, сколько судьба жены и маленьких детей. Как они смогут решать материальные и финансовые проблемы, когда он покинет этот мир? Что он оставляет им? Денег, которые Кларк зарабатывал писательским трудом, всегда было достаточно, если он продолжал писать, но сейчас, имея в своем распоряжении меньше года, он не располагал достаточным временем.

Обычно написание книги занимало у него приблизительно полтора года. Значит, теперь он не успевал написать даже хотя бы еще одну, если принять во внимание те новые ограничения во времени, которые жизнь безжалостно наложила на него. Посему он принял решение. Он напишет за следующий год шесть книг. По 2 месяца на каждую книгу, и за счет авторского гонорара с проданных экземпляров этих книг его семья, по крайней мере, сможет отложить деньги на черный день и продержаться. Как удастся сдать книгу через 2 месяца, когда обычно ему требовалось для этого 18, он не знал, но так или иначе он сделает это. Сделает потому, что должен сделать. Это было решение, которому предстояло изменить его жизнь.

Здесь в нашей истории происходит странный поворот – во многом схожий с прихотливыми извивами сюжета в собственных романах Кларка. Как гласит старинное изречение, правда часто оказывается более странной, нежели любая выдумка. Кларк действительно написал 6 новых романов, и в процессе этого маленького подвига случилось нечто замечательное. Каким-то образом он сумел полностью излечиться от своей болезни. Годом позже от нее не осталось ни малейшего следа, но тем временем он сформировал у себя привычку писать книгу за 2 месяца. Как вы думаете, теперь, когда у Кларка имелось время, он возвратился к тому, чтобы тратить на книгу по 18 месяцев? А вы бы так поступили? «Мне нравится моя новая производительность, – сказал он. – И вы знаете, что? Думаю, этим способом я пишу лучше».

Я заметил: преуспевающие люди – и мужчины, и женщины – обладают сверхъестественной способностью добиваться, чтобы все у них делалось быстро и эффективно, чтобы работа буквально горела в руках. Причем не время от времени и не в ситуации, когда смутно вырисовывается угроза крайнего срока, но систематически и регулярно. Они знают, как работать разумно. И в этом как раз и состоит одна из причин, почему они столь преуспевают.

Существует еще одна старая поговорка: «Если вы хотите иметь что-либо сделанным, поручите это занятому человеку», – и она очень верна. Занятый человек умеет организоваться так, чтобы вещи делались, причем масса самых разных вещей. Он или она знают, как расположить задания по приоритетам, как работать эффективно, как преодолевать препятствия и как не давать себя отвлечь. Они работают разумно. И они не только сделают то, что нужно, но обычно справятся с этим за половину или даже четверть того времени, которое потребуется другим. Вы также можете найти этот ритм и заставить его работать на вас. Таким образом, если перед вами стоит сотня задач, не отчаивайтесь. Расположите их по приоритетам. Отведите себе предельный срок и найдите тот стиль и ритм, который позволит выполнить их все, Вы достигнете большего эффекта и меньше устанете, проделав всю эту работу. Не думайте «я тружусь упорно», думайте «я тружусь разумно». Второй из этих подходов принесет вам успех; первый всего лишь утомит вас.

Автор: Джон Кехо
Источник: книга «Деньги, успех и вы»

Это может быть вам интересно
Подписаться
Уведомление о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии