Буддизм о поедании мяса в Китае и Японии

[Вегетарианство] Буддизм о поедании мяса в Китае и Японии

Согласно «Энциклопедии Буддизма», «в Китае и Японии поедание мяса считалось грехом и строго осуждалось… постепенно оно прекратилось (около V века н. э.), и отказ от мясной пищи стал общим правилом. В храмах и монастырях не допускались никакие мясные блюда». Даже те монахи, которые ели рыбу, носили унизительное прозвище — «нечистый монах, пахнущий сырой рыбой!»

Читать далее

Одна суфийская притча: Рассказ Хасана из Басры

[Притча] Рассказ Хасана из Басры

Я был убежден, что являюсь человеком смирения, и более чем скромен в мыслях и поведении по отношению к другим.

Однажды, стоя на берегу реки, я увидел сидящего там человека. Рядом с ним была женщина, перед ним — винная бутыль. Я подумал: «Только бы мне удалось исправить этого человека и из развращенного создания, каким он является, сделать его подобным мне!» В этот момент я заметил на реке лодку, начавшую тонуть. Этот человек сразу же бросился в воду, где выбивались из сил семь человек, и благополучно вытащил на берег шестерых из них. Затем он подошел ко мне и сказал:
— Хасан, если ты лучший человек, нежели я, во имя Бога, спаси того последнего оставшегося!

(далее…)

Это может быть вам интересно

Болезни и средства их лечения. Ночные кошмары

[Аюрведа] Ночные кошмары

Кошмары нередко бывают у детей в возрасте до 12 лет и гораздо реже встречаются у взрослых. Основные причины кошмаров у взрослых — это либо страхи, тревоги, заботы и другие стрессорные воздействия, которые человек испытывает в течение дня, либо переедание незадолго до сна. Могут быть и другие причины, например аденоиды, или одышка во сне, или короста в носу, которая затрудняет дыхание. При недостатке кислорода и праны в мозге — церебральной гипоксии — человека тоже могут беспокоить кошмары. Причиной появления кошмаров может быть даже недостаток свежего воздуха в комнате.

Лечение ночных кошмаров у детей
Главная причина кошмаров у детей имеет психическую природу — это страхи и тревоги, которые основываются на увиденных пугающих образах или услышанных страшных историях. Поэтому важно не нагружать воображение ребенка пугающими образами. Пусть дети будут заняты творческой игрой; не позволяйте им смотреть телевизионные программы со сценами ужаса и насилия или читать пугающие истории.

Детская комната должна радовать взгляд и быть наполненной безмятежностью, пусть в ней почаще звучит нежная музыка, повесьте там колокольчики. Детям нравится веселый перезвон колокольчиков. Вы можете сказать им: «Чудовища не посмеют прийти туда, где звенят колокольчики». И дети будут мирно спать.

Вместо полных насилия телевизионных фильмов, которые могут напугать детей, рассказывайте им какие-нибудь положительные воодушевляющие истории и сказки со счастливым концом.

(далее…)

Это может быть вам интересно

Почему так важны краткосрочные цели на пути саморазвития?

Почему так важны краткосрочные цели на пути саморазвития?

Ударах сарва эвайте
Гьяни тв атмайва ме матам
Астхитах са хи юктатма
Ма эвануттамам гатим

«Все эти преданные, без сомнения, возвышенные души, но того из них, кто постиг Меня, Я считаю во всем подобным Себе. Служа Мне с трансцендентной любовью, он непременно придет ко Мне, высшей и самой заветной цели».
Бхагавад-гита 7.18.

Постепенное продвижение к цели

Хотя мы понимаем, что заветная мечта каждого преданного – вернуться в духовный мир, став чистым слугой Кришны (Бога), мы должны также обратить свое внимание на важность краткосрочных целей, которые мы ставим на пути постепенного продвижения к высшей цели. В Бхагавад-гите (глава девятая, стих 34) Верховный Господь называет нам эту высшую цель, которая включает в себя постоянное помятование о Нем:

Ман-мана бхава мад-бхакто
Мад-яджи мам намаскуру
Мам эвайшйаси юктвайвам
Атманам мат-парайанах

«Всегда думай обо Мне, стань Моим преданным, падай передо Мной ниц и поклоняйся Мне. Полностью сосредоточенный на Мне, ты непременно придешь ко Мне».

Господь ясно называет нам высшую цель нашего бытия. Он хочет, чтобы мы всегда думали о Нем, никогда не забывали Его и действовали на радость Ему. Этот возвышенный уровень — среда обитания нитья-сиддх, вечно освобожденных существ, чьи мысли всегда находятся в совершенной гармонии с Богом.

(далее…)

Это может быть вам интересно

Одна дзэнская притча: Сеун и его мать

[Притча] Сеун и его мать

Сеун был учителем Дзэн секты Сото. Когда он был еще учеником, умер его отец, наказав ему заботиться о старой матери.

Всякий раз, идя в медитационный зал, Сеун брал мать с собой. Поскольку она сопровождала его и тогда, когда он бывал в монастырях, то он не мог жить вместе с монахами. Поэтому ему пришлось выстроить небольшой домик, где он жил и заботился о матери. Он переписывал сутры, буддийскую поэзию, и тем зарабатывал немного на пропитание.

Когда Сеун покупал для матери рыбу, народ потешался над ним, так как буддийским монахам рыбу есть нельзя. Сеун не обращал на это внимания, но матери было больно смотреть, как люди смеются над ее сыном. В конце концов, она сказала ему: «Я решила стать монахиней. Я тоже могу быть вегетарианкой». Так она и сделала, и сын с матерью стали учиться вместе.

(далее…)

Это может быть вам интересно

Свадхьяя позволяет понимать значение духовных вопросов

Свадхьяя означает ясное понимание всех духовных вопросов. В древности ученики следовали своей ежедневной свадхьяе в жилищах риши. Но условия изменились, и со временем термин «свадхьяя» потерял свое истинное значение. В наше время чтение религиозных манускриптов без проникновения в их смысл также считается свадхьяей. Профессионалы от религии ввели в заблуждение публику своими неправильными интерпретациями понятия «свадхьяя». Они говорят: «Это результат чтения таких-то и таких-то книг; неважно, понимаете ли вы их смысл или нет. Если вы не можете найти время для чтения книги, просто коснитесь ею трижды вашей головы; или если у вас нет времени слушать религиозные проповеди, преподнесите фрукты или сладости богам. Это принесет тот же результат. Это воистину так».

Следовать свадхъяе означает не только слушать или читать о предмете, но также понимать его значение, идею, лежащую в его основе. Принятие поверхностного, грубого значения этого слова привело лишь к разложению Вайшнава и Шакта садханы, и это, в конце концов, весьма исказило религиозную веру людей. Например, один из аспектов Тантра садханы называется «мамса садхана» Что такое мамса садхана?

Ма шабдат расана гьея тадамшан расана прие джастад бхаксаеннитьям са ева мамса садхаках.

(далее…)

Это может быть вам интересно

Каковы человеческие ценности в Дзэне?

Каковы человеческие ценности в Дзэне?

Дзэн-буддистов просят сказать что-нибудь объективное, что-нибудь научное относительно человеческих ценностей. Но я боюсь, что в этом смысле мне сказать нечего. Дело в том, что я не ученый, а простой, обыкновенный любитель, проявляющий серьезный интерес к развитию и обогащению человеческой культуры вообще. Именно по этой причине я прошу позволения выразить свои скромные взгляды относительно поддержки теории «бескорыстного поведения». Что касается его «причин и условий», то вопрос этот, несомненно, исследовался многими учеными, которые, может быть, нашли нечто объективное, научное и в высшей степени способствующее благосостоянию человеческого рода. Но я не стану следовать их примеру. Я хочу отметить, что существует нечто «новое» — хотя, может быть, и не научное, и не объективное — в подходе к оценке поведения человека. В действительности это нечто «новое» — вовсе не новое, оно очень старо, и то, что оно старо, делает его новым, потому что нет ничего нового под луной, и старое является новым потому, что его можно рассматривать с точки зрения, прежде игнорируемой. Все ценности в обширной области деятельности человека можно назвать старыми, дряхлыми и даже изношенными в том смысле, что с самого начала развития цивилизации мы постоянно говорим о них, вследствие чего то, что неизмеримо ценно, обесценивается, теряет свою привлекательность и, следовательно,- свою жизненность.

Одним из способов их возрождения является их переоценка, позволяющая увидеть то, что в конечном итоге составляет сущность этих ценностей. Когда мы совершаем ее, мы обнаруживаем, что в основе всех ценностей лежит бескорыстный мотив. Любое действие, совершенное с низменной, эгоистической целью, является дурным, уродливым, порождает ненависть и наносит ущерб общему благосостоянию человечества. Таким образом, в основе всякого такого действия всегда лежит эгоизм. Эго — это агент, совершающий зло. Даже тогда, когда мы, объективно говоря, делаем нечто доброе и приносящее пользу всем, наш поступок не может считаться добродетельным, если в нем содержится хоть крупица эгоизма. Грубо говоря, ценности имеют два аспекта: субъективный и объективный и я хочу особо выделить субъективный и заявляю, что ценность не является ценностью, если она не свободна субъективно от эгоистического импульса. На языке Даосизма и Махаяна-Буддизма ценность является ценностью, если она вне ценности. Психологически это объясняется так: когда все ценности погружаются в глубины неосознанного или в океан забвения, они обретают свою истинную форму. Лао-цзы говорит, что все, что может быть отнесено к категории «того» или «этого», не есть Дао. Дао не имеет имени. В тот самый момент, когда вы говорите «это хорошо», хорошее перестает быть хорошим. Действительно, хорошее хорошо само по себе, ни больше и ни меньше. Добро — это ответственность. Таким же образом дело обстоит и с остальными человеческими ценностями. Когда Бог посмотрел на мир, сотворенный в ответ на его веление: «Да будет свет»,- сказал Он,- «Хорошо». Это «хорошо» не имеет ничего общего с какой-либо человеческой оценкой вещей. «Добро» — это сущность вещей, это не есть нечто, присоединяющееся к ним со стороны. В противном случае — оно не имеет никакой ценности. Любая ценность есть нечто, составляющее неотъемлемую часть этой сущности. Если вещь поистине пребывает в своей сущности, она представляет собой ценность. Искусственная красота не является красотой.

(далее…)

Это может быть вам интересно

Болезни и средства их лечения. Вросший ноготь на ноге

[Аюрведа] Вросший ноготь на ноге

Когда на пальцах ног ногти толстые и твердые, то если обрезать их по выпуклой линии, их края, по мере роста ногтя, могут травмировать кожу и мягкие ткани. Это нередко приводит к воспалению, распуханию, болям и инфицированию. Как правило, у вата- и капха-индивидов ногти растут быстрее, и поэтому они более подвержены инфекции. Слишком тесная, сдавливающая пальцы ног обувь тоже может стать причиной инфекции.

Долговременное решение этой проблемы состоит в том, чтобы просто обрезать ногти по прямой линии или даже придать им слегка вогнутую форму, что уменьшит вероятность их врастания в кожу по краям.

(далее…)

Это может быть вам интересно

Ученый и суфий

[Притча] Ученый и суфий

Жил когда-то давно один ученый человек. Он посвятил всю свою жизнь поиску знаний, и прочел великое множество разнообразных книг, среди которых были и весьма редкие книги, посвященные тайным знаниям. И вот однажды этот человек в размышлениях прогуливался по берегу реки.

Читать далее