9 йогических правил для здоровья глаз

[Зрение] 9 йогических правил для здоровья глаз

1. Все, что полезно для тела, полезно и глазам.

2. Упражнения для тела благотворно действуют и на глаза, но глазам никогда не бывает достаточно только этих упражнений – им необходимы еще и свои собственные.

3. Упражнения для глаз оказывают свое полное действие, то есть укрепляют и развивают зрение, лишь в том случае, если выполнять их систематически ежедневно и по несколько раз в течение дня. На восстановление здоровья, в том числе и здоровья глаз, нужно много времени, но кто хочет быть здоровым, тот находит время.

(далее…)

Цель Айкидо – улучшение своего характера

Цель Айкидо – улучшение своего характера

Показав технику на тренировке группы и наблюдая затем, как ученики ее отрабатывают, я очень часто замечаю, что их движения абсолютно не похожи на те, которые я показал. Они часто не улавливают небольшие, но существенные различия между тем, что знали раньше, и тем, что я показал. Развить в себе правильное и чистое восприятие не так просто, как может казаться. Даже на чисто физическом уровне, имеющиеся у ученика навыки могут нарушить его восприятие. Если людям так сложно воспринять то, что находится у них перед глазами, представьте себе, насколько сложнее почувствовать гораздо менее заметные тонкости, сопровождающие физические движения. Первая задача ученика, начинающего заниматься Айкидо – учиться видеть – воспринимать с открытым сознанием то, что видят глаза, сохраняя при этом духовное восприятие более глубокого смысла техники.

Тренировка восприятия способствует успешному овладению базовой техникой

Вы должны стремится не только развивать свою способность четко видеть физическое движение, но также свое умственное и духовное восприятие. Вам необходимо развить свое интуитивное чувство, чтобы понять смысл и внутреннее содержание показываемых учителем движений, понять их умственный и духовный аспект. Я не могу переоценить необходимость точного следования указаниям учителя.

То, что было увидено, вы должны шлифовать за счет повторения

Повторение – великий учитель, который покажет вам ваши ошибки. Например, в случае, когда вы отрабатываете suburi (повторные удары) с мечом вы не обязательно должны хорошо владеть мечом если нужно ударить только 5 раз. Сделать же тысячу неправильных ударов невозможно. Ваше тело устанет значительно раньше, чем вы закончите работу. Но если вы будете упорно стремится сделать тысячу ударов без остановки, вы естественным образом научитесь правильно и эффективно использовать меч, поскольку правильные движения – единственная возможность добиться столь большого числа повторений. Только на основе практической работы повысится ваш уровень владения техникой. Ваш учитель не может ответить на вопросы, задаваемые вашим телом, через ваш интеллект. Чтобы освоить Айкидо вы должны повторять показанные вам движения снова и снова, пока ваше собственное тело не научит вас естественной мудрости движений и не даст вам возможность воспринять знания, даваемые инструктором.

(далее…)

Высшая цель Йоги - расширить сознание

Высшая цель Йоги – расширить сознание

Основания для занятия Йогой

Причины, по которым вы хотите заниматься Йогой или занимаетесь ей в настоящее время, не имеют никакого значения. По-настоящему важно то, что вы преодолели прошлые предрассудки и проволочки, чтобы попытаться заняться Йогой. Вы преодолели самое большое препятствие.

Быть может, вы занимаетесь Йогой, чтобы сделать свое тело здоровым или красивым. Это вполне оправданные мотивы, и практики Йоги помогут вам достичь желаемого результата. Мы лишь хотим сказать вам: «Загляните в себя. Чувствуете ли вы себя более спокойно? Легче ли вам сосредоточиваться?» Если это так, то вы на личном опыте будете знать, что практики Йоги благотворно влияют не только на тело, но и на ум.

Возможно, вы обратились к Йоге как к последнему средству в попытках избавиться от какой-то болезни или телесного недомогания. Неважно, какая это болезнь – физическая или душевная – ибо Йога может вам помочь.

Если же вы хотите успокоить ум, научиться лучше сосредоточиваться или укрепить силу воли, то Йога, безусловно, способна вам помочь, поскольку сама суть Йоги связана именно с этими способностями.

Многие люди недовольны своими отношениями с женой или мужем, с друзьями или коллегами. Занятия Йогой помогут вам строить свои отношения с людьми на прочной позитивной основе. Помните, что глубина понимания в отношениях растет по мере развития самоосознания. Йога призвана научить вас познавать самого себя и видеть свои слабости и понимать природу людей. Таким образом, возникает понимание и, благодаря этому, будут улучшаться ваши личные взаимоотношения.

(далее…)

Аюрведа - первая наука о повседневной жизни

Аюрведа – первая наука о повседневной жизни

Аюрведа включает в себя не только науку, но также религию и философию. Мы употребляем слово «религия» для обозначения веры и дисциплины, способствующих такому состоянию бытия, в котором двери восприятия открыты всем планам жизни.

Все жизненное путешествие рассматривается Аюрведой, как священное. Слово «философия» означает любовь к истине; и по Аюрведе истина является бытием, чистым существованием, источником всей жизни. Аюрведа является наукой об истине, как она выражена в жизни.

Вся аюрведическая литература основывается на философии творения Санкхья (слово «санкхья» состоит из двух санскритских слов: «сат» – истина и «кхья» – знание). Мы просим читателя открыть ум и сердце философии Санкхья, ибо она неразрывно связана с Аюрведой.

Древние риши (самореализованные личности) обнаружили истину путем религиозной практики и дисциплины. Посредством интенсивной медитации они проявили истину в своей жизни. Аюрведа – это наука о повседневной жизни, и эта система знания развивалась, благодаря философским и религиозным прозрениям риши.

Постигая связь между человеком и Вселенной, они познали, как космическая энергия проявляется во всех живых и неживых созданиях. Они также осознали, что источником всего сущего является Космическое Сознание, которое проявлено в виде мужской и женской энергии – Шивы и Шакти.

Риши Капила, постигший философию Санкхья, обнаружил 24 принципа, или элемента, составляющих материальную природу; а Пуруша, Высший Дух – является 25 принципом.

(далее…)

Истина - во всех религиях, но...

Истина – во всех религиях, но…

Религии и тайные учения Востока должны представлять величайший интерес для всех тех, кто изучал идеи философии йогов.

Мы принадлежим к так называемой эклектической школе индийской философии, которая не кристаллизовалась в какую-нибудь самостоятельную школу, но которая твердо основывается на прочном фундаменте основных учений. И затем «берет свое там, где находит его», изучая всех индийских учителей за пятитысячелетний период времени. «Эклектическая» школа означает избирающая, то есть выбирающая свои положения из разных источников, систем и т.п. Эклектизм – это полная противоположность догматизму и сектантству. Во многих пунктах мы вполне сходимся с монистической школой Веданты и подобным же образом – мы во многом сходимся со школой санкхья; несколько идей у нас есть общих со школой йога Патанджали, а также много общего с Буддизмом; но одновременно с этим мы исключаем много пунктов, принимаемых каждой из этих школ. Притом мы воспользовались тем великим, чрезвычайно важным для нас собранием независимых мыслей, вне регулированных индийских систем, – собранием, которого придерживались независимые мыслители, учителя и философы Индии и других стран Востока. Кроме того, мы черпали свободно и из других источников восточного оккультного учения. Кто не ознакомлен с историей индийской философии, тот, пожалуй, скажет, что эклектическая система индийской философии есть «новая вещь», продукт современных тенденций, и что поэтому не обладает престижем и авторитетом древности. В ответ на это мы приведем следующие слова профессора Рихарда Гарбе, хорошо известного немецкого авторитета по истории философии в Индии. Профессор Рихард Гарбе говорит: «В первом столетии христианской эры возникло в Индии эклектическое движение, которое главным образом сосредоточилось на комбинировании теории санкхья, Йоги и Веданты. Такое “движение” (не школа или система, заметьте, а движение), которое существовало в течение двух тысячелетий, и которое вызвало за это время не одно самостоятельное течение философской мысли, не может быть названо “новым”, но имеет право претендовать на надлежащее место в индийской философии.»

(далее…)

Вяжущие травы в Аюрведе (стамбхана карма)

Вяжущие травы в Аюрведе (стамбхана карма)

Травы, обладающие вяжущим вкусом, оказывают укрепляющее, стягивающее, уплотняющее действие на ткани и органы тела. Они прекращают избыточные выделения и секреции. Обладая осушающим действием, они, тем не менее, способствуют сохранению влаги. Кроме того, они оказывают заживляющее действие на кожу и слизистые.

Следует отличать вяжущий вкус от вяжущего действия: все травы с вяжущим вкусом обладают вяжущим действием, но вяжущее действие могут оказывать и травы с другими вкусами.

Травы с вяжущим вкусом используются в основном симптоматически, например для прекращения кровотечения или поноса. Однако зачастую они не устраняют причину, вызвавшую расстройство. Вяжущие травы с другими вкусами облегчают те же симптомы, но при этом они могут воздействовать и на причину нарушения. Понос, например, может быть обусловлен плохим всасыванием в тонком кишечнике. Квасцы или малина, имеющие вяжущий вкус, могут устранить понос, но всасывания не улучшат, так как вяжущий вкус – тяжелый и трудно усваивается. В этом случае больше подходит мускатный орех, который имеет острый и вяжущий вкус и оказывает не только вяжущее, но и согревающее действие, а также стимулирует пищеварение.

Не всегда следует подавлять чрезмерные выделения. Понос, вызванный скоплением амы, может быть естественным самоочищением организма. В таком случае подавление поноса с помощью трав, имеющих вяжущий вкус, привело бы к задержке токсинов в теле и к дополнительным осложнениям. Правильной тактикой лечения здесь будет поддержание поноса с помощью послабляющих средств вплоть до устранения амы. Вяжущие же средства следует применять только в том случае, если понос продолжается после завершения очищения.

(далее…)

Знание против невежества

Знание против невежества

В «Ишопанишад» сказано: «Мудрецы объяснили нам, что процесс совершенствования знания приводит к иному результату, чем культивирование невежества». Истинное совершенствование знания – это совершенствование духовного знания. А совершенствование знания ради того, чтобы обеспечить телу все удобства, защитить его – это культивирование невежества, потому что, как бы вы ни старались защитить свое тело, с ним будет происходить то, что предначертано. Что же это? Повторяющиеся рождение и смерть, а в промежутке болезни и старость. Но, несмотря на то что люди видят, как с каждым мгновением тело разрушается, их очень привлекает знание о своем теле. Тело обречено на смерть с самого рождения. В этом нет сомнений. Вы не можете остановить естественное течение жизни: рождение, старость, болезни и смерть.

В «Шримад-Бхагаватам» (10.84.13) сказано, что материальное тело – всего-навсего мешок, наполненный тремя основными элементами: слизью, желчью и воздухом, а тот, кто считает, что это соединение слизи, желчи и воздуха и есть он сам, ничем не лучше осла. Даже великие философы и ученые полагают, что они не что иное, как соединение слизи, желчи и воздуха. В этом их ошибка. На самом деле философы и ученые являются вечными душами и в соответствии со своей кармой проявляют свои способности. Однако они не понимают закон акармы.

(далее…)

[Асана] «Джану-ширшасана» - наклон сидя с касанием колена головой

[Асана] «Джану-ширшасана» – наклон сидя с касанием колена головой

Техника выполнения. Сесть на пол с прямыми ногами. Расстояние между ступнями – около одной длины ступни. Слегка наклонившись вперед, вытянуть ягодицы наверх. Выпрямиться, вытянув позвоночник вверх так, чтобы таз оставался немного наклоненным вперед. Вдохнуть и с выдохом согнуть левую ногу, поставив ее ступней на пол, бедро направлено вверх, пятка касается промежности (рис. 1).

«Джану-ширшасана» - наклон сидя с касанием колена головой
Рис. 1

Вдохнуть и с выдохом положить бедро левой ноги на пол. Ступня при этом поворачивается на бок и немного «открывается» подошвой вверх, пятка оказывается лежащей у бедра правой ноги на некотором расстоянии от промежности. Подправить положение таза – легкий наклон вперед, ягодицы подтянуты наверх. Туловище промежностью касается пола. Отвести колено левой ноги как можно дальше назад, слегка развернув таз (рис. 2).

(далее…)

Что общего между мытьем чашки и пробуждением Дзэн?

Что общего между мытьем чашки и пробуждением Дзэн?

Странные истории, которые дадут представление о некоторых любопытных сторонах Дзэн (кит. чань):

Как-то раз Линьцзи, который в дальнейшем основал толк (школу) Линьцзи (яп. Риндзай) в чань-буддизме, спал на скамье в монастырской обители. Его учитель Хуанбо, чтобы разбудить Линьцзи, постучал по лавке. Открыв глаза, ученик лишь взглянул на учителя и снова уснул. Хуанбо решил разыскать старшего монаха и нашел его созерцающим в предназначенном для этой цели зале. Учитель приблизился к монаху и сказал: «Тот парень на скамье действительно практикует чань; а вот о каких пустяках размышляешь ты?»

Некий монах обратился к Чжаочжоу с такими словами:
– Я только что пришел в эту обитель. Дайте мне наставление.
– Ты уже ел сегодня похлебку? – спросил Чжаочжоу.
– Да, ел, – ответил монах.
– Тогда пойди и вымой свою чашку.

В этот момент монах прозрел.

(далее…)

Ветрогонные травы в Аюрведе (вата-ануломан)

Ветрогонные травы в Аюрведе (вата-ануломан)

Ветрогонными называются травы, устраняющие кишечные газы, боли и вздутия. Они налаживают пищеварение и улучшают усвоение питательных веществ. Они помогают разгонять воду и слизь, устранять аму, застои и закупорки в желудочно-кишечном тракте, способствуют нормальной здоровой перистальтике.

Как правило, это ароматические травы, содержащие эфирные масла, стимулирующие нервные окончания желудочно-кишечного тракта. Они стимулируют самана- и апана-вайю – силы ваты, управляющие желудком, тонким и толстым кишечником, – и тем самым способствуют пищеварению и рассеиванию скоплений и непереваренных остатков.

Их стимулирующее действие на вату усиливает агни подобно тому, как ветер усиливает огонь. В этом отношении они схожи со стимулирующими травами и травами, воздействующими одновременно на вату и агни. Но если стимулирующие травы улучшают пищеварение, усиливая непосредственно агни, то ветрогонные действуют опосредованно – через нормализацию ваты. Поэтому они особенно эффективны при слабости пищеварения, обусловленной эмоциональным расстройством, возбуждением или депрессией.

(далее…)