Великая пятница

Великая пятница (Страстная пятница, Великий Пяток, лат. Dies Passionis Domini) – день Страстной недели, посвященный смерти Христа на кресте, снятию его тела и погребению.

В этом году Страстная пятница приходится на 3 апреля.

Православная церковь

Богослужения в Великую пятницу проводятся с посвящением крестной смерти Христа, в течение всего дня чтение об этих событиях проводятся трижды:

  • во время утрени читаются 12 отрывков из Евангелия, которые хронологически рассказывают обо всех событиях пятницы;
  • во время Великих часов проводятся чтения повествований 4-х евангелистов;
  • во время великой вечерни проводится чтение составного Евангелия о событиях пятницы.
  • Литургии не проводятся, исключением может стать только совпадение этого дня и Благовещения. В этом случае необходимо отслужить литургию Иоанна Златоуста.

    Во время вечерни поется специальный канон («О распятии Господа»), выносится плащаница. Согласно уставу, все верующие в этот день должны воздержаться от пищи. Великая пятница готовит верующих к Пасхе, хотя сам день и проникнут скорбью по смерти Христа: «Днесь содержит гроб Содержащаго дланию тварь, покрывает камень покрывшаго добродетелию небеса, спит Жизнь и ад трепещет, и Адам от уз разрешается. Слава Твоему смотрению, им же совершив все упокоение вечное, даровал еси нам, Боже, всесвятое из мертвых Твое воскресение».

    Утреня (12 Евангелий)
    Письменные памятники IV века, такие как «Огласительные слова Кирилла Иерусалимского» и «Паломничество Эгерии», говорят, что богослужения в Иерусалиме проводились с четверга на пятницу в течение всей ночи. Процессия возглавлялась епископом, верующие обходили места, которые были связаны с арестом Христа, проводимым судом, смертью на кресте и погребением. При посещении каждого из этих мест читается соответствующий отрывок Евангелия.

    Именно такая форма богослужения и оказала большое влияние на то, как проводится утреня сегодня. Типикон гласит, что утреня должна начинаться по старому стилю во втором часу ночи (примерно 20:00), продолжается она в течение всей ночи.

    Приходская современная практика гласит, что утреня начинается в четверг вечером. Это богослужение называется «Последование святых и спасительных страстей Господа нашего Иисуса Христа» (или «12 Евангелий», что соответствует количеству чтений, которые проводятся в этот день).

    Начинается утреня с того, что читаются 19, 20 псалмы, после чего выполняется шестопсалмие, пение Аллилуйя. Тропарь «Егда славные ученицы» поется троекратно вместо обычных Троичных тропарей.

    Следующий чин дополняется 12 отрывками, которые читаются из Евангелий. Они рассказывают о том, какими были последние часы Христа на земле. Начинаются чтения прощальной беседой с апостолами и заканчиваются погребением. Русская традиция позволяет проводить чтения на середине храма, хотя Типикон говорит, что они выполняются на алтаре. Народ в это время стоит с зажженными свечами в руках, что символизирует величие и славу Христа. Верующие уподобляются мудрым девам, которые со светильниками шли навстречу жениху.

    После проведения утрени верующие свечи не гасят, а приносят домой. Перед крестом совершается чтение, при котором выполняется полное каждение всего помещения храма, малое совершается перед началом каждого чтения отрывка, но перед 12-м совершают полное каждение.

    Порядок чтения Евангелий:
    1. Ин. 13:31-18:1 – прощальная беседа Иисуса с учениками (13—16 главы) и первосвященническая молитва (17 глава).
    2. Ин. 18:1-28 – арест Иисуса в Гефсиманском саду, суд первосвященника Анны, троекратное отречение Петра (в изложении Иоанна Богослова).
    3. Мф. 26:57-75 – суд первосвященника Каиафы, троекратное отречение Петра (в изложении Матфея).
    4. Ин. 18:28-19:16 – тайная беседа Иисуса с Пилатом, суд Пилата (в изложении Иоанна Богослова).
    5. Мф. 27:3-32 – самоубийство Иуды, суд Пилата (в изложении Матфея), Иисус в претории, крестный путь Иисуса (в изложении Матфея).
    6. Мк. 15:16-32 – Иисус в претории, крестный путь Иисуса (в изложении Марка), распятие Иисуса, насмешки над Ним.
    7. Мф. 27:33-54 – распятие Иисуса, насмешки над Ним, крестная смерть и сопровождающие ее знамения.
    8. Лк. 23:32-49 – молитва распинаемого Иисуса, исповедание благоразумного разбойника.
    9. Ин. 19:25-37 – Богородица и Иоанн Богослов у креста, крестная смерть, прободение копьем.
    10. Мк. 15:43-47 – Иосиф Аримафейский у Пилата, погребение Христа (в изложении Марка).
    11. Ин. 19:38-42 – погребение Христа (в изложении Иоанна Богослова).
    12. Мф. 27:62-66 – стража у гроба.

    Между отдельными отрывками, поются антифоны, стихиры, которые рассказывают о предательстве Иуды, его сребролюбии, неблагодарности, о том, что виновен не только он, но еврейский народ, который и стал причиной осуждения Христа и его смерти.

    «Чувствия наша чиста Христови представим, и яко друзи Его души наша пожрем Его ради, и не попеченьми житейскими соугнетаемся, яко Иуда, но в клетех наших возопиим: Отче наш, Иже на небесех, от лукаваго избави нас. (1 антифон)

    Господи, на страсть вольную пришед, вопиял еси учеником Твоим: аще и единаго часа не возмогосте бдети со Мною, како обещастеся умрети Мене ради? Поне Иуду зрите, како не спит, но тщится предати Мя беззаконным. Востаните, молитеся, да не кто Мене отвержется, зря Мене на Кресте. Долготерпеливе, слава Тебе. (6 антифон)

    Законоположницы Израилевы, иудее и фарисее, лик апостольский вопиет к вам: се Храм, Егоже вы разористе, се Агнец, Егоже вы распясте и гробу предасте: но властию Своею воскресе. Не льститеся, иудее: Той бо есть, Иже в мори спасый и в пустыни питавый: Той есть Живот, и Свет, и Мир мирови (12 антифон)».

    После 8-го Евангелия Страстей читается специальный канон, который называют «трипеснцем Космы Маиумского». В нем рассказывается о страданиях Христа, о том, что замысел задержать его на земле, был тщетным.

    Сегодня гимнография «12 Евангелий» считается главным достижением богатейшей византийской поэзии. Кроме тропарей, икосов, кондаки, стихир она включает в себя антифоны (15 штук). Также богослужение включает в себя «Блаженны», что наблюдается только в «Мариином стоянии».

    Тот цикл, который применяется сегодня, был сформирован еще в X-XII веках, но некоторые антифоны являются заимствованиями из труда «О Пасхе», который в III веке был создан Мелитоном Сардским.

    В песнопениях вспоминаются Страсти Христовы: «Разделиша ризы Моя себе и о одежди Моей меташа жребий» – Прокимен, поющийся после 6-го чтения Евангелия и «Разбойника благоразумного во едином часе раеви сподобил еси, Господи, и мене древом крестным просвети и спаси мя» – Светилен, поющийся после 9-й песни «трипеснца».

    Царские Часы
    По Типикону литургия утром проводится в 08:00 (14:00 по старому исчислению). В это время выполняется последование Царских Часов, которые еще называют Великими. Точное такое же служение проводится еще 1 раз в году – навечерня Рождества. На каждом часе этого богослужения выполняется чтение Евангелия, паремии, Апостола.

    Название часов связано с участием московских царей в богослужении.

    Перед тем, как начать, священник должен облачиться в епитрахиль черного цвета, фелонь, поручи. Он выходит в сопровождении диакона и свещеносца, на середину храма выносит Евангелие, после чего оставляет его на аналое. Начальный возглас произносится также на середине храма.

    Когда 9-й час заканчивается, священник уносит Евангелие в алтарь, далее закрываются Царские врата.

    Для чтения в день Великой пятницы подбираются отрывки, которые рассказывают о событиях этого дня. Они могут не совпадать с рядовыми. Например, вместе с 5-м псалмом на первом часе могут читаться второй и 21-1. Для третьего часа вместо традиционного 50-го псалма используется 34-й, 108-й, а на шестом часу добавляется 139-й псалом, на девятом часу – 68-й и 69-й псалмы.

    Все паремии, которые читаются на часах, рассказывают о Страстях, раскрывают значение смерти на кресте для возможности спасения всего человечества. При этом чтения проводятся так, как они изложены в Евангелиях, порядок соблюдается следующий:
    1 час: Зах. 11:10-13 – пророчество о 30 сребренниках;
    3 час: Ис. 50:4-11 – изображает страдания Сына Божьего («Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания»);
    6 час: Ис. 52:13-54:1 – еще одно (наряду с 21 псалмом) подробное описание страданий и уничижения Спасителя («Как многие изумлялись, смотря на Тебя,- столько был обезображен паче всякого человека лик Его, и вид Его – паче сынов человеческих! Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни… Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни…Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши… Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих… Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь. Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого… Чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет»).
    9 час: (Иер. 11:18-23 и Иер. 12:1-15) – жалоба Иеремии на своих сограждан, пожелавших убить пророка («Я, как кроткий агнец, ведомый на заклание, и не знал, что они составляют замыслы против меня»), и Божие увещание о долготерпении и милосердии.

    Апостольские чтения (Гал. 6:14-18, Рим. 5:6-10, Евр. 2:11-18, Евр. 10:19-31 на первом, третьем, шестом и девятом часах) раскрывают значение смерти Христа для спасения человечества.

    Повествования о страстях Христовых читаются так, как они изложены в каждом из 4-х Евангелий.

    Порядок чтений:
    1 час: Мф. 27:1-56
    3 час: Мк. 15:16-41
    6 час: Лк. 23:32-49
    9 час: Ин. 18:28-40 и Ин. 19:1-37.

    Великие часы отличаются не такой богатой гимнографией, но в их составе есть тропари, которые восходят еще к иерусалимской традиции. Авторство их приписывается Кириллу Александрийскому, который жил в V веке, но некоторые исследования говорят о том, что автором мог стать Кирилл Иерусалимский, который жил в IV веке.

    Кроме того, обнаруживается сходство тропарей с теми, которые используются для навечерия на Рождество, их автором принято считать Софрония Иерусалимского (VII век). Можно сделать вывод, что используемые для богослужения тропарии в полном количестве относятся к времени Вселенских соборов.

    Великая вечерня («Вынос Плащаницы»)
    На девятом часу, то есть в 15:00, выполняется Великая вечерня. Сначала читается 103-й псалом, поются стихиры. Цель этого начала – показать противоестественность, ужас всей ситуации, при которой Христос принимает страдания, смерть от руки народа, избранного Им: «Страшное и преславное таинство днесь действуемо зрится: неосязаемый удержавается: вяжется, разрешаяй Адама от клятвы: испытуяй сердца и утробы, неправедно испытуется: в темнице затворяется, Иже бездну затворивый: Пилату предстоит, Емуже трепетом предстоят небесныя силы: заушается рукою создания Создатель: на древо осуждается, судяй живым и мертвым: во гробе заключается Разоритель ада. Иже вся терпяй милосердно и всех спасый от клятвы, Незлобиве Господи, слава Тебе». – Стихира на «и ныне», глас 6.

    После вечернего входа выполняется чтение таких паремий (вход выполняется с Евангелием, «Свете тихий»):

  • Исх. 33:11-23 – Господь говорит с Моисеем «как с другом своим», обещая ему пойти со Своим народом и ввести их в покой; Моисею, просящему увидеть славу Божию, говорится: «Лица Моего не можно тебе увидеть… Ты увидишь Меня сзади, а лице Мое не будет видимо». Паремия напоминает христианам, что лицезрение Бога, невозможное в ветхозаветные времена даже для Моисея, стало возможным благодаря снисхождению Сына Божия. Парадоксальным образом, тот самый лик Божий, которого так желал видеть Моисей, был оплеван и избит иудеями – носителями и хранителями Моисеева закона.
  • Иов. 42:12-17 – благоденствие Иова после окончания его испытаний. Следует отметить, что приведенное в постной Триоди завершение Книги Иова содержит текст, отсутствующий в Септуагинте, но имеющийся только в славянской Библии (в Синодальном переводе приводится в сноске): «Писано же есть паки, востати ему, с нимиже Господь возставит и: тако толкуется от сирския книги. В земли убо живый Авситидийстей, на пределех Идумеи и Аравии: прежде же бяше имя ему Иоав. Взем же жену аравляныню, роди сына, емуже имя Еннон. Бе же той отца убо Зарефа, Исавовых сынов сын, матере же Восорры, якоже быти ему пятому от Авраама».
  • Ис. 52:13-54:1 – пророчество Исайи о страстях Христовых.
  • После этого выполняется чтение отрывка 1Кор. 1:18-31 и части 1Кор. 1:1-2. В них рассказывается о том, как Павел напоминает о силе, мудрости Бога, которые были явлены через смерть Христа. Далее выполняется чтение Евангелия (от Матфея), но есть и включения отдельных частей Иоанна Богослова, Луки. Порядок чтения составляется по ходу событий, охватывая произошедшее в этот день.

    Следующими читаются стихиры, которые рассказывают о снисхождении Христа, они основываются на 92-м псалме. Царские врата открываются на последнем стихире, проводится каждение алтаря, после чего на него возлагается выносимая плащаница. Это большой плат, на него нанесено изображение Христа, который был снят с креста. Именно вынесением плащаницы и начинается новая тема погребения: «Тебе одеющагося светом, яко ризою, снем Иосиф с древа с Никодимом и, видев мертва нага непогребена, благосердный плач восприим, рыдая, глаголаше: увы мне, Сладчайший Иисусе! Егоже вмале солнце на Кресте висима узревшее мраком облагашеся, и земля страхом колебашеся, и раздирашеся церковная завеса: но се ныне вижу Тя, мене ради волею подъемша смерть. Како погребу Тя, Боже мой, или какою плащаницею обвию? Коима ли рукама прикоснуся нетленному Твоему Телу? Или кия песни воспою Твоему исходу, Щедре? Величаю Страсти Твоя, песнословлю и погребение Твое со Воскресением, зовый: Господи, слава Тебе».

    Царские ворота открывают во время пения великой субботы, священник делает 3 поклона, плащаницу снимают и выносят на середину храма, где она расстилается на специальной гробнице. Процессия из священника, диакона, свещеносцев обходит престол по правой стороне, направляется к северной двери через Горнее место. Порядок шествия зависит от типа службы.

    Во время соборного служения под плащаницей идет настоятель, он в руках или над главой несет Евангелие. Диакон может нести Евангелие в левой руке в том случае, когда священник только один, в правой руке тогда он будет держать кадило. В том случае, когда диакона нет, Евангелие может нести кто-то из прихожан, но предварительно требуется завернуть Евангелие в ткань.

    После того, как выполнено каждение плащаницы, священник совершает целование. Точно такой же чин сегодня используется для греческих церквей, но вынос осуществляется, когда поются стихиры.

    Следующим выполняется малое повечерие, поется специальный канон о распятии, который был составлен еще в V веке Симеоном Логофетом. Далее после отпуста выполняется допуск прихожан к поклонению, целованию плащаницы, оставленной в центре храма в течение 3-х дней. Это напоминает верующим о том, что гроб Христа стоял 3 дня в гробнице.

    Католическая церковь

    Римский обряд
    Обряд Великой пятницы для католической церкви является единственным днем в году, во время которого не проводится Евхаристия. Но зато проводится Крестный ход, прихожане во главе со священником обходят все 14 стояний, которые находятся по периметру церкви. В вечернее время после трех часов проводится богослужение, которое посвящено Страстям Господним.

    В это время с алтаря снимаются покровы, убираются свечи, снимается крест. В отличие от других служб, не используется колокольный звон, музыка и другое сопровождение. Это делается в знак скорби.

    Страстное богослужение начинается с того, что диакон и священник подходят к алтарю. Они должны при этом облачиться в красные одеяния, перед алтарем опускаются на колени. Все присутствующие молятся, делается это в полной тишине, после чего провозглашается молитва Великой пятницы.

    Во время литургии соблюдается определенный порядок: первым зачитывается фрагмент Ис. 52:13-53, вторым Евр. 4:14-16, 5:7-9. Далее читаются Страсти Господни, фрагмент прощальной беседы Христа. Само чтение выполняется только священником либо им вместе с чтецами. В последнем случае выполняется чтение на разные голоса, речи Христа читает священник.

    Всеобщая молитва завершает литургию слова, на амвоне диакон произносит предначинание. Верующие некоторое время молятся в тишине, после преклоняют колени. Священник простирает руки, произносит каждую из 10-ти молитв:
    1. О Святой Церкви
    2. О Папе
    3. О всех чинах и ступенях верующих
    4. О катехуменах
    5. О единстве христиан
    6. О иудеях
    7. О тех, кто не верует в Христа
    8. О тех, кто не верует в Бога
    9. О правящих общественными делами
    10. О бедствующих

    Предначинание первго молитвенного воззвания: «Помолимся, возлюбленные братья и сестры, о святой Церкви Божией, чтобы Господь и Бог наш соблаговолил умирить, соединить и сохранить ее по всей земле, а мы жили спокойной и мирной жизнью, прославляя Бога, Отца Всемогущего».

    Первое молитвенное воззвание: «Всемогущий, вечный Боже, Ты явил всем народам славу Твою во Христе; храни дела милосердия Твоего, чтобы Церковь Твоя, распространенная по всей земле, сохраняла твердую веру в исповедании имени Твоего. Через Христа, Господа нашего, аминь».

    Между Евхаристической и литургией слова проводится особая служба – это Поклонение Кресту. Покрытый специальным покровом, крест выносится к алтарю, открывается он не сразу, а только при 3-оекратном возгласе священника и ответе собрания.

    Когда крест открывается полностью, священник и 2 служителя переносят его к пресвитерию, в руках у них свечи. К Кресту по очереди подходят священник, верные, духовенство, они его целуют. Хор в это время поет антифон и специальные песнопения, после окончания поклонения читается проповедь, посвященная поклонению Кресту.

    Антифон поклонения Кресту: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыка, и святое воскресение Твое поем и славим: Ибо Крестом пришла радость всему миру».

    Покров, Миссал, корпорал на алтарь возлагаются уже после того, как поклонение закончено. Это выполняется в полной тишине, приносимые дары сопровождаются министрантами со свечами, после этого выполняется причащение.

    Из главной дарохранительниц Дары переносятся в боковую часовню. Они будут находиться тут до Пасхи и проводимого в ее честь богослужения. Священник во время переноса в полном молчании на коленях выполняет каждение.

    Алтарь обнажается после того, как богослужение закончено. Все служители и священник удаляются в полном молчании.

    Служба в честь Страстей Господних с течением времени претерпела изменения. В XVIII веке и до проведения Реформы Второго Ватиканского собора, мирянам причащение не предлагалось. Во время службы духовенство облачалось не в красные, а в черные облачения. Кроме того, обязательной являлась Темная полунощница, однако сегодня она уже не является обязательной, она совершается в начале Страстной недели, обычно в среду либо в четверг.

    Строгий пост соблюдается в течение всей Великой пятницы, нарушать его нельзя.

    Амвросианский обряд
    Византийский и миланский обряды имели черты сходства, но только до реформ, проведенных Павлом VI. Во время утрени выполнялось чтение Евангелия от Иоанна, Марка, Луки. Первое оглашение проводилось на третьем часе, после диаконом проводилось чтение Евангелия от Матфея. До самой Пасхи в храме гасились все светильники, престол разоблачался.

    Далее наблюдаются расхождения, так как поклонение Кресту выполнялось подобно тому, как это делается для римского обряда, а вот изнесение Креста и пение совершалось, как в византийском обряде. Мессы не проводились, второе оглашение выполнялось вечером, использовалась паремия Дан. 9:1-24, 91-100, завершается чтением Мф. 27:57-66, торжественных молитв.

    Часы чтений заменили утреню после того, как были приняты реформы Павла VI. Вечерня была подвергнута сокращению, в нее теперь включены чтения оглашений, за исключением Даниила.

    Также отличием является и то, что в Милане не проводилась литургия, посвященная преждеосвящению Даров.

    Древневосточные церкви

    Армянский обряд
    Многие действия армянского обряда восходят к иерусалимским древним традициям. Например, это 3 богослужения, ночная служба, во время которой читаются псалмы с антифонами, Евангелие, молитва на коленях. Служба Распятия выполняется к середине дня, в ее состав входят 8 частей, для них применяются такие самостоятельные части, как паремия, чтения (евангельские, апостольские), исполняется гимн Нерсеса IV. Чин Погребения выполняется в вечернее время, он сохранил все признаки чтений Иерусалимской церкви.

    Западно-сирийский обряд

    Особенности богослужения, выполняемые по этому обряду, включают в себя особый чин Поклонения, паремии, чтения (апостольские, евангельские). После того, как закончены чтения, выполняется обряд поклонения, целования Креста, по храму совершается шествие с Крестом, его окропление особой горькой смесью. В состав ее входят уксус и горькие травы.

    В конце шествия Крест погребается под престолом, все верующие, присутствующие на службе, также вкушают эту горькую смесь. Такой обряд имеет глубокое символическое значение: такая смесь напоминает всем верующим о вкусе желчи, которую вкусил перед смертью Христос.

    Восточно-сирийский обряд
    Проведение богослужения по такому типу обряда начинается с всенощного бдения. Этот обряд является одним из немногих, которые используются сегодня для восточной Ассирийской церкви. Такое ночное бдение разделяется на 3 отдельных псалмических блока, ночной особой службы, 19-го раздела, утрени, крещального чина. Именно в эту ночь выполняется и крещение оглашенных, а вот литургия не проводится, вместо нее – вечерня.

    Во время вечерни соблюдается такой порядок:

  • паремии Ис. 52:13-53:12 (пророчество о страстях Христовых, см. Царские часы) и Дан. 9:20-27 (семьдесят седьмин пророка Даниила),
  • Апостол (Гал. 2:17-3:14 – Апостол Павел говорит об оправдании не делами закона, но верою в распятого и воскресшего Христа)),
  • составное Евангелие (Лк. 22:63–23:12, Мф. 27:19, Лк. 23:13-23, Мф. 27:24-25, Лк. 23:24-25, Мф. 27:51-54, Ин. 19:23-42).
  • Проводится чтение составного Евангелия, рассказывающего о событиях дня.

    После того, как чтения завершены, в алтарь из вимы проходит процессия,символизирующая смерть, последующее погребение Христа. Последним идет чин Погребения.

    Протестантская церковь

    Лютеранство имеет собственное течение богослужения, священник облачается не в красные, а в черные одежды и мантию. В этот день, как и католицизме, не выполняется Евхаристия, музыка не играет, исповедь и проповеди не проводятся. На алтаре также не зажигаются свечи. Все это символизирует скорбь, траур. Литургическим цветом дня является черный.

    Богослужения этого включают в себя только духовные песни и евангельские фрагменты, которые вставляются между песнями. Все они посвящены казни Христа, отдельно произносится коллекта, «Отче Наш». Завершение богослужения – аароновое благословление.

    Славянские традиции

    Славянские традиции включают в себя обряды, которые по большей части связаны с бичеванием, распятием, смертью Христа. Пост в этот день очень строгий, часто это полное «непитие» и «неядение», такие строгие условия диктуются церковным уставом, в редких случаях есть смягчение строжайшего поста, но не всегда.

    У поляков есть поверье, что если начать строжайший пост в день Страстного четверга и до субботы в течение 3-х лет, то такой праведник будет о своей смерти знать за 3 дня. Вологодские поверья говорят о том, что в полный пост ничего нельзя есть, это позволит Богу простить верующему все грехи, которые были совершены с момента последней исповеди.

    Есть поверья, которые связаны с защитой. Например, на Харьковщине верят, что если в пятницу и субботу страстной недели соблюдать строгий пост, то Бог защитит верующего от огня.

    Таких традиций и запретов очень много, определить, что именно стало основанием для их появления, сегодня довольно трудно. Ясно одно: именно скорбный характер этих дней породил их.

    Это может быть вам интересно
    Подписаться
    Уведомление о
    guest

    0 комментариев
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии