fbpx

Синдром дефицита общения с природой: как защитить детей и воспитать будущих защитников природы

Почему разговоры о глобальных катастрофах нас не трогают | Почему детям важно выходить на природу | Как усилить связь детей с природой | Вопросы/Ответы

Сегодняшние дети проводят все меньше и меньше времени на открытом воздухе, и это сказывается на их здоровье и благополучии. Исследования показали, что дети чувствуют себя лучше физически и эмоционально на природе, получая пользу от положительных эмоций, снижения стресса и восстановления внимания.

Мы каждый день слышим о необходимости охранять и беречь природу: от изменения климата до чрезмерного вылова рыбы и вырубки лесов – кажется, что мы находимся на грани стихийного бедствия грандиозного масштаба. Если мы сейчас ничего не предпримем, чтобы обратить эти тенденции вспять, то, глобальной катастрофы не миновать. Но как побудить людей, особенно детей, больше заботиться о природе и начать действовать?

Социологи давно начали искать ответы на эти вопросы и уже имеют некоторые многообещающие результаты. Исследования показывают, что для того чтобы мотивировать людей проявлять заботу об окружающей среде недостаточно просто перечислять факты о вреде окружающей среде и пугать «судным днем». Ученые начинают понимать, как важно поощрять у детей сострадательную заботу к природе, чтобы в будущем это перешло в проэкологическое поведение.

Почему разговоры о глобальных катастрофах нас не трогают

К сожалению, рисование катастрофического портрета будущего Земли часто не побуждает нас действовать. Отчасти идея разрушения может быть либо слишком сложной для понимания, либо казаться слишком неуправляемой, чтобы мы могли мотивировать себя на действия – например, приносить свои экосумки для покупок.

Психологические предубеждения также играют роль 1ResearchGate. The Tragedy of Cognition: Psychological Biases and Environmental Inaction – Опубликовано: декабрь 2009. Когда проблема кажется далекой или абстрактной, ее можно легко отодвинуть более насущными, сиюминутными проблемами, такими как учеба или беспокойство в отношениях.

Но ученые узнали, что есть способ преодолеть эти сдерживающие факторы – например, развивать сострадательные отношения с миром природы. Исследования показывают, что стремление к сохранению окружающей среды неразрывно связано с нашей связью с природой – или с тем, насколько нам нравится проводить время на природе, сопереживать другим существам и ощущать единение с природой 2Wiley. New Environmental Theories: Empathizing With Nature: The Effects ofPerspective Taking on Concern for Environmental Issues – Опубликовано: 17.12.2002 3ScienceDirect. The connectedness to nature scale: A measure of individuals’ feeling in community with nature – Опубликовано: 12.02.2005. Эта эмоциональная связь усиливает наше чувство личной ответственности перед природой и побуждает нас делать больше для ее сохранения.

В исследований 2013 года ученые Синтия Франц (Cynthia Frantz) и Ф. Стефан Майер (F. Stephan Mayer) изучили связь между потреблением электричества и эмоциональной связью с природой у жителей общежитий Оберлинского колледжа (Oberlin College) 4ScienceDirect. The importance of connection to nature in assessing environmental education programs – Опубликовано: 29.10.2013. Студенты заполнили шкалу Connectedness to Nature Scale (CNS) и прошли некоторые тесты, а результаты суммировались и были сопоставлены с данными об использовании электричества в общежитии. Результаты показали, что общежития с более высокими средними показателями связи с природой потребляли меньше электроэнергии, чем общежития с более низкими показателями, и эта разница была еще более заметной, когда студентам давали прямую обратную связь об их использовании электроэнергии.

В исследовании 2015 года наибольшее значение имели неявные показатели отношения к природе 5PLOS One. Connections with Nature and Environmental Behaviors – Опубликовано: 18.05.2015. Студенты Нанкинского университета (Nanjing University) в Китае прошли тест на неявные ассоциации (IAT), в ходе которого измерялись их неосознанные чувства по отношению к вещам, связанным с антропогенной средой (автомобили, улицы, здания), по сравнению с естественной средой (животные, птицы, деревья). Они также заполнили CNS и их спросили об их сознательном поведении в окружающей среде, например, сколько воды они используют при стирке, или как часто они ездят на велосипеде или ходят ли в школу пешком вместо транспорта. После этого студентам были предложены вкусные вафли в подарок, а затем их спросили, не хотят ли они взять полиэтиленовый пакет, что являлось косвенным показателем спонтанного поведения в окружающей среде.

Результаты эксперимента показали, что оценка CNS не позволяет предсказать результаты IAT, предполагая, что наши сознательные чувства к природе могут отличаться от наших менее сознательных чувств. Баллы по IAT были связаны с тем, брали ли студенты пакет (спонтанное про-экологическое действие), в то время как баллы CNS больше всего способствовали явному про-экологическому поведению. Исследователи пришли к выводу:

«В долгосрочной перспективе было бы разумно развивать связь людей с природой, способствовать эмоциональной и когнитивной связи между людьми и природным миром и усиливать чувство ощущение единения с природой».

Эти и другие исследования показывают, что забота о природе может быть важным показателем того, насколько мы готовы участвовать в деятельности по защите окружающей среды 6ScienceDirect. Connectedness to nature, place attachment and conservation behaviour: Testing connectedness theory among farmers – Опубликовано: 25.01.2010.

Почему детям важно выходить на природу

Многие дети сегодня страдают от того, что Ричард Лоув (Richard Louv) называет «синдромом дефицита общения с природой», потому что они проводят слишком мало времени на природе – особенно в городах, где зеленых насаждений может быть мало. Помимо влияния на здоровье и благополучие детей, отсутствие контакта с природой может повлиять на их сострадательную заботу об окружающей среде.

Ученые из Корнельского университета (Cornell University) в 2006 году обнаружили, что, когда дети до 11 лет проводят время на природе, например, в походах, то с возрастом больше заботятся об окружающей среде, чем те, у кого такого взаимодействия нет 7JSTOR. Nature and the Life Course: Pathways from Childhood Nature Experiences to Adult Environmentalism – Опубликовано: 2006. Эта забота также приводит к более проэкологическому поведению во взрослой жизни – это означает, что выводить детей на природу очень важно, если мы хотим, чтобы они стали нашими будущими защитниками окружающей среды.

Экологические программы в школах – один из способов сделать это. В исследовании 2011 года ученые оценивали 9-10-летних и 11-13-летних детей на их связь с природой (с использованием INS), а затем сопровождали их по 4-дневной программе экологического образования, посвященной вопросам окружающей среды 8Taylor & Francis Online. Promoting connectedness with nature through environmental education – Опубликовано: 19.07.2012.

Программа включала уроки о воде и погружение в воду с сенсорным восприятием, например, прогулки босиком по воде, а также отлов и освобождение диких животных в ручье. После завершения программы ученые оценили связь этих детей с природой и сравнили с группой детей того же возраста, которые не прошли программу. Результаты показали, что у детей младшего возраста изначально были более высокие показатели INS, чем у детей старшего возраста. Как оказалось, только у младших школьников через 4 недели наблюдалось повышение INS, что позволяет предположить, что такого рода программы, возможно, должны быть нацелены на младших школьников.

Например, исследование 2012 года, в котором участвовали 14-19-летние подростки, показало, что участие в однодневной программе экологического образования по вопросам глобального изменения климата, которая не включала в себя погружение в природу, оказало очень незначительное влияние на связь с баллами 9SpringerLink. Effects of a 1-day environmental education intervention on environmental attitudes and connectedness with nature – Опубликовано: 5.09.2012.

Одна из возможных причин того, что время, проведенное на природе, усиливает связь детей с природой, заключается в удовольствии. Исследование 2004 года на взрослых показало, что времяпрепровождение на природе способствует так называемому восстановлению внимания – помогает мозгу оправиться от сенсорной и когнитивной перегрузки, снижая стресс и улучшая выполнение когнитивных задач 10ScienceDirect. The restorative benefits of nature: Toward an integrative framework – Опубликовано: 20.05.2004.

По крайней мере, исследование 2013 года с участием детей показало, что восстановление внимания также играет роль в получении удовольствия от природы и ведет к большей заботе о ней 11SAGE. Children’s Restorative Experiences and Self-Reported Environmental Behaviors – Опубликовано: 12.06.2013. Ученые обнаружили, что дети в школах, в которых есть дворы с зелеными насаждениями, имеют более высокий уровень восстановления сил, что приводит к более позитивному отношению к окружающей среде и к формированию более проэкологического поведения.

Как усилить связь детей с природой

Тем не менее, ученые не знают, что именно в природе влияет на заботу людей об окружающей среде, хотя многие согласны с тем, что эмоциональная вовлеченность имеет решающее значение. Итак, как мы можем усилить эту вовлеченность в наших детях?

Осознанность может быть одним из возможных путей. По крайней мере, исследование 2010 года со взрослыми обнаружило связь между осознанностью, природой и благополучием, в то время как другое исследование 2009 года обнаружило, что осознанность ассоциируется с «зеленым поведением» 12ScienceDirect. Nature connectedness: Associations with well-being and mindfulness – Опубликовано: 21.04.2011 13Mary Ann Liebert. Mindfulness and Sustainable Behavior: Pondering Attention and Awareness as Means for Increasing Green Behavior – Опубликовано: 14.05.2009. Возможно, осознанность позволяет людям – и позволила бы детям – уделять больше внимания природе и ценить ее более полно.

Ученые в 2016 году случайным образом разделили студентов бакалавриата на 2 группы, участвовавших в 3-дневной поездке на природу: одна группа выполняла медитацию (формальная практика по утрам), а другая нет (контрольная группа) 14SpringerLink. The Impact of Mindful Meditation in Nature on Self-Nature Interconnectedness – Опубликовано: 4.05.2016. До и после поездки исследователи оценивали их связь с природой: по сравнению с контрольной группой, у тех, кто выполнял медитацию, отмечалось увеличение связи между собой и природой, а также они чаще спонтанно вспоминали события путешествия с акцентом на природу.

Это означает, что медитация действительно может помочь увеличить эмоциональную связь с природой, возможно, побуждая людей выходить на открытый воздух и уменьшая чувство разделенности от природы. Исследование 2005 года показало, что программа для детей средней школы, сочетающая медитацию и Тайцзицюань, похоже, усилила их связь с природой 15ScienceDirect. Tai Chi and mindfulness-based stress reduction in a Boston Public Middle School – Опубликовано: 9.07.2005.

Еще одна потенциальная стратегия, помогающая детям больше заботиться о природе, может заключаться в развитии у них эмпатии к животным. По крайней мере, в исследовании 2002 года было показано, что участники, которым было дано указание взглянуть на животное, пострадавшее от загрязнения, получили значительно более высокие оценки с точки зрения биосферных экологических проблем, чем участники, получившие указание оставаться просто объективными 16Wiley. New Environmental Theories: Empathizing With Nature: The Effects ofPerspective Taking on Concern for Environmental Issues – Опубликовано: 17.12.2002.

Исследование 2012 года показало, что антропоморфизация природы – приписывание человеческих качеств объектам в природе – усилила связь студентов колледжей с природой, что, в свою очередь, повлияло на их готовность участвовать в природоохранных действиях и продвигать их среди других 17ScienceDirect. Saving Mr. Nature: Anthropomorphism enhances connectedness to and protectiveness toward nature – Опубликовано: 9.02.2013.

К счастью, дети естественным образом отождествляют себя с животными и природой с раннего возраста. Но родители могут еще больше поощрять их любовь к животным, знакомя их с дикой природой в своем регионе, принося в дом питомца или читая им рассказы, в которых животные или природные объекты представлены как интересные персонажи.

Хотя приобщение детей к природе в социальном и эмоциональном плане может быть полезным, нам, несомненно, еще многое предстоит узнать о том, что заставляет детей хотеть защитить окружающую среду. Большая часть исследований в этой области носит предварительный характер, и мы только начинаем понимать, как подтолкнуть наших детей в этом направлении 18ScienceDirect. A literature review of connectedness to nature and its potential for environmental management – Опубликовано: 15.06.2015.

Кроме того, нам, возможно, придется более тщательно учитывать культурные различия. По крайней мере, исследование 2016 года показало, что люди из менее индивидуалистических и более коллективистских культур с большей вероятностью подвержены влиянию социальных норм и не будут сильно проявлять заботу об экологии 19SAGE. Cultural Variability in the Link Between Environmental Concern and Support for Environmental Action – Опубликовано: 26.08.2016. Это говорит о том, что, помимо укрепления связи наших детей с природой, нам, возможно, придется уделять особое внимание роли общества в оказании влияния на поведение, сосредоточив внимание на общих ценностях и усилиях сообщества по защите окружающей среды, особенно для детей из более коллективистских культур.

Тем не менее, взрослым необходимо позаботиться о том, чтобы дети выходили на улицу. Многие исследования показали, что дети, как и взрослые, получают психологическую и физическую пользу от контакта с природой, среди которых улучшенное внимание, самодисциплина и когнитивное развитие, а также снижение уровня стресса 20SAGE. At Home with Nature: Effects of “Greenness” on Children’s Cognitive Functioning – Опубликовано: 1.11.2000 21SAGE. Nearby Nature: A Buffer of Life Stress among Rural Children – Опубликовано: 1.05.2003. И помощь детям в развитии навыков внимательности или сочувствия к природе также не повредит, учитывая исследования, показывающие их положительное влияние на детей.

Вопросы/Ответы

Вопрос: Что такое синдром дефицита общения с природой и почему это важно?
Ответ: «Синдром дефицита общения с природой» – это не медицинский термин, а больше метафора – для более точного описания того, что многие из нас считают человеческими издержками отчуждения от природы: ограниченное использование чувств, проблемы с вниманием, более высокие показатели физических и эмоциональных заболеваний, роста миопии, ожирения у детей и взрослых, дефицита витамина D и других болезней.

Поскольку ученые обратились к этой теме относительно недавно, большинство доказательств коррелятивны, а не причинны. Но это имеет однонаправленную тенденцию: опыт, накопленный в мире природы, определенно приносит большую психологическую и физическую пользу как детям, так и взрослым. Это наводит на мысль, что время, проведенное на природе, может помочь многим детям повысить уверенность в себе, успокоиться и научиться концентрироваться.

Исследование 2011 года показало, что прямое воздействие природы может облегчить симптомы синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) 22AJPH. A Potential Natural Treatment for Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder: Evidence From a National Study – Опубликовано: 10.10.2011. Для сравнения, занятия в помещении и на открытом воздухе в асфальтированных незеленых зонах ухудшали состояние детей.

Сегодня дети и взрослые, которые работают и учатся в преимущественно цифровой среде, растрачивают огромную энергию, блокируя многие чувства, чтобы сфокусироваться на экранах компьютеров и телефонов, делая человека менее живым. Какой родитель хочет, чтобы его ребенок был менее живым?

Вопрос: Как эта тенденция повлияет на проэкологическое отношение и поведение детей?
Ответ: Если «природный» опыт будет продолжать исчезать у нынешнего поколения молодых людей, а также у последующих поколений, то откуда будет взяться хранителям земли? Исследование 2016 года показало, что взрослые, считающие себя защитниками природы, почти всегда имели необычный опыт в мире природы в детстве 23Taylor & Francis Online. Connection with nature is an oxymoron: A political ecology of “nature-deficit disorder” – Опубликовано: 13.04.2016. Что произойдет, если этот личный опыт исчезнет? Если мы не повернем эту тенденцию вспять, защитники окружающей среды все чаще будут носить природу в своих портфелях, а не в своих сердцах. И это совсем другие отношения.

Вопрос: Существуют ли конкретные виды опыта, связанные с природой, которые оказывают наибольшее влияние на детей?
Ответ: Качество «природного» опыта зависит от того, насколько непосредственным является общение с природой. Например, у детей мокрые руки и грязные ноги – эти виды деятельности могут помочь детям научиться верить в себя и принимать самостоятельные решения.

Игры на свежем воздухе играют важную роль в развитии ребенка. Без таких игр критический когнитивный навык, называемый исполнительными функциями, находится под угрозой. Исполнительные функции – сложный процесс, но в его основе лежит способность проявлять самоконтроль, контролировать и направлять эмоции и поведение. Исполнительные функции у детей развиваются в значительной степени за счет воображаемых игр, то есть когда вы создаете свой собственный мир, вы – руководитель. Как выясняется, исполнительные функции ребенка являются лучшим показателем успешности в школе, чем, например, коэффициент IQ.

Вопрос: Что могут сделать родители, чтобы помочь своим детям больше заботиться о природе?
Ответ: Если детям дается возможность познать природу, даже простыми способами, то взаимодействие и вовлеченность происходят вполне естественно. Но иногда родители могут надавить слишком сильно. Дети никогда не должны рассматривать время, проведенное на природе, как наказание, скажем, за то, что они проводят слишком много времени в электронном мире.

Возможно, лучший способ сделать это – показать пример. Когда родители заново открывают для себя чувство восторга от созерцания природы, то же самое происходит и с большинством детей. Очень часто дети, которые часто жалуются в походе, повзрослев, вспоминают этот поход как одно из самых увлекательных путешествий.

  • Помните

Люди редко оглядываются на свое детство и вспоминают лучший день, который они когда-либо провели перед телевизором.

Вопрос: Как родители могут помочь детям заботиться о природе, когда они живут в городских условиях, не имея свободного доступа к диким местам?
Ответ: Любые зеленые насаждения приносят пользу для психологического и физического благополучия. В городских районах более естественные ландшафты можно найти в парках, возле большого дерева, нескольких горшках с овощами, растущими на улице, или даже в тихом месте с видом на небо.

Связь с природой – это повседневное явление и было бы здорово спроектировать наши города – включая дома, квартиры, рабочие места и школы – так, чтобы они работали в гармонии с природой и биоразнообразием. В индивидуальном порядке мы можем помочь восстановить пищевую цепочку и улучшить биоразнообразие, переведя наши дворы или другие объекты собственности на выращивании и размножении местных сортов и форм плодовых и овощных культур.

Школы, рабочие места и городские политики могут делать то же самое. Мы действительно знаем, что чем больше биоразнообразие в городском парке, тем больше психологическая польза для людей. Почему бы не думать о городах как о инкубаторах биоразнообразия и двигателях здоровья человека?

Вопрос: Что могут сделать родители, если их дети боятся природы или они сами оторваны от природы?
Ответы: Многие дети и молодые люди просто не знают, чего им не хватает. Никогда не рано и не поздно научить детей или взрослых ценить природу и общаться с ней. Рэйчел Карсон (Rachel Carson) часто говорила, что положительная связь ребенка с природой зависит от 2-х вещей: особых мест и особых людей. Родители и педагоги могут проводить больше времени с детьми на природе. Конечно, выделить на это время может быть непросто. Это осознанное действие и важно планировать время на природе. В любом случае, это проактивный подход – просто часть сегодняшней реальности, это способствует улучшению здоровья и счастья семей и сообществ – и помогает создать будущее, в которое мы все будем стремиться.

Вопрос: Что школы могут сделать, чтобы помочь детям развить любовь к природе?
Ответ: В то время как многие школьные программы движутся в противоположном направлении – к меньшему количеству физических движений и большему количеству тестов, большему количеству часов за партами или в классе – растет обратная тенденция – к естественным игровым площадкам и выводам детей на природу. Мы начинаем осознавать истинное «озеленение» образования.

В сфере образования нам необходимо осуществить глубокие культурные изменения. Важно включить экологическое образование и знания о его положительных преимуществах в подготовку каждого преподавателя. Мы должны отдать должное многим учителям, которые настаивали на прямом контакте своих учеников с природой, несмотря на тенденции в противоположном направлении.

Учителя и школы не могут справиться с этим в одиночку – родители, политики и целые сообщества должны вмешаться. Уже есть такие школы на природе и они показывают большую успеваемость, чем любая другая обычная школа. Мы нуждаемся в культурном движении, которое выходит за рамки традиционного экологического подхода и напрямую связывает детей с природой, движение, которое может затронуть каждую часть общества. Цель состоит в том, чтобы обеспечить детям дарами природы, которых они заслуживают, и чтобы все мы нашли родство с жизнью вокруг нас и целостность жизни.

Вопрос: Какие виды программ экологического образования имеют наибольшее значение для укрепления связи ребенка с природой и его готовности охранять ее?
Ответ: Программы, в которых образование связано с непосредственным опытом на природе, имеют наибольшее влияние. Для многих природная среда была интеллектуально вытолкнута или вовсе удалена. Молодые люди, безусловно, должны знать об угрозах для окружающей среды, но они также должны ощущать радость от пребывания на природе. Если мы не достигнем этого равновесия, многие дети всю оставшуюся жизнь будут ассоциировать природу со страхом и разрушением.

Слишком много учеников узнают об изменении климата в школах без возможности взаимодействовать с естественной средой. Включив экологическое просвещение в учебную программу, многие школы убрали животных из классных комнат, отказались от игр на свежем воздухе и экскурсий и сделали ставку на компьютеры.

Связать детей напрямую с природой – это способ как справиться с последствиями утраты биологического разнообразия и загрязнения, так и посеять семена, иногда буквально, богатого природой будущего.

Вопрос: Есть ли положительные тенденции?
Ответ: Сегодня мы можем видеть новое понимание этих проблем среди родителей, педагогов, педиатров, чиновников и других. Создаются программы, целью которых является изучение, как органы местного самоуправления могут связать людей с миром природы, в котором они живут, работать, учиться и играть.

Мы можем видеть, как повсеместно используется биофильный дизайн, развивается экопсихология и экология согласования как способ поощрения биоразнообразия в экосистемах и увеличивается уровень социального капитала в странах. Мы видим все больше натуралистов и школ природы, распространение движения «Слоуфуд» и вегетарианства, развитие органического садоводства и городского сельского хозяйства. Когда эти потоки соединятся, они приведут нас к другому взгляду на будущее – к богатому природой будущему.


Барьеры все еще существуют, но мы верим, что ветер перемен навевает большие надежды. Если наши дети в конечном итоге вырастут защитниками окружающей среды, тем лучше – для нашей планеты и всех, кто на ней живет.

Это может быть вам интересно
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии