Одна дзэнская притча: Тоннель

Одна дзэнская притча: Тоннель

Дзэнкай, сын самурая, отправился в Эдо и здесь стал приближенным высокопоставленного чиновника. Он влюбился в жену чиновника и был раскрыт. Защищаясь, он убил чиновника, и после этого сбежал с его женой. Позже они оба стали воришками. Но женщина оказалась такой жадной, что Дзэнкай проникся омерзением к ней. Наконец, оставив ее, он отправился далеко, в провинцию Будзэн, где стал бродягой-нищим.

Чтобы искупить вину за свое прошлое, Дзэнкай решил совершить в жизни какое-нибудь доброе дело. Он узнал, что существует опасная дорога через пропасть, грозящая смертью или увечьем многим людям, и решил прорыть через горы тоннель.

Выпрашивая днем пищу, Дзэнкай по ночам рыл тоннель. Когда прошло 30 лет, тоннель был длиной 280 футов, 20 футов высотой и 30 футов шириной.

[…]

Одна дзэнская притча: Три удара палкой

Одна дзэнская притча: Три удара палкой

Тодзан пришел к учителю Уммону. Уммон спросил его:
- Откуда ты пришел?
- Из деревни,- ответил Тодзан.
- А в каком монастыре ты был летом?- спросил Уммон.
- В монастыре Ходзи, что на южном берегу озера,- ответил Тодзан.
- Когда же ты его покинул?- спросил Уммон, удивляясь про себя, сколько же еще Тодзан сможет так отвечать на вопросы.
- Двадцать пятого августа,- ответил Тодзан.
- Мне следовало бы отвесить тебе три удара палкой за такие ответы, но я тебя прощаю,- сказал Уммон.

[…]

Одна дзэнская притча: Три вида учеников

Одна дзэнская притча: Три вида учеников

Дзэнский мастер по имени Геттан жил в последней части эры Токугава. Геттан говорил: «Существует три вида учеников: те, кто передают Дзэн другим; те, кто поддерживают храмы и святыни; а также существуют сумки для риса и вешалки для одежды».

Гадзан высказывал ту же мысль.

[…]

Одна дзэнская притча: Точность

Одна дзэнская притча: Точность

Сен-Но Рикун, чайный мастер, захотел повесить на столб корзину с цветами. Он попросил плотника помочь ему, указывая снизу, куда поместить корзину: немного повыше или пониже, немного вправо или влево, до тех пор, пока не нашел, что она точно на месте. Наконец Сен-Но Рикун сказал:
- Вот теперь она точно на месте.

Плотник, чтобы испытать своего хозяина, отметил место, а затем притворился, что забыл, куда нужно поместить корзину.
- Сюда, а может, сюда? - спрашивал плотник, указывая различные места.

[…]

Одна дзэнская притча: Свет Истины

Одна дзэнская притча: Свет Истины

Студент, изучающий Тендай, философскую школу Буддизма, пришел к дзэнскому учителю Гадзану, чтобы стать его учеником. Когда через несколько лет он собрался уходить, Гадзан предостерег его: «Умозрительное изучение Истины полезно лишь как путь собирания материала для проповеди. Но помни, твой свет Истины может померкнуть».

[…]

Одна дзэнская притча: Счастливый Китаец о Дзэн

Одна дзэнская притча: Счастливый Китаец о Дзэн

Все, кто бывал в китайских кварталах Америки, видели там статуи бравого молодца с мешком на спине. Китайские торговцы зовут его Счастливым Китайцем или Смеющимся Буддой.

Этот человек по имени Хотэй жил во времена династии Тан. Он не желал называться мастером Дзэн, не желал собирать вокруг себя учеников. Вместо этого он с большим мешком бродил по улицам. В мешке были фрукты, орехи, сладости, которые он раздавал детям, собиравшимся возле него. Он устраивал на улицах детские сады.

Встречая почитателя Дзэн, он обязательно протягивал руку и говорил: «Дай монетку». Когда кто-нибудь просил его вернуться в монастырь и учить других, он снова говорил: «Дай монетку».

[…]

Скромная красота надзуны превышает всякую человеческую искусственность

Скромная красота надзуны превышает всякую человеческую искусственность

Как бы трудно ни было смотреть на мир, самое странное или, скорее, самое удивительное, это то, что мы иногда переступаем пределы преходящего и относительного в нашем сознании. И тогда мы осознаем, что жизнь - ценная вещь, и что смерть не есть конец всех наших стремлений, и, более того, что то, что буддисты называют жаждой (тришна), укоренилось гораздо глубже, чем мы подозревали, так как оно вырастает непосредственно из корня «каруны» (сострадания; можно сказать, что в Буддизме оно эквивалентно любви). Позвольте мне процитировать Басе, японского поэта XVIII столетия, писавшего в форме хайку:

Еку мирэба
Надзуна хана саку
Хакинэ ката.

(Когда) смотришь со вниманием,
Надзуна в цвету
(Под) живой изгородью.

Надзуна - это небольшое цветущее дикое растение. Даже тогда, когда она цветет, она почти незаметна, так как не обладает особой красотой. Тем не менее во время цветения она выполняет все, что требуется от живого существа, как было приказано в начале Творения. Она непосредственно связана с Богом, как и всякая другая форма бытия. В ней нет ничего дурного. Ее скромная красота превышает всякую человеческую искусственность. Но, как правило, мы проходим мимо и не обращаем на нее ни малейшего внимания. Басе был, вероятно, странно удивлен, когда увидел ее цветки под густой живой изгородью, скромно поднимающие свои головки и едва заметные на фоне всего остального.

[…]

Одна дзэнская притча: Сухие листья

Одна дзэнская притча: Сухие листья

Новый императорский сад готовили к открытию три года. Наконец, все работы были завершены, и император пригласил всю знать полюбоваться красотой сада.

Все были в восторге и рассыпались в комплиментах. Но императора интересовало мнение Мастера Лин-чи, который считался непревзойденным знатоком этого вида искусства. Когда император обратился к Лин-чи, все присутствующие обернулись, и воцарилась тишина. Лин-чи ответил:
- Странно, но я не вижу ни одного сухого листа. Как жизнь может существовать без смерти? Из-за того, что здесь нет сухих листьев, сад мертв. Я думаю, что сегодня утром его очень тщательно подметали. Прикажите принести немного сухих листьев.

[…]

Одна дзэнская притча: Вопрос или поиск?

Одна дзэнская притча: Вопрос или поиск?

Дзэн - это творческое состояние, возникающее, когда «жаждущий припадает к источнику Бытия». Словами это невозможно передать, но мастера стремятся выразить это примером своей жизни, как бы говоря: «К чему слова? Делай, как я!»

Ум - это постоянные вопросы и ответы. У пытливого человека должны быть вопросы, но если он примет ответ - вопрос умрет. Вопросы должны оставаться. Один вечный вопрос к Бытию и один вечный, непрерывный ответ Бытия.

[…]

Одна дзэнская притча: Бокудзю сочувствует

Одна дзэнская притча: Бокудзю сочувствует

Бокудзю шел с учеником в храм после утренней прогулки. Сзади подошел какой-то человек, сильно ударил его палкой по спине и убежал. Бокудзю даже не обернулся; он продолжал свою прогулку. Ученик был потрясен. Он сказал:
- Почему вы не реагируете? Что с вами? Этот человек ударил вас так сильно, а вы даже не оглянулись!

[…]

О проекте

Самтулана - помощь в достижении долголетия, омоложения и самоосознания.

Нам не интересно, что именно вы считаете важным в своей жизни и не собираемся менять ваши убеждения посредством какой либо проповеди или догм. Мы лишь заинтересованы в том, чтобы помочь вам достичь максимума счастья и полноты жизни. Для этого есть много разных путей и только вам выбирать по какому из них идти - лишь бы вы шли по нему как можно более эффективно!

Подписка