fbpx

Что такое Дзэн: религия, философия или практика

[Дзэн] Что такое Дзэн: религия, философия или практика

В Дзэне мы находим всю философию Востока в кристаллизованном виде, но из этого не следует, однако, что Дзэн является философской системой в обычном смысле слова. Дзэн решительно не является системой, основанной на логическом анализе.

Читать далее

Почему Дзэн – основа восточной культуры?

В процессе своего развития Буддизм вылился в форму, которая так сильно отличается от первоначальной, или «примитивной», что мы имеем право подчеркнуть его историческое разделение на 2 школы: хинаяна («малый путь спасения») и махаяна («великий путь спасения»). Фактически махаяна во всем своем разнообразии форм представляет собою не что иное, как видоизмененную форму Буддизма и восходит в оригинале к своему индийскому основателю, великому Будде Шакьямуни. Когда эта видоизмененная форма Буддизма появилась в Китае, а затем в Японии, то она получила в этих странах свое дальнейшее развитие. Этим успехом она; несомненно, обязана китайским и японским жрецам, которые знали, как применить принципы своей веры к вечно изменяющимся условиям жизни и религиозным потребностям народа. Такое усовершенствование и приспособление еще больше углубили существующую пропасть между махаяной и хинаяной. Точнее следует сказать, что основные идеи махаяны изложены в буддийской литературе класса «Праджняпарамита». Самая ранняя литература этого класса появилась, вероятно, не позднее, чем через 300 лет после смерти Будды. Зародыши этих идей, несомненно, обнаруживаются и в литературе так называемого «примитивного» Буддизма, однако их развитие, то есть сознательное постижение наиболее существенного в учении Будды, не могло бы быть успешным, если бы его последователи не воплотили этого учения в жизнь и не сообразовали бы его с ее изменяющимися условиями. Таким образом, индийские буддисты, обогащенные опытом и достигшие зрелости в размышлении, создали махаяну, в отличие от примитивной, или первоначальной, формы Буддизма. В Индии известны 2 школы махаяны: мадхьямика Нагарджуны и виджняптиматра, или йогачара, Асанги и Васубандху. В Китае возникло больше направлений: тэндай (тянь-тай), кэгон (хун-ян), дзодо (цзин-ту), дзэн (чань) и т.д. В Японии, кроме этого, у нас есть: хоккэ, сингон, син, дзи и т.д. Все эти школы или секты принадлежат к ветви Буддизма, называемой «махаяна», и являются более примитивной формой Буддизма. Можно сказать, что в настоящее время махаяна уже не обнаруживает (с первого взгляда, по крайней мере) черт, наиболее характерных для раннего Буддизма.

(далее…)

Это может быть вам интересно

Четвертая сутра из Вигьяна-бхайрава-тантры: «Осознай момент остановки дыхания»

[Вигьяна-бхайрава-тантра] Четвертая сутра: «Осознай момент остановки дыхания»

Четвертая техника из ста двенадцати методов Вигьяна-бхайрава-тантры: «Или, когда дыхание на выдохе полностью закончилось и приостановилось или когда на вдохе оно полностью закончилось и остановилось – в такие универсальные паузы малое “я” человека исчезает. Это трудно только для нечистых».

Но тогда это трудно для всех, потому что он сказал: «Это трудно только для нечистых».

Кто сейчас является чистым?

Эта техника трудна для вас; вы не сможете практиковать ее. Но иногда внезапно вы сможете ощутить ее. Вы ведете автомобиль и вдруг вы чувствуете, что попали в аварийную ситуацию. Дыхание остановится. Если вы выдохнули, вы остановитесь на выдохе. Если вы вдохнули, вы остановитесь на вдохе. Вы не можете дышать в аварийной ситуации; вы не сможете преодолеть ее. Все останавливается, умирает.

(далее…)

Это может быть вам интересно

Что общего между мытьем чашки и пробуждением Дзэн?

Что общего между мытьем чашки и пробуждением Дзэн?

Странные истории, которые дадут представление о некоторых любопытных сторонах Дзэн (кит. чань):

Как-то раз Линьцзи, который в дальнейшем основал толк (школу) Линьцзи (яп. Риндзай) в чань-буддизме, спал на скамье в монастырской обители. Его учитель Хуанбо, чтобы разбудить Линьцзи, постучал по лавке. Открыв глаза, ученик лишь взглянул на учителя и снова уснул. Хуанбо решил разыскать старшего монаха и нашел его созерцающим в предназначенном для этой цели зале. Учитель приблизился к монаху и сказал: «Тот парень на скамье действительно практикует чань; а вот о каких пустяках размышляешь ты?»

Некий монах обратился к Чжаочжоу с такими словами:
– Я только что пришел в эту обитель. Дайте мне наставление.
– Ты уже ел сегодня похлебку? – спросил Чжаочжоу.
– Да, ел, – ответил монах.
– Тогда пойди и вымой свою чашку.

В этот момент монах прозрел.

(далее…)

Это может быть вам интересно