Сорок первая сутра из Вигьяна Бхайрава Тантры: «Вслушивайся в звук струнного инструмента»

Сорок первая сутра из Вигьяна Бхайрава Тантры: «Вслушивайся в звук струнного инструмента»

Сорок первая техника из ста двенадцати методов Вигьяна Бхайрава Тантры, опирающаяся на звук: «Слушая звучание струнных инструментов, услышь их составной центральный звук; таким образом, вездесущность».

Вы слушаете музыкальный инструмент – ситару или что-либо подобное. В ее звучании много тонов. Будьте бдительными и вслушивайтесь в центральное ядро, в спинной хребет, вокруг которого группируются все тона, в самое глубокое течение, которое держит вместе все тона – в то, что является центральным, как ваш позвоночник. Позвоночник держит все тело. Вслушивайтесь в музыку, будьте бдительными, проникайте в музыку, найдите основу ее – центральную ось ее, текущую вместе с музыкой, собирающую все тона вместе. Тона приходят, уходят и исчезают, а центральная часть продолжает течь. Осознайте это.

Первоначально музыка использовалась в основном для медитации; индийская музыка, в частности, создавалась как метод медитации, индийские танцы создавались как метод медитации. Это было глубокой медитацией для исполнителя, это было глубокой медитацией также и для слушающих или смотрящих. Танцор или музыкант может быть мастером своего дела, профессионалом. Если в нем нет медитации, он просто профессионал. Он может быть великим мастером своего дела, но в нем не будет души, будет только тело. Душа появляется только тогда, когда музыкант входит в глубокую медитацию.

(далее…)

Об истине. 971-980

Об истине. 971-980

[lsvr_tabs inview_anim=”none”] [lsvr_testimonial portrait=”//www.samtulana.ru/img/2014/12/knpg86.jpg” source=”Инайят Хан, индийский музыкант и философ, суфий” inview_anim=”none”]«В повторении слова лежит секрет силы; поэтому величайшей ошибкой является то, когда люди легкомысленно используют пути духовной культуры для удовлетворения повседневного интереса или как хобби и учатся по каким-то сомнительным книгам или инструкциям, даваемым им. Если они пытаются практиковаться, исходя только из такого знания, то они рискуют своей жизнью. Если бы центр, который должен пробудиться в определенный период эволюции человека, пробудился бы до нужного времени, он стал бы бедствием».[/lsvr_testimonial] [lsvr_divider whitespace_size=”m-small” transparent=”no” inview_anim=”none”]

(далее…)

Об истине. 781-790

Об истине. 781-790

[lsvr_tabs inview_anim=”none”] [lsvr_testimonial portrait=”//www.samtulana.ru/img/2014/12/knpg86.jpg” source=”Инайят Хан, индийский музыкант и философ, суфий” inview_anim=”none”]«Человек имеет врожденный вкус к музыке, и изначально его можно видеть даже у младенца. Музыка известна ребенку с колыбели, но пока он растет в этом мире иллюзий, его ум становится поглощенным столь многими различными предметами, что он теряет ту склонность к музыке, которой обладала его душа. Взрослый человек наслаждается и высоко ценит музыку в соответствии с его уровнем эволюции и с тем окружением, в котором он был рожден и вырос; человек, живущий в пустыни, поет свои простые напевы, а городской человек – свои популярные песни. Чем более чистым становится человек, тем более тонкой музыкой он наслаждается. Характер в каждом человеке создает склонность к музыке, сходной с ним; другими словами, веселый человек любит легкую музыку, в то время как серьезно настроенная личность предпочитает классику; интеллектуал находит удовольствие в технически сложной музыке, а простак удовлетворен своим барабаном».[/lsvr_testimonial] [lsvr_divider whitespace_size=”m-small” transparent=”no” inview_anim=”none”]

(далее…)

Как воздействует музыка?

Как воздействует музыка?

Когда мы обращаем внимание на музыку природы, мы обнаруживаем, что каждая вещь на земле вносит свой вклад в ее гармонию. Деревья радостно машут ветвями в ритм с ветром; шум моря, бормотание бриза, свист ветра в скалах, среди холмов и гор; вспышка молнии и удар грома, гармония солнца и луны, движение звезд и планет, цветение растений, опадание листвы, регулярная смена утра и вечера, дня и ночи,- все это открывает для видящего музыку природы.

У насекомых есть свои концерты и балеты, а птичьи хоры в унисон распевают свои хвалебные гимны. У кошек и собак есть свои вечерние концерты, волки и лисы собирают свои soirees musicales – «музыкальные вечера» – в лесу, а тигры и львы проводят свои оперы в пустыне.

Музыка – это единственное средство понимания среди птиц и зверей

Это можно видеть по градации высот и значений тембра, способу настройки, числу повторений и продолжительности различных звуков, по тому, как они передают своим ближним созданиям призыв присоединяться к стае или предупреждение о приближающейся опасности, объявление войны или чувство любви, ощущение привязанности или неудовольствия, выражают страсть, ярость, страх, зависть, создавая свой собственный язык.

(далее…)

Об истине. 691-700

Об истине. 691-700

[lsvr_tabs inview_anim=”none”] [lsvr_testimonial portrait=”//www.samtulana.ru/img/2014/12/knpg86.jpg” source=”Инайят Хан, индийский музыкант и философ, суфий” inview_anim=”none”]«Жизнь не музыкальна, если в ней нет темперамента. Человек, который не сердится хотя бы изредка, не живет. Это по-человечески,- иметь все виды небольших недостатков; радость заключается в их преодолении. Музыка не есть только печаль; существуют высшие октавы и низшие октавы. Музыка есть все, музыка включает в себя все; вот почему музыка даже выше, чем небеса».[/lsvr_testimonial] [lsvr_divider whitespace_size=”m-small” transparent=”no” inview_anim=”none”]

(далее…)

Об истине. 661-670

Об истине. 661-670

[lsvr_tabs inview_anim=”none”] [lsvr_testimonial portrait=”//www.samtulana.ru/img/2014/12/knpg86.jpg” source=”Инайят Хан, индийский музыкант и философ, суфий” inview_anim=”none”]«Как бы сильно ни был развит голос, каким бы великим и каким бы широким он ни был сделан при помощи практики, человек должен всегда чувствовать ответственность за сохранение невредимым своего естественного голоса на всех стадиях развития. Это не означает, что человек не должен иметь широкий голос, голос большого объема или сильный и гибкий голос. Все, что обогащает голос, необходимо и должно быть развито практикой; но в то же время надо всегда иметь в виду, что не следует жертвовать естественным качеством своего голоса. Потому что каждый человек должен знать, что не существует другого такого голоса, как его; и если эта специфичность, принадлежащая каждой душе, теряется, то возникает фальшь».[/lsvr_testimonial]

(далее…)

Об истине. 651-660

Об истине. 651-660

[lsvr_tabs inview_anim=”none”] [lsvr_testimonial portrait=”//www.samtulana.ru/img/2014/10/61385q.jpg” source=”Бхакти Тиртха Свами, общественный деятель, писатель и кришнаитский гуру” inview_anim=”none”]«Для того, чтобы справиться с гневом, нужно постараться обозначить его, увидеть его, прочувствовать его и избавиться от него. Во-первых, необходимо обнаружить врага до того, как он проникнет в ваш лагерь. Если ему удастся это сделать, он может нанести огромный ущерб, заложив часовую мину. Многие люди живут в состоянии постоянного кризиса и в результате не способны испытать чувства глубокой любви. Под влиянием гнева, порожденного негативным прошлым опытом, они обобщают этот опыт и переносят его на отношения с другими людьми. Это мешает им полноценно общаться с людьми, а также лишает возможности каждое мгновение говорить Богу “да”. Необходимо оглядываться на прожитый день, анализируя свой опыт и выясняя, какие ситуации провоцируют наш гнев, чтобы избежать этого в будущем».[/lsvr_testimonial] [lsvr_divider whitespace_size=”m-small” transparent=”no” inview_anim=”none”]

(далее…)

Об истине. 641-650

Об истине. 641-650

[lsvr_tabs inview_anim=”none”] [lsvr_testimonial portrait=”//www.samtulana.ru/img/2014/07/g01c1e.jpg” source=”Шри Чинмой, проповедник и общественный деятель” inview_anim=”none”]«Самый легкий и наиболее эффективный способ увеличения восприимчивости – приносить свою глубочайшую благодарность Всевышнему каждый день перед медитацией. Многие из ваших близких и дорогих людей не ведут духовную жизнь, но вы приняли ее. Как это возможно? Это возможно потому, что Всевышний внутри вас дал вам устремленность, в то время как многие, многие люди до сих пор не имеют ее. Вы должны почувствовать, что Он избрал вас для духовного пути. И так как Он дал вам устремленность, у вас есть все основания для того, чтобы принести Ему свою благодарность. Он сможет дать вам большую восприимчивость, если увидит, что каждый день вы увеличиваете свою благодарность».[/lsvr_testimonial] [lsvr_divider whitespace_size=”m-small” transparent=”no” inview_anim=”none”]

(далее…)

Об истине. 631-640

Об истине. 631-640

[lsvr_tabs inview_anim=”none”] [lsvr_testimonial portrait=”//www.samtulana.ru/img/2014/12/knpg86.jpg” source=”Инайят Хан, индийский музыкант и философ, суфий” inview_anim=”none”]«Человек, который имеет привычку критиковать людей, с готовностью открывает свои уши для критики, потому что этот предмет интересует его; в этом его удовольствие. Он не может противостоять искушению услышать дурное о другом, потому что это самое дорогое для его сердца, поскольку он сам говорит об этом. Для ушей человека, которому не принадлежит эта мысль, это неродная нота, которую он не желает слышать. Его сердце не находит в этом удовольствия; оно хочет отбросить все негармоничное. Поэтому мир ума – это царство человека, его собственность; что он сеет, то и пожинает; для какой цели он содержит эту собственность, то и производится в ней».[/lsvr_testimonial] [lsvr_divider whitespace_size=”m-small” transparent=”no” inview_anim=”none”]

(далее…)

Как духовно развиваться с помощью музыки?

Как духовно развиваться с помощью музыки?

Слово «духовный» употребляется не в смысле доброты, благодетели или силы производить чудесные вещи, или огромной интеллектуальной силы. Жизнь целиком, во всех ее аспектах, есть одна единая музыка; и реальным духовным достижением является настройка самого себя на гармонию этой совершенной музыки. Что удерживает человека от духовного достижения? Плотность его материального существования и тот факт, что он не осознает своего духовного бытия. Его ограничения препятствуют свободному течению и движению, которые являются природой и отличительной чертой жизни.

Возьмем, к примеру, плотность. Вот есть камень, и вы хотите извлечь из него звук, но камень не дает никакого резонанса, он не отвечает на ваше желание произвести звук. Напротив, струна или проволока даст ответ и желаемый вами тон. Вы ударяете по ним, и они отвечают. Существуют предметы, дающие резонанс; вы хотите извлечь из них звук, и они откликаются; они делают вашу музыку завершенной. Также и с человеческой природой. Один человек тяжелый и тупой; вы говорите ему что-то, но он не может понять; вы разговариваете с ним, но он не слышит. Он не откликается на музыку, на красоту или на искусство. Что это? Это плотность. Вот другой человек, который готов ценить и понимать музыку или поэзию, или красоту в любой форме, характере и манере. Такой человек ценит красоту во всех формах; и именно это есть пробуждение души, живое состояние сердца. Именно это является реальным духовным достижением. Духовное достижение делает дух живым, становящимся сознательным. Когда человек не сознает душу и дух, а только свое материальное бытие, он плотный; он очень далек от духа.

Что есть дух и что есть материя?

Разница между духом и материей – все равно что разница между водой и льдом: замерзшая вода есть лед, а растаявший лед есть вода. Именно дух в его плотности мы называем материей; именно материя в ее тонкости может быть названа духом. Однажды один материалист сказал мне: «Я не верю ни в какой дух, душу или грядущее. Я верю в вечную материю». Я сказал ему: «Ваша вера не очень отличается от моей, только то, что вы называете вечной материей, я называю духом; это различие в терминах. Здесь не о чем спорить, потому что мы оба верим в вечность; и покуда мы сходимся в вечности, какая разница, если один называет ее материей, а другой зовет духом? Это одна жизнь от начала до конца».

(далее…)