Руководство к поведению человека

Руководство к поведению человека

Нравственность - основа садханы (духовной практики). Необходимо, однако, помнить, что нравственность или хорошее поведение - не конечная точка духовного продвижения. Один моралист может показывать пример другим моралистам, но для садхака (духовного искателя) это даже не предмет, заслуживающий особого упоминания, поскольку это и так само собой разумеется. Садхана с самого начала требует душевного равновесия. Это состояние душевной гармонии может также быть названо нравственностью.

Люди часто говорят: «Я не следую ни религии, ни ритуалам; я привержен правде, я не причиняю никому вреда и не говорю лжи. Вот все, что нужно: не надо ничего больше делать и нечему больше учиться». Необходимо четко понимать, что нравственность - это всего лишь усилие вести добродетельную жизнь.

Правильнее будет определить нравственность как силу скорее динамическую, нежели статическую, ибо равновесие во внешних сферах жизни поддерживается беспрерывной борьбой со всеми противоположными идеями. Это не просто равновесие между внутренним и внешним. Если разум выходит из равновесия под давлением внешних искушений и если баланс разума в данный момент сильно нарушен, то, вероятно, сила внутреннего противодействия ослабнет; в результате внешнее равновесие, являющееся зримым проявлением нравственности человека, может исчезнуть в любой момент.

[…]

Что такое Ишвара Пранидхана?

Что такое Ишвара Пранидхана?

Термин «Ишвара» можно интерпретировать по-разному. Но обычно он означает «Правитель этой Вселенной». Тот, Кто контролирует мыслеволны этой Вселенной, и есть Ишвара. Следовательно, «Пурушоттама» и «Ишвара» - разные концепции. В философии слово «Ишвара» имеет еще одно значение - это свидетельствующая составляющая объективной Пракрити, доминируемой статическим принципом. Это - свидетельствующая сущность причинного мира, это расширенная суть прагьи, это - сущность, свободная от всех оков.

Клеша-карма-випакашаерапарамриштах Пурушавишеша Ишварах

Хотя могут быть незначительные отличия, садхака понимает, что Ишвара есть не что иное, как Сагуна Брахма или Бог.

«Пранидхана» означает ясное понимание или принятие чего-нибудь в качестве убежища. Следовательно, «Ишвара Пранидхана» означает утверждение себя в Космической Идее, принятие Ишвары в качестве единственного идеала в жизни. Физическое тело, состоящее из пяти фундаментальных факторов, внешне или внутренне не нарушает законов цикла Его мыслеволн. Их нарушает ваш разум, и это приводит к дегенерации индивидуального сознания, ибо индивидуальное сознание отражается в разуме и нигде больше. То есть Ишвара Пранидхана означает движение с нарастающей скоростью к этому высшему прибежищу - Богу. Поэтому, Ишвара Пранидхана полностью основывается на бхаве, или идеации, это исключительно умственное усилие. В ней нет истошных воплей, собирающих большую толпу, ударов в барабан, демонстрирующих преданность. Ваш Ишвара не глухой. Не кричите, чтобы донести до Него ваши чувства.

[…]

Свадхьяя позволяет понимать значение духовных вопросов

Свадхьяя означает ясное понимание всех духовных вопросов. В древности ученики следовали своей ежедневной свадхьяе в жилищах риши. Но условия изменились, и со временем термин «свадхьяя» потерял свое истинное значение. В наше время чтение религиозных манускриптов без проникновения в их смысл также считается свадхьяей. Профессионалы от религии ввели в заблуждение публику своими неправильными интерпретациями понятия «свадхьяя». Они говорят: «Это результат чтения таких-то и таких-то книг; неважно, понимаете ли вы их смысл или нет. Если вы не можете найти время для чтения книги, просто коснитесь ею трижды вашей головы; или если у вас нет времени слушать религиозные проповеди, преподнесите фрукты или сладости богам. Это принесет тот же результат. Это воистину так».

Следовать свадхъяе означает не только слушать или читать о предмете, но также понимать его значение, идею, лежащую в его основе. Принятие поверхностного, грубого значения этого слова привело лишь к разложению Вайшнава и Шакта садханы, и это, в конце концов, весьма исказило религиозную веру людей. Например, один из аспектов Тантра садханы называется «мамса садхана» Что такое мамса садхана?

Ма шабдат расана гьея тадамшан расана прие джастад бхаксаеннитьям са ева мамса садхаках.

[…]

Тапах, ответственность и справедливость

Тапах, ответственность и справедливость

Тапах означает практику аскезы (жертвование) ради достижения цели. Для служения человечеству в практике шаочи нет необходимости подвергать себя физическим лишениям. Пожертвовав десять рупий, миллионер не испытает физических лишений. Следовательно, для него это не тапах, но небольшое дарение поможет ему в практике умственной шаочи. За практикой аскезы или жертвования должна стоять одна цель - взять на себя горести и страдания других, чтобы сделать их счастливыми, освободить их от беды и обеспечить им комфорт.

Подобно шаоча садхане, в практике тапаха не должно быть ни капельки коммерческого интереса. Шудрочита сева (физическое служение) почти во всех случаях имеет отношение к тапаху. Следовательно, тот, кто боится физической работы или ненавидит шудр (рабочих), никогда не сможет стать приверженцем тапаха. Если вы часами обслуживаете больного, оказывая ему необходимую помощь, это тапах; но если вы служите ему из эгоистических побуждений, чтобы заручиться его помощью, когда вам будет плохо, все усилия вашего тапаха сразу же пропадут. Тапах садхана, следовательно, состоит в том, чтобы быть выше эгоизма. Как правило, практика тапаха приводит к расширению сознания, и это расширение, несомненно, в огромной мере поможет садхаку в практике Ишвара Пранидханы. Садхаки тапаха знают, что объект служения - это Брахма, их заветная цель. Они слуги, и служение, исполняемое ими, есть их садхана.

[…]

Сантоша, или как быть удовлетворенным?

«Тоша» означает состояние ментального покоя. Сантоша, таким образом, означает состояние надлежащего ментального покоя. Удовлетворенность вообще невозможна, если человек как зверь гоняется за плотскими удовольствиями. В результате внешнего анализа объекты удовольствий продолжают возрастать по количеству и разнообразию, и потому ментальный поток никогда не успокаивается. Как можно достичь совершенного покоя разума в данных обстоятельствах?

Достигнув желаемых объектов, можно получить удовольствие на какой-нибудь час, не более. Разум снова начнет метаться в погоне за новыми объектами, отбрасывая уже испробованные. Долго желаемые объекты будут терять свое значение после их достижения. Это правило. Таков закон природы.

Человеческие желания не знают предела. Миллионеры хотят стать мультимиллионерами, потому что они не удовлетворены своим миллионом. Спросите миллионера, счастлив ли он со своими деньгами. Он скажет: «Разве это деньги? Я едва свожу концы с концами». Этот ответ показывает его незнание апариграхи. Но такие чувства оказывают отрицательное воздействие на тело и разум. Из-за чрезмерной любви к физическим или умственным удовольствиям люди становятся безумными, зарабатывая деньги и накапливая богатства. Так как деньги становятся в их жизни всем, их разум становиться грубым. Постоянное страстное желание денег приводит к пренебрежению своим здоровьем, и здоровье уходит. Следовательно, сантоша садхана - это удовлетворенность заработком при нормальной работе без чрезмерного напряжения тела и ума. Чтобы оставаться довольным и быть в стороне от внешних соблазнов, необходимо предпринимать особое умственное усилие.

[…]

Как соблюдать шаочу - внешнюю и внутреннюю чистоту?

Как соблюдать шаочу – внешнюю и внутреннюю чистоту?

Первый аспект Нияма садханы - шаоча. Он означает чистоту или очищение. Он может быть разделен на две части: одну, относящуюся к внешней сфере, то есть внешнюю чистоту, и другую, относящуюся к умственной сфере, то есть внутреннюю чистоту.

Шаочанту двидхампроктамбахъябхъянтарантатха
Мриджалабхаямсмритамбахъямманахшудхистатхантрам.

Надлежащее использование мыла, воды и других чистящих средств для поддержания чистоты тела, одежды или окружения - это внешнее очищение. Так же очищаются и становятся пригодными для использования физические объекты, с которыми люди связаны непосредственно.

Когда люди, руководимые инстинктами, слепо направляют свой разум к объектам удовольствия, не советуясь со своей совестью, или когда разум, в конечном счете, огрубляется, будучи постоянно побуждаемым эгоистичными мотивами, независимо от того, хотят эти люди причинить другим вред или нет, их разум становится искаженным. Комплексы, из-за которых возникают такие искажения, являются грязью разума. Например, если какой-нибудь знакомый неожиданно прославился или разбогател, у многих людей возникнет зависть к нему. Люди не находят себе места, когда преуспевают другие. Они даже не задумываются о том, как много у них самих возможностей заслужить те же вещи или достичь такого же положения. И хотя этот удачливый человек не сделал им ничего дурного, люди из зависти чинят ему неприятности или плохо о нем думают.

Даже у так называемых честных людей, которые подавляют свои эгоистические интересы, разум может внезапно искажаться. Подобно тому, как одежда и дом мгновенно становятся грязными в пыльную бурю, разум становится гораздо более грязным из-за вспышки даже незначительных страстей. Следовательно, необходимо поддерживать чистоту тела, одежды и дома, но еще важнее сохранять чистоту разума. Очищение разума значительно более трудоемкая работа по сравнению с очищением тела, одежды, дома и т.д.

[…]

Апариграха помогает сочувствовать простым людям

Апариграха помогает сочувствовать простым людям

При наслаждении каким-либо материальным объектом контроль над субъективной стороной действия называется «брахмачарьей», а контроль над объективной стороной - «апариграхой».

«Дэхаракхатириктабхогасадханасвикаропариграха»

Не предаваться наслаждению удобствами и комфортом, которые излишни для поддержания жизни,- в этом заключается принцип апариграхи. Для поддержания нашего существования необходимы пища, одежда и жилье. Обеспечение в старости, деньги и обрабатываемая земля, оставляемые в наследство, также очень существенны. Следовательно, нужно принимать в расчет множество факторов для определения того, что необходимо для сохранения жизни конкретного человека. Может случиться так, что потребности двух человек будут различны. Следовательно, трудно определить минимальные потребности для каждого индивида, ибо это очень относительная величина. В какой-то степени минимальные потребности человека могут определяться и устанавливаться обществом. Например, может быть установлено, что никто не должен накапливать денег больше определенной суммы, никто не владеет больше, чем определенным числом домов, либо никто не имеет земельной собственности, превышающей некоторый предел. Но общество не может установить пределы во всех сферах. Даже после установления ограничений на землю, собственность и т.д., невозможно установить квоту на съестное. Обжоры могут объедаться и болеть, любители роскоши - проматываться и влезать в долги. Именно поэтому, если человек и общество работают совместно, согласованно, индивидууму будет проще придерживаться апариграхи. Статьи личных потребностей, которые остаются на усмотрение человека, сильно зависят от его представлений о личном счастье и комфорте.

[…]

Почему благодаря брахмачарье контроль в жизни становится существенным?

Почему благодаря брахмачарье контроль в жизни становится существенным?

Правильная трактовка термина брахмачарья - оставаться связанным с Брахмой.

«Брахмане вичаранам ити Брахмачарьям»

Всякий раз, когда люди совершают какую-либо внешнюю работу или обдумывают ее, они воспринимают объекты, с которыми вступают в контакт, как грубые конечные сущности. Из-за постоянного стремления к материальному успеху разум людей настолько погружен в материальные объекты, что само их сознание становится грубым. Смысл практики Брахмачарья садханы в том чтобы относиться к различным объектам, с которыми вступаешь в контакт, как к различным проявлениям Брахмы, а не грубым формам. Благодаря такой идеации, хотя разум и переходит от одного объекта к другому, он не отделяется от Брахмы, потому что к любому объекту применяется Космическое чувство. В результате этого, прея садхана (внешний подход) преобразуется в шрея садхану (внутренний подход), кама преобразуется в према (прея подразумевает влечение к грубым материальным объектам, тогда как шрея означает приверженность к Высшей Реальности. Кама - это стремление к конечным объектам, а према - желание Бесконечного).

Многие неправильно интерпретируют термин брахмачарья как сохранение семени. Нужно помнить, что ни слово «брахма», ни слово «чарья» не имеют никакого отношения к слову семя. Более того, даже физиологически такое сохранение семени - обман. Такой брахмачарье можно следовать разве что при заболеваниях определенных желез, либо при других подобных процессах, когда человек становится инвалидом. Конечно, правда и то, что если придерживаться правильного понимания слова брахмачарья (то есть ощущать Космическую Сущность в каждом материальном объекте), то контроль в жизни становится существенным, однако такой контроль не предполагает нарушения законов природы. Контроль предполагает соблюдение законов природы.

[…]

Астея - не брать того, что принадлежит другим

Астея – не брать того, что принадлежит другим

«Парадравьяпахаранотьяго стеям»

Здесь речь идет о том, чтобы не воровать. Воровство может быть 4 видов:
1. Физическая кража материальных ценностей. Обычно те люди, которые крадут материальные ценности, называются ворами. Но воры - это не только те, кто убегает с украденными вещами после совершения вооруженного грабежа. Неважно, как забирается имущество - грубой силой, силой оружия или силой интеллекта; не имеет значения, деньги это или вещи, и каковы размеры кражи, за такими действиями стоит намерение обманом забрать чужую собственность. Однако обмен урожая, золота и т.п. на деньги должным образом не является воровством.

2. Мысленная кража. В этом случае вы не отбираете материальные ценности, но вы планируете это в уме. Это также называется кражей, потому что мысленно вы украли. Только страх перед законом или строгим осуждением останавливает вас от действительного совершения кражи.

3. Физическое лишение других причитающегося им. Даже если вы не берете имущества, принадлежащего другим, но лишаете их того, что им причитается, вы становитесь ответственными за потерю. Это также воровство.

[…]

Как правильно следовать принципу сатьи?

Как правильно следовать принципу сатьи?

«Парахитаритхам’ ва’унманасо джятха ритха твам сатьям»

Сатья подразумевает надлежащую работу разума и правильное словесное выражение, исходящие из духа благожелательности. Этому слову нет аналога в английском языке. Слово «истинный» или «правда» переводится на санскрит как «рита» (констатация факта); От садхаки не требуется следовать «рите». Он должен следовать принципу сатьи. Практическая сторона сатьи зависит от конкретных обстоятельств, но ее начало - в Парама Брахме - Высшей Духовной Сущности. Поэтому Брахма часто трактуется как «Суть Сатьи».

«Сатьям Гьянаманантам Брахма»

Хотя цель садхаки состоит в достижении абсолютной сущности, в процессе этого ему все же приходиться иметь дело с относительностью своего окружения. Люди - рациональные существа; они в той или иной степени обладают способностью делать то, что необходимо или полезно для человечества. В сфере духовности такого рода мысль, слово или действие определяются как сатья.

[…]

О проекте

Самтулана - помощь в достижении долголетия, омоложения и самоосознания.

Нам не интересно, что именно вы считаете важным в своей жизни и не собираемся менять ваши убеждения посредством какой либо проповеди или догм. Мы лишь заинтересованы в том, чтобы помочь вам достичь максимума счастья и полноты жизни. Для этого есть много разных путей и только вам выбирать по какому из них идти - лишь бы вы шли по нему как можно более эффективно!

Подписка