Апариграха помогает сочувствовать простым людям

При наслаждении каким-либо материальным объектом контроль над субъективной стороной действия называется «брахмачарьей», а контроль над объективной стороной – «апариграхой».

«Дэхаракхатириктабхогасадханасвикаропариграха»

Не предаваться наслаждению удобствами и комфортом, которые излишни для поддержания жизни,- в этом заключается принцип апариграхи. Для поддержания нашего существования необходимы пища, одежда и жилье. Обеспечение в старости, деньги и обрабатываемая земля, оставляемые в наследство, также очень существенны. Следовательно, нужно принимать в расчет множество факторов для определения того, что необходимо для сохранения жизни конкретного человека. Может случиться так, что потребности двух человек будут различны. Следовательно, трудно определить минимальные потребности для каждого индивида, ибо это очень относительная величина. В какой-то степени минимальные потребности человека могут определяться и устанавливаться обществом. Например, может быть установлено, что никто не должен накапливать денег больше определенной суммы, никто не владеет больше, чем определенным числом домов, либо никто не имеет земельной собственности, превышающей некоторый предел. Но общество не может установить пределы во всех сферах. Даже после установления ограничений на землю, собственность и т.д., невозможно установить квоту на съестное. Обжоры могут объедаться и болеть, любители роскоши – проматываться и влезать в долги. Именно поэтому, если человек и общество работают совместно, согласованно, индивидууму будет проще придерживаться апариграхи. Статьи личных потребностей, которые остаются на усмотрение человека, сильно зависят от его представлений о личном счастье и комфорте.

Они меняются в зависимости от места, времени и личных особенностей человека. Например, один человек способен легко переносить определенные физические лишения, а другой при тех же условиях может умереть. Поэтому последнему, по сравнению с первым, потребуется больше жизненных удобств, и это не будет противоречить апариграхе.

Необходимо также учитывать место проживания. Летом в Индии шерстяная одежда не нужна, но она необходима в это время в Сибири. Должна учитываться и эпоха. То, что минимально необходимо для среднего человека сегодня, не ограничивается тем минимумом, который был нужен среднему человеку в доисторические времена. Ведь предметы, приносящие удовольствие, более доступны сегодня, и будут еще более доступны в будущем. Следовательно, если человек практикует апариграху без учета фактора времени, он станет не приспособленным к социальной жизни и ему придется удалиться от физического мира. Агитация за использование неочищенной патоки гур в век сахара и воловьих упряжек в век железных дорог не имеет смысла в практике апариграхи. Но сегодня, если обычный человек, чье время не ценней, чем у других, путешествует самолетом, это определенно противоречит апариграхе, тогда как в использовании поезда никакого противоречия апариграхе нет.

Именно поэтому я говорил, что общество может помочь людям придерживаться апариграхи, устанавливая стандарты в определенных сферах жизни. Но полное соблюдение принципа апариграхи, в конце концов, зависит от человека.

Апариграха – это бесконечная борьба за сокращение собственных предметов комфорта из сочувствия к простым людям, конечно, с учетом того, что в собственной семье есть чувство солидарности в физической, умственной и духовной жизни.

В практике апариграхи количество объектов удовольствия будет увеличиваться или уменьшаться в зависимости от личности, места и времени, но определение апариграхи, данное выше, применимо ко всем людям, во всех странах и для любой эпохи.

Автор: Шри Шри Анандамурти
Источник: книга «Руководство к поведению человека»

Это может быть вам интересно
Подписаться
Уведомление о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии