Аюрведа: искусство распознавания пульса (нади виджнянам)

Аюрведа: искусство распознавания пульса (нади виджнянам)

Аюрведа — это искусство жить каждый день в гармонии с законами природы. Ее предмет и цель заключаются в поддержании здоровья путем предотвращения заболевания у здорового человека и исцелении от недуга больного с помощью правильного питания, образа жизни, панчакармы и омоложения. Чтобы достичь этой цели, необходимо иметь хотя бы минимальное представление о пульсе.

Читать далее

Происхождение Джйотиша: устное предание, Веды, веданга и видья

Происхождение Джйотиша: устное предание, Веды, веданга и видья

Джйотиш (буквально — «Божественный Свет», или, иначе говоря, «наука для изучения Света») — это предсказательная система, традиционная для Индии. Иногда о ней говорят — чаще всего вне Индии — как об «индусской» или «ведической» астрологии. Джйотиш создает такую модель реального мира, которая, истолковывая картину мироздания, наблюдаемую во время какого-либо события, тем самым дает возможность проникнуть в самую суть этого события, понять его глубинную природу. Так как ни одна модель не является абсолютно точной копией реальности, а лишь отображает те или иные ее стороны, постигаемые на основе опыта, было бы ошибкой ожидать от нее непогрешимо точного предсказания. Самое большее, на что она способна, это представить более или менее верную догадку насчет отображаемых ею свойств объекта. Чем лучше модель, тем вернее она способна представить действительность. Всякий раз, когда модель прекращает адекватно отражать действительность, она должна быть усовершенствована. Индия, единственная из великих цивилизаций мира, разработала и довела до совершенства множество разных моделей предсказания, пронеся их без потерь сквозь свою многовековую историю. Ее многообразные астрологические системы со временем слились воедино, образовав сложное, многоплановое и невероятно притягательное живое учение.

Читать далее

Растительный мир приносит нам любовь

Растительный мир приносит нам любовь

Растения приносят нам любовь, питающую силу солнца, которая совершенно идентична энергии всех звезд, всего света. Эти космические виды энергии, излучаемые растениями, таким образом питают, поддерживают и побуждают к росту наше собственное астральное тело.

Читать далее

8 ступеней Йоги влияют на все аспекты жизни

8 ступеней Йоги влияют на все аспекты жизни

Йога — это широкая система с детальными техниками для всех аспектов развития человечества — от музыки и танца до психологии и социологии. Она подобна великой горе, на которой есть чудесные животные, растения, минералы и широкий простор и на которую надо долго смотреть с разных ракурсов.

Читать далее

Индийский ум и западный ум

Индийский ум и западный ум

Для среднего западного ума индийские религии есть нечто чрезвычайно запутанное, беспорядочное, по видимости построенное на неустойчивом фундаменте и страдающее отсутствием связности и разумного общего основания. Западный ум с одной стороны встречается с высшими духовными учениями и самой утонченной, мудрой философией, унаследованной от величайших умов древней Индии; а с другой стороны наблюдает грубейшее суеверие и легковерие, сопутствуемые нелепейшими формами обрядовой бессмыслицы и деятельностью жадного и тиранического класса жрецов и священников. С одной стороны он видит самые высшие духовные концепции и самую суровую, аскетическую жизнь, а с другой стороны видит проявление того, что кажется ему грубейшими формами фаллического культа и возмутительнейшими проявлениями безнравственности и бесстыдства. Могут ли подобные вещи иметь общее происхождение? Может ли быть какая-нибудь связь между высшими и низшими формами? Исследователь забывает, что в истории всех религий наблюдались крайности и противоречия, но обыкновенно они отделяются целыми периодами во времени и целыми эрами в мысли; тогда как в Индии они существуют одновременно и почти рядом.

Читать далее

«Он далеко и в то же время очень близко»

«Ишопанишад» гласит: «Верховный Господь и ходит, и не ходит. Он далеко и в то же время очень близко. Он пребывает внутри всего, и все же Он вне всего». Как может Кришна ходить и в то же время не ходить? Можно привести простой пример: представьте, что полуденное солнце стоит у вас над головой. Если вы тронетесь с места, то увидите, что солнце последует за вами. Лет сорок назад, когда я был еще семейным человеком, однажды вечером я гулял со своим младшим сыном (ему было всего четыре года). Вдруг он сказал: «Папа, почему луна идет следом за нами?» Понимаете? Луна и солнце стоят на месте, но кажется, будто они движутся вместе с нами. Такое же впечатление создастся, если вы будете лететь на самолете или ехать на поезде. Если такое возможно для солнца и луны, то почему Кришна не может идти вместе с нами? «Он далеко и в то же время очень близко». Иными словами, наслаждаясь играми со Своими спутниками на Голоке Вриндаване, Он одновременно находится повсюду в материальном мире. Вот так Верховный Господь «ходит и не ходит».

Если бы Кришна не присутствовал здесь так же, как и на Голоке, то как мог бы Он принимать пищу, предлагаемую Ему преданными? Не думайте, что Кришна не принимает подношений Своих преданных. Если кто-то с преданностью предлагает Ему что-нибудь, Он тут же протягивает Свою руку. В «Бхагавад-гите» (9.26) Кришна говорит: тад ахам бхактй-упахртам ашнами — «Если человек предложит Мне что-нибудь с любовью и верой, Я приму это». Кто-то может спросить: «Но ведь Кришна далеко, на Голоке Вриндаване. Как сможет Он съесть ваше приношение?» Не сомневайтесь, Он примет его. И съест — если, конечно, оно предложено с любовью.

(далее…)

Почему законы природы неумолимы?

Почему законы природы неумолимы?

Среди многочисленных древних санскритских писаний, именуемых Ведами, сто восемь Упанишад посвящены философии. Наиважнейшей из всех Упанишад считается «Ишопанишад».

«Ишопанишад» отмечает, что Верховная Личность Бога «всесовершенна». И неотъемлемой частью материального мира, который Господь создал совершенным, является процесс творения, сохранения и разрушения. Каждое живое существо в этом мире неизбежно проходит через шесть ступеней: оно рождается, растет, наслаждается жизнью, производит побочные продукты, дряхлеет и погибает. Таков закон материальной природы. Цветок зарождается в виде бутона. Он распускается, цветет два-три дня, образует семена, постепенно увядает и гибнет. Так называемая материальная наука не способна остановить этот процесс. Пытаться это сделать — значит проявлять авидью, невежество.

Некоторые люди по глупости своей считают, что благодаря прогрессу науки человек станет бессмертным. Сущая чепуха. Действие материальных законов неостановимо. Поэтому в «Бхагавад-гите» (7.14) Господь Кришна говорит, что материальная энергия — «дуратйайа». Ее не победить материальными средствами.

Материальная природа состоит из трех гун: саттва-гуны, раджо-гуны и тамо-гуны, или гунн благости, страсти и невежества. У слова гуна есть значение «веревка». Веревка изготавливается из волокон в три приема. Сперва сплетают три тонких пряди волокна в бечевку, затем три таких бечевки скручивают вместе, а потом сплетают три полученных таким образом веревки. Так получается очень крепкая веревка. Аналогично этому, три гунны природы — гуны благости, страсти и невежества — смешиваются, образуя побочный продукт. Это смешение происходит снова и снова. Так они «переплетаются» бессчетное количество раз.

(далее…)

Чем цивилизация стервятников отличается от истинной цивилизации?

В июне 1974 г. в сельской общине движения сознания Кришны неподалеку от Валенси, во Франции, Шрила Прабхупада беседовал с группой учеников. Он говорил, что пристрастие современных людей к мясу и раскинувшаяся по всему миру сеть боен, где жестоко, варварски забивают миллионы ни в чем неповинных животных, приводят к последствиям в виде мировых войн, которые Шрила Прабхупада назвал «бойнями для людей».

Йогешвара дас. Как-то на днях, Шрила Прабхупада, вы говорили, что в Индии, по крайней мере до недавнего времени, было запрещено употреблять в пищу мясо коров, а те, кто ел мясо, убивали только низших животных — собак и коз.

Шрила Прабхупада. Да. В ведическом обществе тем, кто ест мясо, предписывается употреблять в пищу мясо собак. Вы можете есть собак, как в Корее. Но не ешьте коров, пока они не умерли естественной смертью. Мы не говорим: «Не ешьте их совсем». Если вы так любите говядину, ешьте ее, все равно после смерти коров их тела достанутся каким-нибудь живым существам. Обычно трупы коров достаются стервятникам. Но почему только стервятникам? Почему бы не отдавать их современным «цивилизованным людям», которые ничем не лучше стервятников? (Смех.)

(далее…)

Как не терять внимательности?

Как не терять внимательности?

Йато йато нишчалати
Манаш чанчалам астхирам
Татас тато нийамйаитад
Атманйэва вашам найет

«Куда бы ни устремлялся ум, изменчивый и беспокойный по природе, йог всегда должен возвращать его под власть своего истинного «Я»».
Бхагавад-гита 6.26

В поисках сути

Тот, кто старается быть внимательным, сможет проникнуть в суть всех вещей. У каждого существа и у каждой стихии есть своя дхарма, или природная сущность, но высшей сущностью всех и вся является Верховная Личность Бога. Более того, Бог так волшебно изобретателен, так хитро скрывает Себя и так необычайно разнообразен, что признавать и благодарить Его на каждом шагу может лишь в высшей степени внимательный человек. Иными словами, быть внимательным – значит видеть Кришну, Бога всегда и во всем. Для этого следует признать за Богом право быть, кем Он хочет, и общаться с нами так, как Он того пожелает.

Принимая нас под Свою опеку, Верховный Господь оставляет за собой право обучать нас, делая нам суровые замечания, или ласково ободрять нас. Мы же, со своей стороны, должны внимательно следить за тем, как Он постоянно руководит всем,- и не только во время исполнения ритуалов или в разговоре с духовными людьми, но буквально на каждом шагу, беспрестанно. Задача состоит в том, чтобы всегда оставаться чутким к присутствию Бога и вести себя так, чтобы раз за разом все яснее ощущать Его присутствие. В результате мы, невзирая на внешние обстоятельства, постепенно начнем закрепляться на уровне самадхи, духовного транса.

(далее…)

Духовный совет бизнесменам

30 января 1973 г. в Калькутте Шрила Прабхупада выступил перед членами Индийской торговой палаты — ведущими бизнесменами города. «Мы не должны довольствоваться тем, что стали крупными бизнесменами. Мы должны знать, какова будет наша следующая жизнь. Если вы будете искать этого знания и в то же время продолжать исполнять свои обязанности, ваша жизнь увенчается успехом».

Господин председатель, дамы и господа, весьма вам признателен за ваше любезное приглашение выступить здесь. Я постараюсь, насколько возможно, быть вам полезным.

Тема сегодняшнего моего выступления — «Культура и бизнес». Под словом «бизнес» мы подразумеваем ту или иную профессиональную деятельность. Ведической культуре известны различные виды деятельности. Как сказано в «Бхагавад-гите» (4.13), чатур-варнйам майа срштам гуна-карма-вибхагашах. На основе качеств людей и разных видов их деятельности общество делится на четыре сословия: брахманов (жрецов и учителей), кшатриев (воинов и правителей), вайшьев (земледельцев и торговцев) и шудр (рабочих). Прежде чем начать какой-нибудь бизнес, надо знать, какого рода работу предстоит выполнить и есть ли кто-то способный к этой работе. У всех людей разные способности, работа тоже бывает разной, однако мы создали общество, где каждый занимается не своим делом. Этот подход нельзя назвать научным.

Общество естественным образом делится на разные слои, соответствующие уровню культуры, и такое же естественное деление имеет человеческое тело. Все тело составляет единое целое, но у него есть разные части — голова, руки, живот и ноги. Это вполне научно. В обществе голову представляют брахманы, руки — кшатрии, живот — вайшьи, и ноги — шудры. Таким же образом должна быть научно поделена и сфера деятельности.

(далее…)