3 скандхи и 6 «ветвей»

3 скандхи и их значения | 6 «ветвей» Джйотиша

Первоначально джйотиш-веданга предназначалась для выявления и, затем, предсказания периодически повторяющихся астрономических явлений (затмений, равноденствий и т.п.): ведь именно в такие особые дни полагалось совершать ритуальные жертвоприношения. Вероятно, мифические предания в достаточной мере удовлетворяли потребности астрологов ведического периода, так что тогда они еще не нуждались в специальной системе Джйотиша для своей магической практики. Но по мере того как глубинный смысл ведических текстов становился для них все более скрыт или утерян, одних только иносказательных повествований для изучения Джйотиша стало недостаточно. С течением времени все более повышалась точность измерений, что сделало возможным более строгий математический подход к наблюдению. Рациональная мысль понемногу вытесняла интуицию, занимая ее место в качестве преобладающей формы человеческого сознания.

Предсказатели, замечая наступавшие изменения в человеческом сознании, закрепляли свои наблюдения в виде рациональных принципов; эти последние со временем также видоизменялись, превращаясь в системы астрологического анализа. Отдельные отрасли, на которые поделился Джйотиш во время золотого века индийской астрологии — в период ее наиболее интенсивного развития,- принято группировать в скандхи (части, разделы) или анги (ветви, или члены). 3 скандхи, составлявшие классификацию самого раннего периода, перечислены в таблице.

3 скандхи и их значения

Ганита-скандха Астрологические и астрономические вычисления
Самхита-скандха Наблюдения, затрагивающие такие темы, как небесные знамения, погода, экономические циклы, землетрясения, значительные события, оказывающие влияние на судьбы народов, эротические «рецепты», строительство домов, изготовление особо прочных клеев и рытье колодцев
Хора-скандха Интерпретация гороскопов

С другой стороны, выделяются 6 «ветвей» Джйотиша, так же, как и 6 веданг — дочерних дисциплин по отношению к Ведам. В «Прашна Марга», произведении, посвященном хорарной астрологии, содержится перечень этих 6-ти «ветвей». Как сказано в «Прашна Марга», тот, кто сведущ во всех 6-ти «ветвях» астрологии, никогда не ошибется в предсказаниях. Такой астролог — истинный дайваджня (что примерно означает «знающий намерения Бога»). Джйотиши такого уровня все еще существуют, но очень редки даже в самой Индии.

6 «ветвей» Джйотиша

ГолаСферическая астрономия и непосредственные наблюдения; наблюдательная астрономия
ГанитаАстрономические и астрологические вычисления
ДжатакаАстрология рождения, или натальная астрология
ПрашнаОтвет на вопросы без использования натального гороскопа; часовая (хорарная) астрология
МухуртаИскусство выбора благоприятного момента для начала любого дела; элективная (избирательная) астрология
НимиттаИстолкование знамений

Наблюдательная астрономия (гола)

Внимание Джйотиша сосредоточено на наблюдении 9-ти «планет»: Солнце, Луна, Марс, Меркурий, Юпитер, Венера, Сатурн, Раху и Кету. С научной точки зрения термин «планеты» здесь применен неправильно, так как, строго говоря, только 5 из этих 9-ти небесных объектов современная наука называет планетами. Остальные же 4: Солнце — звезда, Луна — спутник Земли, Раху и Кету — вообще не имеют физического существования. Раху представляет собой северное пересечение (Северный узел), а Кету — южное пересечение (Южный узел) плоскости лунной орбиты, то есть плоскости, в которой Луна вращается вокруг Земли, с плоскостью эклиптики 1Эклиптика — плоскость орбиты Земли, по которой она обращается вокруг Солнца; наблюдателем, находящимся на Земле, она воспринимается, наоборот, как орбита вращения Солнца вокруг Земли. Если быть более точным, то эклиптикой называется линия видимого годичного движения центра Солнца, а плоскостью эклиптики — плоскость, в которой Земля обращается вокруг Солнца. Эти 2 орбитальные плоскости пересекаются между собой потому, что плоскость орбиты Луны наклонена по отношению к плоскости эклиптики приблизительно на 5 градусов. 2 точки пересечения этих орбит, или 2 так называемых лунных узла, Раху и Кету,- с давних времен известны как точки, где происходят солнечные и лунные затмения.

Некоторые современные астрологи, замечая, что в последнее время наука открыла еще 3 планеты, сверх названных 9-ти, и множество астероидов, утверждают, что Джиотиш в некоторой степени неполон и мог бы быть усовершенствован путем включения в его состав этих новых небесных объектов. Однако, заметим, далеко не простым совпадением является тот факт, что количество планет, используемых в Джйотише, одновременно является количеством однозначных чисел в нашей десятичной системе счисления, родина которой — Индия. Джиотиш не нуждается в большем числе объектов, чем эти 9 планет, для описания действительности, потому что эти 9 планет — нечто большее, чем просто некие материальные объекты. Те, кто пытается добавлять к Джйотишу новые планеты, поступают так только лишь потому, что они все еще не познали его сердце 2Европейские астрологи XVIII века тоже испытали много сомнений и терзаний, узнав об открытии новой планеты — Уран,- разрушающей «священное» число 7, ибо именно таким было число планет в «западной» астрологии (лунные узлы не включались в число планет, а рассматривались как «особые точки» небесной сферы, наряду с апогеем и перигеем Луны и т п.). Но для новой планеты вскоре нашлось и свое место в мифологии, и свои объекты управления, и черты «характера», а заодно и «законное» владение — знак Водолея, и планет в астрологии стало 8, а затем и 9 (с Нептуном), и 10 (с Плутоном). Каждое из этих «новых» чисел нашло свое нумерологическое обоснование, и теперь среди наиболее «продвинутых» астрологов на Западе существует твердая уверенность в том, что «планет» (включая Солнце и Луну) в астрологии должно быть 12, по числу знаков зодиака..

Астрономические и астрологические вычисления (ганита)

Целью ганиты являлись наблюдения и вычисления, необходимые для гороскопов. Эти данные находили применение и в составлении календарей, отсчете времен года, предсказании затмений, циклов Луны и планет, определении точного времени восхода и захода звезд и решения других подобных вопросов.

Так как у тогдашних ученых не было столь точных инструментов и вычислительной техники, как те, что находятся на вооружении у современных астрологов, большинство джйотиши в прошлом были вынуждены в совершенстве владеть и математикой, и сферической астрономией для того, чтобы получать необходимые им данные. Джйотиши прошлого крайне серьезно относились к процессам вычисления.

«Ошибка в ганите представляет собой столь же тяжкое прегрешение, как убийство брахмана».
Варахамихира, индийский астроном, математик и астролог

Так как Джйотиш первоначально включал в себя астрономию и астрологию как 2 неразделимых предмета изучения, труды, посвященные обсуждению голы и ганиты, объединялись под общим названием «сиддханта». Самыми известными из таких книг являлись «Сурья сиддханта» и «Дрик сиддханта». Поскольку погрешности в вычислениях были в тот ранний период, увы, неизбежны, «Сурья сиддханта» рекомендует джйотиши вести систематические наблюдения для того, чтобы всякий раз убеждаться в верности предсказанного ими движения планет.

Натальная астрология (джатака)

Это направление Джйотиша изучает связь положений планет, наблюдаемых во время рождения индивидуума в той местности, где он появился на свет, с различными событиями в жизни этого человека и носит название астрологии рождения, или натальной астрологии, у европейских астрологов и джатака, или джанма,- на санскрите. Собственно говоря, это и есть то, что чаще всего понимают под словом «астрология».

Хорарная астрология (прашна)

Хорарная астрология исследует то, как соотносятся особенности расположения планет в момент задания вопроса с содержанием ответа на данный вопрос. Почти на любой вопрос можно ответить путем составления гороскопа, рассчитанного на то время, когда был задан вопрос, или каким-либо другим из множества способов, учитывая, к примеру, фонетический состав слогов, произнесенных вопрошающим, части тела, к которым вопрошающий в этот момент прикасался, ориентацию его тела в пространстве в момент задания вопроса, или же на основе случайно названного им числа, если таковое ему было предложено назвать.

Несмотря на то что объем хорарных знаний постоянно возрастал, так что он вполне мог бы конкурировать с массивом данных в области натальной астрологии, немногие из этих знаний были записаны. Назовем несколько известных классических работ в этой области: «Дайваджня Валлабха» Варахамихиры; «Шат-паньчасика» Притхуяшаса, сына Варахамихиры; «Прашна Марга», детальное и сложное исследование, написанное анонимным джйотиши; и «Прашна Тантра», прославленный труд Нилакантхи, астролога, работавшего в традициях таджика-джйотиша.

Элективная астрология (мухурта)

Джиотиш почитался как «зеница Веды» — в частности, потому, что с ее помощью наши древние предки могли «увидеть» тот астрономический момент, в который следует исполнять религиозные и социальные ритуалы. Давно известно, что результаты наших действий зависят от конфигурации планет в то время, когда они были совершены, причем особенно важен момент, на который пришлось начало действия. Было очень важно уметь заранее оценить результативность действий, предпринятых в тот или иной момент. Должно быть, именно это и сделало мухурту (одна мухурта изначально обозначала интервал времени в 48 минут), она же элективная астрология, или астрология выбора, первым систематически развиваемым разделом Джйотиша. Литература по этой тематике не столь обширна, как в области джатаки и прашны, но это отчасти связано с ее краткостью и немногословием. Образцовой работой считается «Калапракашика» Нарасимхи. Многое в этой традиции сохраняется в устной передаче и лишь в самое последнее время кое-какие материалы понемногу готовятся к печати.

Интерпретация знамений (нимитта)

Читать предзнаменования означает читать Книгу Природы — книгу, написанную на языке событий. Тексты «Самхита скандхи» посвящены, главным образом, интерпретации таких нециклических знамений, как полеты птиц, особые знаки, увиденные и услышанные в пути, горение ламповых фитилей и появление в небе метеоров. Среди бессчетного множества природных знамений лишь знаки астрономического характера являются предсказуемыми.

Глубокое понимание и интерпретация предзнаменований требуют высочайшего развития интуиции. Развить такие способности практически невозможно без прямых наставлений от квалифицированного толкователя знамений, что и делает нимитту более других ветвей Джйотиша зависимой от устной традиции. Тем не менее отдельные фрагменты, посвященные этой теме, можно найти в ряде классических работ, наиболее известная из которых — «Брихат самхита» Варахамихиры.

Авторы: Харт Дефау, Роберт Свобода
Источник: книга «Джйотиш. Введение в индийскую астрологию»

Это может быть вам интересно
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments