Тридоша и 5 первоэлементов

Пять Великих Элементов | Тридоша

Пять Великих Элементов

Точно также, как наши тела образованы триллионами самостоятельных клеток, мы сами являемся клетками вселенского организма. Каждый из нас, людей, подобно нашим клеткам, обладает индивидуальным существованием, однако никто из нас не является достаточно «свободным» для того, чтобы жить, не завися от целого. По сути, все, что существует во внешней Вселенной, имеет своего двойника во внутренней Вселенной человеческой личности. Каждая космическая сила представлена в ней в видоизмененной форме. Поток питательных веществ, проникающий в клетки тела и извергаемый ими, является аналогом непрерывного потока питательных веществ и продуктов их переработки, втекающего в растения, животные и человеческие организмы и извергаемого ими.

И потому не существует принципиального различия между, скажем, приготовлением пищи в кастрюле на плите и приготовлением пищи в желудке на внутреннем пищеварительном огне. В обоих случаях для облегчения усвоения пищи используется тепло. Во внешней плите используется пламя, во внутренней — кислоты и ферменты, однако принцип остается единым.

Для объяснения того, как связаны внутренние и внешние силы, риши использовали теорию Пяти Великих Элементов (которые правильнее было бы называть Пятью Великими Принципами Материального Существования). Вот эти Пять Великих Элементов:

  • Земля — твердое состояние материи, основным атрибутом которого является стабильность, закрепленность или жесткость. Земля — это устойчивая субстанция.
  • Вода — жидкое состояние материи, ее основной атрибут — текучесть. Вода — это субстанция, лишенная устойчивости.
  • Огонь — сила, которая преобразует вещество из твердого состояния в жидкое и затем в газообразное, и наоборот, увеличивая либо уменьшая относительную упорядоченность вещества. Огонь — это форма без субстанции; его основной атрибут — превращение.
  • Воздух — газообразное состояние материи, основным атрибутом которого является подвижность, или динамика. Воздух — это существование без формы.
  • Пространство — это поле, из которого все проявляется и в которое все возвращается; это пространство, в котором все происходит. Пространство (именуемое также эфиром) не имеет физического существования; оно существует лишь как расстояние, разделяющее материальные объекты.

Тридоша

Эти 5 элементов сосредоточиваются в 3-х дошах: вата, питта и капха, которые, по существу, являются воздухом, огнем и водой соответственно.

  • Вата, начало кинетической энергии тела, связана главным образом с нервной системой и управляет всеми движениями тела.
  • Питта отвечает за равновесие кинетической и потенциальной энергий тела. Все связанные с питтой процессы подразумевают переваривание, или «приготовление», пищи, даже если речь идет о приготовлении мыслей, образующих порождаемые умом теории. Главная сфера деятельности питты — это ферментативная и эндокринная системы.
  • Капха, начало потенциальной энергии, управляет стабильностью тела и его жидкостей. Сферой действия капхи являются ткани тела и отходы его жизнедеятельности, движением которых ведает вата.

На клеточном уровне:

  • Вата вводит в клетки питательные вещества и выводит из них отходы.
  • Питта осуществляет переваривание питательных веществ и обеспечение энергией клеточных процессов.
  • Капха управляет структурой клетки.

В процессе пищеварения:

  • Вата пережевывает и заглатывает пищу.
  • Питта ее переваривает, вата усваивает питательные вещества и избавляется от отходов.
  • Капха управляет секреторными выделениями, обеспечивающими «смазку» и защиту органов пищеварения.

В умственной деятельности:

  • Вата занимается извлечением из памяти информации для ее сравнения с новой.
  • Питта осуществляет обработку новой информации и получение выводов, которые вата затем заносит в память в качестве самых свежих воспоминаний.
  • Капха поддерживает стабильность, необходимую уму для того, чтобы удерживать текущую мысль.

Эти 3 доши суть силы, а не субстанции:

  • Вата не есть газ, однако усиление ваты приводит к увеличению образования газов.
  • Питта не есть желчь, она — сила, которая обеспечивает порождение желчи.
  • Капха сама по себе не является слизью, она — сила, которая, проецируясь в тело, обеспечивает возникновение слизи.

Вата, питта и капха называются дошами, поскольку слово «доша» означает «сущность, которая может разладиться». Когда равновесие между ватой, питтой и капхой нарушается, его утрачивает и организм.

  • Воздух и пространство образуют вату. Воздух, подобно ветру во внешней Вселенной, способен свободно перемещаться по телу, лишь когда на его пути не возникает препятствий. Ваш дом надежно защищает вас от ветра, если только ветер этот не становится настолько сильным, что рушит стены вашего дома. Подобным же образом недостаток пустого пространства препятствует правильному движению воздуха, если только воздух не накапливает силы, достаточной для того, чтобы, сокрушив препятствия, проложить себе свободный путь. Пространство всегда инертно, воздух всегда подвижен. Воздух неизменно стремится к расширению, свободному от ограничений. Если эта тенденция становится слишком сильной, разрушаются все ограничивающие структуры, как это происходит, например, при спонтанных переломах тазобедренных суставов, ослабленных остеопорозом. Избыток пустого пространства и недостаток силы движения приводят к застою, имеющему вредоносные последствия для здоровья. Одним примером такого состояния является эмфизема, другим — запор того типа, который развивается вследствие злоупотребления клизмами или средствами для опорожнения толстой кишки. Только здоровая вата способна поддерживать в равновесии воздух и пространство, предоставляя воздуху должное количество пространства, в котором он может двигаться.
  • Питта, огненное начало, ассоциируется и с огнем, и с водой. В то время как вода и земля предпочитают игнорировать друг друга, а при смешивании остаются пассивными, огонь и вода — вечные противники. При всякой попытке соединить огонь и воду верх неизменно берет одно из этих начал. Если огня больше, чем воды, огонь выпаривает воду; если воды больше, чем огня, вода, даже доведенная до кипения, заливает огонь. Задача питты состоит как раз в том, чтобы принудить эту враждующую пару к сотрудничеству. Весь телесный «огонь» содержится в воде. Желудочный сок, например, представляет собой очень сильную кислоту (pH=2). Она выжигает все, с чем соприкасается,- в точности как открытое пламя или разряд молнии. Кислота — это огонь, содержащийся в воде. Когда в этой смеси преобладает огонь, он выжигает содержащиеся в воде естественные средства своего сдерживания. Если это происходит в желудке, возникает язва желудка. Когда же преобладает вода, она гасит огонь, порождая несварение. Только посредничество здоровой питты и позволяет поддерживать этот далеко не безмятежный союз между огнем и водой.
  • Капха, водная доша, обычно ассоциируется с элементами воды и земли, которым в действительности не свойственно взаимное влечение. Если, к примеру, вы станете сыпать песок в воду, он упадет на дно сосуда и останется там. Сколько бы вы ни усердствовали, песок будет оставаться во взвешенном состоянии лишь то время, пока вы перемешиваете воду. Капха заставляет воду и землю, которые в ином случае не стали бы взаимодействовать друг с другом, вступать в должные сочетания и сохранять взаимно удобное для них равновесие. Капха — это та сила, которую природа дала нам, чтобы поддерживать в организме должную пропорцию элемента земли (твердых веществ) и элемента воды (жидкостей). Как только тело обретает излишнюю твердость, обязательно возникают проблемы. Возьмем, к примеру, почечные и желчные камни. Это сгущения земли, в которых слишком мало воды для того, чтобы они могли течь. Точно так же, при избытке в организме воды и недостатке земли возникают нарушения вроде отека или водянки. Вода и земля сохраняют равновесие только при условии, что капха сбалансирована.

В основе своей Аюрведа — это медицинская система, основанная на качественных оценках. Все объекты во Вселенной, не являющиеся частью нас самих, взаимодействуют со своими двойниками внутри нас благодаря общности присущих им качеств. Эти качества, которыми обладают всякая поглощаемая нами субстанция и всякое осуществляемое нами действие, могут также использоваться для усиления или, напротив, для смягчения природных качеств, или атрибутов, 3-х дош. Они таковы:

ватапиттакапха
сухая маслянистая маслянистая
холодная горячая холодная
легкая легкая тяжелая
изменчивая напряженная устойчивая
подвижная текучая вязкая
разреженная зловонная плотная
грубая жидкая гладкая
  • Вата обладает всеми теми качествами, которые обычно ассоциируются с воздухом. Она сушит — в точности так же, как даже легкий, влажный ветерок со временем высушивает развешенные на веревках одежды. Она охлаждает — так же, как даже горячий ветер может охлаждать тело за счет испарения воды с кожи. Она огрубляет — подобно тому, как дующие в пустыне ветра делают шершавой и неровной поверхность пустынных скал и холмов. Она неустойчива и переменчива, для нее характерны дуновения и порывы, но не постоянство течения. Ветер не груб сам по себе, равно как ему не нужно быть сухим или холодным, чтобы сушить и охлаждать. Его прирожденные качества берут верх над качествами, заимствованными у окружающей среды.
  • Подобным же образом и воздействия Питты определяются ее врожденными характеристиками. Она масляниста не потому, что маслянист огонь, но потому, что масла и жиры ярко сгорают в огне. Подобно огню, она горяча, энергична, легка, а ее текучесть и жидкий характер порождаются тем, что она — огонь, содержащийся в воде. Благодаря текучести она поглощает и пожирает пищу, а затем переваривает и преобразовывает ее.
  • Капха обладает всеми свойствами слизи. Она вязкая, что делает ее движение замедленным. Кроме того, она прохладная, тяжелая, мутная, плотная, гладкая, липкая и вялая — все эти качества мы связываем с грязью, субстанцией Земли, взвешенной в воде. Характерным примером пищи, относящейся к типу капхи, является йогурт, поскольку он обладает всеми этими атрибутами.

Отметим, что:

  • И питта, и капха маслянисты, а вата суха; стало быть, сухость является отличительной характеристикой ваты. Сухость возникает в теле или в уме только тогда, когда образуется избыток ваты. Сухость является побочным продуктом движения, которое представляет собой физиологическую функцию ваты. Неровность избыточной сухости привносит в тело и ум неравномерность.
  • И вата, и капха прохладны, питта же горяча; таким образом, жар является отличительной характеристикой питты. Жар возникает в теле или в уме только тогда, когда нарушена питта. Жар является побочным продуктом преобразования, которое является физиологической функцией питты. Напряженность избыточного жара создает в теле и в уме раздражимость.
  • И вата, и питта легки, а капха тяжела, стало быть, тяжесть является отличительной характеристикой капхи. Тяжесть возникает в теле или в уме, только когда нарушена капха. Тяжесть представляет собой побочный продукт устойчивости, которая является физиологической функцией капхи. Вязкость избыточной тяжести привносит в тело и ум медлительность.

Каждая доша, в силу присущих ей качеств, обладает отчетливым сродством с определенными органами тела. Все доши присутствуют в любой клетке, поскольку жизнь без них невозможна, но при этом они имеют тенденцию скапливаться в определенных местах:

Вата и капха почти полностью противоположны друг другу по свойствам. Капха, представляющая все потенциальные энергии тела, делает возможным накопление энергии. Вата, представляющая все кинетические энергии тела, обеспечивает высвобождение накопляемой энергии. Вата способствует изменениям, однако чрезмерные изменения могут привести к гиперстимуляции. Капха способствует застою, однако чрезмерный застой может привести к вялости. За уравновешивание двух этих диаметрально противоположных сил отвечает Питта.

Вата и капха скапливаются вблизи друг друга по причинам практического характера. Сердце и легкие находятся в непрерывном движении и, стало быть, требуют постоянной смазки. Движение обеспечивается ватой, смазка — капхой. Избыток движения исчерпывает запасы смазки; избыток смазки приводит к тому, что работающий механизм начинает заедать. В суставах смазку и защиту обеспечивает синовиальная жидкость. Головной мозг и спинной мозг, все движение которых сводится к нервным импульсам, плавают в спинномозговой жидкости. Слизь защищает стенки кишечника по всей его длине и делает возможным беспрепятственное прохождение пищи. Движение, стабильность и уравновешивающая их сила — это и есть вата, капха и питта.

Вата, питта и капха необходимы для жизни, однако они могут принести и большой вред, если позволить им выйти из гармонии между собой. Подобная их двуликость обусловлена тем, что они являются дошами, то есть «сущностями, которые могут выйти из равновесия». Строго говоря, они в этом не виноваты — уж слишком сложную работу им приходится выполнять:

  • Вата вынуждена использовать безразличное пространство в своих попытках управлять своенравным воздухом.
  • Питта должна побеждать естественную враждебность, которую питают друг к другу вода и огонь.
  • Капха должна преодолевать взаимное безразличие воды и земли и заставлять их трудиться вместе.

Учитывая, насколько сложны эти задачи, остается лишь удивляться тому, что дошам вообще удается так хорошо выполнять свою работу.

Поскольку у дош такая высокая реактивность, тело не может себе позволить сохранять их внутри себя долгое время — подобно тому, как непозволительно хранение радиоактивных отходов на атомной электростанции. Поэтому в процессе выполнения ими своих функций организм время от времени исторгает их из себя:

  • Вата выводится в виде газа и мускульной и нервной энергии.
  • Питта — в виде кислот и желчи.
  • Капха непрерывно выводится из тела в виде слизистых выделений.

Автор: Роберт Свобода
Источник: книга «Пракрити. Ваша аюрведическая конституция»

Это может быть вам интересно
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments
0
Будьте добры, поделитесь своими мыслями.x
()
x