Изучение сознания - цель человеческой жизни

Физическая вселенная происходит из 5 элементов. Но откуда берутся сами эти элементы? Согласно Аюрведе, источник всего сущего – и всего известного нам в этом мире, и того, о чем мы не имеем ни малейшего понятия,- есть незримое, вездесущее и безграничное чистое сознание. Это – высшая реальность, и всякая система знаний, с аюрведической точки зрения, неполна, если в ней не отводится место изучению сознания.

Более того, неполна и всякая индивидуальная жизнь, если в ней не нашлось места непосредственному восприятию этого основообразующего источника. Таким образом, сознание – это не только источник всего сущего, но и цель познания и опыта, а значит – цель человеческой жизни.

Высшее стремление Аюрведы – вручить всем и каждому средство для достижения этой цели, которая также представляет собой сущность абсолютной красоты. Это представление о сознании как источнике всего мироздания и опыта – самый важный принцип Аюрведы.

Однако в западной культуре термин «сознание» используется чересчур вольно и многие люди заблуждаются относительно его истинного значения. Поэтому сначала мы объясним, в каком именно смысле употребляется это слово в нашей статье. Мы рассмотрим это понятие с 3-х точек зрения:

Сознание с точки зрения обыденного опыта
Сознание с точки зрения опыта древних риши
Сознание в свете представлений современной квантовой физики

Сознание и личность 

Чтобы прикоснуться к сознанию непосредственно, на личном опыте, необходимо обратиться к самым истокам мышления.

В обычном своем состоянии мы не замечаем его, поскольку наше внимание поглощено всевозможными мыслями, впечатлениями и чувствами. Оно притягивается то к птице на ветке за окном, то к симпатичному прохожему на улице. До нашего слуха долетает звук – и мы регистрируем это ощущение. Мы вовлекаемся в беседу или погружаемся в мир воспоминаний и грез.

Иногда мы влюбляемся и «теряемся» в другом человеке – предмете нашей любви. Но в действительности, мы никогда не исчезаем. Мы по-прежнему здесь. Мы следуем своему распорядку дня и какая-то часть нас всегда остается неизменной. Какие бы перемены ни совершались вокруг, по-прежнему существует то незримое русло, в которое вливается поток событий и который связывает все разрозненные эпизоды в единый опыт, о котором мы говорим: «это наша жизнь».

Эта непрерывная составляющая бытия «вечная» частица вечно сущего и вечно меняющегося потока – и есть то, что мы называем «сознанием».

Конечно, чистое сознание есть чистая абстракция. Однако мы соприкасаемся с ним гораздо чаще, чем может показаться на первый взгляд.

Сознание в буквальном понимании – это то, чем отличается наше чувство «я» в состоянии глубокого сна (в котором, разумеется, никакого чувства «я» нет) от чувства «я» в состоянии полного бодрствования.

Непосредственно ощутить «вкус» сознания можно в тот неуловимый просвет между сном и пробуждением, в миг, когда на смену сну является первый проблеск сознательной мысли. Это и есть опыт внутреннего пробуждения, или освобожденного внимания, не ограниченный каким бы то ни было объектом восприятия. Это состояние чистого осознавания, в котором наш ум признает собственную безграничность и вспоминает: «Я есмь».

Иными словами, когда внимание ничем не поглощено, субъект осознавания просто-напросто осознает самого себя. Вот почему древние мудрецы также именовали сознание «Чистым Существованием», «Чистым Бытием» или просто «Я».

Разумеется, сознание лежит в основе не только первой мысли нового дня, но и всей мыслительной деятельности, всех восприятий и ощущений – и осознанных, и подсознательных, и бессознательных. Поэтому мы можем соприкасаться с ним и в тех просветах, тех мгновениях внутреннего безмолвия, которыми отделены друг от друга все без исключения импульсы наших мыслей.

Медитация дает возможность целенаправленно «проскальзывать» в этот просвет и переживать опыт абсолютного внутреннего безмолвия непосредственно и систематически.

Как источник всей материи и энергии, сознание является также источником разума вселенной – той упорядоченности и регулярности, которые отличают великое здание космоса. Следовательно, непосредственное соприкосновение с сознанием в процессе медитации – это путь к воссоединению нашего собственного разума с организующей силой природы. Естественно, возникает вопрос: если сознание – это основа всего сущего и если оно присутствует в нас постоянно, то почему же мы не замечаем его или почти не замечаем? Почему для того, чтобы соприкоснуться с ним, необходимо войти в какое-то особое состояние? Аюрведа дает ответ и на этот вопрос.

В повседневной жизни, как уже говорилось, Я скрыто от нашего восприятия бесконечным потоком мыслеобразов примерно так же, как в кинозале белый свет проектора скрывается потоком картинок, сменяющихся на экране.

Посредством органов чувств мы постоянно проецируем свое сознание (свой внутренний «свет») вовне. В результате наше внимание фокусируется на внешних предметах и событиях и мы перестаем воспринимать чистое Бытие.

Но жизнь без сознания была бы так же невозможна, как кино – без света. Однако и в том, и в другом случае источник реальности в буквальном смысле слова заслоняется объектом восприятия. Мы упускаем из виду ту неоценимо важную роль, которую играет в нашей жизни сознание, потому что нам «загораживают обзор» бесчисленные частные виды, звуки, запахи, вкусы и тактильные ощущения. Эти частные впечатления захватывают и удерживают наше внимание до тех пор, пока мы только проецируем его вовне, не направляя внутрь. Безграничную сущность Я мы теряем из-за мысли!

В Аюрведе этот феномен обозначается словом «праджнапарада» – «заблуждение ума». В самом деле, даже простой здравый смысл подсказывает нам, что конечное не может заслонить бесконечность. Об этом даже подумать смешно – сразу представляется малыш, который спрятал лицо в ладошках и думает, что стал невидимым. Однако мы принимаем точно такую же иллюзию за реальность и в результате «забываем» свое Я.

Впрочем, иллюзия эта не сводится к простой логической ошибке или неверному суждению: поддаваясь ей, мы утрачиваем самый ум, или то, что Фроули называет «природной мудростью».

Аюрведа утверждает, что всякий дисбаланс – всякое недомогание или расстройство – есть не что иное, как утрата природной мудрости, а природная мудрость – это неотъемлемая часть сознания. Аюрведическая терапия направлена на то, чтобы освободить ум от «заблуждения», пробудив его к осознанию безграничной ценности сознательного бытия и гармонизировав образ жизни человека с разумом его тела. Наука о том, как достичь этой цели, берет свое начало в Веде. 

Сознание и Веда

«Веда» – это санскритское слово, означающее «знание». Но, хотя ведические тексты и повествуют об Аюрведе, саму Веду полностью изложить в какой-либо книге невозможно, потому что Веда – это не то знание, которое вмещается в цифры, факты и идеи. Это знание, полученное путем непосредственного восприятия абстрактного и всеохватывающего поля сознания. Веда – это чистое знание.

Риши, люди, достигшие в глубокой древности самореализации, смогли воспринять чистое сознание не только в форме своего личного «тонкого» осознания, но и как сущность всей окружающей их вселенной. Эти великие провидцы вошли в состояние единства. Единство пронизывало все их мысли, ощущения и действия; между их индивидуальной природой и Природой всего сущего не осталось преград. Это сознание единства – подоплека часто цитируемого высказывания из Вед: «Я – To, ты – То, все это – То» («То» в этой фразе означает сознание).

Это высказывание является глубоко личным, поскольку риши говорили на основании своего непосредственного опыта. Они воспринимали все творение как безграничное целое, неотделимое от их собственного Бытия.

И поскольку ни одна часть вселенной не может существовать вне этого целого (то есть за пределами объединяющего сознания), то во всей вселенной не было такой вещи, которая осталась бы непознаваемой для этих просветленных провидцев.

Личное сознание риши непоколебимо утвердилось в это возвышенном состоянии, и потому они могли познавать абстрактные законы природы – структуры ума, существующие в поле чистого сознания, лежащие в основе вселенной и придающие ей направленность и упорядоченность. Под вселенной здесь понимается все сущее – от самых устойчивых форм материи до самых неуловимых форм энергии, включая и мимолетные мысли, и неизгладимые воспоминания человеческого ума. Прозрения риши изложены в священных индийских текстах, именуемых Ведами. Веды сами по себе составляют, если можно так выразиться, формулу развертывающего сознания от непроявленной формы через все слои творения.

Как разум, структурирующий человеческую жизнь, закодирован в цепочке ДНК, так совокупный разум вселенной закодирован в Ведах. Впрочем, проникнуть в высшую «тайну» творения посредством объективного анализа невозможно, поскольку сознание само по себе ее чистая субъективность – сущность «я есмь». Поэтому, чтобы расшифровать ведический код, мы должны, подобно древним риши, выйти за пределы интеллекта, ума и эго и устремиться непосредственно к источнику этого кода источнику, из которого происходим и мы сами,- то есть к сознанию.

Истину эту, судя по всему, подтверждает квантовая физика – наука, изучающая жизнь и поведение фундаментальных частиц материи. Чем дальше мы отходим от объективных методов современной науки и чем ближе подступаем к непосредственно познанию того, из чего состоит мир, тем больше мы находим свидетельств в пользу того, что «состоит» он из сознания.

Недостающий фрагмент мозаики, которую пытается сложить западная наука – ответ на вопрос о том, как абстрактный «ум» может влиять на физическую материю или превращаться в нее,- содержится в Ведах.

Сознание и квантовое поле

Квантовая физика – это область физики, зародившаяся в начале XX века, великое детище целой плеяды великих умов, в числе которых были Эйнштейн, Гейзенберг, Макс Планк.

В противоположность ньютоновской классической механике (описывающей движение тел в макромире), квантовая физика описывает взаимодействие силы и материи в мире элементарных частиц: электронов, протонов, нейтронов, кварков, бозонов и др.,- по сравнению с которыми даже атом кажется исполином.

Чтобы составить представление о масштабах микромира, задумайтесь над тем фактом, что квантовая частица может в миллионы раз быть меньше одного-единственного атома,- а на расстоянии, равном толщине одной страницы любой книги, умещается несколько миллионов атомов. Что же касается сил, действующих в микромире, то скажем лишь, что сила взаимодействия между элементарными частицами может превосходить силу гравитации во много миллиардов раз. Очевидно, что в повседневной жизни мы с этим миром не сталкиваемся.

В микромире законы Ньютона – законы мира, доступного нашим телам,- не действуют. В мире квантов мы не смогли бы сыграть в бильярд: там нет твердых тел, есть только сгустки энергии – короткоживущие кванты. Иногда они ведут себя как частицы, а иногда как волны, о чем свидетельствует открытие де Бройлем универсальности корпускулярно-волнового дуализма. Поле квантов – это энергетическое поле, составляющее основу вселенной, непроявленный и вездесущий континуум, из которого эти кванты рождаются и в котором исчезают вновь. Это источник всей энергии, разума и материи во вселенной. Мы назвали его «виртуальным» полем, потому что зарегистрировать его непосредственно при помощи органов чувств или какими-либо техническими средствами невозможно. Физики «наблюдают» его, анализируя полученные в специальных экспериментах определенные эффекты.

За последние полвека ученые совершили множество важных открытий, касающихся поведения квантов. Однако в контексте нашего повествования об Аюрведе и сознании самым важным остается открытие Гейзенберга, совершенное еще в 1927 году,- принцип неопределенности, гласящий, что, измеряя (то есть, по существу, воспринимая) события, происходящие в квантовом мире, мы оказываем воздействие на результаты этих событий. «Принцип неопределенности повлек за собой глубокие перемены в нашем мировоззрении»,- пишет известный физик Стивен Хокинг об этом отбытии, демонстрирующем влияние сознания на физические феномены.

Даже сейчас, по прошествии 50 с лишним лет, многие философы еще не вполне оценили его значение, и по-прежнему эта тема остается предметом разногласий и споров. А физик и философ Дэвид Бом сформулировал эту проблему западной науки следующим образом: «Вопрос в том, является ли материя грубой и механистичной или же постепенно становится все тоньше и тоньше и в конце концов оказывается неотличимой от того, что люди когда-то назвали “умом”».

Разумеется, для знатока ведической мудрости ответ на этот вопрос очевиден и сомнений не вызывает. Поле чистого сознания тождественно квантовому полю: это – фундаментальная реальность, из которой рождается жизнь. Это виртуальное поле – источник сил и ума природы. Его называют «обителью закона природы» и «полем всех возможностей». В устах риши такие выражения – не гипербола, а простая истина. Когда мы полностью раскрываем потенциал сознания, не остается ничего невозможного.

Именно с этой истиной, судя по всему, столкнулась наконец и современная наука. В своей погоне за основным «кирпичиком» материи физики пронеслись следом за теориями Эйнштейна через весь ньютоновский мир – и провалились в кроличью нору, чтобы приземлиться в квантовой стране чудес.

Там они обнаружили, к примеру, такие элементарные частицы, которые способны беспрепятственно проходить сквозь твердое тело, словно привидение сквозь стену.

Обнаружили они и эквивалент телепатии на квантовом уровне, выяснив, что 2 частицы, находящиеся друг от друга на огромном расстоянии, могут одновременно реагировать на воздействие, которому подвергается только одна из них.

А в мае 1996 года газета «Нью-Йорк Таймс» сообщила, что физики из Национального института стандартов и технологии в Боулдере (Колорадо) «доказали, что целый атом может одновременно существовать в 2-х местах, удаленных друг от друга на значительное расстояние». Так наука превзошла научную фантастику, поместив один объект в 2 места одновременно и даже, как пишет «Таймс», сняв фильм об этом процессе!

Очевидно, что чем глубже физики проникают во вселенную микрочастиц, тем «страныше и страньше», как говорила Алиса, становится наш мир. Знатоки Вед, уже овладевшие «полем всех возможностей», знают, что в один прекрасный день их современные коллеги исчерпают пределы объективного анализа и возвратятся к древней ведической мудрости, гласящей, что фундаментальная составляющая вселенной находится отнюдь не вне нас, а в глубине нашего собственного сознания.

Автор: Пратима Райчур
Источник: книга «Абсолютная красота. Сияющая кожа и внутренняя гармония: древние тайны Аюрведы»

Это может быть вам интересно
Подписаться
Уведомление о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии