Джйотиш - росток вечной религии, основанный на наблюдениях

Вечная религия | Миф и наблюдение

Вечная религия

Веды, существовавшие неизменными на протяжении тысячелетий с момента их возникновения до наших дней, в свою очередь являются наследием еще более древней традиции, сложившейся за много веков до появления самих Вед в том виде, в каком мы их знаем сегодня. Дело в том, что люди с ходом времени изменялись, становясь не столь восприимчивыми к ведическим гимнам, как ранее; иначе говоря, связь между человеком и гимнами со временем ослабла, и тогда на смену ей пришли новые формы священного знания, ведущие происхождение все от тех же ведических корней. Философские и религиозные взгляды, вошедшие в индийскую культуру вместе с Ведами, обильно удобренные самыми разнообразными влияниями, как местными, так и привнесенными извне, вызвали к жизни обильный рост духовных, этических и религиозных побегов, которые, вместе взятые, и составляют то, что принято у нас обозначать обобщающим термином «индуизм».

Иногда Джйотиш называют «индийской астрологией», но этот термин не вполне точен, так как в числе приверженцев этой науки не только индуисты, но и лица других вероисповеданий: буддисты, сикхи и джайны, мусульмане и христиане, живущие в Индии и других странах мира. Джйотиш, пожалуй, можно считать «индуистской астрологией» только в том смысле, что он возник как один из множества ростков Индуизма, который иногда называют «санатана-дхармой», или «вечной религией». Санатана-дхарма вечна потому, что она пускает мощные юные ростки всякий раз, когда кто-нибудь из святых или провидцев, один из тех, кто, собственно, и является создателями этого вечно молодого учения, получает новое вдохновляющее откровение от Единой Абсолютной Реальности. За тысячелетия своего существования Вечная религия породила колоссальное множество частных религиозно-философских учений и сект, божеств, ритуалов и концепций Высшего Бытия, многие из которых совпадают, по сути, только в одном: в признании ими высшего принципа Единства Реальности. Мудрецы-«видящие», непрерывно вдохновляемые джйотир-видьей, ввели в употребление множество различных методов, высшая и единая цель которых – исследование и описание этой Единой Реальности, и сам Джйотиш возник как результат их вдохновенного творчества.

В самой структуре религии содержится в закодированном виде божественное знание, и, какие бы новации ни привносились в нее с ходом истории, структура эта всякий раз оказывается точным отражением Реальности. На протяжении всей истории Индии многие секты и религиозно-политические движения заявляли, будто бы они одни сохранили «истинную традицию» или являются единственными обладателями «нового откровения». Каждое из таких движений вносило свой вклад в жизненность Вечной религии, но, принижая или подавляя другие верования, отличные от своего собственного, они теряли ту широту видения, которая составляет наиболее ценное качество Вечной религии. Так же точно и Джйотиш постоянно развивался благодаря стараниям всех тех джйотиши, которые, черпая вдохновение из джйотир-видьи, обогащали ее новыми принципами интерпретации. Однако те джйотиши, кто уверяет, что только их собственный стиль работы «хорош для сего дня и века», как это ни парадоксально, лишают самих себя вдохновляющего импульса со стороны джйотир-видьи, ибо цветы джйотир-видьи расцветают не по нашему желанию, а лишь по ее собственной благодатной воле.

Миф и наблюдение

Хотя джйотир-видья сегодня – это таже самая джйотир-видья, что захватывала и вдохновляла джйотиши ведической эры, теперь уже никто в точности не знает, какой была астрология в те далекие времена. Ведь если средневековые методы вычисления существенно отличались от тех, которые используются в современной Индии, то первоначальные методы вычислений тоже могли отличаться как от первых, так и от вторых. Вероятно, то же самое можно сказать и о принципах интерпретации, что, между прочим, является одной из многих причин, по которым мы считаем термин «ведическая астрология» не самым удачным синонимом слова «джйотиш».

Можно с большой уверенностью утверждать, что ведическая астрология в гораздо большей степени основывалась на данных непосредственного наблюдения, нежели на вычислениях. Сведения о положениях планет дополнялись оценкой их качеств: например, было подмечено, что полная Луна, если ее свет имеет голубоватый оттенок, влияет на Землю иначе, чем когда оттенок у нее красноватый, или с примесью черного, или чисто белый. Сегодня, рассуждая, к примеру, о Венере в Скорпионе, мало кто вспоминает о том, что прохождение Венеры через пасть Скорпиона могло означать для древних звездочетов совсем не то же самое, что Венера, идущая по хвосту Скорпиона. Или возьмем накшатру (ведическое созвездие) Рохини, входящую в состав созвездия Тельца и напоминающую, как считали древние, маленькую повозку или тележку. Многие санскритские тексты, даже весьма далекие от тематики Джйотиша, упоминают о том, что, когда Сатурн проходит через «повозку Рохини» насквозь (а не рядом с ней, как обычно), вслед за этим приходят жестокий голод и другие бедствия.

Одно из санскритских наименований Венеры – шукра, что означает «белая». Венера и в самом деле представляет собой белый, ярко светящийся небесный объект, второй по яркости на ночном небосклоне после Луны. Яркость Венеры столь велика, что ее можно разглядеть в небе даже днем, если хорошо знать, куда именно следует смотреть. Но слово «шукра» имеет и другое значение – «семя» или «сперма». Подобно тому как Венера – самая яркая (а значит, и самая сильная) планета, так и семенная жидкость есть самая сильная (так сказать, самая «яркая») субстанция в мужском теле. Люди бывают наиболее любвеобильны именно в то время, когда Венера ярко сияет на небе: либо в начале ночи, когда они отправляются спать, либо ранним утром, сразу после пробуждения (наивысший уровень тестостерона в организме мужчины в течение суток отмечается около 4 часов утра).

С мифологической точки зрения божество, играющее роль Венеры в космической драме Джйотиша, обладает способностью, которой не может похвастаться ни один другой из числа небожителей,- возвращать мертвых к жизни. Такая способность была ему дарована вслед за тем, как божество это было проглочено богом Шивой и провело 100 «божественных лет» (огромный промежуток времени!) в его чреве. Венера умирает и возрождается во многих культурах, в том числе в шумерской (где она зовется Инанна) и культуре майя (Кецалькоатль, Пернатый Змей Неба). Если последовательно, одно за другим, отмечать все места восхода и захода Венеры на горизонте, можно заметить, что этими точками она рисует в небе очертания змеи,- это Змея смерти и возрождения, которую тантрическая традиция называет Кундалини Шакти. Вот одна из причин, по которым Венера считается сигнификатором тантрического ритуала в гороскопе.

Этот миф о смерти и возрождении возник из астрономических наблюдений. Цикл видимости Венеры составляет 584 дня, в течение которых она является либо Утренней, либо Вечерней звездой. В промежутках между 2-мя периодами видимости, каждый из которых продолжается в среднем 263 дня, существуют 2 периода невидимости, во время которых Венера соединена с Солнцем. Когда Венера, как Вечерняя звезда, приближается к своему соединению с Солнцем, она начинает «заходить», то есть опускается с каждой ночью все ниже и ниже, пока не наступит та роковая ночь, когда она вовсе не взойдет, как бы «проглоченная» Солнцем, которое может быть в этом случае отождествлено с богом Шивой. Ведь и Солнце, и Шива представляют собой Мировой Дух.

Когда после периода невидимости (2 недели или немного меньше) Венера вновь появляется на небе, она становится яркой Утренней звездой, Вестником Души, на следующие 263 дня. Затем она вновь «погружается» в соединение с Солнцем, на сей раз приблизительно на 7 недель, после чего вновь появляется в виде Вечерней звезды. Однажды, в древние времена, какой-то внимательный наблюдатель неба подметил, что период чередования 2-х звезд, Утренней и Вечерней, почти в точности равняется средней продолжительности человеческой беременности (примерно 265 дней) – достаточное время для того, чтобы убитый герой успел умереть и быть повторно рожденным,- все необходимые элементы мифической темы «смерть и возрождение» были на месте, с готовностью ожидая, чтобы их кто-то связал в единый сюжет.

Из-за столь частых изменений своих качеств Венера рассматривается как неустойчивая, непостоянная планета, так же как Меркурий и Луна, 2 другие весьма изменчивые планеты. Сатурн же, например, является самой медленной из планет, так как находится дальше всех остальных планет от Солнца, и многие из его основных качеств выводятся из этой особенности его положения: в силу своей удаленности он самый одинокий из всех, самый холодный, самый темный («темен ликом») и самый мрачный («темен» темпераментом). Ему дано прозвище «Хромой» за то, что он очень медленно движется. Сатурн склонен производить отсроченные по времени и четко очерченные результаты, проявляя эти свои качества в тех сферах жизни, на которые указывает его расположение в гороскопе.

Авторы: Харт Дефау, Роберт Свобода
Источник: книга «Джйотиш. Введение в индийскую астрологию»

Это может быть вам интересно
Подписаться
Уведомление о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии