День святого Георгия Победоносца

Георгий Победоносец (Святой Георгий, Георгий Лиддийкий, Георгий Каппадокийский) – святой в христианском учении, великомученик, наиболее почитаем в своем имени. Погиб в 303 (304) году (период правления Диоклетиана, императора Рима) – после 8 дней непрерывных мучений был обезглавлен.

Житие

Греческие сказания
Георгий родился в III веке в палестинском городе Лидда, в семье христиан. Повзрослев, он вступил на военную службу. Благодаря своему острому уму и могучему телосложению он сделал военную карьеру и в короткие сроки достиг звания тысяченачальника, то есть полковника. Он был фаворитом императора Рима, и вскоре после того, как его произвели в тысяченачальники, Георгию было предложено возглавить охрану августейшей особы.

Мать Георгия умерла, когда юноше было 20 лет, от нее ему досталось богатое наследство. Георгий хотел отличиться службой при императоре, но этому помешали начавшиеся преследования христиан, которые застали будущего великомученика в Никодимии. Услышав о гонениях на единоверцев, Георгий раздал все свое имущество бедноте, явился к императору и во всеуслышание объявил о своей вере во Христа. По приказу императора он был схвачен и подвергнут пыткам.

На первый же день его заключения произошло чудо: когда Георгия загоняли в темницу при помощи тяжелых кольев, один из них сломался, словно веточка, не нанеся повреждений пленнику. После этого его подвергли пытке валунами.

На второй день Георгий был колесован. Когда присутствовавший при пытке император подумал, что пленник испустил дух, явился ангел, который был приветствован Георгием. Когда палачи поняли, что узник все еще жив и сняли его с колеса, то увидели что все раны, нанесенные ему за двое суток, исчезли. В гневе мучители бросили его в яму, наполненную негашеной известью, но после этого Георгий остался жив. На следующий день палачи сломали все кости на конечностях, но наутро он снова предстал перед тюремщиками полностью исцеленным.

Его подвергали пыткам устройством, которое известно историкам как «испанский сапог», но после ночи, проведенной в молитвах все кости его были восстановлены. Он был избит плетями с такой ожесточенностью, что вся кожа с его спины спала, но и на следующее утро он явился мучителям неповрежденным.

Наконец, на седьмой день его заставили испить 2 чаши с отравами, которые сварил волхв Афанасий. Один яд должен был лишить Георгия рассудка, а другой – убить. Но и зелья не нанесли святому никакого вреда.

После этого святым было совершено несколько чудес – воскрешение почившего и оживление павшего вола, что толкнуло много свидетелей на путь христианского учения.

В разных интерпретациях содержатся некоторые отличия. Так, например, некоторые летописи заменяют пытку на ногах на пробежку в раскаленных сапогах и добавляют пытку в быке Фаларида.

Однако, согласно всем источникам, пытки не пошатнули веру Георгия в Христа. После долгих уговоров отречься от своей веры и обратиться к язычеству, он был приговорен к смертной казни. В ночь перед казнью Георгию было дано видение во сне: Спаситель в золотой короне явился к нему и сказал, что после смерти Георгия ждет Рай. Георгий вызвал раба, которому надиктовал все, что услышал от пророка во сне и завещал направить свое тело в Палестину после смерти.

Диоклетиан перед казнью вновь посетил Георгия и снова предложил ему отречься от христианской веры. Его бывший начальник стражи в ответ попросил отнести его в храм Апполона. Его воля была исполнена. Очутившись в храме, святой встал перед статуей языческого бога в полный рост и промолвил: «Ужель ради тебя меня отдают на заклание? И можешь ли ты как бог принять эту жертву?» После, осенил крестным знаменем себя и статую. Этим он вынудил беса, сидевшего в статуе, явить свой лик падшего ангела и сокрушил все идолы, находившиеся в храме.

Это не на шутку взбесило жрецов, они накинулись на Георгия и стали его избивать. В этот момент в храм вбежала императрица Александра, и, пав перед мучеником на колени, начала рыдать и простить грехи своего мужа. Чудо, явившее себя в храме, обратило ее в христианскую веру. Охваченный гневом Диоклетиан приказал отсечь головы и Георгию и Александре. Прочитав последнюю молитву, Георгий с улыбкой возложил свою голову на плаху. Вместе с Георгием смерть мученицы приняла и Александра Римская, жена Диоклетиана.

Симеон Метафраст, Андрей Иерусалимский, Григорий Кипрский писали легенды о Георгии. Также существует легендарная связь между святым Георгием и святыми воинами Феодорами (Стратилатом и Тироном). Эту связь объясняют тем, что центры почитания святых Феодоров (Галатия и Пафлагония) расположены недалеко от мест почитания Георгия (Малая Азия и Каппадокия).

В русских духовных стихотворениях Феодор (без уточнения, предположительно Стратилат) – отец Егория (то есть Георгия Победоносеца).
В одной немецкой средневековой поэме братом Георгия является воин Феодор (неясно, Тирон или Стратилат).

Латинские тексты
Изначально латинские тексты жития святого были всего лишь переводами греческих текстов, но со временем приобрели ряд существенных отличий от первоисточника. Согласно им, Дациан, император Персии и повелитель 72 царей, начал с особой жестокостью преследовать живущих в своем государстве христиан. В этой версии Георгий был родом из Мелитены и проживал в Каппадокии у вдовы. За свои убеждения он был схвачен и подвергнут ряду пыток.

Он был вздернут на дыбе и истерзан металлическими клещами, сожжен и колесован, заперт в железный сундук, утыканный изнутри кольями, обут в нашпигованные шипами сапоги. На его голову сбрасывали каменья и лили кипящий свинец, его клали на горящее ложе, а в грудь забивали 40 гвоздей огромных размеров. Но после каждой пытки Георгий выживал и полностью исцелялся.

7 дней продолжались его мучения. Многие люди, восхищенные его стойкостью приняли Христианство. Некоторые источники приводят точную цифру – 40 900 неофитов. К их числу принадлежала и царица Александра. Как и в греческих источниках, по приказу императора Георгий и Александра были казнены, однако сошедший с неба огненный шторм поверг и самого Дациана.

В пересказе Рейнбота фон Турна, что датирован XIII веком, все несколько упрощено – вместо 72 царей в нем упомянуто 7, а число пыток сократилось до 8: пытка каменьями, избиение палками, голод, колесование, утопление, четвертование, пытка в медном быке, пронзание отравленными иглами. В самом конце истязаний Георгию отрубали голову.

По версии же Якова Ворагинского, Георгий был привязан к кресту и истерзан крюками из железа. Мучители терзали его до тех пор, пока кишки его не вылезли наружу, после чего на Георгия вылили соленую воду. Утром следующего дня ему дали выпить яду и привязали к колесу, которое сломалось до начала пытки, а затем окунули в чан с кипящим свинцом. Затем согласно тексту с небес сошла молния и поразила изображения идолов, а земля под ногами языческих жрецов разверзлась и они пали. В этом источнике также говорится про обращение жены тирана (проконсула при Диоклетиане), совместной ее казни с мучеником и последующей смерти правителя.

Апокрифические тексты
Георгий также упомянут в следующих источниках: Венский палимпсест (V век), Декрет папы Геласия (между V и VI веком), Деяния Георгия (Нессанские отрывки, VI век, найдены в пустыне Негев в 1937 году). Примечательно, что в декрете Папы Геласия тот отвергает мученичество святого, называя его ересью и фальсификацией божественной природы святого. В апокрифической агиографии мученичество святого зачастую относится к эпохе правления Дадиана, царя Персии. В ней говорится о пытках, длиною в 7 лет, трехразовой смерти героя и его трехразовом воскрешении. На четвертый раз Георгий умирает окончательно от меча, а на его мучителей ниспадает кара небесная.

Мученичества Георгия отображены в арабском, армянском, эфиопском, коптском, латинском и сирийском переводах, различающихся между собой деталями и подробностями. Один из лучших текстов – в славянской Минее.

На Востоке
В исламском учении Георгий известен под именами Гигрис, Джирдис и Эль-Худи. Это одна из главных фигур, не отображенных в Коране. Исламская легенда о Георгии очень схожа с греческой и латинской.

Он был современником пророка Мухаммеда и был послан Аллахом к владыке Мосула с миссией обратить того в истинную веру. Правитель велел казнить посланника, что и было исполнено. Но он был воскрешен Аллахом и послан обратно к владыке. Его казнили еще дважды (один раз он был сожжен и один раз – утоплен в реке Тигр). Но герой восстал из мертвых, а правитель вместе со своим окружением пали.

Сказания о жизни Георгия были переведены на арабский в начале VIII века, благодаря арабам, исповедавшим Христианство, фигура Георгия стала известна и их братьям-мусульманам. Апокриф с житием святого на арабском языке содержится в труде X века – «История пророков и царей». В нем Георгий изображен как ученик одного из апостолов у пророка Исы. Здесь он также попадает в плен к царю-язычнику и подвергается страшным пыткам, но каждый раз воскрешается Аллахом.

В трудах историка XIV века Иоанна Кантакузина говорится о нескольких храмах, возведенных мусульманами в честь Георгия. Это подтверждается записями путешественника XIX века Буркхарда. Дин Стэнли, современник Буркхарда, писал, что видел мусульманское культовое сооружение в окрестностях древней Сарепты (ныне Сарафенд), что была посвящена Эль-Худеру. Она не имела усыпальницы, лишь нишу. Это шло вразрез с канонами мусульманства. Местные жители поясняли, что Эль-Худер не умер, что он летает по земле, а в каждом месте, где он появляется, людьми сооружаются такие храмы.

Многими исследователями подмечается сходство сказаний о святом Георгии с халдейскими историями о боге Таммузе, представленными в «Книге о набатейском земледелии». Его праздник припадает примерно на тот же период, что праздник Георгия. Первым это сходство заметил древний переводчик Ибн Вахшия. Возможно, особое отношение к Георгию на восточных землях связано с тем, что он был христианизированным вариантом бога Таммуза, не раз умершему и воскресшему (подобно Адонису и Осирису). Ряд восточных народов имеет легенду, подобную Чуду о змее.

Некоторые исследователи считают Георгия заимствованным из семитской мифологии божеством. В процессе заимствования, христиане внесли коррективы в историю Георгия, стремясь очистить ее от любого намека на эротику. Богиня любви стала благочестивой вдовой, а владычица подземной державы – Александрой, принявшей смерть вместе с мучеником.

Одна из гробниц находится в Бейлаганском районе на территории Азербайджана (на месте древнего города Аран-гала).

Чудо о змее

Наиболее известным посмертным чудом святого Георгия является убийство дракона (змея) копьем. Легенда гласит, что чудовище долгое время опустошало владения языческого правителя Бейрута. Местные жители регулярно приносили дракону в жертву девушек и в один из бросков жребий пал на дочь царя. Но когда царевну уже готовы были отдать на растерзание, явился всадник, который пронзил чудище копьем и избавил девушку от мучительной смерти в пасти змея. Этим всадником был Георгий. Этот подвиг святого обратил многих местных жителей в Христианство.

Часто эта легенда интерпретировалась метафорически – царевна являлась образом церкви, а змей – язычества. Иногда змея рассматривают как дьявола («древний змий», Откр. 12:3; 20:2). Также есть один из вариантов, в которых чудо относится к числу прижизненных. В нем он укрощает дракона силой молитвы, а затем убивает при помощи меча.

Мощи

Предание гласит, что святой захоронен в израильском городе Лод, который при его жизни звался Лидда. Над его гробницей высится один из храмов Иерусалимской Православной церкви. Глава Георгия хранится в базилике Сан-Джорджио-ин-Велабро в Риме.

Часть мощей Георгия хранятся в парижском храме Сент-Шапель. Их сохранил французский король Людовик Святой и они использовались на церковных празднествах, посвященных святому Георгию.

Десница Святого Георгия хранится в монастыре Ксенофонта на горе Афон (Греция).

Реальность существования

Как и в случае многих других святых эпохи раннего Христианства, реалистичность существования Георгия ставится под сомнение. В трудах Евсевия Кесарийского говорится: «Когда впервые был оглашен указ о церквах [Диоклетиана], некий человек самого высокого, по мирским представлениям, звания, движимый ревностью по Боге и побуждаемый горячей верой, схватил указ, прибитый в Никомидии в общественном месте, и разорвал его на куски как богохульный и нечестивейший. Это произошло, когда в городе находилось два властителя: один — самый старший — и другой, занимавший после него четвертую ступень в управлении. Этот человек, прославившийся таким образом, выдержал все, что полагалось за такой поступок, сохраняя до последнего вздоха ясный ум и спокойствие». – Евсевий Кесарийский. Церковная история. VIII.5

Некоторыми историками упоминается надпись в церкви сирийского города Изра, датированная 346 годом. Изначально эта церковь была языческим храмом. В ней идет речь о Георгии-мученике, что важно, поскольку очень часто его путают с александрийским епископом Георгием, жившим в то же время.

Жан Кальвин, а вслед за ним и доктор Рейнольдс сомневались в том, что Георгий должен быть почитаем, считая его и александрийского епископа одним лицом (умер в 362 году). Епископ был приверженцем арианства, одной из раннехристианских ересей. Родившись в Епифании, он служил армейским интендантом в Константинополе, но был уличен в мошенничестве и вынужден был скрываться от преследования в Каппадокии. Попав в Александрию, он, после смерти прелата Григория, по стечению обстоятельств, стал епископом, играя больше политическую, чем духовную роль. Получив власть, он тут же начал гонения как на христиан, так и на язычников. Последние подняли восстание и убили епископа в 362 году.

Против этого отождествления в 1633 году выступал доктор Хейлин, однако в 1753 году вопрос был вновь поднят доктором Петтинкалом, на что в 1777 году последовало возражение уже в докладе доктора Самюэля Пегга, сделанного для Общества собирателей древностей. Автор «Истории упадка и разрушения Римской Империи» Эдвард Гиббон также утверждал об идентичности этих людей.

В 1866 году Сабин Баринг-Гоулд раскритиковал отождествление реально существовавшей фигуры александрийского епископа и великомученика. В его трудах утверждалось, что кровавая вражда католиков и ариан не могла позволить канонизацию арианского епископа. Существует также версия, согласно которой было 2 мученика этого имени: лиддийский и каппадокийский.

Почитание

Культ святого Георгия
Еще во времена раннего Христианства популярность великомученика Георгия была велика. Сначала на Ближнем Востоке, а затем и по всему востоку Римской империи стали появляться посвященные ему храмы. В западной части империи он появился с небольшой задержкой. Культовые сооружения в Сирии и землях Палестины стали появляться в IV веке, в Галлии – в V, а в Риме – в VI. Есть теория, согласно которой культом Георгия замещали культ Диониса, как это часто случалось в раннехристианскую эпоху. Храмы, посвященные Георгию, строились на месте бывших культовых сооружений, посвященных Дионису, а праздники в его честь отмечались в дионисии.

Имя «Георгий» произошло от греческого слова, означающего «земледелец». Этот святой считается покровителем воинов, земледельцев, пастухов и путешественников. Цыгане на Балканах и в Румынии почитают его за своего покровителя. Верующие македоняне, сербы и болгары молят его о дожде. Грузины традиционно просят Георгия даровать удачу на охоте, богатый урожай и приплод скотины, помочь в выздоровлении и защитить от зла. На западе Европы молитвы святому Джорджу направлены на избавление от болезней и змей. В Африке и на Ближнем востоке его почитают как Джирдиса и аль-Хидра соответственно.

Память
В православной традиции святого почитают 23 апреля по григорианскому либо же юлианскому календарю. 3 ноября отмечается освящение храма Георгия в городе Лидда. 10 ноября грузины отмечают колесование Георгия.

Киевская церковь великомученика Георгия была освящена 26 ноября 1051 года. С тех пор это празднуется как осенний Юрьев День.

Католическая церковь также отмечает день святого Георгия (Джорджа) 23 апреля. Здесь Георгий – покровитель рыцарства, участников крестовых походов, один из 14 святых помощников.

Почитание на Руси
На Руси Георгий почитался под именами Егория и Юрия.

Киевский и новгородский монастыри, посвященные Георгию, были основаны князем Ярославом Мудрым в 1030-х. По велению Князя праздник великомученика Георгия отмечали 26 ноября. Народ почитал святого как покровителя земледельцев, скотников и воинов. 23 апреля и 26 ноября отмечались в народе как Юрьевы дни. Весенний день был важен тем, что на поля впервые после наступления зимы выгонялся скот. С древних времен Георгий присутствует на многих монетах и печатках.

Почитание в Грузии
Грузины считают Георгия покровителем своей державы наравне с Богородицей. У них он – самый почитаемый святой. Местные сказания гласят, что Григорий являлся родственником просветительницы Грузии равноапостольной Нины.

Первый повещенный великомученику храм появился на территории современной Грузии в 335 году. Его построил царь Мириан на месте, где была погребена святая Нина. В IX веке строительство церквей Георгия приобрело массовый характер. Впервые на грузинский язык житие Георгия было переведено в конце X века.

В XI веке Георгий Святогорец, переводя «Великий Синаксарь», выполнил сокращенный перевод жития святого.

На флаге грузинской церкви изображен георгиевский крест, впервые появившийся на стягах во времена правления царицы Тамары.

Почитание в Осетии
Важное место в традиционных осетинских верованиях занимает Уастерги, седобородый старец на белом коне. Его почитают как покровителя мужчин, и женщинам нельзя произносить его имя. Как и в Грузии, празднования в его честь начинаются 23 ноября и длятся неделю. 10 храмов и часовен из 56, действующих в Северной Осетии, посвящены Георгию.

Название праздника Джеоргуыба – заимствовано из-за влияния грузинского Православия из грузинского языка.

Уастырджи этимологизируется из старой формы Уасджырджи (уас – «святой», а вторая часть – иронский вариант имени Георгий). Более очевидна этимология при анализе дигорской формы Уасгерги.

В Турции
В честь этого святого освящен главный храм в стамбульском квартале Фанар, резиденция Вселенского Патриарха. С конца XX века почитание великомученика Георгия в посвященном ему монастыре, что расположен на острове Бююкада (Принкипо) в Мраморном море, приобрело уникальный характер. 23 апреля, в день памяти великомученика, на празднования собирается множество турок, не причисляющих себя к христианской вере.

Почитание в Греции
23 апреля греки отмечают праздник этого святого, который называют Айос Еорьос. В Греции Георгий считается покровителем хлеборобов и пастухов, и ему посвящен один из главных сельских фестивалей Греции. Иногда праздник переносится на первый понедельник после Пасхи (в случаях, когда 23 апреля выпадает на Великий пост).

Греки (понтийцы), проживающие в России, празднуют этот день 6 мая и 16 ноября.

В славянской традиции
Славянская культура знает Георгия под именем Егория Храброго – волчьего пастыря, защитника скотины. В славянской традиции существуют 2 образа святого. Один – храбрый витязь и змееборец, другой – земледелец, открывающий весенние полевые работы. Народные сказания воспевают деяния святого воина Егория, выдержавшего пытки царя Демьяна и повергнувшего лютого змея. Победа святого Георгия над змеем также отображена в фольклоре западных и восточных славянских народов. Так, герой польских сказаний святой Ежи сразил чудовище краковского замка, «бабелького смока».

Русский духовный стих причисляет к змееборцам Феодора Тирона (Сказание о подвигах Федора Тиринина) – всадника и защитника скота.

Другой народный образ великомученика тесно связан с весенним расцветом природы, возобновлением земледелия и выпаса скота, что традиционно выпадает у славян на Юрьев день. В обходных юрьевских песнях обращаются к святому Егорию и святому Макарию:

«Егорий ты наш храбрый,
Макарий преподобный!
Ты спаси нашу скотину
В поле и за полем,
В лесу и за лесом,
Под светлым месяцем,
Под красным солнышком,
От волка хищного,
От медведя лютого,
От зверя лукавого».
В хорватских песнях Георгий приезжает на сером в яблоках, коне:
«Доброе утро, дорогие хозяева!
Вот к вам приехал зеленый Юрий
На зеленом коне,
Зеленый, как травушка,
Росистый, как роса.
Привез жита колос
И от Бога добрую весть».

Некоторые хорватские тексты похожи на тексты вучаров:

«Дайте Юрию сала,
Чтобы он вам прогнал волка с гор!»

У хорватского и словенского народов существует обряд обхода дворов с песнопениями. Главная фигура в ритуале – Зеленый Юрий. Обычно это мальчик с ног до головы покрытый зелеными веточками – интерпретация доспеха Георгия. И у хорватов, и у словенцев в песнях звучат мотивы похищения девушек змеем и борьбы Георгия со змеем:

«Зеленого Юрия водим,
Масло и яйца просим,
Бабу Ягу прогоняем,
Весну рассыпаем!»

В Штирии пели, ковыряя деревянным ключом землю:

«Святой Юрий, у тебя есть ключ,
Отвори нам небесный свет!»

В восточной Моравии молодежь в Смертное воскресенье (предпоследнее перед Пасхой) пела:

«Смертное воскресенье,
Куда ты дело ключ?
– Я дало его, дало
Святому Юрию,
Чтобы он нам открыл
Двери рая,
Чтобы Юрий
Отомкнул поле,
Чтобы росла трава,
Трава зеленая».
В песнях болгар звучат мотивы подковывания коней, и объездки Георгием поле:
«Направился святой Георгий
Рано утром на Юрьев день
Объезжать зеленые поля,
Зеленые поля, росистые луга».

В низинных районах Красноярского края (Приангарье) Егорий Храбрый почитался как покровитель лошадей. В Юрьев день в этих краях было принято не работать на лошадях.

Македоняне считают (Петрич), что святой Георгий покровительствует весеннему дождю с громом. Его изображают спутником пророка Ильи в поездке по небу на гремящей колеснице, которая и издает раскаты грома. Сельские жители района Пловдивы считали этого святого хозяином всех водных источников. По местным поверьям Георгий сразил змея для того, чтобы подарить людям воду.

Это может быть вам интересно
Подписаться
Уведомление о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии