Обрезание Господне

Обрезание Господне – христианский праздник, отмечаемый как православной церковью так и католической церковью.

Дата

В католической церкви отмечается 1 января по григорианскому календарю, а в православной церкви – либо 1 января по григорианскому календарю, либо 14 января по юлианскому календарю.

Дата праздника Обрезания Господня еще известна нам в мирском употреблении как Старый Новый год по той причине, что до 1918 года она совпадала как раз с праздником Нового Года.

Богословское значение

В Евангелии от Луки сказано что Иисус принял обрезание на 8-ой день после Своего рождения по установленному ветхозаветному закону для всех младенцев мужского пола: «Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя: да будет у вас обрезан весь мужской пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами. Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола, рожденный в доме и купленный за серебро у какого-нибудь иноплеменника, который не от твоего семени. Непременно да будет обрезан рожденный в доме твоем и купленный за серебро твое, и будет завет Мой на теле вашем заветом вечным. Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей, истребится душа та из народа своего, ибо он нарушил завет Мой». (Быт. 17:11-14)

Иосиф Обручник и Пресвятая Мария Матерь Божья принесли Иисуса в храм для обрезания и совершили обряд. Во время совершения обрезания Божественного Младенца нарекли именем Иисус (Спаситель), о котором возвестил Архангел Гавриил еще в день Благовещения Пресвятой Деве Марии: «По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать [Младенца], дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве». (Евангелие от Луки, 2:21)

Само обрезание имело сакральное значение для древних иудеев – оно определяло принадлежность к Богоизбранному народу. Необрезанный не мог считаться равноправным на ряду с обрезанным, так как считался иноверцем, а значит недостойным совершать жертвоприношения Богу, не был посвящен Богу и не мог к Нему обращаться. Уже во времена Нового Завета обрезание было замещено на таинство Крещения, прообразом которого оно являлось. Обрезания Господня напоминает христианам, что они вступили в Новый Завет с Богом и «обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым» (Послание к Колоссянам, 2:11)

Пресвятая Богородица и Иосиф относились к истинным иудеям, которые почитали Тору, предписывающая иудеям совершать обряд обрезания для того, чтобы они обозначали себя как богоизбранный народ. Православные христиане истинно признают это право богоизбранности за иудеями, и празднуют этот день с благоговением, отмечая праздник Обрезания Господня. Первые апостолы, а также христиане-иудеи были обрезаны.

Еще для христиан этот праздник важен тем, что, вопреки учениям некоторых еретиков (докеты), которые предназначены исказить земной облик Иисуса Христа, Богомладенец был мужского пола и все обряды, предназначавшиеся для иудеев, над Ним также были совершены для того, чтобы никто впоследствии не мог усомниться в том, что Иисус был истинным Человеком, а не призраком и выдумкой. Как толковали отцы Церкви, Господь, который является Творцем закона, принял обряд обрезания, таким образом давая пример, как следует людям безукоризненно исполнять Божественные установления: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить». (Евангелие от Матфея, 5:17).

Святитель Димитрий Ростовский писал: «В обрезании Владыка наш явил большее смирение, нежели в рождении Своем: в рождении Он принял образ человека…, в обрезании же Он принял образ грешника, как грешник претерпевая боль, положенную за грех».

Епископ Феофан Затворник сравнивал Обрезание Господне с «обрезанием сердца», то есть отсекаются страсти и похотные расположения: «Бросим прежние пагубные привычки, все утехи и все, в чем прежде находили удовольствие, начнем с этого момента жить единственно для Бога во спасение свое».

Богослужебные особенности

Господский праздник соединен с памятью святителя Василия Великого. При соединении этих двух служб предпочтение отдается службе свт. Василия Великого.

Совершается всенощное бдение, поется святителю полиелей, поются припевы праздника и святого. Положен особый отпуст: «Иже в осьмый день плотию обрезатися изволивый нашего ради спасения…».

Совершается литургия Василия Великого, читается 2 евангельских зачала, поется величание Василию Великому. Православные читают Иисусову молитву.

Это может быть вам интересно
Подписаться
Уведомление о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии