День памяти священномученика митрополита Серафима (Чичагова)

Митрополит Серафим (Леонид Михайлович Чичагов; родился 9 (21) января 1856 в Санкт-Петербурге – умер 11 декабря 1937 в Бутовском полигоне в Московской области) – епископ Русской православной церкви, а с февраля 1928 года – митрополит Ленинградский, прославленный в лике святых священномучеников Русской православной церковью в 1997 году (память – 28 ноября по юлианскому календарю).

Личная жизнь

Леонид Михайлович Чичагов родился в январе 9 (21) января в Санкт-Петербурге, его отец был военным, а семья относилась к почитаемому дворянскому роду Костромской губернии, в его предках числились знаменитые адмиралы В. Я. Чичагов (1726-1809) и П. В. Чичагов (1765-1849).

Отец будущего священнослужителя, Михаил Никифорович Чичагов, был полковником артиллерии. Мать Серафима – Мария Николаевна. Серафим (Чичагов) учился в Первой Санкт-Петербургской классической гимназии, закончил Императорский Пажеский корпус в 1875 году. Позднее он вспоминал об учебном заведении только хорошее: «Мы были воспитаны в вере и Православии, но если выходили из корпуса недостаточно проникнутыми церковностью, однако хорошо понимали, что Православие есть сила, крепость и драгоценность нашей возлюбленной родины». Будущий митрополит также продолжил обучение в Михайловской артиллерийской академии, а позднее отправился на Балканскую войну, которая продолжалась с 1876 до 1877 годах.

Женился 8 апреля 1879 года на Наталии Николаевне Дохтуровой, дочке камергера двора Его Императорского Величества, внучатой племянницы героя Отечественной войны 1812 года генерала Д. С. Дохтурова. Их дочери: Вера, Наталия, Леонида, Екатерина. Их внучка – Варвара Васильевна Резон-Чичагова, после замужества ставшая Черная, затем игумения Серафима (1914-1999).

Карьера военного

В 1875 году стал подпоручиком 7-й, а позднее 5-й конно-артиллерийской бригады. В 1876 году стал прапорщиком, а затем подпоручиком в 1-й Его Величества батарее Гвардейской конно-артиллерийской бригады.

С 1877-1878 участник русско-турецкой войны. За верную службу получил награды:

  • орден святой Анны IV степени с надписью «За храбрость» – за отличие в сражениях под Горным Дубняком 12 октября и Телишем 16 октября 1877 года;
  • орден св. Станислава III степени с мечами и бантом – за переход через Балканы 13 декабря – 19 декабря 1877 года;
  • орден св. Анны III степени с мечами и бантом – за сражение под Филиппополем 3 января – 5 января 1878 года;
  • сабля с дарственной надписью от императора – за осаду и взятие Плевны.
  • С 1878 года был поручиком, с 1881 года – штабс-капитаном. С 1880 года – адъютант помощника генерал-фельдцейхмейстера генерала графа А. А. Баранцова, который руководил артиллерией российской армии. В 1881 году награжден:

  • орден св. Станислава II степени.
  • В 1881 году Серафима командировали во Францию, где он успешно изучал на предмет оборудования французскую артиллерию на примерах маневров. В 1882 году получил:

  • Кавалерский крест ордена Почетного легиона;
  • Черногорский орден Данилы Первого IV степени.
  • Его мнение учитывалось при решении вопросов об обороне на западе России и вооружения болгарской армии. В 1883 году получил награды:

  • Румынский Железный крест;
  • Болгарский орден св. Александра III степени.
  • А в 1884 год был отмечен новой наградой:

  • орден св. Анны II степени.
  • В 1890 году уволен в отставку, но в 1891 году произведен в полковники «для сравнения со сверстниками».

    Священнослужитель

    С 1878 года был духовным сыном священника Иоанна Сергиева; именно по его совету в 1893 он покинул военную службу и принял духовный сан. Об этом зафиксировано в биографическом очерке Тверской епархии в апреле 1914 года: «О. Иоанн Кронштадтский, у которого он проходил искус послушания, благословил его быть священником».

    С 1881 года – стал старостой Преображенского собора и ктитором Сергиевского всей Артиллерии собора в Санкт-Петербурге, в селе Клеменьеве. Он изучал самостоятельно труды по религиозной тематике, его интересовала народная медицина, он составил целую систему лечения целебными травами, что подробно описана им в труде «Медицинские беседы». Также подготовил к публикации мемуары адмирала П. В. Чичагова.

    26 февраля 1893 года в Московском Синодальном храме Двунадесяти апостолов (в Московском Кремле) принял сан диакона; 28 февраля 1893 года переведен в сан священника того же храма. Он реставрировал храм на собственные средства и создал Общество Белого креста, которое занималось тем, что помогало детям офицеров.

    С 14 февраля 1896 года являлся священником храма Николая Чудотворца в Москве (Старое Ваганьково), освещал артиллерийские части военного округа Москвы. Ранее до этого храм был закрыт целых 30 лет, Леонид же на свои деньги отреставрировал и его. Пока был настоятелем монастыря, его наградили:

  • Болгарский орден св. Александра с надписью «За гражданские заслуги» II степени;
  • греческий орден Христа Спасителя II степени.
  • Постриг в монахи и участие в прославлении Серафима Саровского

    В 1896 году Серафим выпустил первое издание своей «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря», треть которой описывала деятельность основателя Дивеевской обители, Серафима Саровского. Когда Чичагов приехал в этот монастырь, монахиня Пелагея, которая хорошо помнила старца Серафима, сказала ему: «Вот хорошо, что ты пришел, я тебя давно поджидаю: преподобный Серафим велел тебе передать, чтобы ты доложил Государю, что наступило время открытия его мощей, прославления». Позднее на аудиенции у Николая II, Чичагов передал императору свою книгу, что помогло канонизировать Серафима Саровского.

    В 1895 году его жена умирает. 14 августа 1898 года он принимает постриг с именем Серафим. В 1899 году его назначили быть настоятелем в городе Суздаль, а именно в Спасо-Евфимиевом монастыре, с последующим тут же возведением в сан архимандрита. Кроме участия в реставрации монастыря, описал житие священнослужителя Евфимия. Руководил ремонтными работами в отделении для арестантов духовного звания, устроил для узников библиотеку, а некоторых заключенных освободил по своему ходатайству. Когда в XX веке общество стало более либерализованным, возникли вопросы о рентабельности монастырской тюрьмы, Сергий Спасский, Владимирский архиепископ, написал в Синод письмо, где возмущенно утверждал, что «епископам будет трудно управлять епархиями», и потому «всеусерднейше просит от себя и за других епископов не закрывать арестантское отделение Суздальского монастыря». Того же мнения придерживался и Серафим (Чичагов).

    В 1902 году по приказу императора и Священного синода ему поручили подготовить к канонизации Серафима Саровского, которое состоялась в 1903 году. Он подготовил жизнеописание священнослужителя и издал «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря». На церемонии прославления был одним из организаторов.

    14 февраля 1904 года назначен в настоятели Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря, где осуществил реставрацию Воскресенского собора этого монастыря за короткое время.

    Деятельность архиерея

    10 апреля 1905 года в Успенском соборе Московского Кремля в присутствии московского митрополита Владимира Богоявленского и других архиереев принял сан епископа Сухумского. 20 января 1906 года епископ Серафим отдал Румянцевскому музею свой семейный архив адмиралов Василия Яковлевича и Павла Васильевича Чичаговых; возможность добавлять и передавать данные в «Архив рода Чичаговых» документы значилась в условиях пожертвования.

    С 6 февраля 1906 года – епископ Севский и Орловский. Учредил в епархии церковно-приходские советы. Распространял духовную литературу, часто проводил духовные беседы, занимался благотворительностью. За то, что правильно организовал приходскую жизнь в епархии, его наградили орденом св. Анны I степени. В 1907 стал одним из членов Святейшего Синода, где разрешал церковно-приходские вопросы.

    С 16 сентября 1908 года стал Кишиневским и Хотинским епископом. 16 мая 1912 года переведен в архиепископы. Боролся с антицерковным движением. Боролся за чистоту молдавского языка в молитве, выступал против прививания «культурного румынского языка», молдаванам, и считал, что этому обучению способствуют сепаратисты, что было недопустимо.

    В 1911 году избран в почетные председатели Всероссийского Съезда Русских в Москве.

    С 20 марта 1914 года стал архиепископом Тверским и Кашинским; в Тверь тогда прибыл 20 апреля 1914 года. Во время Первой мировой войны организовал мероприятия для помощи беженцам и по оснащению госпиталей и санитарных поездов, призывал приходских нести военную службу, а епархию пополнять военное духовенство. Организовывал сбор пожертвований для военных раненых.

    29 февраля 1916 его избрали в члены Госсовета от монашеского духовенства. Входил в Правую группу и в состав комиссии по делам народного просвещения.

    В 1917 году его, как монархиста уволили с Тверской архиерейской кафедры. Участвовал в работе Поместного Собора 1917-1918 годов в Москве, где был главным лицом в отделе «Монастыри и монашество»

    С 17 сентября 1918 года был назначен патриархом Тихоном митрополитом Варшавским и Привислинским; но из-за политической ситуации не смог добраться до Варшавы и какое-то время митрополиту пришлось обитать в Черниговском скиту Троице-Сергиевой лавры.

    С 1920 года служил в различных московских храмах.

    24 июня 1921 года судебная тройка ВЧК издала постановление о его заключении в концлагерь на срок до 2 лет по обвинению в том, что в случае предполагавшегося выезда в Польшу он намеревался «координировать – против русских трудящихся масс – за границей фронт низверженных российских помещиков и капиталистов под флагом дружины друзей Иисуса». Однако его арестовали лишь 21 сентября 1921 года, и Серафима заключили в Таганскую тюрьму, где он тяжело заболел и 16 января 1922 года его освободили.

    Но судьба оказалась безжалостна к этому человеку и уже 25 апреля 1992 года судебная коллегия ГПУ приняла решение выслать Чичигова в Архангельскую область, а в марте 1923 года в Марийскую область.

    В 1911 году был председателем на Всероссийском Съезде Русских в Москве.

    16 апреля 1924 года его вновь арестовали по обвинению в организации канонизации Серафима Саровского в 1903 году; 14 июля его освободили благодаря Патриарху Тихону, но митрополит был вынужден бежать из Москвы, после чего поселился в Воскресенском Феодоровском монастыре под городом Шуя, где вел тихую жизнь.

    В 1927 году признал власть Заместителя Патриаршего Местоблюстителя – митрополита Сергия Страгородского и даже поддержал его декларацию, что была направлена на подчинение советской власти.

    Церковь вернула его к делам и вновь назначила на кафедру. Уже с 10 февраля 1928 года Серафим – митрополит Ленинграда и Гдова. Боролся с «правой» оппозицией и обновленцами. Боролся и с иосифлянцами, которых поддерживал митрополит Сергий Страгородский. 18 марта совершил первое богослужение в Ленинграде в Спасо-Преображенском соборе, где ранее был ктитором; последнее – 24 октября 1933 года. Во время его управления епархией в Ленинграде, были закрыты крупные приходские храмы (некоторые были демонстративно снесены), в феврале 1932 года были арестованы и сосланы практически все монахи. В 1931 году Кронштадт остался «без Бога» – все храмы города закрыты, духовенство в ссылке. Серафим не получил прописку в Ленинграде во время паспортизации населения и вынужден был перебраться в Тихвин.

    Последние годы жизни

    14 октября 1933 года ушел в отставку и последние годы прожил в Московской области в доме митрополита Сергия около Богоявленского собора в Елохове, потом переехал в поселок Малаховка, где снимал две комнаты у семьи евреев.

    Сочинял церковную музыку, не расставался с фисгармонией, в 1999 году публично выступил со своим музыкальным произведением «Листки из музыкального дневника».

    Уделял большое внимание пению, был профессиональным иконописцем. Автор прекрасных образов Спасителя в белом плаще и святого Серафима, творящего молитву на камне. Теперь эти иконы находятся в Москве, в церкви во имя пророка Божия Илии, что расположена в Обыденном переулке.

    Арест и расстрел

    30 ноября 1937 года его арестовали, пока священнослужитель находился в состоянии между жизнью и смертью, его вынесли из дома на носилках и доставили в Таганскую тюрьму на замаскированной под «скорую помощь» машине. При аресте у него изъяли рукопись нового тома «Летописи Дивеевского монастыря», все музыкальные произведения, иконы, книги, облачения.

    Когда 3 декабря состоялся допрос он отрицал, что «обрабатывал в антисоветском духе» своих почитателях. Митрополит Серафим говорил: «Вы из истории хорошо знаете, что и раньше были гонения на христианство, но чем оно кончалось, торжеством христианства, так будет и с этим гонением — оно тоже кончится, и православная церковь снова будет восстановлена и православная вера восторжествует».

    7 декабря 1937 года УНКВД по Московской области постановила расстрелять священника по обвинению в «контрреволюционной монархической агитации». Расстрелян 11 декабря на полигоне НКВД в поселке Бутово под Москвой.

    Более 50 лет спустя, 10 ноября 1988 года Леонида Михайловича Чичагова оправдали.

    В 1997 году Архиерейский собор Русской православной церкви причислил его к лику святых как новомученика. Внучка Чичагова В. В. Черная собственноручно занималась сбором материалов и их последующей публикацией, необходимых для канонизации митрополита.

    29 сентября 2011 года на Всероссийском съезде православных докторов в Твери имя Серафима (Чичагова) было торжественно внесено в Золотую книгу Санкт-Петербурга.

    Это может быть вам интересно
    Подписаться
    Уведомление о
    guest

    0 комментариев
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии