Чакры, грантхи и таттвы: схема взаимодействия

Чакры | Таттвы и грантхи

Чакры

Вселенная макрокосма состоит из 7 сфер. Являясь отображением макрокосма, макрокосмическая Вселенная человеческого тела также образована сознанием 7-ми планов бытия. Каждый отдельный план имеет свой центр воплощения, являющийся также центром проявления соответствующей этому плану стихии. Такие центры воплощения называются «чакрами».

Их 7:

  1. Муладхара-чакра
  2. Свадхистхана-чакра
  3. Манипура-чакра
  4. Анахата-чакра
  5. Вишуддха-чакра
  6. Аджня-чакра
  7. Сахасрара-чакра

Каждой чакре соответствует свое основное сплетение энергетических потоков тонкого тела, или энергетический узел – грантхи.

В целом узлов (грантхи) значительно больше, чем чакр (либо чакр значително больше, чем 7), поскольку под грантхи понимаются узловые зоны, в которых сходится некоторое количество функциональных потоков первого тонкого, именуемого также эфирным, уровня тела. Каждому из узлов соответствует вихрь еще более тонкой природы, который и является тем, что часто понимается, чакрой. Однако существует целый ряд других концепций чакр. Наиболее корректными из них представляются те, сообразно которым собственно чакры (7 основных вихрей) – результат интерференции вибрационных сред формируемых 5-тью стихиями и 2-мя управляющими силами. Таким образом, чакра оказывается образованием гораздо более фундаментальным, чем просто полевой вихрь, генерируемый узлом потоков. Потому собственно чакрами целесообразно называть только те 7 главных вихрей, которые соответствуют центрам проявления сил и стихий и являются образованиями универсального характера. Тогда грантхи (энергетические узлы) – энергетические узлы самого грубого уровня, размещающиеся в зонах локализации центров вихрей чакр, отвечающих за управление физиологическими функциями на тонких планах. Подобно тому как в каждой стихии опосредованно представлены аспекты всех прочих стихий и сил, в комплексе каждой чакры содержатся проявления всех 7-ми чакр, хотя в энергетическом теле, в отличие от физического, ядра (но только ядра) вихревых образований самих чакр локализованы достаточно явно:

  • Муладхара-чакра – область промежности;
  • Свадхистхана-чакра – верхняя часть полового органа у женщин и верхняя часть основания полового органа у мужчин;
  • Манипура-чакра – живот чуть ниже пупка (этот вихрь – довольно большой и вытянут вверх до солнечного сплетения);
  • Анахата-чакра – за серединой грудины;
  • Вишуддха-чакра – шея в области подъяремной впадины;
  • Аджня-чакра – в середине головы на пересечении линий, одна из которых соединяет верхушки ушных раковин, а вторая – мозжечок и среднюю вершину лобно-глазного треугольника (трикута);
  • Сахасрара-чакра образует конических вихрь, вершиной упирающийся в Аджня-чакру и раскрывающийся к своему основанию вверх, пересекая контур тела примерно по периметру горизонтальной окружности черепа, в области лба проходящей по границе волосистой части головы.

Остальные же вихри суть сопряженные с чакрами тонкие аспекты грантхи. И если чакры в физическом теле распределены и представлены 7-мью основными функциональными системами, то грантхи – локализованы и представлены комплексом из нервного сплетения (нервных сплетений, железы (желез) внутренней секреции, органа (группы органов) и соответствующих мышц и сустава (суставов).

Таттвы и грантхи

Взаимное соответствие между силами, стихиями, планами бытия, 7-мью чакрами и 7-мью основными грантхи таково:

Маха-таттва – Великая Сущность – мир высочайших – сахасрара-чакра – махат-грантхи.
Ахамкара – волевая сила Вселенной – мир просветленных – аджня-чакра – ахам-грантхи.
Акаша-таттва – эфир – мир достигших осознания единства со своими творениями – вишуддха-чакра – висма-грантхи, известный также как набхи-грантхи («набхи» (санскр.) – «небо», висма-пана (санскр.) – название небесного города гандхарвов, положительных божеств, в древнем индийском эпосе).
Вайю-таттва – воздух – мир великих – анахата-чакра – вайю-грантхи.
Агни-таттва – огонь – мир ограниченных – манипура-чакра – агни-грантхи.
Апо-таттва – вода – мир мертвых – свадхистхана-чакра – вари-грантхи (вари, джала, апас (санскр.)).
Притхви-таттва – земля – мир смертных – муладхара-чакра – притхви-грантхи.

В общих чертах схема взаимодействия между чакрами, грантхи и соответствующими им органами физического тела такова: чакра контролирует функциональное состояние грантхи, грантхи же регулирует деятельность органов, отделов нервной системы и секреторную активность эндокринных желез.

Железы внутренней секреции (эндокринная система относится к органическим структурам свадхистхана-чакры) являются основным звеном, посредством которого функции соответствующих грантхи проецируются на физический план.

Несмотря на тесное функциональное взаимодействие желез внутренней секреции друг с другом, в организме каждого человека существует свой характер соотношения их активности, который является определяющим фактором формирования физической и психической конституции индивида.

Таким образом, тип личности человека и состояние его физического тела в значительной степени определяются тем, какие из звеньев эндокринной системы являются доминирующими либо по тем или иным причинам пребывают в состоянии функциональной недостаточности. Соответственно можно говорить о характере действия определенных грантхи на более тонких планах, то есть о доминировании либо недостаточности проявлений отдельных стихий (из-за преобладания определенных гун) как о причине возникновения тех или иных состояний человеческого организма и психики.

Грантхи являются основными управляющими центрами функциональных проявлений сил и стихий. Поэтому работа органов и желез внутренней секреции, расположенных в тех частях тела, где локализованы основные грантхи, непосредственно связана с проявлениями соответствующих стихий.

Маха-таттва

Область головы над ахам-грантхи занимает махат-грантхи (энергетический узел Изначальной Силы). Его главные органы: шишковидная железа и кора больших полушарий головного мозга. Махат-грантхи – тонкое образование, посредством которого в человеке воплощается Бог. Этот узел отвечает за все функции духовной интуиции и высшей сознательности человека, а также производит тонкий флюид, именуемый сома-дхара («сома» (санскр.) – «нектар», «сок луны»; «дхара» (санскр.) – «поток», «ливень»), который, насыщая все тело, является первоосновой человеческого воплощения.

Именно посредством этого потока осуществляется высшая координация всей функциональной деятельности тонкого и плотного организмов во времени и пространстве. В самой середине махат-грантхи находится брахмарандхра (ось вихря сахасрара-чакры) – воплощение чистого безобъектного сознания высшей разумности, находящейся пределами проявлений 3-х гун.

Лица с явно доминирующей функцией махат-грантхи встречаю крайне редко, поскольку они величайшие из великих, им поклоняются как воплощенным божествам, им доступны любые достижения в каких угодно сферах человеческой деятельности, но обычно они не стараются реализовать себя в чем-то конкретном. Они – боги в мире смерти от рождения имеющие внутреннее право на полную свободу, им просто незачем обретать признание, богатство и славу. Они и так целостны, самодостаточны и мудры настолько, что познают этот мир и все стоящее за его проявлениями, не вовлекаясь в суету исследования сферы земного существования посредством деяния и страданий.

Их задача – просто время от времени тенью появляться здесь, на земле, слегка касаясь жизни человечества и этим незаметно изменяя ход ее самых глубинных и основополагающих процессов, ненавязчиво проходить мимо жаждущих, страждущих, борющихся, заблудших, самовлюбленных, самоотверженных и всех прочих вовлеченных, чтобы те, замечая их, видели: есть что-то еще и это что-то стоит попыток прорваться сквозь весь этот ад. После рождения они очень быстро достигают полноты и целостности осознания, после чего личная сила и божественная самодостаточность никогда уже не покидают их до самого конца их земной жизни. Никакие поступки, как собственные, так и других людей, не могут запятнать их, они остаются чистыми и не связанными ничем после любых перипетий и жизненных коллизий. Никакие чувственные стимулы не в состоянии поколебать устойчивость их непривязанности и отрешенности.

Они до самых глубин понимают все тонкости мотивов, заставляющих людей действовать и страдать, и потому, оставаясь бесстрастными наблюдателями, в то же время являются средоточием величайшей мудрости, чуткости и сострадания. Тяготы жизни, печали, болезни, физические страдания и катаклизмы не в силах поколебать глубинное спокойствие и мир, царящий в сознании этих людей, нарушить полноту и целостность их мировосприятия.

У обычных людей деятельность махат-грантхи выражена, как правило, слабо.

Ахамкара

Ахам-грантхи (энергетический узел волевой силы Вселенной) локализован в голове примерно на уровне лба. Основными органами, к нему относящимися, являются подкорка, гипофиз, мозжечок и отдельные ограниченные участки больших полушарий. Главная функция ахам-грантхи – управление восприятием и личностными проявлениями в сфере логического, творческого и инстинктивного разума, а также работой бытовых аспектов интуиции. Ахам (эго) правит всей нашей жизненной активностью, ахам-грантхи отвечает за координацию работы всех других энергетических узлов: висма-грантхи, вайю-грантхи, агни-грантхи, апо-грантхи и притхви-грантхи – стараясь, насколько это возможно, компенсировать недостаточность их функций и исправлять их ошибки.

Среди лиц с доминирующей функцией ахам-грантхи – величайшие гении в области литературы, поэзии, великие ученые, философы, меценаты, деятели, отдавшие все силы и помыслы благу человечества, святые и пророки.

При нарушении функций ахам-грантхи в натуре человека проявляются коварство, бессердечность, скрытность, жестокость, хладнокровная агрессивность и воинствующая злонамеренность.

Акаша-таттва

Главным центром управления проявлениями акаша-таттвы является висма-грантхи, расположенный в области шеи. Соответственно, к функциональной сфере висма-грантхи относятся щитовидная и паращитовидные железы, миндалины, слюнные железы и прочие образования, размещенные в этой части тела. Выделения желез, относящихся к висма-грантхи, имеют ключевое значение в борьбе организма с заболеваниями и способствуют сохранению здоровья и силы. Состояние этих желез самым непосредственным образом отражается на функционировании всех остальных желез внутренней секреции. Если железы висма-грантхи по каким-либо причинам перестают выделять в кровь достаточное количество своих секретов, на организм человека немедленно обрушиваются целые каскады заболеваний. В целом можно сказать, что одной из основных функций висма-грантхи является общий контроль состояния организма.

Лица, в конституции которых доминирует висма-грантхи, находятся под преобладающим влиянием стихии эфира – акаша-таттвы, их личностные характеристики, следовательно, формируются в основном под управлением саттва-гуны. Они обладают развитым во всех отношениях умом, посредством которого в этом мире воплощается уровень божеств, осознавших единство со своими творениями. У женщин висма-грантхи обычно представлен несколько лучше, чем у мужчин. Потому женщинам в большей степени свойственны благородство, любовь и самоотверженность – качества, неизменно присутствующие в натуре любой красивой, здоровой и разумной женщины. В случае нарушения работы висма-грантхи активность соответствующих желез патологически изменяется – делается избыточной либо становится ниже нормы. Человек теряет способность к сосредоточению, лишается спокойствия и самообладания, не может полноценно мыслить, лихорадочно мечется либо, наоборот, становится вялым. Леность ума и суетность лишают его способности к любой сколько-нибудь сложной работе, и он приходит в полное отчаяние по каждому наименьшему поводу.

Вайю-таттва

Проявления стихии воздуха (вайю-таттва) в организме регулируются узлом вайю-грантхи, который занимает в человеческом теле область грудной клетки. Соответственно, главные органы, принадлежащие к сфере действия данного энергетического узла,- это легкие, сердце, вилочковая железа, а также сеть сосудов кровеносной системы и некоторые мелкие железы.

Вайю-бхута в организме является защитным и действующим элементом. Главные центры его активности: органы системы дыхания и кровообращения, на которых лежит основная ответственность за поддержание жизнедеятельности. В то время как в деятельности других органов и систем возможны функциональные паузы для отдыха и восстановления, легкие и сердце работают безостановочно. Любая остановка сердца хотя бы на несколько десятков секунд или прекращение дыхания на считанные минуты в большинстве случаев влекут за собой смерть.

Органы вайю-грантхи осуществляют управление распределением телесной энергии. Поэтому функционирование всех без исключения органов и систем находится в непосредственной зависимости от состояния вайю-грантхи. Дефицит работоспособности органов этого узла не может быть восполнен ничем. При нарушении функционирования главных органов вайю-грантхи патологически изменяется режим кровоснабжения и, как следствие, энергообеспечения организма, в результате чего неизбежно возникает целый комплекс заболеваний.

Для психической конституции человека с нарушениями работы вайю-грантхи типичны повышенная разговорчивость, склонность к истероидным реакциям, неспособность контролировать смену эмоциональных состояний. В отношениях с людьми он часто демонстрирует неблагодарность. Последнее проявляется в его манере нелицеприятно высказываться о тех, кто хорошо к нему относится, старается облегчить ему жизнь или от него зависит, предъявлять к ним необоснованные претензии и даже их оскорблять. По своей физической конституции лица с нарушениями функций вайю-грантхи как правило хилы, тощи, скованы в движениях и зачастую медлительны.

Те же, у кого вайю-грантхи доминирует и находится в хорошем состоянии, обладают уравновешенным темпераментом, помыслы их чисты, а эмоции – всегда под контролем. В обществе эти люди обычно выступают в качестве усердных, дисциплинированных и бескорыстных тружеников, пользующихся любовью и уважением ближних.

Агни-таттва

Стихии огня (агни-таттва) соответствует узел агни-грантхи, ответственный за все проявления телесного огня. Его основные органы: желудок, печень, желчный пузырь, селезенка, поджелудочная железа и надпочечники. Кроме того, агни-грантхи регулирует деятельность всех прочих органов и желез, имеющих прямое отношение к переработке пищи и получению энергии.

Если бы погасло солнце, великая обитель огня, то органическая жизнь на Земле в любых формах, включая человека, вряд ли была бы возможна. Планета, вероятнее всего, превратилась бы в мертвую насквозь промерзшую глыбу безжизненной косной материи. Таким же образом сила, которую йогины именуют лесным огнем, есть то, чем поддерживается и обновляется мир телесного бытия. В день, когда окончательно разрушается сфера внутреннего человек погибает.

Функциональные соки и выделения органов агни-грантхи, в традиции Йоги именуемые соками пищеварительного огня, обладают огромной разрушительной силой меньшей, чем самые сильные кислоты. Их сила перерабатывает пищу, трансформируя ее в энергию, которая распределяется органами вайю-грантхи и поддерживает жизнедеятельность тела и его температуру, а также в пластический материал, из которого строятся ткани физического тела.

Лица с функциональным обладанием агни-грантхи по психической конституции энергичны, настойчивы, целенаправлены и поистине неутомимы в труде. Как правило, им свойственны способности выдающихся лидеров. К людям такого типа относится подавляющее большинство сильных политических деятелей и военных руководителей высших рангов. Это те, чье призвание – борьба.

Нарушение нормального функционирования агни-грантхи проявляются в злоупотреблении человеком своей природной силой, в склочности, похотливости и патологическом тщеславии, нередко внушающем отвращение даже самым близким их друзьям и родственникам. Малейшие неудобства или физическая боль иногда приводят такого человека в бешенство, однако ни владеть собой в конкретных ситуациях, ни, тем более, соблюдать диету он не в состоянии, так как не выносит никаких ограничений. Обычно расстройства в работе агни-грантхи сопровождаются заболеваниями желудка, двенадцатиперстной кишки, печени, желчного пузыря и других органов пищеварительной системы, а также нарушениями кровяного давления.

Апо-таттва

Вари-грантхи – энергетический узел активности стихии воды (апо-таттва). Этому узлу соответствуют почки, все органы мочеполовой сферы, вся лимфатическая система и грудные железы у женщин. Апо-таттва содержит в себе зародыш жизни. Основная функция вари-грантхи – управление функцией воспроизводства. Основные органы вари-грантхи выделяют секреты, содержащие информацию о целостном организме. Именно из этих секретов развивается человеческое тело. Второе название вари-грантхи – сома-грантхи («сома» (санскр.) – «нектар» или «божественный флюид») – указывает на важность этого узла, имеющего ключевое значение для поддержания непрерывности жизни рода человеческого.

Лица с функциональным преобладанием вари-грантхи обычно отличаются необыкновенным дружелюбием и всегда производят на окружающих благоприятное впечатление. Они обладают прекрасным здоровьем и склонны к упорядоченности и размеренности во всем, что делают. В случае нарушений функций вари-грантхи индивид, независимо от пола, становится эгоистичным, обидчивым, злобным, а также приобретает склонность к половым излишествам и извращениям.

Притхви-грантхи

Притхви-грантхи (энергетический узел стихии земли) управляет процессами построения плотных тканей физического тела, оформляя и фиксируя качеством инертности все силы и энергии, в этих процессах участвующие.

Лица с преобладанием притхви-грантхи обычно полнокровны, плотны, тяжелы телом и обладают избыточной массой за счет большого количества лишнего жира. По натуре они либеральны и терпеливы. Им чужды высокие устремления и усилия воли. Они не склонны особенно напрягаться даже для приобретения необходимых материальных благ. Их отпугивают перспективы любых конфликтов и затруднений, активным поискам радикальных решений они однозначно предпочитают инертное следование по пути наименьшего сопротивления.

Нарушения функции притхви-грантхи заставляют человека чрезмерно заботиться о своем благополучии, ублажении потребностей физического тела и жадно искать простейших плотских наслаждений.


Очень часто встречаются индивиды, у которых отсутствует явное преобладание какого-либо конкретного из 6-ти энергетических узлов, но вместо этого доминирующими являются 2, 3 и даже более грантхи, причем уровень их функциональной активности примерно одинаков. Такие типы конституции тонкого тела (сукшма-декха) описываются в традиционной йогической физиологии как случаи смешанного преобладания грантхи или таттв.

Соответственно, вайю-таттва, агни-таттва и апо-таттва являются стихиями, играющими ключевую роль в гармоничном функционировании физиологических механизмов человеческого тела. Любое нарушение их взаимодействия немедленно приводит к возникновению заболеваний, а серьезное расстройство заканчивается, как правило, смертью.

Наиболее безотказным и радикальным средством для управления взаимодействием этих 3-х стихий и поддержания их идеального равновесия являются практики, описанные в «Йога-Шастре» («шастра» (санскр.) – «учение», «система». «Йога-Шастра» – учение или система Йоги, также – свод классических трактатов по философии и практике Йоги). Учение Йоги дает нам ключ не только к развитию духовной силы и пронзительной ясности ума, но также к построению здорового, неподвластного времени организма, свободного от болезней признаков возрастной деградации. Таким образом, практика Йоги оказывается, пожалуй, наиболее мощным средством, способным избавить человечество от столь всеобщего наше время преждевременного старения и медленного прижизненно телесного разложения.

Автор: Свами Шивананда Сарасвати
Источник: книга «Йога-терапия»

Это может быть вам интересно
Подписаться
Уведомление о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии