День преподобного Ефрема Сирина

Ефрем Сирин (родился ок. 306 года, Низибия – умер 9 июня 373 года, Эдесса) – христианский богослов, поэт, является одним из великих учителей церкви IV века.

  • День памяти в православной церкви – 28 января (по юлианскому календарю);
  • День памяти в в католической церкви – 9 июня.
  • Жизнеописание

    Ефрем Сирин родился в Низибии (Месопотамия) во времена царствования Константина Великого и прожил до царствования Феодосия Великого. Был воспитан в благочестии, родители были праведными христианами.

    В раннем возрасте Ефрему был предзнаменован дар премудрости. Родители увидели о сыне пророческий сон: «…виноградные ветви взошли на языке отрока и, выросши, наполнили лозами и гроздьями всю поднебесную. Птицы небесные укрывались в ветвях и лакомились ягодами винограда, и сколько бы ни съедали винограда, количество ягод винограда только увеличивалось». Он действительно получил от Бога этот дар. Говорили, что из уст святого истекает благодать, и все слушатели его наполнялись умилением души.

    В отроческие годы святой Ефрем отказался от мира и ушел в пустыню, где стал иноком. В это время, один из богоносных Отцов увидел во сне светлого, похожего на ангела мужа. Держа свиток в руке, он спрашивал: «Кто может взять и хранить свиток?» Голос с небес ответил ему: «Только Ефрем, угодник Мой». Перед ангелом стоял Ефрем Сирин. Он открыл уста и ангел положил Ефрему свиток в рот. Святой Ефрем съел свиток и вскоре начал изрекать и писать богоносные речи, приводившие в радость каждого христианина, читавшего или слушающего их. Речи его в каждом возбуждали страх Господень и наставляли на путь покаяния.

    Ефрем Сирин хоть и называл себя человеком «неученым и малосмысленным», по Фотию, оставил после себя около 1000 сочинений. Кроме того им было составлено большое количество трудов, частично вошедших в храмовое богослужение. Стихотворения Ефрема Сирина излагали истинное учение Христово и были переложены на народные песнопения для того, чтобы остановить распространение ереси Вардесана и привлечь на путь спасения неверующих.

    По выражению Феодорита, учености святого удивлялся сам Василий Великий. В сочинениях Ефрема Сирина видно, что он хорошо знаком с произведениями православных богоносных святых отцов, с «эллинской мудростью», с языческими мифами и началами естествознания. В проповедях Ефрем Сирин часто напоминает о необходимости знания учения Христа Спасителя, которое «выше злата земного», и напоминает, что самое главное – исполнение на деле заповедей Божьих.

    Труды Ефрема Сирина были переведены еще при жизни на греческий язык. По словам Иеронима, они читались в церквях после святого Евангелия, как это в древние времена делалось с творениями Ерма и Климента Римского. На русский язык было переведено около 265-ти заглавий (Московская духовная академия, 1848 год).

    Первое место среди трудов Ефрема Сирина занимают толкования Евангелия, дошедшие до нас частично. Среди экзегетов раннего Христианства Ефрем Сирин один из первых. Знание иврита, этнографии, а также географии Палестины придает особенную цену этим толкованиям.

    Из знакомства с «эллинской мудростью» святой Ефрем Сирин выносит негативное отношение, свое миросозерцание доказывает исключительно на учении Христовом и посланиях святых апостолов, не соглашаясь со спекулятивным богословием. Это охранительное, строго конфессиональное богословие святого Ефрема Сирина является чертой отличия от других святых отцов того времени. В своих противоеретических трудах он не занимается подробным исследованием еретических учений, а довольствуется только указанием на неистинность учения еретиков-вольнодумцев и глубокую скорбь об их нечестии.

    Лучшее из трудов Ефрема Сирина – пророчества, проповеди, особенно нравоучительные. В них он не пытается доказать что-либо, а лишь высказывает свои чувства и мысли. Современники окрестили святого Ефрема «сирийским пророком», ведь он – прирожденный оратор в христианском смысле слова. Ефрем Сирин приводил бесконечное разнообразие сравнений, доходило до словообилия и чрезмерного аллегоризирования, поэтому его проповедь часто обращалась в гимнологию, при этом в ней отсутствовали искусственные конструкции и условная риторика. Часто правильная цитата из святого Писания становилась главным аргументом. Основное содержание его проповедей – учение о жизни «для Бога и в Боге».

    Несоответствие действительной жизни христиан с идеалом Христа наполняет его душу скорбью. Он говорит о немедленном покаянии, об удалении от суеты мира, о борьбе со страстями, о смерти, Страшном суде и наказании, которое будут нести грешники в загробном мире. Святой Ефрем был чужд крайнего ригоризма, он благословлял брак и семью, наставлял родителей воспитывать детей в благочестии и заповедях Божьих, заботиться о будущем замужестве дочерей, честной службе сыновей на общественной и государственной работе.

    Его проповеди не мрачные и безотрадные. Он обращает внимание и мысли слушателей к христианскому учению о Боге, а уныние считает тяжким грехом. Одни поучения кратки и написаны в форме гномических наставлений философов Эллады, другие излагаются в форме разговора наставника с учениками, как дооригеновская гомилия; есть толкования по типу оригеновской гомилии, то есть отрывки святого Евангелия, совмещенные с нравоучениями, есть и обширные тематизованные слова, со всесторонним объяснением предмета и ораторским изложением. К таким относятся: семь слов о втором пришествии Христовом, слова о воскресении мертвых, о страданиях Иисуса Христа, о кресте, о терпении, о вере, о посте, о добродетелях и пороках, о гордости.

    Святой Ефрем прожил долгую богоугодную жизнь и привел многих к спасению. Он заранее предсказал свою кончину и написал для учеников назидательное завещание.

    После непродолжительной болезни Ефрем Сирин отдал Господу свою душу 9 июня 373 года. Тело его было погребено в созданной им же обители в сирийской пустыне.

    Молитва Ефрема Сирина

    Господи и Владыко живота моего, духъ праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
    духъ же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.
    ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко Благословенъ еси во веки вековъ. Аминь.

    Это может быть вам интересно
    Подписаться
    Уведомление о
    guest

    0 комментариев
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии