День святого Дмитрия Солунского

Димитрий Солунский (св. Дмитрий известен под именами святой Димитрий Мироточец и Димитрий Фессалоникийский) – христианский святой, великомученик. Скончался Димитрий в 306 году, когда правил император Диоклетиан.

Дмитриев День по народному календарю обычно символизировал окончательное наступление осени. И по сей день почитается суббота до Дмитриева дня или выпадающая на него. В это время народ справляет поминки – тризны по усопшим предкам. Также Дмитровская неделя называется родительской.

Жизнеописание

Родители Димитрия являлись тайными христианами и воспитали его в строгом соответствии по христианским манерам. В детстве Димитрия крестили домовой церкви. Его отец занимал чин римского проконсула в Фессалониках. Тогда цари подвергали Христианство жестокому гонению и отец Димитрия не осмеливался явно исповедовать Христианство, боясь угроз язычников. Когда он умер, император Галерий назначил Димитрия служить на место отца, приказав ему очистить город от нечестивых христиан. Однако, Димитрий сам в городе стал заниматься открытым проповедованием Христианства и обратил многих жителей города в исповедование данной религии.

Когда император Максимиан узнал об этой деятельности, он остановился в Салониках после возвращения с войны, чтобы судить Димитрия Солунского. Димитрий перед своим судом приказал своему рабу Луппу отдать все свои вещи и деньги бедным, а по словам агиографа сам «стал молиться и поститься, готовясь таким образом к венцу мученическому». На суде Димитрий сознался в том, что он исповедует Христианство. За это он был заключен под стражу. Спустя два дня в городе должно было проходить важное мероприятие – бои. Сражаться должен был любимый воин императора – Лий и приговоренный к смерти Нестор. Лий, не проигравший ранее ни одного сражения был сброшен Нестором с помоста прямо на копья. Император был разъярен и приказал казнить Нестора. Димитрий, благословивший Нестора перед битвой тоже был приговорен к смерти:

«Лишь только забрезжилось утро 26 октября, в темницу к Димитрию вошли воины; они застали святого мужа стоящим на молитве, и тут же устремились на него и пронзили копьями. Так предал сей исповедник Христов в руки Создателя честную и святую свою душу».
Димитрий Ростовский, Жития святых (26 октября)

Ночью солунские христиане погребли тело мученика, а раб Лупп «благоговейно взял ризу своего господина, орошенную его честною кровью, в которой омочил и перстень. Сею ризою и перстнем он сотворил много чудес».

Паннонское происхождение святого
Существует гипотеза о том, что происхождение культа святого великомученика берет свое начало в Сербии. Древнейшие мартирологи связывают смерть Димитрия с городом Сирмием. Сирийский мартиролог и мартирологи Иеронима Стридонского, изданные в 411 году под 9 апрелем, указывают на то, что память «в Сирмии Димитрия диакона». Также есть предположения, что изначально днем памяти Димитрия считалось 9 апреля. 26 октября – это день перенесения мощей святого великомученика из города Сирмия в Салоники. Исследователи считают, что мощи Димитрия перенесли в Салоники после захвата города Аттилой в 441 году.

История мощей

Житие гласит, что тело Димитрия бросили на съедение зверям, а они не тронули его, а похоронен солунскими христианами. В IV веке над этой могилой была построена церковь базилика Святого Димитрия. В 412-413 годах знатный иллирийский вельможа Леонтий в знак благодарности за исцеление от паралича построил первую большую церковь между превратившимися в руины античными банями и стадионом. И при строительстве алтаря были обретены мощи святого Димитрия.

Мощи его стали храниться в серебряном кивории. Архиепископ из Фессалоники Иоанн в середине VII века детально описал то, как выглядит киворий. Согласно описанию он имел шестиугольное основание, увенчанную крестом кровлю, глухие стены, а внутри на серебряном ложе было изображение святого. Изображение кивория имелось на мозаике северной колоннады базилики.

После того, как в VII веке киворий сгорел, мощи великомученика были помещены в мраморную гробницу. В конце XII – начале XIII века мощи вывезли из Салоник в Италию. И только в 1520 году мощи обнаружили в аббатстве города Сан-Лоренцо-ин-Кампо. И, наконец, в XX веке мощи были перевезены обратно в Салоники. В 1978 году была возвращена честная глава, а в 1980 году вернули основную часть мощей. Однако, в Салоники были возвращены не все мощи, так как шесть больших частиц остались в Италии.

Сейчас мощи находятся на хранении в северном нефе базилики в мраморном кивории. Базилика – это церковь. Ее построили на месте мученичества Димитрия. С самого основания она была хранилищем реликвий, которые связаны с жизнью Димитрия. Изначально в культе святого Димитрия акцентировалось внимание только на его кивории. В житии и чудесах святого киворий был местом, откуда святой Димитрий разговаривал с верующими. Позднее люди стали поклоняться преимущественно мощам святого. С середины XI века они почитались как мироточивые.

Мироточение
С древности мощи Димитрия почитались как мироточивые. Христиане, которые приходили для поклонения, набирали в стеклянныые ампулы специальное освященное ароматическое масло – миро. Димитрий Хризолог описывал миро, как жидкость, по свойству своему являющуюся не водой, но гуще ее. Миро не сопоставлялось ни с одним из известных нам веществ… Оно было самым удивительным благовонием не только среди искусственных, но и по естеству созданных Богом. Мироточение стало известно с VII века. Это масло помимо христиан почитали и мусульмане. Они верили, что оно способно излечить человека совершенно от любой болезни.

Вместо елея от мощей святого христиане стали ассоциировать истечение миро с водой из колодца в крипте. В 1330 году из храма пропали мощи. Народ из-за этого придумал легенда о том, что их спрятали в колодце, находящемся в крипте. Эти слухи о том, что из колодца истекает миро-вода прекратились только в 1493 году. Тогда базилика из церкви была переделана в мечеть.

Миро истекало в очень большом количестве. Это подтверждают слова Никиты Хониата, написанные в «Хронике», который описывал захват норманнами в 1185 году города Салоники, и как они варварски и безжалостно наливали миро в посуду и жарили на нем пищу и даже смазывали им обувь. Хоть мироточение мощей в наше время прекратилось, раку – ковчег с мощами святого – открывают перед днем памяти святого и дают всем верующим вату, которая пропитана приятной на запах жидкостью.

Кровь святого
В ранние периоды Христианства уже продвигался культ крови великомученика. После смерти Димитрия, его раб Лупп взял одеяние господина, на которое была пролита его кровь, далее он омочил в крови перстень, затем, согласно «Страдание и чудеса святого славного великомученика Димитрия» этой ризою и перстнем он совершил немало чудесных деяний. В этих действиях раба Луппа ярко выражено почитание крови великомученика. Также в алтаре базилики Святого Димитрия под престолом в мраморном ковчеге был найден сосуд с засохшей кровью. Сохранились даже емкости с кровью Димитрия – мощевики. Они находятся в Великой Лавре Афона. Земля, смешанная с кровью, хранится в Ватопедском монастыре Афона. Энколпион – ковчежец с кровью и миром хранится в Британском музее.

Почитание

Россия
Память святого Димитрия Солунского еще с древности связывалась на Руси с воинским подвигом, патриотизмом и защитой Отечества.

Имя великомученника Димитрия в старинных русских стихах связано с помощью в борьбе с Мамаем. Славянские народы особо почитают Димитрия. В определенный период народ даже преследовал цель доказать славянское происхождение Димитрия. Также имя Димитрия нередко встречается в русских летописях. Нестор описал взятие великим князем Олегом Константинополя. В этом рассказе он написал о том, что греки были побеждены благодаря тому, что Димитрий заступился за славян. Практически во всех древних русских монастырях есть частицы мощей святого Димитрия. Это связано с тем, что русские люди с древних времен старались обрести малейшие частички мощей святого великомученика, одежду или даже частицы от гроба.

В 1197 году князь Всеволод Юрьевич принес икону великомученика из Солуни во Владимир. Икона, по преданию была написана на гробовой доске Димитрия. Это событие ознаменовалось праздником у русского народа и даже было перенесено в древние святцы. Икона была в Киеве и во Владимире. В 1380 году при великом князе Димитрии Ивановиче ее установили в Успенском соборе в Москве.

Такие русские князья, как Ярослав I, Юрий Долгорукий, Иоанн II, Иоанн Грозный, Алексей Михайлович даже назвали своих первенцев именем Димитрий. Этот факт является еще одним показателем высокого почитания великомученика. День великомученика Димитрия являлся в древней Руси торжественным и очень значимым праздником. Он считался в числе больших праздников, службу совершал обычно сам патриарх, в присутствии царя. Дмитриев день отмечал завершение осеннего брачного сезона, так как только до этого дня можно было засылать сватов.

В этот день Русская православная церковь почитает: великомученика Димитрия Солунского, великое и страшное землетрясение бывшее в Царьграде, мученика Луппа, преподобного Афанасия Мидикийского, преподобного Феофила Печерского, архиепископа Новгородского, преподобного Димитрия Басарбовского, Болгарского.

Дмитрию Солоунскому возносят молитвы об оказании помощи на поле брани, о даровании мужества и терпения, об исцелении болезни глаз и о прозрении ослепших.

Также место Дмитриеву дню уделялось в народном фольклоре. Пословицы гласят:

  • «Если на Дмитрия оттеплеет, то и всей матушке-зиме быть с теплинами»;
  • «Дмитриев день – зима уж лезет на плетень»;
  • «Коли Дмитриев день по снегу, то и Пасха по снегу, а Дмитриев день по голу – и Святая по тому; Дмитриев день по голу – Святая теплая»;
  • «Дмитрий на снегу – весна поздняя».
  • Дмитриев день был началом зимы. Из-за этого народ придумал пословицы: «В Дмитриев день зима лезет на плетень» и «Пришел к нам святой Дмитрий на белом коне».

    Византия
    Поначалу святого Димитрий почитали как местного покровителя Фессалоники. Однако, его авторитет был настолько высок, что культ Димитрия распространился по всей империи. В византийскую эпоху в Константинополе было 9 церквей, освященных во имя святого Дмитрия Солунского. Самой древней считается церковь святого Дмитрия в Девтероне. Она была перестроена Василием I Македонянином специально для проведения торжества в честь святого великомученика. Императоры Македоской династии отличались особым почитанием святому Димитрию. Так Лев VI Мудрый написал 3 гомилии и построил церковь в его честь.

    XIII-XIV века отмечены временами самого широкого почитания святого Димитрия. В это время народ написал наибольшее количество Похвальных слов и гомилий в его честь.

    Память отмечалась 26 октября. Праздник длился 3 дня, в которые совершались всенощные службы и величественные процессии. В них участвовали городские власти и различные многочисленные паломники. Это – самое великое македонское торжество, и прибывает на него народ не только македонский, но и со всех краев земли: греки из разных областей Эллады, мисийские племена, населяющие земли вплоть до Истра и пределов Скифии, кампанцы, италийцы, иверы, луситанцы, кельты из-за Альп. Даже прибрежье Океана посылает молящихся поклониться этому святому – так велика слава Дмитрия по всей Европе.

    Иконография

    Несмотря на то, что в западной Европе изображения святого Димитрия практически неизвестны, в православных странах количество изображения данного великомученика уступает только изображениям Георгия Победоносца. В V-VII веках великомученика Димитрия изображали в патрицианских одеждах, однако с XI века его стали изображать в военном обличии с копьем и мечом, так как согласно жития он был воином и правителем Солуни. В Ерминии Дионисий Фурноаграфиот указал то, что Димитрия Солоунского следует изображать молодым и безбородым, а также вооруженным. Другой иконописный подлинник XVIII века содержит более подробные указания: «святаго славнаго великомученика Димитрия Селунскаго, иже прободен в ребра копием, млад, вооружен доспех санкир с белилом, пернат верх празелен, препоясан ширинкою, в руце копие да свиток, а в левой меч в ножнах, колени голы, а в свитке писано: «Господи, не погуби град и людей, аще град спасеши, с ними и аз спасен буду, аще погубиши, с ними и аз погибну».

    Святой изображается на иконах в виде воина в пернатых доспехах, с копьем и мечом в руках, верхом на коне, поражающим копьем болгарского царя Калояна, осаждавшего Салоники в 1207 году.

    Это может быть вам интересно
    Подписаться
    Уведомление о
    guest

    0 комментариев
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии