Жизнь после смерти

Трудно объяснить, из чего состоит жизнь в мире духа, и трудно выразить это словами, но можно получить некоторое представление, наблюдая жизнь птиц, которые могут летать над морями и лесами, над холмами и долинами и которые чувствуют себя в гармонии с природой и выражают свою радость в песне. Такова же жизнь оленей, бродящих по лесам или горам, пьющих воду из родников, мчащихся по открытым просторам, смотрящих на горизонт от рассвета до заката, солнце ведет их время, и луна служит им светильником. А теперь представим себе нашу жизнь, жизнь людей в переполненных городах, дни на фабриках и ночи за запертыми дверями, вдали от Бога, вдали от природы, вдали даже от самих себя – жизнь, полностью поглощенную борьбой за существование, неуклонно возрастающей борьбой, которой нет конца!

Что такое чистилище?

В Суфизме оно называется «наза», что означает временное прекращение деятельности. Где смерть, там всегда безмолвие и бездействие. Это как часы, которые перестали идти; они нуждаются в заводе, и небольшое движение приводит их в действие. Таким же образом приходит импульс жизни, который, прорываясь сквозь облако смертности, побуждает душу увидеть свет дня после мрака ночи. И что же видит душа в этом сияющем дневном свете? Она видит саму себя, живую, как прежде, имеющую те же имя и форму, но теперь уже развивающуюся. Душа обнаруживает в этой сфере гораздо больше свободы и гораздо меньше ограничений, чем она испытывала раньше в своей жизни на земле. Перед душой теперь расстилается мир, уже не чуждый ей, а тот, который она сама создала во время жизни на земле. То, что душа знала как ум, этот самый ум становится сейчас миром для души; то, что душа на земле называла воображением, теперь становится реальностью для нее. Если этот мир – мир искусства, то это искусство, созданное душой. Если в нем отсутствует красота, это вызвано пренебрежением души красотой во время пребывания на земле.

Картина джанната – рая, представление о небесах и понятие об адских сферах становятся теперь для души подлинным опытом; душу не посылают в то или иное место, чтобы в числе многих других наслаждаться там или страдать за грехи. Все это – царства, которые душа создала, пока была на земле, в точности как некоторые создания строят гнезда, чтобы жить в них во время зимы. Непосредственно за гробом начинается зима души. Она проводит эту зиму в мире, который создала либо приятным, либо неприятным для себя. Кто-то может поинтересоваться, одиноко ли живет душа в том мире, который она создала. Нет; как может она быть одинокой? Ум, секрет которого известен так немногим в мире, этот ум может быть так огромен, как мир, и даже больше. Этот ум может вместить в себя все, что существует в мире, и даже все, что содержит в себе Вселенная. Понимание ума расширяет кругозор человека в жизни. Когда доходишь до сути, сначала возникает замешательство, но затем природа Бога, которая есть феномен в себе самой, раскрывается.

Какая связь существует между покинувшей землю душой и теми, кто еще находится на земле?

Без сомнения, в данный момент существует стена, которая разделяет тех, кто на этой земле, от тех, кто на другом плане; однако связь сердец по-прежнему цела, и она остается неразрывной до тех пор, пока сохраняется взаимная симпатия. Но почему, могут спросить, любящие тех, кто покинул землю, ничего не знают о состоянии своих возлюбленных по другую сторону? Они знают это в своих душах, но вуали иллюзий физического мира окутывают их сердца, вот почему они не могут получить ясных образов. Кроме того, это не только связь любви и симпатии; это еще и вера в загробную жизнь, переходящая в твердое убеждение, именно она поднимает тех, кто еще на земле, до знания о своих любимых, перешедших на другую сторону. Те, кто отрицает потусторонний мир, лишают самих себя этого знания, которое является сущностью всех учений. Легче тем, кто перешел с земли на другую сторону, войти в контакт с теми, кто на земле, ибо у них одной вуалью меньше.

Душа постоянно путешествует

На каком бы плане душа ни находилась, она все время в пути; и в этом путешествии у нее есть цель, которую необходимо достичь: множество целей, содержащихся и скрытых в одной цели.

Если какие-то цели остаются неосуществленными во время жизни на земле, они достигаются во время дальнейшего путешествия в мире духа, ибо ничто из того, о чем когда-то мечтало человеческое сердце, не остается несбывшимся. Если это не осуществляется здесь, это достигается в потустороннем мире. Страстное желание души – это желание Бога; маленькое или большое, правильное или неправильное, в некоторый момент оно исполняется. Если этот момент не наступает, пока душа находится на земном плане, он настает для души в мире духа.

Душа подтверждает свое божественное происхождение на всех планах существования, создавая для себя все, о чем мечтает, приводя в исполнение желание сердца, притягивая и привлекая к себе все, что она хочет. Источник души совершен, а также и ее цель; поэтому даже в своем ограниченном состоянии душа таит в себе искру совершенства. Природа совершенства такова, что не остается никаких желаний. Даже в ограниченности, которую душа испытывает на земле, где она ведет жизнь, полную ограничений, ее единственное желание все же – совершенство. Таким образом, каждое желание удовлетворяется, по причине того, что Единственный Совершенный даже в мире многообразия делает все возможное для познания совершенства.

Условия следующего мира более всего похожи на условия мира сна. Во сне человек не воспринимает себя таким уж отличным от того, каким он является в повседневной жизни, за исключением некоторых случаев и некоторых моментов; и тому есть свои причины. Однако сила души в следующем мире гораздо больше, чем та, какой она обладает в этом мире ограничений. Душа в другом мире становится, можно сказать, более зрелой и обнаруживает в себе силу, о которой даже не подозревала во время жизни на земле,- силу создавать и творить все, что она желает; и, поскольку ее движения уже не так сильно скованы пространством и временем, для нее становится возможным достигать и делать для себя то, что ей было трудно делать на земном плане.

Идея перевоплощения

Что касается идеи перевоплощения, то, когда в древние времена индусы говорили злому человеку: «В следующий раз, когда ты родишься, ты будешь собакой или обезьяной»,- это было для того, чтобы объяснить этому человеку, ничего не знавшему о загробной жизни, что его животные качества проявятся снова как наследие животного мира, так что он больше не сможет явиться своим друзьям в облике человека, а явится только в облике животного. Когда они говорили доброму человеку: «Твои добрые дела позволят тебе родиться вновь еще более хорошим»,- они объясняли этому человеку, ничего не знавшему о 2-х крайних полюсах своей души, что ни одно доброе дело не может пропасть даром; и для человека, не ведавшего, на что надеяться в загробном мире, и знавшего жизнь только в ее земной форме, это было утешением – узнать, что все добро, сделанное им, вернется вновь, и в этом смысле теория, объясненная таким образом, была истинной.

Это только различие в словах; душа, которая приходит свыше, не имеет ни имени, ни формы, ни какой-либо особой индивидуальности; поэтому для души нет разницы, как ее называть. Поскольку у нее нет имени, она может просто принять имя того костюма, который надели на нее, и такова природа жизни. Мантия судьи, надетая на человека, делает его судьей, а форма полицейского делает его констеблем; но судья не родился судьей, а констебль – полицейским; они родились на земле безымянными, хотя и не бесформенными. Разграничения и различия принадлежат низшему миру, а не высшему; поэтому суфии не выступают против идеи перевоплощения. Разница заключается только в словах; и следует предусмотрительно держать дверь открытой для душ, которые хотят войти в царство Бога, чтобы они могли не чувствовать себя связанными догмой, которая учит, что после ухода с земного плана они обречены быть притянутыми назад своей кармой. Душа человека – это искра Бога, и, хотя Бог беспомощен на земле, Он всемогущ на небесах; и уча молитве: «Да приидет царствие Твое; да будет воля Твоя на земле, как на Небе», Христос дал ключ, чтобы открыть дверь, за которой – секрет той всемогущей силы и совершенной мудрости, которые поднимают душу над всеми ограничениями.

Душа в конце концов поднимается до уровня, который был уровнем ее идеала, тогда она выполняет или завершает дело, которое было ее мечтой, когда она была на земле. В духовном мире тоже есть трудности в делании или достижении чего-либо, хотя и не так много, как здесь на земле. Законы того мира отличны от законов этого мира ограничений, и там души найдут в изобилии все то, чего не хватает здесь.

Прекрасное изображение духовного мира можно найти в истории о Кришне. Гопи Бриндабана все просили Кришну танцевать с ними. Кришна улыбался и говорил каждой, что в ночь полнолуния он сделает это. Все гопи собрались в долине Бриндабана, и тогда случилось чудо: сколько бы гопи там ни оказывалось, каждая из них танцевала с Кришной; мечта каждой была исполнена. Это символическое учение, которое объясняет, что божественную Сущность можно найти в каждой душе.

Мир духа непостижим для ума, который знаком только с законами физического мира. Индивидуальность, являющаяся ограниченным существом здесь, подобна миру там, душа – личность здесь и планета там. Когда кто-то рассматривает беспомощность этого плана, он не может даже на единый миг вообразить себе величие, легкость, удобства, благоприятные условия и возможности следующего мира; и здесь дело в человеческой природе – она такова, что то, что неизвестно человеку, ничего не значит для него. Однажды к Хазрату Али пришел пессимист и сказал: «Действительно ли существует загробная жизнь, к которой ты нас готовишь, предписывая нам воздерживаться от того, что нам хочется, и вести жизнь добродетельную и благочестивую? Что если никакой загробной жизни нет?» Али ответил: «Если загробной жизни нет, тогда я окажусь в таком же положении, что и ты; но если загробная жизнь существует, тогда я окажусь в выигрыше, а ты проиграешь!». Жизнь живет, а смерть умирает; тот, кто живет, будет жить, должен жить; альтернативы нет.

Проявленность – это интересный сон, иллюзия, вызванная наслоением покрова на покров

Душа окутана тысячью вуалей. Эти покровы не дают счастья душе, а приносят только опьянение. Чем дальше душа отдаляется от своего источника, тем сильнее опьянение. Это опьянение в известном смысле способствует путешествию души к исполнению ее цели, однако цель души достигается ее страстным стремлением. К чему она так страстно стремится? К трезвости. И как эта трезвость достигается? Сбрасыванием вуалей, окутывающих душу и отделяющих ее от ее подлинного источника и цели. Что освобождает душу от этих вуалей иллюзий? Изменение, называемое смертью. Это изменение может произойти с душой вопреки ее желанию, и тогда оно называется смертью; это весьма неприятное переживание, это все равно что вырвать у пьяного бутылку вина, что сначала чрезвычайно болезненно для него. Или же это изменение осуществляется волей, и душа, отбрасывая покровы, окружающие ее, достигает того же самого ощущения трезвости еще при жизни на земле, пусть даже мимолетного; того же самого ощущения, которого душа, опьяненная иллюзиями, достигает через миллионы и миллионы лет, и все-таки не совсем того же самого.

Переживание первого – это «фана», уничтожение, а осуществление второго – «бака», воскрешение. Душа, притягиваемая магнетической силой божественного Духа, вливается в него с радостью, невыразимой в словах, подобно любящему сердцу, отдающему себя в руки своего возлюбленного. Глубина этой радости столь велика, что ничто из того, что душа когда-либо переживала в своей жизни, не давало ей такого забвения своего «я»; однако это забвение «я» становится в действительности подлинным самоосознаванием.

Именно тогда душа полностью осознает: «Я существую». Лишь душа, которая достигает этой стадии осознавания сознательно, испытывает высочайшие переживания. Это подобно разнице между человеком, путешествующим с определенной целью, радующимся на каждом шагу каждому переживанию, которое он испытывает, и наслаждающимся каждым моментом этого путешествия, приближаясь все ближе и ближе к цели, и другим человеком, который о путешествии вообще ничего не знает.

Автор: Инайят Хан
Источник: книга «Учение суфиев»

Это может быть вам интересно
Подписаться
Уведомление о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии