Зачатие Богородицы

Зачатие Богородицы, или Зачатие праведной Анной Пресвятой Богородицы – праздник Православной церкви, которым чествуется зачатие святой Анной своей дочери – Богородицы. Празднуют его 9 декабря (по юлианскому календарю).

Сказать точно, когда именно было установлено празднование в память зачатия Богородицы, не представляется возможным, но можно установить временные рамки возникновения праздника. Уже в VIII—IX веках на праздник создаются сочинения (канон Андрея Критского, проповедь Георгия Никомидийского, гомилия Иоанна Эвбейского), поэтому праздник достаточно древний. Согласно самому первому свидетельству об этом празднике, он уже существовал в первой половине VIII века. Рождество Пресвятой Богородицы существует приблизительно с VI века. По сравнению с Рождеством Богородицы, Зачатие Богородицы – праздник не такой крупный и более поздний, так как появился с VII по VIII век. Византийским императором Мануилом I в 1166 году этот праздник был отнесен к числе религиозных событий, в которые работать не разрешается.

Событие праздника

Событие праздника описывается в апокрифическом Протоевангелии Иакова (II век): благочестивая семейная пара – Иоаким и Анна – долгое время не могли завести детей. Святая Анна являлась младшей дочерью священника Матфана, который происходил из колена Левина из рода Ааронова. Ее муж, святой Иоаким, был в родстве с коленом Иудина из дома царя Давида. Согласно древним обетам, в роду Давидовом должен был родиться Мессия.

В один из праздников святой Иоаким попросил у первосвященника права принести Богу жертву. Но тот отказал, так как святой Иоаким «не создал потомства Израилю». Огорченный, Иоаким ушел в пустыню и оставил свою жену дома одну. Святая Анна винила в их горе только себя. Как-то раз, увидев среди ветвей лаврового дерева гнездо с птенцами, она слезно взмолилась о даровании ей младенца. Святая Анна пообещала принести свое дитя в дар Богу. Как только обет был произнесен, к ней явился Ангел Божий и возвестил ей о том, что «Господь внял молитве твоей, ты зачнешь и родишь, и о потомстве твоем будут говорить во всем мире». С тем же благовестием пришел Ангел и в пустыню к святому Иоакиму. Ангел повелел ему идти в Иерусалим, чтобы там святая Анна зачала и родила Пресвятую Деву Марию. После этого благовестия Иоаким и Анна встретились у Золотых ворот Иерусалима.

«И вот Иоаким подошел со своими стадами, и Анна, стоявшая у ворот, увидела Иоакима идущего, и, подбежав, обняла его, и сказала: Знаю теперь, что Господь благословил меня: будучи вдовою, я теперь не вдова, будучи бесплодною, я теперь зачну! И Иоаким в тот день обрел покой в своем доме».
Протоевангелие Иакова (4:7-8)

Дата зачатия – 9 декабря – определена исходя из расчета: минус 9 месяцев от даты Рождества Богородицы (8 сентября).

До трех лет Пресвятая Мария жила у своих родителей, а потом была приведена ими в храм Господень, где и была воспитана до совершеннолетия. Вскоре после введения во храм Пресвятой Богородицы восьмидесятилетний старец Иоаким умер. Его жена пережила его на 2 года и скончалась в возрасте 79-ти лет. Преклонный возраст супругов говорит о том, что рождение у них Дочери являлось особым Промыслом Божиим. Церковь именует Иоакима и Анну Богоотцами, так как они были предками по крови Иисуса Христа.

Догмат о непорочном зачатии Богородицы

Представители Католической церкви в 1854 году установили догмат, по которому Деву Марию зачали обычные родители – Анна и Иоаким, но первородный грех на нее не перешел. В православии, протестантизме и более мелких христианских течениях этот догмат отвергается.

Непорочное зачатие празднуется 8 декабря. Праздник имеет статус Торжества и представляет собой один из главных богородичных праздников в календаре католиков.

Иконография

На иконах зачатие Богородицы изображают 3-мя способами:

  • Показывают встречу (целование) Иоакима и Анны у Золотых ворот.
  • Изображают Богородицу, попирающую ногами змия.
  • «Внизу иконы, по сторонам ее, святые Иоаким и Анна изображаются обычно с поднятыми вверх и молитвенно сложенными руками; глаза их также устремлены вверх и созерцают Божию Матерь, Которая как бы парит в воздухе с распростертыми дланями; под Ее стопами изображен шар, обвитый змием, обозначающим диавола, который в лице падших прародителей стремится подчинить своей власти всю вселенную».

  • Рисуют святую Анну, которая держит на левой руке Богородицу в младенческом возрасте.
  • Это может быть вам интересно
    Подписаться
    Уведомление о
    guest

    0 комментариев
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии