Крещенский сочельник

Крещенский Сочельник, или Навечерие Богоявления, – православный праздник, отмечаемый в Русской православной церкви в ночь с 5 (18) января на 6 (19) января.

Вечером в Крещенский сочельник (Крещенский вечер) готовятся к празднованию Богоявления Господня (Крещения) и держится строгий пост, также, это последний день коляд, последние святочные гадания, «крещенская» вода, обладающая целебными свойствами, набирается из водоемов и колодцев. Православная церковь относит этот праздник к числу двунадесятых. Этот день является напоминанием о крещении Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Предтечей (Крестителем).

Разные названия

Большинство названий Крещенского вечера у восточных славян терминологически смыкается с названиями Рождественского сочельника, повторяя рождественско-новогодние обычаи:
На русском языке

  • Водяная коляда
  • Второй Сочельник
  • Голодная кутья
  • Голодный вечер
  • Голодный свят-вечер
  • Канун Богоявления
  • Крещенская коляда
  • Свечки
  • Третья, или водопостная кутья
  • На белорусском языке:

  • Водяна коляда
  • Марья
  • Остатня кутья
  • Пiскуха
  • Постна кутья
  • Проводная кутья
  • Терпека
  • На украинском языке

  • Водяна коляда
  • Голодна куття
  • Голодна кутя
  • Друга куття
  • Остатня кутья
  • Постна кутья
  • Проводная кутья
  • Свят-вечір водохрэсний
  • На западнополесском микроязыке:

  • Водянуха
  • Други коляды
  • Кутя-варожка
  • Нисчемная кутья
  • Писана коляда
  • Последняя кутья
  • Терплячка
  • Третья велея
  • На болгарском языке:

  • Попова коледа
  • На сербском языке:

  • Водопос
  • Водокрст
  • Неjетка
  • Церковный календарь

    В этот день Русская православная церковь почитает:

  • мученика Матфея (1938);
  • мученика Иосифа и с ним 37-ми мучеников (1921);
  • мученицу Евгению (1933);
  • навечерие Богоявления (Крещенский сочельник);
  • преподобного Аполлинарии (ок. 470);
  • преподобного Григория Акритского (ок. 820);
  • преподобного Мину (VI);
  • преподобного Симеона Псково-Печерского (1960);
  • преподобного Фостирия;
  • преподобной Синклитикии Александрийской (ок. 350);
  • пророка Михея (IX до Р.Х.);
  • священномученика Сергия пресвитера (1934);
  • священномученика Феопемпта, епископа Никомидийского и мученика Феоны волхва (303).
  • О празднике

    Крещение Иоанна Крестителя представляло собой духовно очищающее действие. Когда Иисус Христос пришел к Иоанну на крещение, тот сказал ему: «Мне надобно креститься от Тебя». Крещение Господне также именуют Богоявлением, потому что именно в этот день мир увидел 3 лица Бога:

  • Бог Сын – Иисус Христос, который был крещен в Иордане;
  • Дух Святой, который снизошел на Него в виде голубя;
  • Бог Отец, который Гласом с неба и признал Иисуса Христа своим сыном.
  • «Навечерие» – это преддверие церковного торжества. Также его именуют сочельником, из-за традиции варить в этот день сочиво (взвар из пшеницы с добавлением меда и изюма). В канун Крещения соблюдается строгий пост. Запрещено есть пищу до того, как вынесут свечу после литургии утром и до первого причащения крещенской воды.

    У славян в Крещенский сочельник готовили нечетное количество постных блюд. Восточные славяне в этот день готовили кутью, блюда из бобов, сухие фрукты (узвар), пекли блины и т.д. Белорусы Могилевщины за ужином в Крещенский вечер ели быстро, чтобы также быстро справляться с полевыми работами летом. В Болгарии в Крещенский сочельник устраивался последний святочный ужин. У хорватов Самобора лишь в канун Крещения разрешалось есть обрядовый хлеб letnica, который уже выставлялся на праздничный стол в канун Рождества и Нового года. Словенцы готовили на святки три хлеба, а самый большой из них ели в день Трех королей, чтобы быть добавить себе силы и здоровья. В Родопах запекали в хлеб монету, а после ужина совершали различные обряды, сходные с Рожественскими.

    Как в день Крещения, так и в его сочельник совершают Великое водоосвящение. За святой водой в храмах выстраиваются длинные очереди. В крайнем случае можно воспользоваться целительной силой простой воды, которую берут в ночь Крещения из обычного водоема. Однако такую воду нельзя считать святой. В праздник Крещения Господня воду в храмах освящают великим Иорданским освящением и называют крещенской.

    Употреблять крещенскую воду следует натощак, по небольшой ложечке. Нужно перекреститься, испросить благословения у Господа на начавшийся день, умыться, помолиться и принять великую агиасму (греч. «агиасма» – «святыня»). Если врач назначил натощак прием лекарства, то сначала следует выпить святую воду. Люди верят, что святая вода не подвержена порче, поэтому ее не обязательно ставить в холодильник.

    Нельзя ругаться, ссориться, допускать неблагочестивые поступки или мысли, забирая или принимая освященную воду. Иначе святая вода перестает быть таковой, а часто просто разливается. Кроме того, существует традиция в этот день кропить святой водой свой дом, сопровождая это пением тропаря Богоявления.

    Славянские обряды

    В Полесье вокруг деревни в последний раз ходят ряженые, носят горящие головни и стучат в окна медвежьей лапой. Коляда «отъезжает на белых конях», а кое-где «выписывают Коляду»: крестясь, рисуют мелом по 3 креста на окнах и дверях, имея при себе свечу, хлебец, тарелку, ложку кутьи и шапку. Оконные рамы и двери обрисовывают. Затем садятся ужинать («вечерати»).

    В Крещенский сочельник обрядовая трапеза проходила по обычаям святочных («колядных») ужинов, к которым готовили нечетное количество постных блюд.

    Восточные славяне в этот день готовили кутью, блюда из бобов, сухие фрукты (узвар), пекли блины и т. д. За ужином повторялись некоторые рождественские обычаи:

  • выделяли часть пищи от каждого блюда для душ предков, «щоби ci душi накормили тай пам’ятали Свийт вечip водохрэсний»;
  • зажигали свечу «для мертвых»;
  • подбрасывали к потолку первую ложку кутьи;
  • приглашали «мороз» («волка», «птиц», «зверей» и других персонажей) к ужину.
  • Белорусы Могилевщины за ужином в Крещенский вечер ели быстро, чтобы также быстро справляться с полевыми работами летом.

    В Болгарии в Крещенский сочельник устраивался последний святочный ужин (кадена вечеря):

  • добавлялись в постные блюда грецкие орехи, зерно;
  • ставилась свеча, не догоревшая после предыдущих 2-х трапез.
  • У хорватов Самобора лишь в канун Крещения разрешалось есть обрядовый хлеб letnica, который уже выставлялся на праздничный стол в канун Рождества и Нового года.

    Словенцы пекли на святки 3 хлеба, а самый большой из них (poprinjak, mocen kruh) ели в день Трех королей, чтобы быть добавить себе силы и здоровья.

    В Родопах запекали в хлеб монету для гадания о счастье, а после ужина в обруче от бочки кормили домашнюю птицу, обвязывали фруктовые деревья соломой, гадали и пр.

    На ночь ставили чашу с водой и смотрели, колыхнется ли в ней вода в полночь. Если она колыхнулась, бежали смотреть «разверстые небеса», приговаривая при этом: «Увидишь сполохи – проси хоть царствия небесного. Все исполнится».

    В полночь набирали воду, которой приписывали чудесные свойства и тщательно оберегали. Во чисто поле снег копать ходили хоть ветхие деды, хоть молодицы. Красные девушки поутру в день Крещения умываются снеговой водою, чтобы «без белила белыми быть, без румяна – румяными».

    В сочельник снег к считается целебным: «подмешивай в корм – не зябок скот станет; сыпли курам – будут яйценоски. Снеговая же баня красоты прибавляет, хворь из тела гонит. Хорош он и для беления холстов». Этот снег применялся в лечении недугов: онемение в ногах, судороги, головокружения и пр. Снег сыпали в колодец для того, чтобы вода в колодце была всегда чистой, в изобилии и никогда не загнивала.

    На ночь в чашках выставляли многообразные вида зерна, а утром осматривали – на какое зерно выпал иней: «тому и родиться в этом году».

    В крещенский сочельник праздничный ужин называли «голодной кутьей». Обязательно на столе были кутья, блины и овсяный кисель. В крещенскую ночь молодежь проводила последнюю святочную вечерку с песнями, гаданиями и др.

    В Сербии люди говорят, что небо ночью открывается и все воды в реках в этот момент останавливаются, прекращают течь. Считается, что и ветер перестает дуть, а вода превращается в вино: кто зачерпнет воду, то она останется целительным вином-лекарством от многих болезней.

    Солома, которая лежала в сочельник под скатертью во время ужина, использовалась для обвязывания фруктовых деревьев для лучшего плодоношения. На Водяную коляду в Полесье хозяин босыми ногами выходил вечером в сад и перевязывал деревья, чтобы «не боялись мороза», приговаривая: «Я босой пришел не боясь мороза и ты не бойся».

    Для избавления от нечисти, которая ходит во время святок, в ночь накануне Крещения молодые парни верхом на лошадях носились по дворам, били метлами и кнутами по всем темным углам. На дверных косяках, на дверях хлевов, амбаров рисовали мелом или углем кресты. В крещенскую ночь особенно опасен оборотень «Огненный змей», приходящий к юным девушкам в виде прекрасного юноши.

    Тульское поверье: «Лютует под Крещенье – больше всей другой нечисти пододонной – Огненный змей. Известно всем и каждому на Руси, что такое за диво Огненный Змей. Все знают, зачем он и куда летает. Огненный Змей – не свой брат; у него нет пощады: верная смерть от одного удара. Да и чего ждать от нечистой силы! Казалось бы, что ему незачем летать к красным девицам; но поселяне знают, за чем он летает, и говорят, что если Огненный Змей полюбит девицу, то его зазноба неисцелима вовек. Такой зазнобы ни отчитать, ни заговорить, ни отпоить никто не берется. Всякий видит, как Огненный Змей летает по воздуху и горит огнём неугасимым, а не всякой знает, что он, как скоро спустится в трубу, то очутится в избе молодцом несказанной красоты. Не любя, полюбишь, не хваля, похвалишь, – говорят старушки, когда завидит девица такого молодца. Умеет оморочить он, злодей, душу красной девицы приветами; усладит он, губитель, речью лебединою молоду молодицу; заиграет он, безжалостный, ретивым сердцем девичьим; затомит он, ненасытный, ненаглядную в горючих объятиях, растопит он, варвар, уста алые на меду, на сахаре. От его поцелуев горит красна девица румяной зарей; от его приветов цветёт красна девица красным солнышком. Без Змея красна девица сидит во тоске, во кручине; без него она не глядит на Божий свет; без него она сушит себя».

    Чтобы защититься от Змея, насыпают печную загнетку снега, который собирают в крещенский вечер. Если Змей станет на крещенскую воду, то погибнет навсегда.

    Поговорки и приметы

  • «Бел» звезд не видно – грибы не родятся.
  • «Брали горщик, де варилась кутя, і розбивали об ворота, і при цьому тричі стріляли з рушниці» (укр.).
  • В Крещенскую ночь иней падает на те хлеба, которым назначено родиться в следующее лето, а те, которым не родиться, остаются сухими.
  • «Геть, кутя, з покуття, а, ти, узвар, йди на базар» (укр.).
  • Если в Крещенскую ночь небо чистое – будет много гороха.
  • Если в этот день будет метель – то же самое будет и на Масленице, если сильные южные ветры – будет лето грозовое.
  • Если утром идет снег – уродится ранняя гречиха; в полдень идет снег – уродится средняя; вечером пойдет – поздняя.
  • Если снег погнет сучья на деревьях, будет хороший урожай, пчелы станут хорошо роиться.
  • Крещенский снег хранят водою, для беленья холстов и от разных недугов.
  • Мало снега на ветвях деревьев – летом ни грибов, ни ягод не ищи.
  • На каком амбаре плотнее снег – целее в том и батюшка-хлеб.
  • На Крещение огня из дома не дают.
  • Нельзя в этот день поминать покойников, чтобы не накликать новых.
  • Перед заутреней, небо открывается, а о чем в Крещенье открытому небу помолишься, то сбудется.
  • Погода этого дня указывает на погоду ноября.
  • Полный месяц – к большому разливу.
  • Снегу под Крещение надует – хлеба прибудет.
  • «У який день Щадруха и ў який день Галодна куття, у тые дни шоб не сеять. У той день ничего не сеют у гароде. Ат курей, ат птиц» (белорус.).
  • Увиденные в этот день сны всегда бывают вещими.
  • Яркие звезды в Крещенскую ночь – к хорошему приплоду овец.
  • Ярки звезды породят белые ярки.
  • Это может быть вам интересно
    Подписаться
    Уведомление о
    guest

    0 комментариев
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии