У некоторых людей очень развита бывает способность применяться в незнакомой местности и легко находить верную дорогу в последней. Люди эти никогда не заблудятся, словно в сознании их находится некий компас или какой-то иной путеводный прибор. Относительно места и пространства они запоминают все: саму местность, направление, положение, их физические особенности. У других это чувство развито в меньшей степени; а у третьих как будто отсутствует вовсе. Последние с трудом находят верный путь, не будучи в состоянии привыкнуть к чужим местам, и постоянно сбиваются с дороги.

Однако чувство местности, как и всякая иная способность, может быть также развито правильным упражнением и практикой. Обыкновенно, когда это чувство развито слабо, мы и не интересуемся данным вопросом и не обращаем на него внимания, почему и впечатления от мест оказываются слабы и неполны, а отсюда уже и слабая память.

При слабой памяти на места и слабой способности ориентироваться на местности вам следует развить в себе таковые. Для этого вы должны внушать себе «интерес» к местам и направлениям. Вам следует подмечать и наблюдать. Без интереса успеха вы не достигнете. Вам следует чаще оглядываться и замечать границы, которые вами пройдены, направление, в котором вы проехали, и предметы, которые встречались на пути. Вы должны оглядываться и «видеть» предметы. Если вы находитесь в городе, то замечайте угловые дома и их особенности. Остановившись на несколько минут на углу, осмотритесь чтобы понять, где вы стоите. Охотно принявшись за такую работу, вы заинтересуетесь ею, и вскоре она станет для вас приятной. Прежде ваша ошибка заключалась в том, что вы не замечали вещей, мимо которых проходили. Человек с развитой способностью применяться к местности «бессознательно» замечает встречные предметы, но вам необходимо выработать привычку относиться к ним «сознательно», пока такая внимательность не станет «второй натурой» вашего разума.

Изучайте дорожные или обыкновенные карты и совершайте по ним воображаемые путешествия. Проследите направление рек от начала до устья. Делайте в воображении путешествия по железной дороге, отмечая свой путь по карте. Если вы дома, занимайтесь по какому-нибудь учебнику географии; если же выходите, замечайте предметы, направления, верстовые столбы и пр.

Если вы находитесь в большом городе, приобретите план последнего и внимательно изучайте его. Начните с какого-нибудь определенного места на карте и идите к какому-нибудь другому пункту, замечая названия улиц, по которым идете, не забывая заметить и направление их. Затем пройдите обратно по той же дороге, тщательно запоминая должные повороты. Совершите ту же прогулку по карте, но другим путем. Такое упражнение удивительно обостряет чувство местности и направления. Следует запоминать и названия улиц в том порядке, как они обозначены на плане. Таким образом, вам вполне можно будет ознакомиться с городом, где вы живете. В свободное для вас время или когда вы предпринимаете большую прогулку или путешествие, возьмите свою карту, прежде чем двинуться в путь, проследите по ней маршрут предстоящего путешествия и толком изучите его. Когда вы пойдете потом по тому же направлению, вы невольно заметите пересекающиеся улицы; благодаря предшествующей мысленной прогулке по карте даже незначительная практика этого рода покажется вам интересной, если к тому же прогуляться по незнакомому кварталу.

Карту заучивать от времени до времени хорошо как целиком, так и по частям. Смотря на карту, изучайте и ее детали. Убрав карту, постарайтесь потом нарисовать ее в общих чертах и указать на наибольшее число интересных на ней пунктов. В заключение же прибавьте и все частности, раз они имеют друг к другу отношение. Цель черчения карты, конечно, запечатлеть места и направления в памяти, но отнюдь не сделать из вас картографа или чертежника. Попрактиковавшись таким образом, вы заметите, что карта, после того как вы посмотрели на нее в течение нескольких минут и отложили в сторону, будет являться перед вашим умственным взором, как только вы закроете глаза. Быть может, первый опыт нарисовать такую умственную карту и не будет удачен; но откройте глаза, взгляните на нее еще раз, заметив то, что упустили в своем воображении. Затем, снова закрыв глаза, дополните недостающее. После немногих попыток вы достигнете возможности воспроизвести карту в уме с той же точностью, с какой чертите ее на бумаге.

Школьники иногда делают такие умственные изображения своих географических карт, много облегчая тем свои занятия географией. Долженствуя описать какую-нибудь область, они вызывают в воображении ее карту и рассказывают, как будто имея таковую перед собою в действительности. По-видимому, такое изучение карты мало вяжется со способностью ориентироваться. Но вы впоследствии увидите, что оно развивает ваш интерес и тем усиливает способность ориентации. Имейте в виду, что ходите и путешествуете вы с открытыми глазами, а потому и должны замечать, куда идете, а после воображаемых путешествий по карте такая задача будет уже интересовать вас.

Об одном американском путешественнике, ездившем по Европе в большой компании, рассказывают, что спутники его скоро заметили, до какой степени по-домашнему он чувствовал себя в совершенно чужих и незнакомых ему и им городах, зная не только названия главных улиц, но и местонахождение различных достопримечательностей, а также и дорогу к ним. Казалось, будто он уже раньше посещал эти места, хотя в действительности это было его первое путешествие за границу. Удивленные спутники попросили его объяснить такое обстоятельство, и он им сказал, что прежде, чем отправиться в какой-нибудь город, он брал карту с путеводителем и со вниманием изучал ее, примечая общий план, направления и пр.; специально же замечал расположение вокзалов и гостиниц, где он хотел останавливаться. После чего с закрытыми глазами припоминал эти места, мысленно прогуливаясь между ними. Получаса ему хватало, чтобы ознакомиться с таким «положением» и без затруднения отыскивать нужную дорогу. Таким способом он изучил Кельн, Прагу, Вену, Дрезден, Лондон, Париж и другие города.

Карты, изученные с интересом, становятся для вас реальностью и составляют связь между действительностью и мысленной картиной. Нужно помнить, что, упражняясь, как указано здесь, вы развиваете не только память, но и самую способность удерживать ясные впечатления, от которой зависит память.

Всякая способность может развиться с помощью интереса и практики. Раз вы помните это, ключ ко всякому самопознанию и совершенствованию находится в ваших руках.

Автор: Йог Раманантата, Йог Рамачарака
Источник: книга «Упражнения Йоги для развития памяти»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

О проекте

Самтулана - помощь в достижении долголетия, омоложения и самоосознания.

Нам не интересно, что именно вы считаете важным в своей жизни и не собираемся менять ваши убеждения посредством какой либо проповеди или догм. Мы лишь заинтересованы в том, чтобы помочь вам достичь максимума счастья и полноты жизни. Для этого есть много разных путей и только вам выбирать по какому из них идти - лишь бы вы шли по нему как можно более эффективно!

Подписка