13 общих правил, от которых зависят впечатления, полученных памятью

Статья эта, при внимательном изучении, даст прекрасное понимание теории и практики ухода за памятью и опять-таки окажется богатой пищей для размышлений. Следующие принципы дадут вам общее понятие о законах, управляющих восприятием, сохранением и оживлением впечатлений, полученных памятью. Для изучающего они, вероятно, будут интересными и помогут ему запечатлеть в уме законы, управляющие психическими процессами, известными нам под названием «память».

Принцип I. Пользуйтесь сосредоточением так, чтобы получалось впечатление достаточно интенсивное для быстроты последующего оживления его
Необходимо, чтобы ум был прямо направлен на предмет, впечатление от которого мы желаем сохранить в памяти, с тем чтобы иметь возможность припомнить его с наименьшим усилием впоследствии. Говоря вообще, сила впечатления прямо пропорциональна количеству интереса и внимания, уделяемых самому предмету. Соответственно этому, крайне важно на практике развивать внимание и интерес, дабы иметь способность сохранять отчетливое впечатление. Поступая так, мы постепенно приобретаем хорошую память.

Принцип II. Заносить в память первое впечатление следует точно, а не расплывчато
Очень многое зависит от остроты первого впечатления. Первичное впечатление есть основание, на котором возводятся все последующие, и если оно неотчетливо, то очень трудно окажется исправить небрежность впоследствии, потому что при этом должно произойти вычеркивание первоначального впечатления и создание нового первичного, так как иначе в памяти будет полный беспорядок. Поэтому при получении первого впечатления от какого-нибудь предмета вам следует сосредоточить на нем возможно большее внимание и интерес.

Принцип III. Включать во впечатление слишком много подробностей зараз не следует
При соблюдении этого принципа изучающий избегает лишней работы и потери энергии. Лучший способ – наметить сначала главные черты предмета, затем присоединять к ним следующие, менее крупные подробности; потом переходить к еще менее важным и закончить сравнительно незначительными деталями. При составлении общего понятия предмета, подлежащего изучению, некоторые из подробностей будут выделяться более ясно. Сначала изучать предмет следует в главных его чертах, затем переходить к второстепенным, которые выступят более резко по изучении главных, и т.д., пока не изучится весь предмет во всех его подробностях. Таким образом получится полное представление о предмете с самого его «основания», так что вам будет вполне легко припомнить любую из его частей и в то же время вы сможете сознавать отношение этой последней к каждой из остальных.

Это единственный разумный способ изучения. Следуя этому методу, вы будете рассматривать изучаемый предмет как дерево. Начните с основания, мысленно представляя его как бы стволом, затем принимайтесь за более толстые ветви, потом приступайте к прутьям и наконец – к листьям. Начиная изучение нового предмета, лучше прочесть сначала наиболее элементарное руководство по данному вопросу; изучив его, принимайтесь за более серьезное и т.д. Многие делают ошибку, читая сперва наиболее сложное руководство; последствия обыкновенно таковы, что они не знают вопроса подробно, а имеют лишь смутное понятие о целом. Некоторые преподаватели советуют старательно изучить тот или иной вопрос по какому-нибудь энциклопедическому словарю и лишь затем приниматься хотя бы за самую элементарную книгу. По закону природы мы прежде «ползаем» и только потом начинаем уже «ходить». Закон этот распространяется и на процессы изучения и запоминания.

Принцип IV. Часто оживляя впечатление, вы увеличиваете тем его интенсивность
Весь вопрос ухода за памятью до такой степени зависит от одного этого принципа, что устранение его означало бы крушение и всего нашего здания. Помните, что речь идет о сознательном оживлении первичного впечатления, а не о получении повторного. Этим способом впечатление делается не только интенсивнее, но и воля привыкает к вспомогательной деятельности и чрез короткое время оживление впечатления делается автоматическим; постоянным оживлением впечатление все сильнее закрепляется в памяти и оживляется с наименьшей затратой усилия. Следуя первым трем принципам, вы получите впечатления со значительной степенью ясности, а последовательной практикой и оживлением вы добьетесь удивительно глубокого и длительного впечатления от наблюдаемого предмета. Один из передовых западных исследователей этого вопроса иллюстрирует данный принцип встречей одного человека с незнакомцем, с которым он проводит целый вечер и которого оказывается не в состоянии узнать несколько дней спустя. Этот автор обращает внимание наше на то, что если постороннее лицо видеть только по 5 минут, но зато в течение четырех недель, то его окажется легче узнать впоследствии, так как это повторное впечатление крепко запечатлеется в уме.

Принцип V. При желании оживить какое-либо впечатление не следует прибегать к самому предмету, так как при этом впечатлению придается наибольшая интенсивность
Суть здесь в том, что впечатление должно оживляться без посредства самого оригинала, а лишь мысленно по мере возможности. Конечно, вы можете обнаружить, что не знаете некоторых подробностей; тогда необходимо вернуться к предмету и пополнить впечатление, но все-таки сперва следует стараться припомнить то, что было уже замечено, и таким образом придать впечатлению большую интенсивность. Постепенно запоминаемые подробности нужно припоминать точно таким же путем, вследствие чего каждое следующее оживление впечатления будет заключать в себе больше подробностей и будет более полным. Если вы будете смотреть на предмет ежедневно в течение месяца, вы не будете знать о нем даже и половины того, что узнали бы, старательно изучив его в первое время и пытаясь потом мысленно воспроизводить его в воображении или на бумаге при помощи карандаша, и если следовали бы такому способу действия ежедневно в течение недели, подмечая с каждым разом новые подробности. Таким образом, обзор второго дня доставил бы подробности, которые не произвели достаточно интенсивного впечатления накануне, но которые присоединяются при достаточно внимательном наблюдении к впечатлению первого дня. «Непрослушанный урок быстро забывается».

Принцип VI. Лучше стараться оживить первое впечатление предмета, нежели пытаться получить новое
Этот принцип вполне сходен с предшествующим; он учит, что нам должно больше полагаться на свою память, чем обращаться к предмету, как только найдем, что не можем достаточно быстро припомнить подробности. Пользуйтесь памятью, через что укрепите ее, вместо того чтобы пользоваться ею только тогда, когда к этому принуждает отсутствие самого предмета. Поступать иначе – это все равно, что постоянно переписывать таблицу умножения, дабы она каждый раз оказывалась под рукой, когда нам нужно перемножить пару чисел; хотя, конечно, так действовать легче, чем раз и навсегда выучить таблицу умножения или упражнять память. Если мы зависим от новополученного впечатления, а не от оживления старого, мы никогда ничему толком не научимся и постоянно будем принуждены учить свой урок снова и снова.

Принцип VII. Начиная в первый раз изучать что-либо и не имея еще первичного впечатления, полезно думать об аналогичном впечатлении, чтобы установить умственную ассоциацию
В некоторой степени этим принципом облегчается получение впечатлений от нового предмета, потому что, сопоставляя последний с чем-нибудь уже известным, вы имеете преимущество ассоциации и выгоду связи нового впечатления с другим, уже запечатленным в вашем уме. Это то же, что и рассматривание новой подробности предмета и введение ее в следующее оживленное впечатление, чрез что приобретается преимущество первичного сильного впечатления и является как бы гвоздь, на который можно повесить новое впечатление. Если вы встречаетесь с человеком, у которого фамилия Томсон, и находите трудным запомнить его фамилию, то полезно думать, что этот человек носит ту же фамилию, что и ваш близкий друг, у которого тоже фамилия Томсон, чего вы никогда не забываете. Таким образом, 2 человека и их фамилии связаны в вашей памяти, и вам будет очень легко вспомнить фамилию нового знакомого, составив такую ассоциацию. При изучении нового предмета следует стараться сопоставить его с предметом, уже для вас известным и наиболее близко с ним ассоциированным. Если вы можете связать предмет с чем-нибудь ему подобным, новый предмет станет в вашем уме частью старого, и вы уже не будете с ним обращаться как с новым пришельцем. Разум, по всей видимости, консервативен, и лучше обращаться с новым знакомым, если его знает какой-нибудь старый.

Принцип VIII. Полезно бывает установить серию умственных ассоциаций так, чтобы одно из впечатлений могло оживить следующее из той же серии
Раз одна из частей одного и того же целого оживлена, разум очень быстро вызывает и остальные части, и образованная таким образом из некоторого числа предметов цепь, каждое звено которой – часть одного целого, свободно будет перебираться нами в том и другом направлении независимо от того, с какого звена мы начали. Полезно составлять из различных частей одного целого серию, размещая части эти в возможно более логическом порядке. Новая часть, введенная впоследствии на должное место, будет припоминаться так же легко, как и старая. Действие ассоциаций при припоминании поразительно. Для ребенка гораздо легче запомнить букву Н, если он знает М, потому что он ассоциирует Н с этой последней. И мы увидим, что память наша при ассоциировании предметов во многих отношениях удивительно похожа на память ребенка, когда тот заучивает азбуку или таблицу умножения. Если вы не в состоянии вспомнить что-либо в любой момент, самое лучшее иметь свободный конец нити, которую вы будете сматывать, пока не наткнетесь на желаемое; это заставило бы среднего человека называть наугад улицы в центре города, но если он начнет с первой, он назовет их по порядку без особых затруднений. Точно также для ученика легче назвать президентов Соединенных Штатов или королей Англии, если он начнет с Вашингтона или Вильгельма-Завоевателя. Но попросите его назвать их в разбивку, он запутается. Мы находим, что вещи, которые лучше всего нами помнятся, соединены в нашей памяти с чем-нибудь непосредственно предшествующим им или же следующим за ними, то есть так или иначе имеющим прямое отношение к припоминаемой вещи. При составлении умственных серий руководствуйтесь всегда порядком азбуки или списка президентов; закрепите хорошенько в своей памяти первый предмет, затем переходите ко второму и т.д.

Принцип IX. При изучении или исследовании какого-либо предмета следует пользоваться всеми своими способностями
Ценность этого принципа ясно будет видна, если мы вспомним, что каждая способность дает нашему разуму отдельное впечатление, и когда мы пользуемся не одной, а многими способностями при изучении предмета, мы получаем столько же отдельных впечатлений, сколькими способностями мы пользовались. При старании запомнить какое-нибудь название или число нам очень поможет то обстоятельство, если мы напишем его и изучим при посредстве зрения, так как здесь у нас получаются абстрактное впечатление предмета, впечатление звуковое и зрительное. При припоминании его нам может помогать общее понятие его, его звук или впечатление от его названия, написанного буквами. Многие декламаторы утверждают, что расположение некоторых слов и фраз появляется перед их умственным взором, будто перед ними находится страница, с которой они читают. Проповедники, пишущие свои проповеди и изучающие их по рукописям, говорят, будто видят положение каждого параграфа и каждого слова, которое они хотят произнести, как оно являлось в рукописи. Публичные ораторы подтверждают то же.

Многие не могут запомнить названия, не повторив его несколько раз вслух. Много примеров применения этого принципа представится вам, если вы будете заниматься развитием памяти.

Принцип X. Слабые способности сильно улучшаются от надлежащего упражнения
При затруднении припоминать впечатления, первоначально полученные путем какой-либо слабой способности, полезно начать упражнять эту способность с той целью, чтобы она была в состоянии заносить более сильные впечатления. При развитии известного количества способностей вы будете получать большее число интенсивных впечатлений и в силу этого вам будет легче припоминать желаемую вещь, потому что большая часть впечатлений усилилась и при желании может быть вызвана с большей легкостью.

Принцип XI. Трудность при припоминании какого-либо впечатления преодолевается старанием оживить впечатление, полученное одновременно с первым, или же старанием припомнить какое-либо ассоциированное с ним понятие
Пример применения этого принципа дает нам человек, который не в состоянии припомнить имени или фамилии. Несмотря на все старания, фамилия не попадает в область его сознания. Тогда он начинает перебирать азбуку, то и дело останавливаясь и задумываясь над каждой буквой. Случается часто, что мысль о первой букве фамилии приводит на память и самое фамилию. Начальная буква имени часто вспоминается яснее, чем остальные, приходящие на ум лишь после того, как припомнилась первая. Если этот способ не помогает, попробуйте другой, стараясь вспомнить самого человека, его наружность, разговор, время и место, где вы вначале услыхали его имя, и т.д., а если это название предмета, применяйте то же правило и старайтесь припомнить обстановку, свойства предмета и проч.

Принцип XII. При припоминании какого-нибудь впечатления следует подумать о какой-либо определенной вещи, связанной с ним, и пересмотреть другие, полученные в то же время впечатления и это лучше, чем стараться припомнить его неясно
Если принцип XI применяется вами без заметного успеха и вы не можете припомнить ни одного впечатления, полученного в то же время или ассоциированного с первым, то вам следует стараться припомнить впечатление чего-либо связанного тем или иным образом с припоминаемым предметом и, по возможности, обстоятельство, при котором было получено впечатление. Вообразите себя в положении и при обстоятельствах, бывших при получении этого впечатления, и нередко через это у вас побудится к деятельности ход мыслей, который и вынесет в поле сознания желаемое впечатление.

Принцип XIII. Если первичное впечатление припоминается непроизвольно после первой безуспешной попытки припомнить его произвольно, заметьте его ожившее впечатление для последующего пользования
Непроизвольное припоминание вещи, которую разум вначале отказывался припомнить, является, конечно, усилием предсознательной его функции, но при внимательном исследовании окажется, что оно вошло в поле сознания вслед за другой мыслью, хотя связь между ними и незаметна на первый взгляд. Запоминая ожившее его впечатление, то есть то, которое вошло в поле сознания как раз перед ускользавшим впечатлением, вы вернете его по желанию, несмотря на промежуток времени, который пройдет после того, как слово снова забудется. Отметив же неясную связь, вы откроете целое поле для мысли, и у вас будет ключ к дальнейшему познанию громадной области памяти.

Автор: Йог Раманантата, Йог Рамачарака
Источник: книга «Упражнения Йоги для развития памяти»

Это может быть вам интересно
Подписаться
Уведомление о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии