Шестая сутра из Вигьяна Бхайрава Тантры: «Фокусируйся на промежуток в течение твоей дневной деятельности»

[Вигьяна Бхайрава Тантра] Шестая сутра: «Фокусируйся на промежуток в течение твоей дневной деятельности»

Шестая техника из ста двенадцати методов Вигьяна Бхайрава Тантры: «Занимаясь мирской деятельностью, удерживай внимание между двумя дыханиями, и, практикуя это, в несколько дней будешь рождена заново».

Забудьте о дыхании — удерживайте внимание на промежутках между ними. Одно дыхание вошло внутрь: прежде, чем оно начнет возвращаться, прежде чем начнется выдох, возникнет некоторый промежуток, временной интервал. Одно дыхание полностью вышло; прежде, чем оно направится в обратную сторону — промежуток. Это должно делаться непрерывно. Эта шестая техника должна исполняться непрерывно. Вот почему это подчеркивается: «занимаясь мирской деятельностью…» Что бы вы ни делали, удерживайте свое внимание на промежутке между двумя дыханиями. Но это должно практиковаться во время обычной деятельности.

(далее…)

Пятая сутра из Вигьяна Бхайрава Тантры: «Сфокусируй свое внимание на третьем глазе»

[Вигьяна Бхайрава Тантра] Пятая сутра: «Сфокусируй свое внимание на третьем глазе»

Пятая техника из ста двенадцати методов Вигьяна Бхайрава Тантры: «Внимание между бровями, пусть ум будет находиться перед мыслями. Дай форме заполниться сущностью дыхания до верхней части головы, а там — поток как свет».

Пифагор поехал с этой техникой в Грецию и там, фактически, стал началом, источником всего западного мистицизма. Он является отцом всего мистицизма на Западе.

Эта техника является одним из самых глубоких методов. Попытайтесь понять это: «Внимание между бровями…» Современная физиология, научные исследования говорят, что между 2-мя бровями имеется железа, которая является наиболее таинственной частью нашего тела. Эта железа, называемая шишковидной, является согласно тибетским воззрениям третьим глазом — «шиванетра»; согласно тантрическим воззрениям — это глаз Шивы. Между 2-мя глазами существует третий глаз, но он не функционирует. Он здесь, он может функционировать в любой момент, но обычно он не функционирует. Вы должны сделать с ним нечто, чтобы открыть его. Он не является незрячим; он просто закрыт. Эта техника предназначена для того, чтобы открыть третий глаз.

(далее…)

Как одновременно работать и практиковать осознание дыхания?

Как одновременно работать и практиковать осознание дыхания?

Если вы будете испытывать метод осознания своего дыхания, если вы будете обращать внимание на свое дыхание, то вы не сможете делать что-либо еще, все внимание уйдет на осознание. А если вы будете вынуждены делать что-либо еще, то вы не сможете осознавать свое дыхание.

Так и случится, поэтому в самом начале выберите конкретное время утром, вечером или в любое другое время. В течение одного часа делайте только упражнения, не делайте больше ничего. Делайте только упражнения. Если вы будете настроены на них, то не будет никаких проблем. Вы сможете ходить по улицам, и вы сможете быть осознающим.

Между «осознанием» и «вниманием» имеется разница

Когда вы обращаете внимание на что-нибудь, то это исключительность — вы лишаете своего внимания все остальное. Так что в действительности это какая-то напряженность. Вот почему это называется вниманием. Вы обращаете внимание на что-то одно за счет всего остального. Если вы обращаете внимание на ваше дыхание, то вы не можете обращать внимание на ходьбу или на вождение автомобиля. И не пытайтесь делать это во время вождения, поскольку вы не можете обращать внимание и на то, и на другое.

(далее…)

Как может осознание промежутка в дыхании привести к просветлению?

Как может осознание промежутка в дыхании привести к просветлению?

Вопрос: «Как это возможно, чтобы путем простого осознания конкретного момента в процессе дыхания можно было достичь просветления? Как возможно стать свободным от неосознанности всего лишь осознанием такого кратковременного промежутка в дыхании?»
Ответ: Этот вопрос является очень важным и, по всей вероятности, многим приходит в голову. В связи с ним многое должно быть понято. Первое — это мысль о том, что божественности трудно достигнуть. Ни то и ни другое, то есть, нет ни трудности, ни достижения. Кто бы вы ни были, вы уже божественны. Ничего нового не нужно добавлять к вашему существу и ничего не нужно отнимать; вы настолько совершенны, насколько это возможно. Это не означает, что вы собираетесь быть совершенным когда-либо в будущем, это не означает, что вы должны сделать что-нибудь трудновыполнимое, чтобы стать самим собой. Это не путешествие в какую-то другую точку пространства; вы не должны отправляться куда-либо. Вы уже здесь. То, что вы должны достигнуть, уже достигнуто. Эта идея должна проникнуть глубоко внутрь, только тогда вы будете в состоянии понять, почему могут помочь такие простые техники.

Если божественность является некоторым достижением, тогда конечно оно должно быть трудным — не только трудным, но практически невозможным. Если вы уже не являетесь божественными, то вы и не можете ими быть, вы никогда не сможете ими быть, потому что как небожественное может стать божественным? Если вы уже не являетесь божественными, то такой возможности и нет, нет никаких способов для достижения этого. И не имеет значения, какие усилия вы будете прилагать. Усилия того, кто уже не является божественным, не могут создать божественность. Если вы не божественны, ваши усилия не могут создать божественного. Тогда это невозможно.

(далее…)

Четвертая сутра из Вигьяна Бхайрава Тантры: «Осознай момент остановки дыхания»

[Вигьяна Бхайрава Тантра] Четвертая сутра: «Осознай момент остановки дыхания»

Четвертая техника из ста двенадцати методов Вигьяна Бхайрава Тантры: «Или, когда дыхание на выдохе полностью закончилось и приостановилось или когда на вдохе оно полностью закончилось и остановилось — в такие универсальные паузы малое «я» человека исчезает. Это трудно только для нечистых».

Но тогда это трудно для всех, потому что он сказал: «Это трудно только для нечистых».

Кто сейчас является чистым?

Эта техника трудна для вас; вы не сможете практиковать ее. Но иногда внезапно вы сможете ощутить ее. Вы ведете автомобиль и вдруг вы чувствуете, что попали в аварийную ситуацию. Дыхание остановится. Если вы выдохнули, вы остановитесь на выдохе. Если вы вдохнули, вы остановитесь на вдохе. Вы не можете дышать в аварийной ситуации; вы не сможете преодолеть ее. Все останавливается, умирает.

(далее…)

Третья сутра из Вигьяна Бхайрава Тантры: «Наблюдай точку слияния двух дыханий»

[Вигьяна Бхайрава Тантра] Третья сутра: «Наблюдай точку слияния двух дыханий»

Третья техника из ста двенадцати методов Вигьяна Бхайрава Тантры: «Или, когда бы ни произошло слияние вдоха и выдоха, в этот самый момент прикоснись к центру, пустому, но наполненному энергией».

Мы разделены на центр и периферию

Тело является периферией; мы знаем тело, мы знаем периферию. Мы знаем окрестности, но мы не знаем, где расположен центр. Когда выдох сливается с вдохом, когда они становятся единым целым, когда мы не можем сказать, вдох это или выдох… когда трудно разграничить и определить, идет дыхание наружу или внутрь, когда дыхание уже проникло внутрь и начинает двигаться наружу, тогда и происходит слияние. Это ни движение наружу, ни движение внутрь. Дыхание является статичным. Когда оно идет наружу, оно является динамичным; когда оно идет внутрь, оно является динамичным. Когда оно ни то, ни другое, когда оно молчит, не движется, тогда вы около центра. Точка слияния входящего и выходящего дыхания является вашим центром.

Взгляните на это таким образом: когда дыхание идет внутрь, куда оно идет? Оно идет в ваш центр, оно прикасается к вашему центру. Когда оно идет наружу, откуда оно идет? Оно движется из вашего центра. К вашему центру нужно прикоснуться. Вот почему мистики Дао и мистики Дзэна говорят, что голова не является центром, пупок является вашим центром. Дыхание идет к пупку, а затем от него. Оно идет к центру.

(далее…)

Вторая сутра из Вигьяна Бхайрава Тантры: «Наблюдай точку поворота между двумя дыханиями»

[Вигьяна Бхайрава Тантра] Вторая сутра: «Наблюдай точку поворота между двумя дыханиями»

Вторая техника из ста двенадцати методов Вигьяна Бхайрава Тантры: «Когда дыхание поворачивает от вдоха к выдоху и когда оно снова поворачивает от выдоха к вдоху — при обоих этих поворотах осознай их».

Она похожа на первую, но с небольшими изменениями. Теперь упор делается не на промежуток, а на поворот. Выдох и вдох представляют собой замкнутую линию. Помните, это не две параллельные линии. Мы всегда думаем о них как о 2-х параллельных линиях — дыхание, идущее внутрь, и дыхание, идущее наружу. Думаете ли вы, что это две параллельные линии? Нет. Дыхание, идущее внутрь, является половиной замкнутой линии; дыхание, идущее наружу, является ее второй половиной.

Итак, поймите следующее: во-первых, вдох и выдох составляют замкнутую линию. Это не параллельные линии, потому что параллельные линии нигде не встречаются. Во-вторых, дыхание, идущее внутрь, и дыхание, идущее наружу, не являются двумя дыханиями, это одно дыхание. То же самое дыхание, которое идет внутрь, идет и наружу, поэтому внутри должен быть поворот. Где-то дыхание должно поворачивать. Должна существовать точка, где входящее дыхание превращается в выходящее.

Почему делается упор на повороте?

Потому что Шива говорит: «Когда дыхание поворачивает от вдоха к выдоху и когда оно снова поворачивает от выдоха к вдоху — при обоих этих поворотах осознай их». Очень просто, но он говорит: «осознайте повороты, и вы осознаете самих себя».

(далее…)

Первая сутра из Вигьяна Бхайрава Тантры: «Наблюдай промежуток между двумя дыханиями»

[Вигьяна Бхайрава Тантра] Первая сутра: «Наблюдай промежуток между двумя дыханиями»

Первая техника из ста двенадцати методов Вигьяна Бхайрава Тантры: «О, лучезарная, это переживание может начаться между двумя дыханиями. После того, как дыхание войдет (внутрь) и как раз перед тем, как оно выйдет (наружу) — благотворность».

После того, как дыхание войдет, то есть пройдет вниз, и как раз перед тем, как оно вернется обратно, то есть пойдет вверх — благотворность. Осознайте момент между этими двумя точками… и случилось. Когда вы вдыхаете, наблюдайте. В течение одного мгновенья или тысячной доли мгновенья дыхания нет — перед тем, как повернуть вверх, перед тем, как повернуть наружу. Дыхание вошло внутрь; затем наступает некоторый момент, когда дыхание останавливается. Затем дыхание идет наружу. Когда дыхание вышло наружу, тогда снова на одно мгновенье или на долю мгновенья дыхание останавливается. Затем снова вдох.

Перед вдохом и перед выдохом имеется момент, когда дыхания нет

В этот момент и может случиться просветление, поскольку, когда вы не дышите, вы не находитесь в мире. Поймите это: когда вы не дышите, вы мертвы; вы все еще существуете, но вы мертвы. Но этот момент так краток, что вы его не наблюдаете.

(далее…)

Различия между Йогой и Тантрой

Являются ли традиционная Йога и Тантра одним и тем же?

Тантра и Йога принципиально различны. Они достигают одной и той же цели, однако их пути являются не только различными, но даже противоположными. Поэтому это должно быть понято очень ясно. Процесс Йоги также является методологией, Йога также является техникой. Йога не является философией. Так же, как и Тантра, Йога опирается на действие, метод, технику. И в Йоге делание ведет к постижению человеческой сущности, но соответствующие процессы являются различными.

В Йоге вы должны сражаться; она представляет собой путь воина. На пути Тантры вы совсем не должны сражаться. Скорее наоборот, вы должны быть снисходительными, — но с осознанием этого.

Йога является подавлением с осознанием этого, Тантра является снисходительностью с осознанием этого.

Тантра утверждает, что кем бы вы ни были, предельное не против этого. Это рост — вы можете расти, чтобы стать предельным. Нет никакой противоположности между реальностью и вами. Вы являетесь частью ее, поэтому нет необходимости в борьбе, в конфликте, в противодействии природе. Вы должны использовать природу; вы должны использовать что угодно на пути к запредельному.

В Йоге, для того, чтобы выйти за пределы, вы должны сражаться с самим собой. В Йоге мир и мокша, освобождение — вы, такой, какой вы есть, и вы, такой, каким вы должны быть — являются двумя противоположными вещами. Подавите, поборите, растворите то, чем вы являетесь, чтобы вы могли достигнуть того, чем вы можете быть. В Йоге выход за пределы является смертью. Для того чтобы родилось ваше реальное существо, вы должны умереть.

(далее…)

Что такое Вигьяна Бхайрава Тантра: философия или наука?

Что такое Вигьяна Бхайрава Тантра: философия или наука?

Мир Вигьяны Бхайравы Тантры не является интеллектуальным, он не является философским

Говорить о ней, как о доктрине, бессмысленно. Она связана с методом, с техникой, а совсем не с принципами. Слово «тантра» означает технику, метод, путь. Поэтому она не является философией — запомните это. Она не связана с интеллектуальными проблемами или запросами. Она не связана с «почему» различных вещей, она связана с «как»; не с вопросом «что есть истина», а с вопросом «как можно постичь истину».

Тантра означает технику

Так что трактат «Вигьяна Бхайрава Тантра» является научным. Наука не связана с вопросом «почему», наука связана с вопросом «как». В этом основное отличие науки от философии. Философия спрашивает: «Почему это существует?» Наука спрашивает: «Как это существует». В тот момент, когда вы задаете вопрос «как», становится важным метод, техника. Теории становятся бессмысленными, центром всего становится переживание.

Тантра является наукой, а не философией

Понять философию нетрудно, поскольку для этого требуется только ваш интеллект. Если вы можете понимать язык, если вы можете воспринимать понятия, вы можете понимать философию. Вы не должны меняться, от вас не требуется трансформация. Таким, как вы есть, вы можете понимать философию — но не Тантру.

Вам потребуется изменение… даже, скорее, мутация. Пока вы не станете другим, вы не сможете понять Тантру, поскольку Тантра — это не интеллектуальное суждение, а переживание. Оно не придет к вам, пока вы не будете восприимчивыми, готовыми, уязвимыми.

(далее…)