Комоедица

[Праздник] Комоедица

Комоедица, Комоедицы – народный белорусский праздник, посвященный встрече весны и пробуждению медведя.

«В этот день приготавливаются особые кушанья, именно: на первое блюдо приготавливается сушеный репник в знак того, что медведь питается по преимуществу растительною пищею, травами; на второе блюдо подается кисель, потому что медведь любит овес; третье блюдо состоит из гороховых комов, отчего и самый день получил название «комоедица». После обеда все — стар и мал — ложатся, не спят, а поминутно самым медленным способом перекатываются с бока на бок, как можно стараясь приноровиться к поворачиванию медведя».

(далее…)

Это может быть вам интересно

Починки

[Праздник] Починки

Починки – праздничный день в народном календаре.

Отмечают 3 (16) февраля, на следующий день после Сретения Господня, или Громницы.

Другие названия праздника

  • Власий – большие лужи
  • Попразднство Сретения (христ.)
  • Семен и Анна – расчинай починки
  • Семен с Анной упряжь чинят
  • (далее…)

    Это может быть вам интересно

    Крещенский сочельник

    [Праздник] Крещенский сочельник

    Крещенский Сочельник, или Навечерие Богоявления, – православный праздник, отмечаемый в Русской православной церкви в ночь с 5 (18) января на 6 (19) января.

    Вечером в Крещенский сочельник (Крещенский вечер) готовятся к празднованию Богоявления Господня (Крещения) и держится строгий пост, также, это последний день коляд, последние святочные гадания, «крещенская» вода, обладающая целебными свойствами, набирается из водоемов и колодцев. Православная церковь относит этот праздник к числу двунадесятых. Этот день является напоминанием о крещении Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Предтечей (Крестителем).

    (далее…)

    Это может быть вам интересно

    Бабьи каши

    [Праздник] Бабьи каши

    Бабьи каши – древний славянский праздник, отмечается русскими и белорусами 26–27 декабря (8–9 января по новому стилю), болгарами – 8 января, сербами – 28 декабря (10 января по новому стилю). Праздник уходит корнями в далекое прошлое, к почитанию богинь-матерей. В этот день особые почести традиционно воздают роженицам и бабкам-повитухам.

    Другие названия

  • Бабий день
  • Бабин дан (серб.)
  • Бабинден (болг.)
  • Бабинцы (брян.)
  • Бабины
  • Дарий – год дарит
  • День гусляра пророка Давида
  • День повивальных бабок и рожениц
  • Зімні пакроўчык (белорус.)
  • Маладзены (белорус.)
  • Праздник Рода и рожаниц
  • Праздник собора пресвятой Богородицы (христ.)
  • Святая Богородица (белорус.)
  • (далее…)

    Это может быть вам интересно

    Щедрый вечер

    [Праздник] Щедрый вечер

    Щедрый вечер, или Шедрец, – славянский народный праздник на Руси, празднуется 31 декабря (13 января), который приходится на Большие зимние святки (Большие Велесовы святки) – один из самых любимых периодов года для славян, длящийся 12 дней – с 24 декабря по 5 января. День Коляды (25 декабря) не входил в число святочных дней. Сами Святки делились на две шестидневные части – светлую и темную, первую часть которой завершал Щедрый вечер. Празднование Щедреца идет еще с языческих времен и связан с зарождением нового Солнца после того, как власть Корочуна начинает слабеть.

    В христианской Руси этот день имел название преподобной Мелании (Меланки, Маланки, Миланки).

    Другие названия праздника

  • Авсень
  • Багатая куцця (белор.)
  • Богатый вечер
  • Васильева каляда
  • Васильева каша
  • Васильевская коляда
  • Жирная кутья
  • Каза (белор.)
  • Кесаретский поросенок
  • Конiкi (белор.)
  • Куготы (белор.)
  • Куцця з каўбасой (белор.)
  • Куцця святого козліка (полес.)
  • Ласточки (полес.)
  • Маланья
  • Маланья толстая
  • Меланка (укр.)
  • Меланьи-желудочницы
  • Оготуха (полес.)
  • Овсень
  • Окончание праздника Рождества (христ.)
  • Порезуха
  • Сільвестр (белор.)
  • Сировари (серб.)
  • Сочельник (словак.)
  • Щедрец
  • Щедрий Вечір (укр.)
  • Щедровки (полес.)
  • Шчодрая куцця
  • Шчодры вечар (белор.)
  • Шчодрык (белор.)
  • (далее…)

    Это может быть вам интересно

    Коляда

    [Праздник] Коляда

    Коляда – рождественский сочельник у славян, праздник Рождества Христова, и Святок от Рождества до Крещения. Обязательные атрибуты праздника: веселые переодевания (укрощать себя могли масками, рогами или шкурами), колядование, колядные песни, обязательное вручение подарков колядовщикам, игры для молодежи и мистические гадания.

    Этимология

    Д. Щепкин увидел в указанном слове «колед», который значит «вокруг идущий», или «коледа» в значении «круговые яства». П. Бессонов говорил «колоду» – «зажженный пень». Н. Костомаров утверждает, что это слово происходит от существительного «коло» (колесо).

    По мнению А. Б. Страхова, не существует оснований для отнесения заимствования слова «коляда» к периоду праславянской древности. Этот термин славяне заимствовали в качестве аргонизма или профессионализма в сфере священнослужения. В глубокой древности это слово означало «подарки, подаяние, которые собираются духовенством». Однако существует мнение, прямо противоположное мнению А. Б. Страхова. Авторы академического издания «Славянские древности: Этнолингвистический словарь» (1995-2012) утверждают, что обычай осуществлять колядование имеет корни в языческой традиции.

    (далее…)

    Это может быть вам интересно

    День богини Мокоши

    [Праздник] День богини Мокоши

    Мокошь (Макошь) – богиня в славянской мифологии, образ которой связывают с такими ремеслами как ткачество и прядение. Издревле исполняя роль покровительницы рода и защитницы незамужних девушек и матерей, Мокоши была настолько важна для предков славян, что идол женского божества наравне с мужскими богами стоял в киевском капище, воздвигнутом князем Владимиром. Некоторые источники утверждают, что данный культ возник несколько десятков тысяч лет назад. Богиня упоминается и в «Повести временных лет», где замыкает ряд важнейших богов Киевской Руси. Прядение судьбы – также одно из занятий Мокоши, ведь полотно олицетворяло в верованиях древних славян жизнь и судьбу человека.

    Этимология названия и назначение божества

    Мокоши в славянском язычестве – покровительница и защитница женского начала, богиня, к которой обращались с просьбой дать легкие роды и сильных, здоровых детей для достойного продолжения рода. Точная трактовка имени потерялась в глубине веков, но ученые предлагают несколько логичных и довольно интересных теорий. В. Н. Топоров и В. В. Иванов связывают происхождение названия с древним словом «mokos», что означало «прядение». Данная теория отлично прослеживается во многих народных поверьях, верованиях и обрядах. Например, нельзя оставлять кудель, ведь «Мокоша опрядет», а заниматься ткачеством или прядением в день богини, которым считалась пятница, строго запрещалось. По верованиям восточных славян мифологическая Пятница, получившая многие черты от представляемого образа Мокоши, «ходит исколотая иглами и изверченная ветеренами». За столь отталкивающую внешность были в ответе те нечестивые женщины, что осмеливались прясть или шить в посвященный богине день недели. Существовал специальный обряд подношений «мокриды», когда кудель и пряжа приносились в жертву и сбрасывались в колодец. Поэтому ряд исследователей и теоретиков интерпретируют Мокошь как покровительницу ремесленнических дел. Богиня представлялась древним славянам в виде женщины с огромной головой и очень длинными руками, прядущая ночами в избе судьбу человека. До сих пор широко употребляемы фразы вроде «полотно его жизни вышито черными нитками» или же «пресеклась нить жизни». Божества, прядущие судьбу, есть у самых разных народов. Известны параллели с древнегреческими мойрами и норнами, в которых верили скандинавы, следует также упомянуть и о славянских рожаницах.

    (далее…)

    Это может быть вам интересно