3 закона воспоминания: вспоминать, припоминать и узнавать

3 слова, служащих названием данной статьи, часто употребляются для обозначения одного и того же процесса. Отчасти это верно относительно 2-х первых слов. Но все же каждое из них выражает определенное понятие и обозначает различные процессы, происходящие в памяти.

Словом «вспоминать» обозначается тот процесс, когда сохраняемые впечатления снова возвращаются в сознание без усилия воли, лишь по ассоциации, сходству и проч. «Припоминать» же обозначает тот процесс, когда человек усилием воли старается вызвать сохраняемое впечатление. Вспоминать, на первый взгляд, явление чисто механическое, тогда как припоминать – действие волевое, сопровождаемое нередко громадным усилием. «Узнавать» обозначает процесс, когда мы слышим или видим вещь, которую мы знаем уже, которую слышали или видели раньше. Это сознательное ассоциирование впечатления, получаемого нами в данный момент, с тем, которое мы получили раньше. Если мы видим предмет дважды и во второй раз не «знаем», что видели его раньше, мы не узнаем его, и память сохраняет 2 различных впечатления от одного и того же предмета. Если впоследствии мы признаем тождество этих 2-х впечатлений, они сольются в одно. Авторитетами установлено 3 следующих закона воспоминания.

1. Свойство всех впечатлений – это оживлять предшествовавшие впечатления однородного характера, но предшествовавшее впечатление не будет этим способом введено снова в сознание, если только оно не является достаточно отчетливым или же не было многократно вызываемо и таким образом усилено.

2. Несознаваемо однородное впечатление, полученное тем же образом, что и предшествовавшее, будет сохраняться как отдельное впечатление. Но если предшествовавшее впечатление вызвано во время получения второго при сознании их однородности, оба впечатления ассоциируются в памяти и будут сохраняться вместе.

3. Когда восстанавливается одна часть ассоциированной группы впечатлений, другая часть при желании может восстановиться с наименьшей затратой усилия; восстановление одного впечатления облегчает восстановление любого впечатления, полученного одновременно с ним без отношения к сходству.

При рассматривании первого закона мы не должны забывать, что один человек может заметить сходство между видами, другой же не увидит никакого сходства.

Понятно, что разница эта исчезает при применении названного закона. Если сходство не замечено или не сознано, то в процессе воспоминания отсутствует и ассоциация.

Вообще процесс воспоминания является предсознательным, и мы не сознаем, что он происходит. Мы можем быть погруженными в свои мысли, которые одна за другой будут проноситься в нашем сознании, но мы не будем в это время сознавать их связи или ассоциации. Тем не менее мы часто в состоянии проследить их ход и можем увидеть тончайшую связь между различными предметами наших мыслей. Мы можем начать, например, со стола и закончить, думая о чем-нибудь совершенно другом, находящемся даже в отдаленной части света.

Когда мы вспоминаем что-нибудь, это обыкновенно случается потому, что ассоциация естественна, тесна и непосредственна. Когда же мы принуждены припомнить что-нибудь, мы должны прибегать к помощи воли, чтобы найти связь и ассоциацию между целым рядом предметов, пока не придем к утерянному впечатлению. Процесс воспоминания едва ли требует сознательного мышления, между тем как при процессе припоминания оно необходимо. Первый процесс непосредственный, второй же – подчиненный.

Мы уже сказали, что очень трудно снова вызывать впечатление, которое было воспринято поверхностно, между тем как впечатление, воспринятое ясно и отчетливо при посредстве внимания, вызывается сравнительно легко. Но слабое впечатление может усилиться от частого повторения, пока не сделается столь же отчетливым, как впечатление, ясное с самого начала и легко припоминаемое.

Впечатления, воспринятые при важных обстоятельствах, запечатлеваются ясно и сравнительно легко припоминаются.

Мы хотим обратить ваше внимание на одно важное обстоятельство, касающееся оживления впечатлений, и на вытекающее отсюда усиление первичных впечатлений путем частого оживления их. Вполне ясно, что суть всей силы процесса заключается в сознательном оживлении первичного впечатления, задерживании его в поле сознания при помощи внимания и отсылки обратно в хранилище предсознания подкрепленным новым количеством сосредоточенного на нем внимания. Сознательное оживление предшествующего впечатления вместе с новой долей сосредоточенного на нем внимания гораздо ценнее продолжительного рассматривания самого предмета, дающего это впечатление. Конечно, созерцать предмет несколько раз хорошо потому, что это открывает подробности, которые не были включены в первое впечатление. Нами уже об этом было сказано в главе о зрительных восприятиях и упражнениях.

Итак, когда при виде какого-нибудь предмета вы припоминаете какое-либо прежнее впечатление и таким образом ассоциируете его, старое впечатление делается частью нового, так что разделить их уже трудно. В нашей памяти масса неиспользованного, без дела лежащего материала, который мог бы принести нам большую пользу, если бы нам представился случай ассоциировать его. Мы иногда принимаемся за новый предмет размышлений, ассоциируем и соединяем группы несвязанных фактов, лежавших до сих пор без употребления в нашем душевном хранилище. Припоминание всегда сопровождается усилием воли найти цепь ассоциаций, которую мы желаем припомнить. Процесс этот, может быть, займет лишь долю секунды, так как ум работает быстро и цепь ассоциаций образуется скоро. Но часто проходит значительное время, прежде чем мы припомним желаемое; иногда же мы должны признать, что не в состоянии вызвать впечатление, хотя бывает и так, что предсознание, получив приказание, продолжает работать и вносит впечатление в область сознания, когда мы уже и забыли о своем желании вызвать его.

Припоминая впечатление, часто случается припоминать обстоятельства и место восприятия желаемого впечатления или то, что было до или непосредственно после припоминаемого. Разум инстинктивно напрягает все силы, чтобы закончить серию вызываемых впечатлений.

Что же касается узнавания, то мы должны различать 2 фазы – полное узнавание и частичное. Встречая человека, раньше нами виденного, мы узнаем его, то есть вспоминаем его имя, кто он, чем занимается и проч.; иначе говоря, мы узнаем его полностью. Если же мы встречаем человека, лицо которого мы вспоминаем, но имя не помним, или даже узнавая лицо и вспоминая имя, не можем вспомнить, кто он и кто он был при нашей встрече, то, значит, мы только частью узнали его. Нам случилось как-то слышать об одном господине, встретившемся с дамой, лицо которой он хотя и узнал, но вспомнить фамилию не мог. Чтобы выйти из этого неприятного положения, он прибегнул немедленно к старой хитрости. «Сударыня, я забыл, как правильно пишется ваша фамилия. Не будете ли вы любезны напомнить мне?» – сказал он. – «С удовольствием,- отвечала дама,- она пишется Д-ж-о-н-с». Когда мы встречаемся с человеком, обращающимся к нам и называющим нас по имени, но сами смутно его узнаем, мы, пробыв в его обществе некоторое время, лихорадочно «подыскиваем ему место», а затем какой-нибудь намек вдруг дает нам недостающую ассоциацию, и мы ясно вспомним все, что когда-либо знали об этом человеке.

Есть разница между воспоминанием и узнаванием. Нередко мы очень долго отыскиваем хорошо известную вещь и вдруг находим ее на месте, мимо которого проходили несколько раз и где не могли не «видеть» ее. Дело в том, что способность наша узнавать работала неудовлетворительно, и хотя мы видели предмет, но не могли узнать его. Обстоятельство это может быть устранено тем, что нам следует отчетливо нарисовать в уме предмет, который мы ищем, и это даст нам возможность узнать его, как только он попадется нам на глаза. Такой способ применим к любому предмету, как бы знаком он нам ни был, потому что, если психический образ недостаточно ясен, мы не узнаем его, даже глядя непосредственно на него, так как наша память заключает в себе только его имя, а не образ. Муж может долго искать в толпе свою жену и не находить, хотя он будет смотреть прямо на нее: беспокойство стерло у него ее психический образ.

Автор: Йог Раманантата, Йог Рамачарака
Источник: книга «Упражнения Йоги для развития памяти»

Это может быть вам интересно
Подписаться
Уведомление о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии